НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЕ ИЗ ЕГО БЕСЕД 17 страница



Все это соблюдают в отношении к вину, чтоб оно понравилось господину своему; должен соблюдать все подобное и тот, кто хочет угодить Богу. Далее, как вину не верят, каково оно, пока не почерпнут и не отведают: так и человек не должен верить самому себе, но пребывать в страхе, пока не предстанет пред Бога, и Им не одобрятся дела его. И как, если в бочке откроется дырочка, вино вытекает, прежде чем узнает о том хозяин, если он нерадив: так что-нибудь худое, хотя и малое, губит весь плод человека нерадивого. Итак, братие, тщательно да блюдемся от всех преткновений и грехов, чтоб Бог ущедрил нас Своею благодатию и милостию в день суда: что и соделает Он конечно, если мы, по силам немощи нашей, будем соблюдать Его заповеди. Впрочем, Твоя есть, Господи, сила, и милосердие, и помощь, и заступление, и помилование, и долготерпение. И кто есмь аз пред множеством зол, от которых Ты меня избавил? Я ничего не имею, что дать Тебе. Грешен я и недостоин никаких даров Твоих. Ты Господь мой и Бог мой. Твоя есть слава, и милосердие, и заступление, и ограждение, и держава во веки веков. Аминь.

 

СЛОВО 13

К тем, кои приемлются в новоначалие и стремятся к совершенству

1. Вот знамения, которые совершил Господь Иисус, прежде чем взошел на крест. Шедши, говорит Он, возвестита Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозираютъ, хромии ходятъ, прокажении очищаются, глусии слышатъ, мертвии востаютъ, нищии благовествуютъ: и блаженъ есть иже не соблазнится о Мне (Лк. 7, 22). Кто все упование свое имеет в мире сем, тот слеп; но если он, отбросив это упование, устремит душу свою к тому, что чается в другой жизни, то прозревает. Хром тот, кто любит век сей; но если он, презрев его, Бога возлюбит, плоть же возненавидит, то станет право ходить. Глух тот, кто, увлекаясь суетными заботами, не внимает божественным словам, но если он, оставя все, заповедям Божиим себя предаст, то, значит, начал слышать. Кто гневом или ненавистью, или завистью, или злословием преследует ближнего своего, тот прокажен; но если эти пороки отбросит, то станет чист. Итак, слова: слепой прозревает, хромой ходит, глухой слышит, прокаженный очищается, — значат, что человек во время нерадения своего и беспечности бывший мертвым в этих пороках, возвращается к жизни и становится новым человеком, — и потом благовествует, тогда как прежде был беден чувствами и лишен богатства добродетелей. Этого сподобляется он, когда отрицается от любимых пороков пред Тем, Кем крещается.

2. Крещение (духовно) есть сокрушение со смирением и безмолвием. Ибо Иоанн, как написано, имел одежду из верблюжьих волос, ременный пояс был вокруг чресл его и жил он в пустыне (см. Мф. 3, 4). Все это есть знак сокрушения, которое очищает человека и делает его таким, что он способен бывает взойти на крест; крест же есть показание будущего бессмертия. Но нужно прежде зажать уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи суть представители неверия и ожесточенного упорства; а фарисеи — злохитрости, притворства и тщеславия. И написано: ниже смеяше кто отъ того дне вопрошати его ктому (Мф. 22, 46). После того послал (Господь Иисус) Петра и Иоанна, чтоб они приготовили Пасху (см. Лк. 22, 8). Ибо когда ум увидит, что не связан более никакими страстями, то готовится к приятию бессмертия (или ко вступлению в него) и чувства свои туда направляет и с собою соединенными имеет. Иисус же молился, говоря: Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идетъ Мене чаша сия (Мф. 26, 39). Это служит нам показанием, что когда ум хочет взойти на крест, много прилежит молитве и слезам, и падши ниц, простирается пред лицом Бога, испрашивая у благостыни Его помощи, да укрепляет и охраняет его, пока не восстанет в святом и непобедимом обновлении (жизни). Ибо во время креста великая настоит опасность. Когда же молится, должен брать себе в сотоварищи Петра, Иакова и Иоанна, то есть непорочную веру, твердую надежду и пламенную любовь.

3. Вот что совершил и что претерпел за нас Господь и Бог наш Иисус Христос! И во всем этом был Он для нас образцом, как сказал апостол: яко разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его, аще како достигну въ воскресение мертвыхъ (Флп. 3, 10-11). Желчи вкусил Он за нас, чтоб мы отбросили всякое недоброе пожелание и уста свои заключили, не позволяя ему изыти из них (в слове) и совершиться делом. Вкусил Он за нас оцта, чтоб мы подавляли всякое высокомерие и погашали всякую раздражительность. Приял Он за нас оплевание, чтоб мы презирали мирские хвалы и человеческую славу. Терновым венцом уязвлена была за нас глава Его, чтоб мы, венцом смирения увенчавшись, попрали гордыню врага. А что биению подвергнут был Иисус, прежде чем повели Его на крест, это служит для нас указанием на то, что мы должны благодушно сносить все поношения и напраслины от людей. Что одежды Его разделили между собою (распинатели), метнув жребия, этим внушается нам, чтоб мы ни во что вменяли потерю тленных вещей, когда обымаем крест, с радостью приемля, как говорит Павел, разграбление имений вашихъ, ведяще имети себе имение на небесехъ пребывающее и лучшее (Евр. 10, 34).

4. Все это должен человек исполнить по силам своим, иначе не взойдет он на крест с Господом. Далее, если Он в шестой час с таким жестокосердием был распят для спасения нашего; то и мы должны отложить всякое нерадение и всякий страх (стоя до крови в добре), пока не исчезнет грех. Что в час девятый воззвал Иисус гласом велиим: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя ecu оставилъ? (Мф. 27, 46). Это показывает, что нам должно после того, как победим страсти, нас крайне мучащие, со смирением взывая к Богу, восприять упование. Что Господь по затмении солнца испустил дух, из сего разумей, что тогда в тебе мертвым становится грех, когда престанет в душе твоей всякая надежда на вещи, зримые в мире сем. И завеса церковная раздрася на двое съ вышняго края до нижняго (Мф. 27, 51): это значит, что когда ум получает свободу (через умерщвление страстей), тогда падает средостение, которое находилось между ним и Богом. Камение распадеся, и гроби отверзошася (Мф. 27, 51-52); потому что через смерть ту, нами подъятую (нравственно, духовно), всякая тягота и слепота и все, что угнетало душу нашу, сокрушается, и чувства, приносившие плод смерти, оздравевают и воскресают непобедимыми. Плащаницею чистою с ароматами обвит Он был, чтоб мы, по причастии смерти Его, пребывали в святости, упокоеваясь в надежде бессмертия. И положили Его в новом гробе, въ которомъ еще никто не былъ положенъ (Ин. 19, 41), и привалили камень великий очень к дверям гроба (см. Мф. 27, 60). Когда ум, освободившись от всякой мятежности века сего, субботствует, то он в новом гробе; и помышляет о вещах новых и нетленных. Идеже трупъ, тамо соберутся и орли (Лк. 17, 37). Он воскрес во славе Отца Своего и вознесшись на небеса, седит одесную величествия на высоких (Мк. 16, 19). Итак, если мы воскресли со Христом, то нам должно, как говорит апостол, вышнихъ искать, идеже есть Христосъ одесную Бога седя; горняя мудрствовать, а не земная; ибо мы умерли со Христомъ (Кол. 3, 1-3), Который ради имени Своего святого сотворит с нами милость. Он немощи наши подъял, чтоб отъять грехи наши и включить нас в сонм святых Своих, Он — живый и царствуяй во веки веков. Аминь.

 

 

СЛОВО 14

Блаженного аввы Исаии плач и рыдание

1. Бедный я, бедный я! ибо еще не могу сказать, что избавлен от огня геенского. Еще действуют во мне те, которые низвергают в него человека и все дела его еще движутся в сердце моем. Еще действуют в сердце моем и в нем плоды свои произрощать желают те, которые стараются погрузить меня в сие пламя. Еще не имею я удостоверения, куда прейду отселе. Еще не готова у меня (или для меня) прямая стезя (для восхода на небо по смерти). Еще не совсем освобожден я от воздушных властей, которые стараются возобладать мною посредством злых дел моих. Еще не восприял я (в себя) освободителя моего (Господа Иисуса Христа), Который пришел (на землю) затем, чтоб освободить меня от них. Еще сильно действует во мне их непотребство. Еще не вижу, какая для меня может быть надежда пред Судьею. Еще не могу сказать определенно, буду ли наказан смертью (вечною) или нет. Еще не изъят из числа виновных.

2. Виновный, заключенный в темницу, не радуется. Связанный оковами железными не может исполнять волю свою. Не поведет других тот, кого самого держат в кандалах. Не может быть покоен тот, кого тяготят болезни. Не ест с удовольствием тот, кому на шею накинута петля. Такой не загадывает более, как учинить другие преступления, но в слезах и горевании проводит время по причине тех, в которых попался и за которые справедливо мучат его.

3. Кто размышляет о тех крайних муках, каким должен подвергнуться за грехи свои, у того ум не бывает занят осуждением других! Сердце его уязвляется боязнью истязаний; мысль о муках не дает ему иметь заботу о чем другом; даже о пище не думает он. Не отвечает он тем, которые уязвляют его поношениями; и терпеливо переносит всякие напраслины, почитая себя достойным их. Смех далек от него; с воздыханиями и стенаниями поминает он об одном страшном суде, на который должен предстать. Если что слышит (о себе), не замечает, с похвалой ли то сказано, или напротив. Великость боли сердечной выжимает из очей его чрезмерное обилие слез. Если он рожден от знатных родителей, то еще более болит, потому что на суде (в числе осужденных) увидят его так многие зрители. Находясь в среде других, не рассматривает, кто хорош и кто худ: подобно осужденнику, который, если влекут вместе с ним других узников, не обращает на них внимания, ибо всякий несетъ свое бремя (Гал. 6, 5), и который, когда ведут его на казнь, держит очи долу опущенными. Никто не смеет сказать за него слова для избавления от предстоящих казней; ибо сам он сознается в том, что наделал и за что справедливо осужден.

4. И так, доколе же буду я пьян без вина и буду небречь о том, что ждет меня впереди? Сухость сердца моего иссушила очи мои, и опьянением многозаботливости отягощена голова моя. Рассеяние ума (с утра) до глубокой ночи держит меня в забвении (о Боге и себе). Потребности телесные одолевают меня и страх за жизнь заставляет меня уклоняться с правого пути. Сердце мое ни в чем не находит утешения. Жало греховное непрестанно уязвляет меня и бремя грехов моих тяжелеет. И, однако ж, не совсем-то страшусь я ярости огня: потому что не думается мне, что буду ввержен в него, хотя в ушах моих звучит клик, что казнь близка. Раны, которые, казалось, зажили, опять возобновляются во мне, хотя не настолько еще загноились, чтоб принудить меня искать врача. Я прикрываю раны мои, чтоб не видны были для людей, и терпеть не могу, чтоб лечил их врач; ибо он хочет наложить жестокие лекарства, а я неснослив. Врач добр и платы с меня не требует; но я столько ленив, что тягощусь дойти до него. Мало того, он сам приходит ко мне; но всегда находит меня вкушающим то, что вредно для ран моих. Увещевает он меня, чтоб я воздержался наконец; но сластолюбие не перестает обольщать сердце мое. И сам я всякий раз как вкушаю, раскаиваюсь, что вкушал; но раскаяние мое неискренне. Посылает он мне нечто вкусить, чтоб оздороветь, но злой навык не попускает мне принять то. И не знаю, что мне делать. Восплачьте со мною все вы, братие мои, чтоб помощь Божия силам моим, нисшедши на меня в большей мере, правила мною и учила меня. Ибо Его есть царство и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

СЛОВО 15

Об отречении от мира

1. Совещаем добрый совет в умах своих, возлюбленные, потому что время коротко (1 Кор. 7, 29). Как никто не может один глаз возводить на небо, а другой обращать долу: так и ум не может пещись вместе о том, что Божие и что от мира сего.

2. О том, что ты столько заботишься о вещах бесполезных, постыдишься, когда выйдешь из тела.

3. Бога бойся, Который зрит помышления твои. Что делать стыдишься ты пред людьми, о том и втайне помышлять почитай скверною.

4. Как древо познается от плода, так из помышлений узнается, каков чей ум.

5. Пока подвергаешься греху (открыт ты действию греха), не считай себя свободным. Кто пользуется истинною свободою, тот не замедляет мыслью на том, что делал дурного. Итак, не почитай себя свободным, пока Господа подвигаешь на гнев. Свобода не приходит, пока душа похотствует чего-либо из того, что есть в мире сем.

6. Одна да беспокоит тебя забота, — как имеешь ты воскреснуть и дать Богу отчет. Бога бойся, Который имеет судить все содеянное тобою. Ты, столько заботящийся о теле, чтоб вылечить его, когда оно больно, почему не печалишься о том, чтоб оно в воскресение соделалось блаженным.

7. Каждодневно, прежде чем станешь изливать пред Богом молитвы твои, сам с собою рассмотри, преодолел ли ты какой грех?

8. Как земля не может приносить плода без семени и воды; так человек не может принести истинного покаяния без смирения и преутруждения (озлобления) тела.

9. Под веянием облежащего и дышащего вокруг воздуха цветут плоды; и исполнением заповедей цветет человек. Это исполнение заповедей есть доказательство веры в Бога.

10. Страх Божий сохраняет совесть непорочною и спокойною.

11. Если, когда сидишь ты в келлии своей, сластно пощекочет похоть чувства твои, поспеши подавить первые нападки помыслов, чтоб они не охватили тебя всего. Помни, что присущ тебе Бог, пред очами Которого открыты тайны сердца твоего. Говори душе своей так: если ты боишься, чтоб не увидали тебя грешащим подобные тебе грешники, сколько более должна ты бояться Бога, Который совершенно зрит все тайное и сокровенное? Такими словами возбудится в сердце твоем страх Божий: и если ты воспримешь сердцем своим таковой Божий страх, то пребудешь недвижим к греху и непобедим нападками его, как написано: надеющийся на Господа яко гора Сионъ: не подвижится во векъ живый въ Иерусалиме (Пс. 124, 1).

12. Кто сердцем верует, что по исходе из тела должен подлежать суду, тот ни в чем не станет судить ближнего своего. Всемъ бо, как написано, явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ, да прииметъ кийждо, яже съ теломъ содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10).

13. Кто верует, что будет Царство святых, тот опасается погрешить даже и в малейшем чем, чтоб соделаться сосудом избранным. Ибо говорит (Господь), подобно есть Царствие Небесное неводу ввержену въ море и отъ всякаго рода собравшу, иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя въ сосуды, и злыя извергоша вонъ (Мф. 13, 47-48).

14. Кто верует, что тело его воскреснет в день суда, тот должен хранить его непорочным и чистым от всякой скверны и порока. Ибо, как написано, Господь преобразитъ тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его, по действу силы своея (Флп. 3, 21).

15. Нет ничего в мире сем, что могло бы отвлечь от любви Божией того, в ком она обитает. Кто ны, говорит апостол, разлучитъ отъ любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или гладъ, или нагота, или беда, или мечъ (Рим. 8, 35)? О, когда бы и нас узрел Бог в числе тех, коих никакая вещь мира сего не отлучала от любви Христовой, да вместе с ними обрящем милость благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Коему со Отцем не рожденным и Духом Святым слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

СЛОВО 16

Того же содержания

1. Трудно бывает сначала оставить родину и удалиться в пустыню, неся с собою одну совершенную веру с упованием, и твердую решимость стоять против всех своих пожеланий. Ибо тотчас (как задумаешь вступить в пустынь, или вступишь только) окружат тебя такого рода помышления страшливые: как перенесешь ты искушения, крайнюю бедность и болезни, если впадешь в них и некому будет полечить тебя, и даже походить за тобою? Но воодушевись: попуская такие смущения, благость Божия испытывает тебя, чтоб обнаружилась ревность твоя (о спасении) и любовь к Богу. Потом, когда сидишь уже в келлии один, нападут на тебя помыслы более тяжкие, чем страх. Человека спасает, скажут, не пустыня, но исполнение заповедей; и приведут тебе на память каких-нибудь кровных родных и скажут: не рабы ли они Божии? Сверх того, представят неблагорастворенность воздуха, чтоб упал ты духом и отчаялся в жизни. Но если любовь и упование будут сильны в тебе, то злоба врагов ничего не успеет; напротив, через это обнаружится твоя любовь к Богу, — что ты любишь Его более, чем покой плоти. Прискорбность уединенничества ведет человека к упованию; упование защищает от врагов, через плоть воюющих. Ибо не безрассудно удалился ты в пустыню, но чтоб испытать самого себя, навыкнуть борьбе с врагами и научиться каждого из них побеждать в свое время, чтоб, победив их, достигнуть вечного упокоения.

2. Велико и преславно, думаю, победить тщеславие и преуспеть в боговедении. Ибо кого держит эта неразумная страсть тщеславия, тот далек от мира и дух его отчужден от святых; приходит он на край зол, впадая в пороки гордости, или в тревожную заботу поддержать себя фальшивым лицемерием. Ты же, христианин, скрывай труды и добродетели свои, и берегись, чтоб язык твой не похитил у тебя их и не передал врагам твоим.

3. Кто право действует и плотские грехи свои и немощи исправляет покаянием, тот душу свою делает драгоценною пред лицом Бога и становится благоугодным Ему храмом. Кто же любит славу людскую, тот не может быть свободен от грехов, но в нем обитают зависть и ненависть; многим искушениям подвергает он душу свою и сердце его язвят демоны, когда не встречает он где удовлетворения своей страсти; конец же его погибель.

4. Смиренным же Бог открывает грехи их, чтоб сознались в них и покаялись, и изгнавши семь бесов, питали душу свою святыми добродетелями для истинной славы. Таковые не заботятся о поношении от людей. Воспоминанием своих грехов как щитом ограждают они себя от гнева и мщения, и терпеливо переносят что ни случится с ними. Какое бесчестие может уязвить тех, кои всегда взирают на свои грехи пред лицом Бога?

5. Если ты не сможешь снести слов ближнего своего, то в сердце твоем возгорится война, которая много принесет тебе огорчения и по поводу того, что услышишь, и по поводу того, что сам скажешь. Тогда блаженными назовешь ты тех, кои живут в уединении, и сердце твое будет раздражаться против ближних твоих, за то, что будто нет в них любви. Итак, восприими терпение и любовь; ибо терпение побеждает гнев, а любовь отревает огорчение. Посему моли Бога, да подаст Он тебе сии добродетели, которыми отражаются нападения гнева. Если встретится что подвигающее на гнев против ближнего, — разгневайся на врага, с ближним же смиренно сохрани мир. Кто для сохранения мира терпеливо переносит оскорбительные слова человека грубого и неразумного, тот наречется сыном мира, и будет обладать миром души, тела и духа. Коль же скоро эти три будут в тебе согласны между собою, то падут те, кои воюют против закона ума, и рабство плоти разрешится; ты назовешься сыном мира; и Дух Святой станет обитать в тебе, и не отыдет.

6. Блаженны те, которые ведут труды свои умно и с рассуждением. Ибо таким образом они легче их переносят и избегают сетей и козней демонов, тех особенно, которые страхом некоторым отдаляют людей от всякого доброго дела, к которому они намерены приступить, и на дух, Богу себя посвящающий, нагоняют разленение (делают, что он руки опускает от страшливости или безнадежия), чтоб отклонить его от такого рода благопопечения. Но если в нас будут любовь, терпение и твердость воли, то они не возмогут отклонить нас ни от какого доброго дела, особенно если будем помышлять, что разленение обычно губит всякое добро.

7. Если ты отрекся от мира, поберегись от демона, всевающего печаль, чтоб он своею крайнею жестокостью и обременением тебя не помешал тебе достигнуть великих добродетелей, которые состоят в том, чтоб не угождать себе, благодушно переносить поношения и радоваться, что тебя считают негожим ни на какое дело мира сего. Если дашь себе труд достигнуть сих добрых расположений, то стяжешь венец красоты душе своей.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!