Средняя мотивация часто лучше, чем сильная.



Как вы, наверное, помните, редкая современная книга из области практической психологии или эзотерики обходится без фразы "ученые установили". Хотя довольно редко указывается, какие именно ученые, как именно установили, какая критика этого открытия существует и т.д. Лишь бы то, что установили эти ученые, устраивало автора. Если какой-то факт установлен учеными, то современные люди начинают ему верить, так же как средневековые верили в истинность чего-то, если оно было подтверждено в евангелии. Что ж, если у нас присутствует подсознательное доверие к ученым, то почему не обратить его себе на пользу? Например, в вопросах мотивации.

Как правило, от бедного читателя требуется уйма мотивации, чтобы достичь успеха, и если читатель успеха не достигает, это опять же всегда можно объяснить именно недостатком мотивации. Да и читатели, как правило, не чувствуют в себе неисчерпаемых запасов мотивации для саморазвития. По крайней мере, так гласит одна из самых распространенных "отмазок" делать что-либо.

Что ж, читатели, если у вас нет сильной мотивации, то вот уже лет сто это тоже не отмазка. В 1908 году исследователи Йеркс и Додсон провели эксперимент, посвященный поиску оптимума мотивации для решения задачи.

Они показывают, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. Однако результаты свидетельствуют также о том, что этот оптимум зависит и от трудности задачи, поэтому закон Иеркса -- Додсона можно сформулировать следующим образом: "С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, приближается к пороговой величине". Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах. Другими словами, при возможности сильного поощрения или наказания, человек будет склонен не экспериментировать с новым, а выбирать только простые, проверенные решения.

Еще один из негативных побочных эффектов сильной мотивации заключается в том, что она подталкивает человека выбирать энергозатратные варианты действий, в то время как средняя мотивация позволяет поиск более легких путей.

Поскольку мотивация штука переменная, и, как правило, вначале всегда выше, чем на этапе, когда практиковать все еще надо, а ярких результатов пока еще нет, то путь, выбираемый людьми с сильной мотивацией, часто оказывается слишком малоэкономичен по затрачиваемым усилиям и заставляет их бросить занятия.

В то же время выбор более легкого пути, свойственный людям со средней мотивацией, часто позволяет легче преодолеть этот этап и дождаться появления желаемых результатов, которые потом подпитывают мотивацию и способствуют успешному продолжению занятий.

А теперь, когда вы знаете, что недостаток мотивации не помеха, перейдем к следующей теме.

 

О радости и лени или сколько вы на самом деле готовы заниматься своим настроением.

Представления многих людей о счастье и радости часто внутренне противоречивы. С одной стороны, люди полагают, что счастье - это что-то труднодостижимое. И оно невозможно либо без определенных внешних обстоятельств (работа, семья, признание, и т.п.), либо для его достижения нужны годы сложных практик, медитаций, удаление в монастыри. С другой стороны, идея психотехник, способствующих достижению счастья и радости, но требующих хоть каких-то затрат внимания, натыкается на сильное сопротивление. Если человеку предложить двадцать раз за день по минуте улучшать свое настроение, то люди сразу начинают говорить что-нибудь вроде: "Двадцать раз в день! Так много! Это неосуществимо!" Хотя, если сказать им, что всего за двадцать минут в день они могут вскоре освоить иностранный язык или игру на гитаре или какое-нибудь боевое искусство, они скорей всего удивятся и не поверят, что подобное возможно при столь малых временных затратах.

Итак, как ни странно, многие, считая, что счастье - это что-то столь труднодостижимое, тем не менее, полагают, что искусство быть радостным должно быть более простым в достижении, чем, скажем, езда на велосипеде, умение рисовать или играть на музыкальных инструментах.

Человек, полчаса в день тренирующийся в, скажем, бальных танцах, в сознании большинства - любитель, но человек, двадцать раз в день по одной минуте работающий со своим настроением, по мнению того же большинства просто совершает духовный подвиг.

 

Что интересно, у людей вызывает доверие, когда им говорят, что для перманентного пребывания в состоянии радости нужно осваивать специальные сложные техники в течение двадцати лет, или наоборот - можно освоить все необходимое за четырехдневный семинар... А вот идея поработать над своим настроением каждый день месяца четыре, как правило, энтузиазма и доверия не вызывает.

И кажется мне почему-то, что связано это опять все с тем же вопросом взятия на себя ответственности - каждый ведь из нас в принципе подспудно отдает себе отчет, что вот если конкретному мне даже и подробнейшим образом описать весь двадцатилетний цикл тренировок, то шанс, что я к нему приступлю прямо сейчас, а не с гипотетического понедельника, настолько мал, что в расчет можно и не брать...

Другой довод, часто встречающийся при сопротивлении самой идеи заниматься своим настроением, это довод что радость должна приходить сама... Быть естественной. И опять же почему-то никто не ожидает, что к человеку естественным образом придет, скажем, хорошая осанка. То есть вы, конечно, будете иногда ходить и прямо, но ваша осанка, будет сильно отличаться от осанки того, кто над ней работал.

Опять-таки, эта самая "естественная радость" ожидается в большей степени как результат каких-то событий, которые должны произойти, чем от особенностей восприятия человека.

Так на вопрос "Что тебе нужно для счастья?" люди, как правило, называют обстоятельства, а не внутренние качества, воспринимают счастье-то именно результат действия внешних сил... Вы редко услышите в ответ "Спокойствие. Умения правильно распределять внимание. Понимание. И т.д." Нетрудно понять, что позиция по отношению к достижению радости у большинства выжидательная. К сожалению, готовя событийную почву для радости, мало кто готовит себя к лучшему ее восприятию.

Несколько последних скорбно-дидактических абзацев должны были подготовить нашего читателя к давно ожидаемому подвоху.

Итак, читатель, ты все-таки наивно думал, что мы преподнесем тебе рецепт радости?!

Просто так? И не потребуем ничего взамен - ну хотя бы подписать договор о продаже души? Мы рады, что ты, читатель, все-таки не так наивен... Кое-что подписать тебе таки придется... ну пусть не договор, но, скажем, декларацию...

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!