НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЕ ИЗ ЕГО БЕСЕД 15 страница



22. Если зайдет к вам какой брат-странник, о котором слышали вы, что он недугует какою-нибудь страстию, не пытайте его словами, если страсть его не обнаружится сама собою; бойтесь также сделать что-либо такое, что может причинить скорбь брату, если он то заметит.

23. Если тебе нужна какая вещь, не серчай на брата твоего, что он сам собою не дает тебе ее; но с доверием и простотою попроси его, чтоб он дал тебе нужную вещь. Это и есть святая прямота сердца. Но если ты нужды своей ему не откроешь, в сердце же своем будешь серчать на него с ропотом, то сам себя подвергаешь осуждению.

24. Если зайдет между вами речь о каком-либо месте Писания, — тот, кому известно сие место, пусть скромно и любовно объяснит его брату своему. То и будет означать, что ведаешь Писание, если оказываешь себя смиренным пред братом своим.

25. Помни суд, на котором должно тебе стать, и позаботься о том, чтоб не оказаться тебе на нем безответным и никакого в тот страшный час не находящим оправдания.

26. Что миру принадлежит, о том не разведывайте любопытно, чтоб не стать подобными отхожим местам, в которые люди ходят слагать лишние тяжести чрева и которые от того полны зловония. Но будьте паче храмами и жертвенниками Богу святыми, на которых утром и вечером воскуряется фимиам. И да не будет никогда жертвенник сей без фимиама (то есть молитвы).

27. Будьте всегда пред лицом Бога, умоляя Его и благодарение Ему принося с простотою и искренностью, да видит в вас Бог все такое, что противно хитрости и мудрости бесовской, пытливости, самолюбию и злобе сердца. Ибо те, кои связаны сими (страстями), тщетно трудятся и конец их — погибель. Кто, впрочем, Бога боится и совести слушается, тот будет отвращаться от всего этого.

28. Похож бывает на дом, в котором нет хозяина, бедный человек, когда дом сердца его устроен у него по своей воле; тогда и говорит он, чего не хотел бы сам по себе, потому что сердца своего не имеет он в своей власти; но оно у него в руках врага.

29. Когда нужно идти на какое дело, один другого пусть не презирает и не оставляет брата своего в келлии, чтоб он мучился там совестью. Но с любовью пусть говорит ему так: как тебе угодно, идти ли нам? И если заметит, что брат в то время немного непокоен или немоществует телом, пусть не настаивает на том, что необходимо идти теперь же, но отложит немного и с любовью останется в келлии.

30. Смотрите, ни в каком деле не идите наперекор братиям своим, чтоб не возмутить их.

31. Если кто живет с отцом или братом духовным, то никаких сделок со сторонними пусть не имеет (без их ведома): этого требует мир и подчинение.

32. Если живешь с отцом или братом твоим, не входи тайно в дружбу с кем-либо и не пиши скрытно писем к кому-либо, так чтоб этого не знали те, с которыми живешь; иначе и тебя самого, и тех погубишь.

33. Если живешь с таким, который больше тебя, — тайно, без его ведома, и бедному не благотвори.

34. Не ищи совета после события или дела, но наперед советуйся о том, что занимает и беспокоит тебя; помышляешь ли о переселении в другое место или делу какому хочешь учиться, или оставить какое дело, или отправиться с кем в путь, с дерзновением ищи совета, прежде чем приступить к самому делу.

35. Открывай скорби души твоей и болезни тела, и причины их, и так открывай, чтоб видно было, что ты уранен (а не другой кто), если желаешь получить уврачевание раны своей.

36. Когда открываешь помыслы, не притворяйся и не говори одного вместо другого, и не принимай вида, будто совета просишь не для себя, а для другого, но прямо открой истину и так наперед приготовься и расположись, чтоб непременно исполнить, что тебе будет сказано; иначе себя самого будешь обманывать, а не старцев, с которыми советуешься.

37. Если просишь совета у старцев против нападения искушений, то не слушай тех, которые внутри говорят тебе больше, чем старцы. Но Бога моли, чтоб Он сотворил с тобою милость Свою и старцам внушил посоветовать тебе то, что Ему угодно. Потом делай, что скажут тебе старцы, и Бог утешит тебя.

38. Если, живя с братиями, не находишь покоя и по причине ли трудов или по причине уз (что совсем связан, свободы не имеешь), или потому, что не можешь нести бремени (сего сожительства), или что страдаешь от уныния, или что не силен подъять ига (подчинения), или что не имеешь возможности добрых начинаний своих здесь исполнить, или что тут все нужное в изобилии, или что желаешь подчинить себя более точной и строгой дисциплине, и более сильным мерам исправления и очищения, — или по другой какой причине сердце твое подвигнет тебя отойти (от сих братий); смотри, не сделай этого безрассудно, как бы сбивая с себя ярмо, не выходи с печалью, тем паче, забыв долг братства, не убегай тайно, с огорчением, когда есть на сердце оскорбление и ты покрыт покрывалом неприязни, но дожди времени мира и спокойствия, чтоб сердце твое было покойно, где бы ты ни был. Потом вину сего всегда приписывай себе самому, а не братиям, с которыми ты жил. Не слушай врага, когда он станет внушать тебе представлять из себя обиженного братиями, когда ты получал от них благодеяния, чтоб тем избежать бесславия и опозорением их прикрыть свой позор: ибо через это ты сделаешься рабом врага, где бы ни стал потом жить.

39. Когда придешь куда на жительство, не тотчас устрояй себе келлию, но прежде рассмотри свойства того места, не откроешь ли какого неудобства, или по причине шумности и беспокойности его, или потому, что будешь на виду у кого, или будешь видеть кого, или другое что не на пользу себе, или по причине славы и знатности места, или по множеству трудов на нем, или по причине докучания от друзей; если мудр будешь, в несколько дней узнаешь все, откуда тебе может истекать смерть, и откуда живот.

40. Когда на несколько дней уступишь брату своему келлию для жительства, не вздумай почитать его подчиненным себе. Когда сам получишь на несколько дней келлию другого для жительства, смотри, ничего в ней не разоряй и не строй без позволения того, кто ее тебе уступил.

41. Если, живя с кем или совершая путешествие, получишь от него какую-либо заповедь; смотри, ради Бога, не понебреги, и явно или тайно не отступи от сей заповеди.

42. Если ты сам себе в келлии своей поставил правилом, чтоб или пищу принимать в определенный какой час, или воздерживаться от какой пищи, — смотри, когда будешь на стороне, не скажи кому за столом: извини меня, — я этой пищи не употребляю: ибо так суетность твоя (тщеславие) передаст труды твои в руки врагов твоих. Господь повелевает, чтоб мы все делали тайно, уверяя, что Отец наш воздаст нам за то явно (см. Мф. 6,4,6-18). Кто любит дела свои, тот хранит их, чтоб не пропали даром.

43. Если в одной живете келлии, и когда ты делаешь какое дело внутри или вне, позовет тебя брат твой, — смотри, не скажи: подожди немного, дай кончу дело; но тотчас послушай его.

44. Если делаете какое дело вместе, и ты заметишь ошибку за кем, не разглашай этого другим, и на уста твои да не вспадает, чтоб сказать о том братиям: ибо тут смерть души твоей.

45. Если живущие с тобой братия утомятся от работы, разреши им принять пищу прежде установленного часа и пусть отдохнут.

46. Суди о всем судом Божиим, а не своим.

47. Что ни делаешь, представляй Бога пред очами своими.

48. Если придешь куда на жительство, чтоб жить одному или с теми, кои были там прежде тебя, и увидишь там мастерства или дела, вред приносящие, или монаху не совсем приличные, — не открывай рта для укора и обличения — но если не надеешься найти здесь покоя, иди в другое место, язык же свой держи от злословия: ибо это для тебя смерть.

49. Если ты слаб и скоро приходишь в страстные движения, не позволяй кому-либо открывать тебе, как верному, своих худых помыслов: ибо это опасно для души твоей.

50. Если зайдет между вами речь, возбуждающая смех, смотрите, не попускайте гласу вашему быть слышиму: ибо несдержанный смех бывает там, где нет дисциплины, ни страха Божия, ни внутреннего хранения.

51. Когда в ваши дни гнев Божий посетит вселенную, то не ужасайтесь, если услышите что страшное; но так рассудите сами с собою: что значит все это в сравнении с тем, чему подвергнемся мы за грехи, если не покаемся?

52. Любите себя взаимно ради Бога. Если соблюдете сие в простоте, то с радостью внидите в покой Сына Божия; а если отступите от сего, то напрасно потрудитесь вы здесь, и когда выйдете из тела, будете ввержены в муку вечную, как свидетельствует Писание. Окаменение сердца нашего ослепляет нас и мы следуем одной своей воле и ее предпочитаем Самому Богу. Но и Его не любим мы, а свои похоти. Любите же себя взаимно и не оставайтесь в своих сердцах необрезанными. Сии немногие дни жизни вашей проводите во смирении, мире и терпении, отсекая свои хотения любовью. Если вы не соблюдаете сего и если, напротив, между вами есть рвение, раздор, споры, гордость, негодование, подозрение, неповиновение; то худо проводите вы время и, без сомнения, подвергнетесь вечным мукам, когда отойдете отселе. Любите же себя, братия, любовью святой и язык свой блюдите, чтоб не произносил безрассудно слов, которыми можно соблазнить, или оскорбить других. Господь же и Бог наш да дарует нам благодать, чтоб делая добрые дела, сподобились мы Его милосердия со всеми святыми, Ему угодившими: ибо Его слава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

 

СЛОВО 6

0 том, что те, кои хотят восприять честное безмолвие, не должны быть пытливыми, и, оставя помышление о грехах своих, иждивать время в вещах бесполезных

1. Кто с пытливостью исследует Писание, тот сретает враждование и споры; но кто плачет о грехах своих, тот обретает мир и покой.

2. Монах, который сидит в келлии своей, и отбросив помышление о грехах своих, предается пытливости в исследовании Писания, находится в недобром состоянии.

3. Кто, прежде чем возобладает над собою, занимается вопросцами, почему так и так говорится в Писании, тот страдает недугом пытливости. Кто же бодрствует, чтоб не быть пленену грехами, тот непрестанно в самоуничижении повергает себя пред лицом Бога.

4. Кто ищет уподоблений для Бога, тот злословит Бога.

5. Кто старается чтить Бога, того сознание Его святости исполняет страхом.

6. Кто соблюдает и хранит слово Божие, тот знает Бога.

7. Вышних Божиих не ищи; но испрашивай у Него помощи, да приидет и сохранит тебя от греха.

8. Божии дары сами собою приходят, коль скоро обретают место чистое и святое.

9. Кто опирается на свое познание и своей следует воле, тот благоприятствует в себе врагу и не может быть в содружестве с тем духом, который рождает сокрушение.

10. Кто, вникая в слова Писания, понимает их по своему смышлению и упорно стоит на том, что их так разуметь должно, тот не знает славы ведения Божия и богатств Его. Но кто говорит: не знаю, ибо человек есмь, — и дает славу Богу, в том обитает богатство мудрости Божией.

11. Помыслы свои открывай не всякому, кто ни попадется, но только отцам твоим, чтоб не привлечь скорби в сердце свое.

12. Уста свои блюди, чтоб ближний твой был у тебя в чести.

13. Приучи язык твой к словесам Божиим, и ложь бежит от тебя.

14. Желание славы человеческой рождает ложь; но любовь к смирению производит в сердце великий страх Божий.

15. Не желай дружбы тех, кои знатны и славны в мире, чтоб не погасить желания славы Божией в сердце своем.

16. Если кто оговаривает брата своего и поносит, и злобу (к нему) показывает, не открывай ему ушей своих, чтоб не охватило тебя то же чувство, хотя и не хочешь того.

17. Простота и смиренное о себе мнение сохраняют сердце непорочным и чистым от зла.

18. Кто хитро действует в отношении к брату своему, тот не избежит печали душевной.

19. Кто одно имеет в сердце, а другое готово у него на языке, того жертвы тщетны. С такого рода людьми не общись, чтоб не соороситься ядом их.

20. Ходи с добрыми и святыми людьми, чтоб соделаться причастником их доброты и святости.

21. Ненависти в сердце своем не храни ни против кого, иначе напрасными и тщетными соделаешь ты труды свои.

22. Сердце твое ко всем да будет право и благостно, да обретешь в себе мир Божий.

23. Как яд разливается по всему телу и до сердца доходит у того, кто ужален скорпионом, так и тот, кем обладает ненависть, весь наполняется ядом ее, и самый дух его уязвляется ею1. Итак, кто хочет, чтоб дела его и труды не пропали даром, пусть подальше отгонит от себя сего скорпиона, то есть ненависть и недоброжелательство. От этого морового поветрия да избавит нас благость Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и поклонение во веки веков. Аминь.

1. Может быть: и самое дыхание заражается ею.

 

 

СЛОВО 7

0 добродетелях

1. Три есть добродетели, кои суть всегдашние блюстительницы ума, и крайне ему необходимы: раздражение (против врага, ему) естественное, мужество и усердная ревность (о добре).

2. Три есть добродетели, которые, если ум увидит в себе, удостоверится, что близко уже подошел к блаженному состоянию: различать одно от другого (рассуждение), все предвидеть прежде времени и ни от каких внешних вещей не приходить в движение.

3. Три есть добродетели, которые постоянно доставляют свет уму: не знать злобы ни на какого человека (не ощущать ничьей неприязни, хотя бы она была оказываема, по детской простоте), благотворить онеправдовавшим нас и сносить без смущения все случающееся. Эти три добродетели рождают три другие, которые выше их: не знать злобы человеческой рождает доброжелательство; благотворить онеправдовавшим нас рождает мир; сносить без смущения все случающееся рождает кротость.

4. Есть четыре добродетели, которые соделывают душу святою: молчание, исполнение заповедей (послушание), скудость всего и смирение.

5. В четырех следующих добродетелях ум всегда имеет нужду: молиться Богу непрестанно, падать ниц пред лицом Его, никого не судить, быть глуху к жужжащим вокруг смущениям.

6. Четыре добродетели ограждают душу и дают ей свободно вздохнуть от страха (террора) врагов: милосердие, кротость, великодушие и забвение обид.

7. Четыре добродетели помощны юности пред Богом: непрестанное поучение (в уме содержание или истины какой, или молитвы), тщание, бодренность и смиренное о себе мнение.

8. Четыре есть вещи, кои сквернят душу: вращаться в городе, не храня очей, попускать себе близость с женщинами, дорожить дружбою тех, кои славны и знатны в мире, и находить услаждение в сообращении с теми, кои соединены с вами кровью.

9. Четыре есть вещи, коими возбуждается похоть плоти: сон до сытости, обилие пищи, празднословие с шутками и щегольство.

10. Четыре есть вещи, кои покрывают ум мраком: ненависть к ближнему, презрение, зависть и подозрение.

11. Четыре есть вещи, ради которых душа бывает оставляема (без божественного покрова и благодати): переход с места на место, многозаботливость, пристрастие к земным вещам и скупость.

12. Четыре есть вещи, кои подвигают нас на гнев: когда не достигаем возжеланного, когда своей последуем воле (и встречаем противление ей), когда берем на себя должность учительства (и встречаем возражения), и когда считаем себя мудрыми (и слышим замечания от других).

13. Три есть вещи, коими сохраняются все добродетели, но которые трудно приобретать: сокрушение сердца, плач о грехах и помышление о смерти.

14. Три есть вещи, кои препятствуют душе прийти в большую меру (совершенства) и не дают добродетелям вселиться в сердце: пленение (пристрастие к чему-либо), леность и забвение. Воюет с человеком забвение и старается заглушить все его добрые помышления, и, таким образом, подает повод ко всякому злу и каждодневно разрушает, что человеком бывает созидаемо.

15. Видишь дела нового и ветхого человека? Кто любит душу свою и не желает погубить ее, тот соблюдает то, что свойственно новому человеку. Но кто в это малое время жизни ищет покоя, тот усвояет себе то, что принадлежит ветхому человеку, и губит душу свою. Так говорит Господь наш Иисус Христос: кто любит душу свою, погубит ее; кто же погубитъ душу свою Мене ради, обрящетъ ю (Мф. 10, 39). Он есть Господь мира, Им разрушено средостение вражды (см. Еф. 2, 14): и однако ж Он говорит: не приидохъ воврещи миръ, но мечъ (Мф. 10, 34). И еще: огня приидохъ воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк. 12, 49). Это тот божественный огонь, который возгорается в душах, последующих Его учению. Кои стяжали сей огонь, для тех он есть духовный меч, коим обрезывают они все похоти плоти. Таковых Господь обрадывает, говоря: миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ (Ин. 14, 27). Те, которые стараются очистить души свои, через отсечение своих хотений соделываются святыми овцами Пастыря душ, годными в жертву Ему. И когда явится Он во славе Божества Своего, тогда позовет их одесную Себя, говоря: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вамъ Царствие отъ сложения мира. Взалкахся бо и дасте Ми ясти (Мф. 25, 34 и далее), и так далее. Вот как те, кои губят души свои в это краткое течение жизни, обретут их во время нужды и получат награды гораздо большие, нежели какие ожидали. Те же, кои, поблажая своим пожеланиям, сохраняют души свои в веке сем, во грехе лежащем, и опираются на суетное богатство свое, заповедей же Божиих не соблюдают, а думают непрестанно жить в веке сем, те в день суда испытают посрамление слепоты своей, и оказавшись козлами проклятыми, страшный услышат приговор Судии, Который скажет: идите отъ Мене, проклятии, въ огнь вечный, уготованный диаволу и аггеламъ его. Взалкахся бо и не дасте Ми ясти (Мф. 25, 41), и проч. Тогда заградятся уста их, и они не будут иметь что ответить. Ибо хоть и скажут они: Господи, когда Тя видехомъ алчуща... и непослужихомъ Тебе; но будут обличены так: кто не сотворил добра одному из сих верующих в Меня, Мне не сотворил.

16. Испытаем, возлюбленные, самих себя и рассмотрим, соблюли мы по силам заповеди Господа или нет. Ибо все мы обязаны соблюдать их по силам, малый соответственно малости своей, и великий соответственно великости своей. Вот те, кои влагали деньги в сокровищное хранилище, были богаты, но Господь, Который видит расположения сердца нашего, остался доволен более двумя лептами вдовицы (Мк. 12, 41-43; Лк. 21, 1-3). Леность и беспечность да не находят себе места в сердцах наших, и ненависть да не отделяет нас от Бога. Но будем исполнять по силам службы свои. Ибо Господь, как над дочерью начальника синагоги показал милосердие Свое, воззвав ее к жизни; как сжалился над тою женою, которая, страдая кровотечением, все имение свое растратила на лекарей, прежде чем познала Христа; как исцелил слугу сотника, уверовавшего в Него; как помиловал Хананею, исцелив дочь ее, и Лазаря, друга Своего, воззвал к жизни; так и единственного сына бедной вдовы воскресил, будучи подвигнут к тому слезами ее. Как не презрел Он Марии, помазавшей ноги Его миром и обмывавшей их слезами, так не отверг Он и грешницы, когда и она мазала миром ноги Его. И как призвал Он Петра и Андрея из лодки их, говоря: грядите вследъ Мене (см. Мф. 4, 18-19); так призвал Он и Матфея, сидевшего на мытнице. И Дух Утешитель как на апостолов сошел, так сошел и на Корнилия. Как для Павла в Дамаске послал Он Ананию, говоря: иди, яко сосудъ избранъ Ми есть сей (Деян. 9, 15); так для евнуха Ефиопского послал Филиппа. Ибо у Него нет никакого лицеприятия, никакого различия между малым и великим, между бедным и богатым. Он смотрит на расположение сердца на веру к Себе, соблюдение Своих заповедей и любовь ко всем. И это-то будет в душе признаком и пометкою (принадлежания Ему), когда изыдет она из тела. О семъ, говорит, разумеютъ ecu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35).


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!