НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЕ ИЗ ЕГО БЕСЕД 21 страница



18. Будем, братие, всеусердно исполнять, что в силах наших; и Бог по множеству милости Своей поможет нам. Если доселе не хранили мы сердец своих, как отцы наши, отныне по крайней мере будем хранить их от грехов и будем надеяться, что во время глада обретем милость у Него, как обрели все святые. Ибо хотя ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда бо отъ звезды разнствуетъ во славе (1 Кор. 15,41); но все они находятся на том же небе. Слава же и честь всех есть слава и честь Самого Бога во веки веков. Аминь.

 

СЛОВО 22

О деяниях нового человека

1. Есть три вещи, которыми всякий еврей отличается от других: обрезание, Пасха и суббота. Ибо так написано в книге Бытия: младенецъ осми дний обрежется вамъ, — и домочадецъ, и купленный. Необрезанный же, иже не обрежетъ плоти крайния своея, погубится душа та; яко заветъ Мой разори (Быт. 17, 12, 14). Первый обрезался Авраам. Это есть знамение нового человека, которое и Господь Иисус допустил в святом теле Своем. О сем и апостол говорит: о Немже и обрезани бысте обрезаниемъ нерукотвореннымъ, въ совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещениемъ: о Немже и совостасте верою действия Бога (Кол. 2, 11-12). И еще: отложити вамъ, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго въ похотехъ прелестныхъ, обновлятися же духомъ ума вашего и облещися въ новаго человека, созданнаго по Богу въ правде и въ преподобии истины (Еф. 4, 22-24). Также: да отъ грехъ избывше правдою поживемъ (1 Пет. 2, 24). И это об обрезании, которого если кто не соблюдает, необрезанным пребывает, — и не есть истинно христианин, потому что разоряет завет, который Господь Иисус утвердил собственною Своею святою кровью.

2. Теперь надо сказать о святой Пасхе, о коей так говорит Господь к Моисею: сей законъ пасхи: всякъ иноплеменникъ да не ястъ отъ нея: и всякаго раба или купленнаго обрежеши его, и тогда да ястъ отъ нея. Всякъ же не обрезанный да не ястъ отъ нея. Въ дому единемъ да снестся (Исх. 12, 43-44, 46, 48). Чресла ваша препоясана, и сапози ваши на ногахъ вашихъ, и жезлы ваши въ рукахъ вашихъ (Исх. 12, 11). Пасха вкушается не иначе, как с опресноками и полевыми травами; и мясо ее осолено огнем. Не сказал: препояшьтесь по чреслам вашим, чтоб кто не подумал, что говорится только о поясе; но чресла ваша препоясаны да будутъ, чтоб мы разумели это о чистоте от похоти. Сапоги означают, что мы должны быть готовы и скоры на убегание и уклонение от всего, что уязвляет и оскверняет совесть и ум отклоняет от свойственного ему созерцания в святости. Жезлом указывается на упование и мужество стремящихся в обетованную землю. Кровь агнца означает кровь Господа Иисуса, Который, соделавшись человеком, пришел к нам, чтоб сынов Израиля ввести в обетованное небесное наследие. Те, которые настроены к тому, видны, и знак того имеют ясно напечатленным в душе своей. Пук иссопа показывает прискорбность пути. Ибо заповедуется вкушать пасху с горькими травами. Рассмотри же, брат, тщательно, обрезан ли ты и дома твоего двери помазаны ли кровью агнца непорочного, отвлекся ли ты от всякого помышления земного, и так ли настроил себя, чтоб небоязненно вступить в обетованную землю?

3. Наконец надо сказать и о субботе, которая свойственна тем, кои обрезаны и Святую Пасху вкусили, как сказали мы, и, быв освобождены от египтян, видели всех их погрязшими в море Чермном и упокоились от жестокого им рабства. Шесть дний, говорит, делай: въ день же седьмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9). Всякъ иже сотворитъ въ ню дело, потребится душа та (Исх. 31, 14). Господь наш Иисус Христос Сам соблюл истинную субботу и научил как должно соблюдать ее. В пятницу взошел Он на крест; но прежде чем взойти на крест, Он все совершил, перенесши столько бесчестия и поношения, ни в чем не послабляя Себе и ничем не подкрепляя, пока, вкусив поднесенного Ему, по слову Его: жажду, — в губке оцта, сказал: совершишася, — и преклонь главу предаде духъ Свой (Ин. 19, 28-30). После сего положили Его во гроб — совершать истинное субботствование. Почил Господь Иисус в седьмой день и благословил его, ради того, что почил в него от всех дел, коими врачевал немощи человеческие. Вшедый бо въ покой Его, как пишет Апостол, почи отъ делъ своихъ, якоже отъ Своихъ Богъ (Евр. 4, 10). Сия есть истинная суббота, которой кто не соблюдает, тот не христианин. И Иеремия, оплакивая народ израильский, говорит: сохраните души ваша и не носите бременъ въ день субботъ, и не исходите враты Иерусалими (Иер. 17,21).

4. Увы мне бедному, не соблюдающему сих святых заповедей, и в день субботний носящему тяжелые бремена! Какие это бремена? Гнев, завидование, ярость, тщеславие, осуждение, злословие, раздражение, гордость, высокомерие, задорность, самолюбие, ненависть. Это в душе; в теле же — ненасытность, излишнее украшение, сластолюбие, похоть и всякие утехи. Это все и прочее сему подобное отторг Господь от тех святых, убив то в святом теле Своем, как утверждает Апостол, — крестомъ умертвивъ вражду въ Себе Самомъ (Еф. 2,16). Итак, кто носит тяжкие бремена грехов, тот нарушает субботу и не есть он истинный израильтянин, но обольщает себя. Ибо имя только имеет и ничего не получит от Господа Иисуса, Которого отрицается делами, возбуждая то, что Он умертвил, и делая то, что Он похоронил. Итак, когда придет Господь Иисус во славе Своей, то введет в Царство Свое вечное одних сынов Израиля, то есть одних истинных христиан, не рукотворным обрезанием обрезанных, но Духом, коих изберет Он Себе из всех народов земли. Ибо ослепление, говорит Апостол, отчасти Израилеви бысть, дондеже исполнение языковъ внидетъ (Рим. 11, 25). И опять: елицы правиломъ симъ жительствуютъ, миръ на нихъ и милость, на Израили Божии (Гал. 6, 16). Заметь же, что те суть израильтяне Божии, кои имеют обрезание сердца и истинно соблюдают субботу, то есть свергают с себя бремя грехов. Ибо, как говорит тот же апостол, не иже яве, иудей есть, ни еже во плоти, обрезание: но иже въ тайне иудей, и обрезание сердца духомъ, а не писаниемъ (Рим. 2, 28-29).

5. Обратим наконец внимание на себя самих, братие. Доколе будем работать тщетно? Доколе будем покорствовать врагу нашему, который, в нас находясь, влечет нас к грехам и отвращает от добродетели, не пуская нам даже и очей приподнять, чтоб восприять луч света божественного? Испытай себя самого, несчастный — во Христа и в смерть Его крестившийся. Рассмотри, какую Он подъял за тебя смерть, и следуешь ли ты стопам Его? Приравни нравы свои к Его свойствам. Он был без греха, и Себя во всем предложил тебе в пример для подражания. Он любил нищету, а ты отвращаешься от нее. Он не имел где главу подклонить, а ты ищешь прочного и удобного жилища. Он переносил всякие оскорбления, а ты их переносить совсем не хочешь. Он не воздавал злом за зло, а ты жаждешь мщения. Он, стражда не прещаше (1 Пет. 2, 23), а ты серчаешь, когда тяготишься и малым чем. Он не возмущался, будучи поносим, а ты возмущаешься и никакого не терпя поношения. Он благосклонно звал к Себе грешников, а ты язвишь словами даже друзей своих. Он спокойно переносил обиды, а ты негодуешь, никакой не встречая напраслины. Он был снисходителен к тем, которые впадали в грехи, а ты гордишься даже и пред теми, кои гораздо лучше тебя. Он предал Себя за тех, коими был оскорблен, чтоб искупить их, а ты обижаешь даже и тех, кои тебе делали добро. Рассмотри, что Он даровал тебе, и что ты взаимно воздал Ему. Познай Его из дел Его, и себя из дел своих. Если ты умер с Ним, то кто же это делает дела те, то есть те грехи?

6. Будем, возлюбленные, усердно внимательны к святым заповедям Господа и отвергнем собственные свои хотения. Если мы любим тех, которые о нас пекутся, что большее творим сравнительно с язычниками? Если молимся за благодетелей, то же делают и мытари. Если на похвалы других отвечаем похвалою им, и у иудеев тоже случается. Итак, что же больше творишь ты, который должен, умерши греху, жить во Христе Иисусе? Если ты любишь только тех, которые тебе угождают, что лишнее творишь пред грешниками? Не то же ли и они делают? Если ты ненавистью преследуешь тех, которые причиняют тебе какую-либо неприятность, идут наперекор тебе, делают нападки, то и ты язычнику подобен. Об этих-то и надлежит тебе более молиться, чтоб им прощено было. Если ты болишь сердцем по поводу поношения какого или бесчестия, болят о том и мытари. Рассмотри себя самого и взвесь ты, крестившийся во имя Христово, сообразны ли такие дела с именем твоим? Их ли в день славы Господа ты принесешь с собою пред лицо Его, чтоб получить венец? Венец дастся за победу над тем, в чем некогда победителем явился Царь твой, предлагая тебе Себя Самого в пример. Сам Царь царствующих и Господь господствующих, когда в день тот явится в величии пред взором всех народов, принесет с Собою знамения Свои, то есть те раны, которые Он принял за нас. Ты же ничего подобного им не принесешь на теле своем. Почему он скажет тебе: не знаю тебя. Тогда, увидя святых, которые все за имя Его готовы были на смерть, покроешься стыдом пред лицом их. Пересмотри жития всех святых и найдешь, что они никогда не воздавали зла за зло, которое случилось им потерпеть. Кровь их всех вопиет: взыщи за нас, Господи, со всех живущих на земле. Я же, любящий праздность и покой, что скажу в день тот, когда увижу там пророков, апостолов, мучеников и прочих святых, которые были мужественны и тверды в перенесении обид, не показывая никакого знака мщения или гнева? Когда придет тот день, тогда не будет во власти каждого, что отвечать; но всякий воскреснет, облеченный своими делами, добрыми или злыми, как одеянием. Дела сами будут говорить и будут стоять на месте каждого.

7. Блажен, кто всеусердно трудится над тем, чтоб совлечься дел, которые влекут в геенну, и облечься в такие, которые возводят на небо. Ибо, как говорит апостол, аще земная наша храмина тела разорится, создание отъ Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесехъ (2 Кор. 5, 1). Время жизни нашей ничтожно; но когда придет час наш, от нас строго потребуется отчет во всем. Итак, не позволим себе опуститься в безнадежности или быть распущенными нравом; но бодренно со всем усердием поработаем Господу, непрестанно прибегая к Его благости, да помогает нам во всем. На братий наших не будем гневаться за то, что иному случится оскорбить нас словом или делом. Во всех вещах возлюбим смирение и терпение, и всегда будем налегать на ту мысль, чтоб отказываться от своей воли; ибо своя воля губит все добродетели. Кто мыслями своими располагает правильно и держит их в должных пределах, тот отказывается от своей воли; и возлюбив кротость, бежит как от змия, от всякого разногласия и противоречия. Ибо это низвращает все здание добродетели и душу покрывает мраком, так что она не может уже видеть света правоты. Бегайте же этой страсти (спорливости, противоречия, в угоду своей воле или чтоб поставить на своем), которая втесняется в среду добродетелей и, сплетаясь с ними, губит их. Вот и Господь Иисус не прежде взошел на крест, как изгнав наперед Иуду из среды учеников. Ибо если человек не отсечет от себя этого пагубного зла, то не может оказать успеха в жизни по Богу; потому что от него исходит всякое зло. Кто работает сей страсти, тот не хочет нести креста своего и увлекается тщеславием. Наконец все, Богу ненавистное, обитает в душе человека спорливого и высокомерного.

8. Кто помнит о своих грехах, тот удобно достигает смирения. Смирение есть — волю свою подчинять воле ближнего. Чистота сердца приятные Богу изливает молитвы. Кто возненавидел свои страсти, тот предается плачу и слезам. Терпение не помнит обид. Кто любит Бога, тот не желает отмщения. Возлюбивший покой и безмолвие, тверд бывает, если не повинуется себе самому. Душа — ревнительница нищеты, бывает непорочна. Кто властвует над своими чувствами, тот в мире проводит жизнь. Кто кроток, тот все переносит. Кто милосерд, тот удобно прощает. Все это рождает отречение от своей воли, которое сладкими узами мира связует все добродетели. Во всем Писании не вижу я ничего, чего более требовал бы Бог от человека, как чтоб он во всем смирял себя пред ближним своим и отказывался от своей воли, и всегда испрашивал у Бога помощи на возбуждение очей своих от сна забвения и избежание от плена ложного о себе мнения. Природа человека изменчива и склонна на зло; Божие дело есть помиловать нас и укрепить немощь нашу; Божие — обратить нас к себе; Божие — ущедрить нас благодатью, да всегда воссылает Ему благодарение; Божие — защищать нас и изъять из рук врагов наших. Богу же честь и слава во веки веков. Аминь.

9. Спорливость (поперечить, на своем поставить) рождают следующие недобродетели: многословие, любопытство, лесть, высокомерие и двоязычие. В ком есть это, душа того чужда добродетелей. Если кто с великим усилием — до поту, не будет прилежать всем добродетелям, в покой Сына Божия достигнуть не может. Итак, братие, не презирайте жизни своей и душа ваша да не коснит в делах злых, чтоб не иждилось все время ваше прежде, чем воздохнете к покою Сына Божия, который состоит в том, чтоб во всем держать смирение, быть невинным (чтоб совесть не обличала) и ни к кому не иметь неприязни; чтоб не опочивать ни на какой вещи Богу ненавистной, но от всех грехов с мерзением отвращаться и быть мертвыми для всякого рода дел злых. Ибо таким образом неложный Бог (см. Тит. 1, 2) пребудет в нас и милостью Своею подкрепит немощь нашу. Аминь.

 

 

СЛОВО 23

О совершенстве

1. Если кто, как сказал некто из отцов, не имеет веры в Бога, не пламенеет непрестанным желанием Его, не устраняется от причинения вредного другим, не боится воздавать злом за зло, не стесняет себя, не возделывает смирения чистоты и человеколюбия, не отвергается мира, не бывает кроток и терпелив, не молится Богу непрестанно в преутруждении сердца, не простирается в предняя, не озираясь вспять (см. Флп. 3,13) и не полагаясь на свои дела и жертвы, каждодневно не испрашивает Божией помощи, — тот достигнуть спасения не может. Смотри, как бодры и бдительны враги человека! Не презирай, брат, совести своей и не неради о ней, и на самого себя нисколько не полагайся, хотя бы ты в самом деле имел какую-либо цену у Бога; ибо отовсюду обложены мы врагами. Разумное преутруждение себя истребляет знаки прежнего нерадения, и обуздание чувств врачует раны внутренних врагов. Совершенное возлюбление Бога сокровенно противостоит врагам. Святость сокровенно одержанными победами сокровенно приводит к покою Сына Божия (к успокоению в Господе Иисусе Христе или к пребыванию с Ним в сердце). Явная святость хранит добродетели. Ведение Бога делает, что к Нему прибегаем мы во время искушения и Его помощью вооруженные, преодолеваем их. Кто не полагается на свои труды, тот более чувствует помощь Божию. Кто от души истинно ищет Бога, тот стоит в страхе, чтоб в чем-нибудь не оказаться неугодным Богу и совесть всегда ужаляет его, коль скоро он делает в чем опущение (или если чего-нибудь еще недостает в нем). А где это ужаление, там осуждение; где же осуждение, там еще нет свободы (от греха и страстей). Если наконец, молясь, заметит он, что никаким жалом зла не уязвляется, тогда он истинно свободен и по воле Божией вошел во святой покой.

2. Если и увидишь, что добрые плоды твои не подавляются уже никакими вражиими плевелами, то хотя ты не борешься более с чувствами, не думай однако ж, что враги перестали нападать на тебя, полагаясь на свою злохитрость. Не ожидай этого, даже если облако осенит скинию, и ни солнце днем, ни луна ночью не жгут тебя, даже если все принадлежности скинии (соответствующее им в духе), уже находятся в тебе, и она вверена тебе, чтоб ты хранил и поставлял ее по воле Божией (Богом именно уготована тебе победа; и Сам Он будет осенять скинию. Сам идти вперед и указывать, где постановить ее; ибо, как говорит Писание, если не повелит Сам, в каком месте поставить ее, она остановиться не может). Великая еще есть опасность, — пока человек не познает себя и совершенно не уверится, что не в его силе состоит освободиться от полагающих ему во всем препоны и раздражающих его. Итак, надлежит нам со страхом прибегать к благости Божией, непрестанно вращая в памяти Его благодеяния, и облечься во святое смирение, так, чтоб оно никогда не отступало от сердца нашего, всегда полагая нам пред очи грехи наши и спрятывая добро, если какое есть в нас, — и таким образом охраняя нас до конца и делая, чтоб мы ни в чем не полагались на самих себя.

3. Кто судит ближнего и гневается на брата своего, презирает его и ни во что ставит, или с гневом учит, или поносит его пред кем-либо; тот чужд милосердия, которым одарены были святые, и других великих добродетелей. Такого рода пороки губят все труды человека и отрясают все добрые плоды. Кто говорит, что оплакивает грехи свои, и между тем не отстает от них, тот обманывает сам себя. Кто воздыхает к покою, а между тем не заботится уврачевать болезни душевные, тот слеп и не искусен в святом построении добродетелей. Кто, оставив заботу об уврачевании своих грехов, печется о том, чтоб врачевать других, тот действует навыворот. Ибо прежде чем приступить к этому, надлежит свои грехи омыть слезами: и Божие умолить милосердие, да простит их и дарует столько силы и твердости, чтоб никогда более не впадать в те же грехи и не оскорблять Его уже ни мыслью, ни словом, ни делом. Блажен, кто так действует во истине. Кто истинное совершает покаяние, тот не бывает занят тем, чтоб судить ближнего. Ибо и свои грехи всякому довольно дают дела и не оставляют времени заняться врачеванием других. Кто злом за зло воздает, тот далек от истинного покаяния. Кто пленен славолюбием и вплетается в мирские дела, тот не может от души плакать о грехах своих. Кто теперь (себя оставя, о других) говорит: то хорошо, а это худо, тот не может возыметь в сердце своем стыда за себя. Ибо когда беремся судить о том, что не наше, обольщаемся (относительно себя) и при том так развлекаемся, что нам не свободно познавать свои грехи.

4. Если, подвергшись поношению, негодуешь, то ты не ведешь истинного покаяния. Если болишь о похищенных у тебя вещах, то страха Божия нет в тебе. Если смущаешься тем, что иной взнесет на тебя что-либо ложно, — то страха Божия нет в тебе. Если ты в сладость слушаешь похвалы себе, то страха Божия нет в тебе. Если во взаимных собеседованиях желаешь, чтоб твои слова брали верх, то страха Божия нет в тебе. Если возболишь о том, что речь твоя презрена, то страха Божия нет в тебе. Ибо все это показывает, что ветхий человек еще силен в тебе, и нет, кто бы изгнал его и восприял истинный и Богу приятный плач. Надобно нам открыть очи ума, да познаем самих себя и ведаем, что тот враг Богу, кто следует собственной своей воле. Если, исполняя заповеди Божии и дела свои устрояя по воле Божией, будешь питать в сердце убеждение, что сам собою угодным Богу явиться не можешь, и всегда будешь держать пред очами своими грехи свои, то найдешь крепкий оплот против врага своего, когда он начнет бороть тебя гордым помыслом, будто ты уже стал свят и праведен; и ты сохранишь таким образом здание, которое устроил в тебе покаянный план. Тогда поймешь, что знаешь себя, увидишь, где ты, и сердце твое не вознесется как бы одержанною победою. Ибо пока человек не станет на суде, не услышит решительного о себе определения и не увидит присужденного ему места, до тех пор знать не может, угоден ли он Богу или нет. Печаль по Богу, уязвляющая сердце, может держать чувства в должном порядке, а трезвение — хранить ум чистым. Но человек никогда не должен верить себе самому и, пока в теле есть, должен держать попечительное за себя беспокойство. Блаженны никогда не надеющиеся на свои дела и не дерзающие без страха предстать пред Бога. Познав Его величие и свою нетвердость, они стараются повиноваться воле Его, как Сам Он того желает, но при этом не престают оплакивать самих себя и других не судят, оставляя суд Судии всех Богу.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!