НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЕ ИЗ ЕГО БЕСЕД 18 страница



8. Не те собственно нищи духом, кои отреклись от мира и видимо восприяли нищету, но те, кои отреклись от всякого греха и алчут, и жаждут памятования о Боге.

9. Не те достигают покоя душевного, которые налегают на ослабление тела; но те, кои внимают внутреннему человеку и отсекают свои хотения: эти получат венец добродетелей.

10. Стой на страже сердца твоего и внимай чувствам своим, чтоб память у тебя почила от всех помышлений мирских и разбойники не скрадывали ее.

11. Те, которые тщательно смотрят за своими помышлениями, верно распознают, которые помыслы ищут входа в душу, чтоб осквернить ее.

12. Если ты с пламенною ревностию прилежишь заповедям Божиим, то уразумеешь, по какому случаю смутители твои наводят на тебя страх (террор). Они устрашают душу, чтоб отложила свой труд и стала бездейственною. Но понимающие их злое намерение пребывают твердыми в том месте (и чине), какое (какой) избрали и благодарят Бога. Так себя держат при противностях те, которые возлюбили (и хранят) терпение, благодушие и любовь.

13. Малодушие же, нерадение и празднолюбие (покоелюбие, сибаритство) внушают искать таких мест, в которых можно бы найти похвалу и славу. От этого у них чувства слабее, часто поднимается мятеж страстей и гордость с самодовольством губят сокровенную (внутреннюю) сдержанность.

14. Если хочешь совершенно уврачевать чувства свои, восприими крест Христов; и в нем найдешь истинное уврачевание всех твоих болезней.

15. Если против воли твоей сердце твое возносится и влечется делать то, чего ты не хочешь, знай, что это находит от ветхого Адама. Если сердце твое ненавидит грех и отвращается от того, что подает повод ко греху, и ты, благовременно обращаясь к молитве, удаляться будешь от того, что влечет тебя ко греху, и от души помолишься к Творцу своему, да подаст Он тебе помощь ни в чем не оскорблять Его, и со многими слезами простершись пред лицом Его, так воззовешь: Твое есть, Господи, еже миловати; избавь меня от врагов моих; ибо я столько немощен, что без Твоей помощи не могу избежать от рук их. Если так будешь молиться, стараясь при том всячески не причинить огорчения тем, которые учат тебя по Богу — то это все будет сообразно со свойствами нового Адама, Иисуса Христа. Если не восприимешь повиновения, смирения и терпения, то, что ни делай, все уклонишься к обычаю, противному свойствам нового Адама.

16. Итак, все сердце свое напряги к тому, чтобы повиноваться Богу, так умоляя Его в истине: к Тебе, Господи, молитвенно приступаю, научи мя mвopumu волю Твою (Пс. 142, 10); ибо я не знаю, что для меня благопотребно. Ты, Господи, веди за меня брань с врагами моими, ибо мне не распознать коварства их и козни. Если, молясь таким образом от души, всячески будешь стараться следовать тому, что свойственно новому человеку во Христе Иисусе, то Он не попустит тебе быть прельщену в какой-либо вещи.

17. Если ты одну только какую заповедь исполнишь, то это не значит, что вполне печешься о душе твоей и вполне предал себя на работание Господу.

18. Как земля не может сама собою сделать, чтоб очиститься от плевел и принять добрые семена, не может также при плевелах приносить добрые плоды, потому что они подавляются плевелами: так и ты, если помощью свыше не будешь очищен от похотей плотских, то не можешь уберечься от греха.

19. Итак, берегись от того, что рождает грех. Своекорыстие есть непотребная мать всех грехов. Разленение благоприятствует своей воле. Своя воля вздымается гордостью и рождает презорство. Себеугодливое сердце рождает желание следовать мирским обычаям: отсюда происходит, что ты вожделеваешь того, что тебе неполезно; открываешь уши пересудчикам, ловишь смешные речи и передаешь их другим, любишь яже суть века сего, учишь тому, чему сам не научился и когда это от тебя не требуется, языком своим поражаешь ближнего, и подобное. Это и другое многое зло последует за сказанным.

20. Кто преуспевает или хочет преуспевать, пусть всячески бережется от причин, рождающих грехи. Этим только способом может он подавить и погасить грехи. Кто ретиво ведет брань, соблюдает все это, равно как принимает и всякое другое доброе внушение; кто же презирает такие уроки, тот открывает уши льстецам (прельстителям).

21. Кто боится немощи тела, тот не достигнет того, что свойственно новому человеку. Кто молитвенно прибегает к Богу, тот обретет в Нем покой. Если б Гедеон не велел сокрушить водоносов, то не видать бы было света свечей (см. Суд. 7, 19-20); так, и если не презрит человек тела своего, то не узрит света Божества. Также, если б Иаиль, жена Хавера Кинеева, не взяла кола кущного, то не поразила бы гордого Сисары (см. Суд. 4, 21). Так, если душа не скрепится и не положит следовать любви (требованиям совести, ничего не жалея), то плотских страстей не преодолеет. Ибо любы долготерпитъ (1 Кор. 13, 4), избегает зависти и превозношения, и не попускает, чтоб ум был утесняем чем-либо, противным природе. Ум же благий (дух), как глава и царь души, не попускает и душе зачинать что-либо противное природе, ясно показывая ей скольким неприятностям она будет за то подвержена.

22. Господь наш Иисус Христос, Свое к роду человеческому милосердие показывая крестом, разделил Собою двух разбойников, находясь посреди их. Находившийся по левую сторону был немирен, как будто жалея, что таким образом разрывалось его злое содружество с находившимся по правую сторону. Но тот со смирением и страхом взирая на Иисуса, сказал: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своемъ (Лк. 23,42). И вот они уже более не друзья; и находившийся одесную не может передать другому убеждения отстать расположением от худой жизни. Так и все, которые не пришли еще в такую меру смирения и любви; столько же падают, сколько восстают, пока не будет к ним милосердия Божия, без которого никто не может получить спасения. Если так, будем подражать вере и смирению доброго разбойника. Смирение сделает то, что охотно будем переносить поношение креста. Кто, подъяв крест свой, Христом отделяется от злого разбойника, тот сознает грехи свои, коими оскорблял Бога, исповедует их и оплакивает, прощение в них и милосердие к себе испрашивая у Самого Бога, Коему честь и слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

СЛОВО 17

0 радости души, работающей Богу

1. Во-первых, убеждаю тебя страхом Божиим быть совершенным в исполнении воли Его, чтоб труды твои не были тщетны, но угодны Богу. Кто, ведя торговлю, получает прибыль, тот радуется; о трудах же, какие подъял, и не думает. Кто берет себе жену, тот старательно блюдет ее и смотрит за нею, — и сердце его в ней успокаивается. Воин, сражаясь за Царя своего, презирает смерть, чтоб получить венец. Таковы этого мира дела, — и кто ведет их с успехом, радуется. Если это так, то какою радостью должна преисполняться душа того, кто посвящает себя на служение Богу и совершает его со всем усердием, когда он помышляет, что, при выходе его из сей жизни, изыдут ему в сретение Ангелы и поздравят его с тем, что избавился от властей тьмы? Ибо когда душа исходит из тела, Ангелы сопровождают ее. Тогда все власти тьмы выходят ей навстречу и разыскивают, нет ли в ней чего их собственного, чтоб восхитить ее себе. Ангелы, напротив, стоят за нее, чтоб те не уцепились за нее неправедно. Защищают же ее и охраняют от нападающих на нее врагов дела, которые она совершила в жизни. Когда препобеждают добрые дела, тогда Ангелы поют ей хвалебную песнь, пока не предстанет она в радости Богу. В то время она забывает о всех трудах, которые понесла в мире. Будем же усердно работать во время сей кратковременной жизни, и дела наши хранить чистыми от всякой примеси зла, чтоб избавиться от руки врагов наших, неправедных и злых.

2. Блажен тот, в ком нет ничего ихнего (врагов); потому что радость его и веселие, покой и венец вечны. Мира же сего богатства и утехи тщетны. Будем плакать пред Господом сколько сил есть, чтоб Он помиловал нас по благости Своей и подал нам помощь противостоять имеющим напасть на нас врагам. Попечемся о себе со строгостью и к Богу устремимся всем желанием, чтоб Он исхитил нас тогда из вражеских непотребных рук. Любовно будем принимать бедных, чтоб освободиться от корыстолюбия. Всех братий наших будем равно любить, никого не преследуя ненавистью, никому злом за зло не воздавая (см. Рим. 12, 17), и избавимся от рвения и зависти. Будем иметь мир со всеми, и с малыми, как и с великими; во всем будем соблюдать смирение и уступать ближнему, хотя подвергнемся от него обиде и унижению, чтоб стать свободными от гордости. Будем почтительно относиться о ближнем нашем, хотя бы он поносил нас, — и будем чужды злословия. Презрим мирские утехи и почести, чтоб быть чистыми от зависти и ненависти. На языке своем будем держать богохваление и молитвы, чтоб далеко от нас была ложь. И душу и тело будем воздерживать от похоти, чтоб быть чистыми и непорочными. Все это будет охранять и защищать душу, когда она выйдет из тела; добродетели будут ей тогда помощны, если озаботится стяжать их заранее. И кто, мудрый, откажется даже смерть подъять, чтоб только избавиться от пагубного мира и грехов?

3. Сделаем что в наших силах, и сила Господа нашего Иисуса Христа не отступит от смирения нашего. Он ведает слабость человека, и потому дал ему убежище в покаянии, пока он в теле сем до последнего издыхания.

4. Все свои помышления впери в Бога, чтоб Он охранял тебя. На мир этот не полагай никакой надежды, чтоб он не сгубил тебя: ибо все вещи земные оставишь и переселишься в другой мир; и только то, что сделаешь ты ради Бога, будет спомоществовать тебе во время нужное.

5. Яже суть мира сего, преследуй то ненавистью, чтоб сердце твое зрело Бога. Непрестанно прилежи молитве, да просветится душа твоя.

6. Бегай разленения, чтоб не быть посрамлену в воскресении праведных.

7. Береги язык свой и восприими страх Божий.

8. К бедным будь милостив, чтоб не постыдиться пред лицом святых.

9. Не поблажай пожеланию яств, чтоб не преградил тебе дороги Амалик.

10. Воздержись от ропота, чтоб не напали на тебя змии.

11. Не люби вина до опьянения, чтоб не лишиться радости Божией.

12. Людей благочестивых люби и послужи им, чтоб через них сподобиться милости Божией. Святых людей чти, — и ревность их да снедает тебя.

13. Помни о Царствии Небесном, чтоб память о нем мало-помалу увлекла тебя (возжелать снискать его). Помышляй о геенне, чтоб ненавистными стали тебе дела (приводящая в нее). Каждодневно, вставая утром, помышляй, что ты имеешь отдать Богу отчет во всех делах, какие ни сделаешь, — и никогда не согрешишь против Него, но страх Его пребудет в тебе. Готовься к тому, как имеешь встретить Его, — и будешь покорен воле Его. Каждодневно своди счет всему, чего недостает еще у тебя, и в час смерти не будешь поражен скорбью. Увидят братие добрые дела твои, — и святая ревность снесть их.

14. Каждый день наблюдай, какую победил ты в себе страсть; и, однако ж, не услаждайся собою; ибо всякое добро от милости Божией. Не возносись верою своею и добротою, но до последнего издыхания стой в страхе. Не верь себе, пока жив, пока не преодолеешь все темные силы.

15. Бодрствуй, брат, против духа, наводящего на человека печаль. Много устрояет он козней, чтоб утеснить тебя. Печаль, которая от Бога есть, приносит радость и утверждает человека в воле Божией. Кто говорит тебе: куда убежишь? Нет тебе покаяния и прощения не получишь, — тот от врага есть и ищет не другого чего, как чтоб ты пал в отчаяние и бросил всякую строгость жития. Печаль же, которая от Бога есть, не ведет человека к отчаянию, а, напротив, еще утешает его более, говоря: не бойся, обратись к Богу, милостивому и благому, Который ведает слабость человека.

16. Злым помыслам противостань с жаром, — и они убежат от тебя. Ибо только боязливых и нерадивых они теснят и одолевают, обличая тем их маловерие.

17. Кто не льстит себе самому, но сознает свою неопытность и нетвердость, тот не поблажает своим помыслам, но воле Божией покорствует. Кто много о себе думает и свое мнение предпочитает другим, показывает, что в нем нет страха Божия.

18. Страх Божий есть страж души и защитник ума от врагов его.

19. Любящий славу Божию гонит от себя нечистоту.

20. Кто благоразумную имеет ревность о спасении, тот отсекает пожелания; и истинная ревность есть достояние мудрого.

21. Уничижающий себя обрел верный путь ко спасению.

22. Кто побеждает врагов царя своего, тот венчается; если же предадимся разленению, то мы предатели.

23. Труд по Богу пособствует добродетели: а разленение есть матерь пороков.

24. Те, кои истинно ревнуют о стяжании добродетелей, если случится им пасть, не отчаяваются, но спешат восстать и снова за дело.

25. Умеренные труды телесные много полезны в возделывании добродетелей; от бездействия же распложаются пороки.

26. Ограждение для воинствующих разумно есть — не судить ближнего. Ограждение это разоряет тот, кто осуждает ближнего.

27. Обуздание языка показывает мудрого человека; послабляющий же узду языка показывает, что он далек от добродетели.

28. Милостыня рождает упование; кто же отвращается от милостыни, тот непричастен добродетели.

29. Доброта есть матерь чистоты и целомудрия.

30. Рассеянность души рождает пожелания.

31. Жестокость сердца разражается гневом.

32. Занятые духовным, отвращаются от земных забот: ибо телесное обучение вмале есть полезно (1 Тим. 4, 8). Дух ниспадает, когда кто предается заботам, и восстает, когда кто восприемлет умеренный покой.

33. Сон в сытость возбуждает в теле движения похоти; умеренное же бдение отрезвляет сердце. Сон неумеренный притупляет ум, а умеренный изощряет его. Кто время бдения иждивает в праздности, о том надо сказать, что лучше б он употреблял его на сон.

34. Всякому пороку сопутствует скорбь.

35. Смирение не уязвляет совести ближнего.

36. Слава людская мало-помалу рождает гордость.

37. Развлечение препятствует ведению.

38. Обуздание чрева заглушает пороки, а взыскание яств возбуждает непомерные похотствования.

39. Украшение тела есть пагуба души.

40. Помышление о суде Божием держит душу в своем чине.

41. Кто попирает совесть, тот изгоняет добродетели из сердца своего.

42. Кто боится Бога, тот бывает ревностен; а кто не боится Его, тот предается нерадению.

43. Кто хранит уста свои и благоразумно молчит, того помышления воспаряют к Богу; от многословия же происходит разленение и ярость.

44. Кто волю свою подчиняет ближнему, тот показывает в себе ревностный к добродетели дух; кто же следует своей воле, тот, значит, неискусен в действовании.

45. Страх Божий и сокровенное поучение сохраняют душу от грехов.

46. Беседы мирские мраком облагают сердце и от добродетелей отторгают.

47. Любовь к вещам земным возмущает ум и сердце, а презрение к ним приносит покой и тишину.

48. Кто скрывает помыслы свои, тот, значит, ищет славы мира; кто же открывает помыслы отцам, тот прогоняет их от себя.

49. В дом, не имеющий окон и дверей, вползает всякая гадина; ему подобен человек, который трудится и не хранит трудов своих (вниманием к помыслам).

50. Как ржавчина снедает железо, так честолюбие истребляет добро в сердце человека.

51. Как плющ, охватив виноградную лозу, губит плод ее, так тщеславие губит труды человека.

52. Между добродетелями превосходнее всех смирение, а между пороками преимуществует многоядение.

53. Конец добродетелей есть любовь; а край пороков есть — почитать себя праведным.

54. Кто душу свою повергает в руки Божии, тот легко сносит поношение человеческое.

55. Кто сам себя не осуждает, тот побеждаем бывает гневом.

56. Кто обращается с людьми, преданными миру, и ведет с ними беседы, тот смущает и расстраивает душу свою, лишая ее притом и надежды в молитве.

57. Кто любит, яже суть мира сего, тот тьмою облагает душу свою. А кто презирает и ни во что ставит яже суть мира сего, тот, значит, познал и ощутил, в чем истинное благо.

58. Кто охотно подъемлет труды, тот удобно укрощает и прогоняет страсти; бездействие же и нерадение распложает их и греет.

59. Не вплетайся в мирские дела, и дух твой покоен будет.

60. Не полагайся на свои силы, и помощь Божия всегда будет присуща тебе.

61. Ни к одному человеку не имей вражды, иначе молитва твоя мерзка. Будь в мире со всеми, чтоб молитва твоя благоугодна была Богу.

62. Блюди очи свои, чтоб и сердце твое не восприяло чего непотребного. Ибо кто воззревает на женщину с вожделением, тот совершает любодеяние (см. Мф. 5, 28).

63. Не желай слышать о падении врага, чтоб сердце твое не впало в злорадство; и всегда заключай уши свои, чтоб не набрать себе врагов.

64. Прилежи трудам рукоделия, чтоб бедный нашел у тебя хлеб насущный: ибо бездействие есть смерть и пагуба души.

65. Частая молитва разбивает иго работы греху и страстям.

66. Кто помышляет о близости смерти, тот легко укрощает страсти; кто же надеется долго жить, тот опутывается многими грехами.

67. Кто так живет, как имеющий дать отчет во всех своих делах, тот с помощью Божиею сохраняет жизнь свою чистою от грехов; кто же с презорством говорит: когда еще будет этот день, — тот идет путем грешников.

68. Помни о том, где ты, и куда должен отойти по исходе из тела, и никогда не допустишь нерадения о душе своей.

69. Помышляй о чести, которой сподобились все святые, и соревнование им мало-помалу привлечет тебя к добродетели. Помышляй также о сраме, которому подвергнутся грешники, и это всегда будет охранять тебя от зла.

70. Что ни делаешь, делай то по совету отцов твоих, — и спокойно проведешь все время жизни твоей.

71. Внимай себе; когда помысл тревожит тебя, что оскорбил брата, не пренебрегай его (помысла); но поди, поклонись брату и проси у него прощения, пока не получишь.

72. Не будь жестокосерд и безжалостен к брату своему; ибо все мы бываем искушаемы от врага.

73. Когда живешь с другими братиями, работай вместе с ними, чтоб не потерять тебе мзды своей.

74. Если демоны вложат в тебя заботу о пище и одежде, или станут срамить тебя пред тобою за крайнюю бедноту во всем, ничего им не отвечай: но от всего сердца своего повергнись пред Богом, — и Он утешит тебя.

75. Не будь небрежен в молитвах своих; ибо от них исходит свет в душу.

76. Если ты совершил много добрых дел, не хвались тем; и опять, если много наделал зла, сердце твое да не изнуряется отчаянием, но лучше пусть тщательнее внимает, чтоб более не опутываться им.

77. Если нападет на тебя похоть, озлобляй без сожаления плоть свою пред Богом со смирением, и найдешь покой.

78. Если станет мучить тебя зависть, помысли, что все мы члены Христовы, и что как честь, так и бесчестие у всех нас общи, — и избавишься от ней.

79. Если борет тебя чрево пожеланием яств, приведи на мысль, какое бывает от них зловоние, и успокоишься.

80. Если возродится в тебе позыв похулить брата, подумай, как это противно и ненавистно Богу, — и он отступит от тебя.

81. Если начнет овладевать тобою гордость, вспомни, как гибнут от нее все плоды добродетели, — и она бежит от тебя.

82. Если войдет в тебя презрение к ближнему, помысли о том, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, — и оно отступит от тебя.

83. Если сердце твое увлекается чьею красотою телесною, помысли о тлении, какому она обречена и какое уже есть в ней, и успокоишься. Если сластит тебя похоть жены, приведи на память некоторых из них уже умерших, каковы они во гробе, и найдешь покой.

84. Все сие исследуется суждением разума. Правильности, однако ж, сие суждение достигнуть не может без деятельного подвига и опыта.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!