НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЕ ИЗ ЕГО БЕСЕД 24 страница



20. Такое тщательное исследование свойственно тем, которые истинно любят Господа Иисуса и уповают на Него. Душа таковых соделалась невестою, украшенною всеми добродетелями. Ибо как говорит апостол: мы же ecu откровеннымъ лицемъ славу Господню взирающе, въ тойже образъ преобразуемся отъ славы въ славу, якоже отъ Господня духа (2 Кор. 3, 18). Видимъ убо ныне якоже зерцаломъ въ гадании, тогда же узримъ Его лицемъ къ лицу (1 Кор. 13,12). Почему души, соделавшиеся невестами, рассматривают себя в чистоте, как в зеркале, не осталось бы какое пятно на лице, неприятное Жениху их. Ибо Он требует, чтоб девы, то есть души, были чисты, непорочны и никакого не имели пятна — таковы, как написано о Ревекке: девица же бяше доброзрачна зело... мужъ не позна ея (Быт. 24,16); или как те, о которых говорит псалом: приведутся Царю девы въ следъ ея, искренния ея приведутся Тебе (Пс. 44, 15). Ибо возрождение святого крещения обновляет их от всякой ветхости. И покаяние освящает их и делает девами чистыми. Они забывают тогда про все ветхое. Слыши, говорит, — дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и домъ отца твоего, и возжелаетъ Царь доброты твоея (Пс. 11, 12). И все Силы Небесные обратят тогда на нее взоры свои, ради чистоты, которою украсило ее покаяние, соделав ее через то едино тело с Господом, — и рекут: кто сия восходящая отъ пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливанъ, отъ всехъ благовоний мироварца? (Песн. 3, 6).

21. Итак, всеми силами будем домогаться того, чтоб мало-помалу совлечься нам деяний ветхого человека; будем избегать всего пагубного, пока приидет к нам любовь Господа и, отъяв у нас образ перстного, напечатлеет в сердце нашем Его святой образ, чтоб, став чистыми и непорочными, без всякого пятна, соделались мы достойными Его. Якоже облекохомся во образъ перстнаго, да облечемся и во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49), как говорит апостол. По апостолу, никого нет без греха после того, как совершено первое преступление; но есть покаяние, которое ведет человека к совершенной чистоте: почему он убеждает нас разрушить в себе деяние того, кто не повинулся вначале, и любовью восприять деяние Господа нашего Иисуса Христа (послушливого даже до смерти), повинуясь заповедям Его. Движимый милосердием, Он понес рабство (зрак раба) человека, чтоб возвесть его в мысленный рай, и ущедрить всеми Своими святыми добродетелями, дав ему способ питаться от древа жизни, которое есть познание Его словес и исполнение их. Это водворяет мир в душах верующих и хранит их непрестанно, заставляя заграждать уши от всякой речи пагубного змия, через напоминание о том жестоком рабстве, в которое впали мы первым непослушанием, и побуждая всегда благодарение воссылать Тому, Кто искупил нас бесценною кровью Своею, раздрав на кресте рукописание нашего рабства (Кол. 2, 14) и приписав нас Себе в братья и друзья (см. Ин. 15, 14-15). Ибо Он, изливая в любви Духа Своего на учеников Своих и оживляя души их, сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Отче, ихже далъ ecu Мне, хощу, да идеже есмь Азъ, и тии будутъ со Мною. Яко возлюбилъ ecu ихъ, якоже Мене возлюбилъ ecu (Кн. 17, 24, 23).

22. Впрочем, чтоб показать, что Он говорит это не о всех, а только о тех, кои, отсекая свои воли, повинуются Его святой воле и прекращают всякое общение с миром, сказал: Я избрал их от мира, сего ради ненавидит их мир, потому они уже не суть от него (см. Ин. 15, 19). Оставившие та, яже суть мира сего, соделались, как видишь, достойными быть невестами Господа Иисуса и пребывают во истине Его. Сего ради, говорит Апостол, оставитъ человекъ отца и матерь, и прилепится къ жене своей и будета два въ плоть едину. Тайна сия велика есть. Азъ же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5, 31-32). Тот же апостол и язычников назвал сонаследниками, сотелесниками и сопричастниками обетования во Христе Иисусе, через Евангелие (см. Еф. 3, 6). Ибо через это они соделались достойными быть едино тело с Ним. Дух Святой обитает в таковых и внушает им все нужное; и Он уже печется о них. Не вы-бо будете глаголющии, говорит Господь, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Мф. 10, 20). И апостол то же говорит: намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ: Духъ бо вся испытуетъ и глубины Божия. Мы же умъ Христовъ имамы (1 Кор, 2, 10, 16). Как же можно нам после сего, умом Христовым помышлять о чем-либо греховном? Зри, брат, в душе своей тайну сию.

23. Все роды животных, находящихся на земле, рождают, совокупляясь с подобными себе, а не с разнородными, домашний ли то скот или звери, гады или птицы. Почему Бог привел всех животных к Адаму, чтоб увидел, есть ли между ними какое, ему подобное. Не нашлось ни одного; потому что все были не его природы. Тогда взял Бог одну из костей его и сотворил ему жену, которая есть потому взята от мужа своего. Тайна сия великая повторяется в тех, кои бывают невестами Христу, потому что такие от Него суть через возрождение, суть из святого Его тела. Почему апостол говорит: все мы, едино тело есмы о Христе, а по единому другъ другу уди (Рим. 12, 5). И еще: зане уди есмы тела Его, отъ плоти Его и отъ костей Его (Еф. 5, 30). Видишь ли, что как Ева из Адама и все люди от них, и во всех людях одна и та же человеческая природа: так Господь во всех есть, кои от Него; и все, кои от Него, то же Ему суть, что Ева Адаму, и именуются невестами Его. Которые же оказываются неразумными, подобно скотам, и подражают то хищничеству зверей, похищая друг у друга, что попалось, или непостоянству птиц, или ядовитости змий — души тех невестами Христовыми быть не могут, потому что они разны с Ним в деятельности. Видишь, брат, как хочет Господь, чтоб человек уподобился Ему, да будет душа его невестою Ему. Так из дел своих может познавать душа, с кем она сродна. Если она действует право, то Дух Святой обитает в ней. Добрые деяния делают душу свободною от страстей. И быть не может, чтоб в таковой душе не обитал Дух Святой. Аще любите Мя, говорит Господь, заповеди Моя соблюдите. И Азъ умолю Отца, и иного утешителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ векъ Духъ истины (Ин. 14, 15-17). То же говорит и Апостол: или не знаете себе, яко Иисусъ Христосъ въ васъ есть? Разве точию чимъ неискусни есте (2 Кор. 13, 5). Видишь, как если кто не подражает деяниям Господа, не одобряется и невестою Его быть не может? И девы (в притче) все приготовили лампады свои, но которые из них не имели добрых дел, те отвергнуты (см. Мф. 25, 1, 12). Мрежа, вверженная в море, собрала всякого рода рыб; но только добрые взяты были в сосуды (см. Мф. 13, 47-48). Плевелы росли вместе с пшеницею, но когда пришла жатва, они были связаны особо и сожжены огнем (см. там же, 25, 30). Розги, не приносящие плодов, отсекаются и в огнь бросаются (см. Ин. 15,6). Овцы паслись вместе с козлищами, но потом овцы только поставлены одесную, козлища же ошуюю (см. Мф. 25, 33). Сеявший сеял одинаковое семя, но только то, которое пало на добрую землю, принесло плод (см. Мф. 13, 3-8). Господин раздал серебро без лицеприятия, всякому по силе, но удовольствовался потом только возвращением удвоенного количества его (см. Мф. 25, 21, 23). На брак позваны все, но того, кто не имел одеяния брачного, велено было ввергнуть во тьму кромешную (см. Мф. 22, 11-13). Многие объявляют себя исповедающими правую веру; но те из них, которые не имеют добрых дел, извергнутся вон: мнози бо суть звани, мало же избранныхъ (Мф. 22, 14).

24. Исследуем же себя самих, братие, и дела наши взвесим, прежде чем придет час предстать нам Господу; чтоб не быть нам из числа тех, кои творят волю плоти. Приложим труд стяжать такие богатства, какие обретем в тот час нужды; те же, которые здесь против воли надо будет оставить, презрим. Посмотрим на тех, которые с большим усердием налегали на собрание этих тленных богатств, как, оставя их здесь, они попали в геенну, потому что нерадели следовать стопам Господа Иисуса, чтоб сделаться достойными Его невестами. Итак, понудим себя на слезы пред Богом и на сокровенное болезнование и воздыхание сердца, чтоб не подвергнуться подобному сраму. Когда на море поднимается буря и многие корабли погружаются в волнах, не говорим: погибнем и мы, как погибли они; а, напротив, всеми силами стараемся и обеты даем Богу, чтоб выйти целыми из беды. Точно, братие, великая свирепствует буря в море жизни сей. Приложим же труд и ко Господу не престанем взывать, чтоб не погрязнуть в волнах. Если не сбросим с себя бремени грехов и не обнажим себя от многозаботливости, то выйти целыми из этой всевозметающей бури не можем. Моисей не прежде воспел песнь Богу, как перешедши море и увидев погибель тех, которые хотели удержать в рабстве народ Божий! Тогда наконец сказал он: Господеви поимъ: славно бо прославися. Коня и всадника вверже въ море (Исх. 15, 1).

25. Итак, если ум сохранит чувства души от воли плоти и столп созерцания отделит душу от ней; тогда Бог, видя злобу и вражество страстей, которые, нападая на душу, хотят удержать чувства ее во грехах, подает помощь уму, непрестанно молящемуся, и врагов его всех погубляет и истребляет. Так Он и с Моисеем сделал. Что вопиеши ко Мне? сказал Он ему. Скажи сынамъ Израиля, чтоб были готовы. Ты же возьми жезлъ твой, ударь имъ по морю и оно иссохнетъ (Исх. 14, 15-16). Верен Бог! Он и нам поможет, как Моисею, и измет нас из рук врагов наших, да воспоем Ему песнь новую и речем: Господеви поимъ. Славно бо прославися! Но как можем мы произнести такие слова, если сами покорствуем врагам нашим и волею возвращаемся в Египет, вожделевая того, что прежде вкушали и вопя к Аарону: сделай нам богов, которые бы шли впереди нас и возвратили нас в Египет; ибо нам не нравится эта пища духовная (см. Исх. 32, 1; Числ. 21, 5). Силен Бог послать к нам Моисея, да сотрем тельца излиянного, которым мы подвигли Его на гнев. Силен Бог, подавши нам дар покаяния, снова обратить нас к себе и Моисея воодушевить помолиться за нас, говоря: аще убо оставиши имъ грехъ ихъ, остави: аще же ни, изглади мя изъ книги живыхъ (Исх. 32, 32). Укрепит Он и Иисуса, в то время, когда надо будет истребить семь языков, чтоб ввесть нас в землю обетования. Тогда Израиль приимет наследие и начнет обитать в нем в полном довольстве во веки веков. Аминь. Господа нашего Иисуса Христа есть крепость, Его помощь, Его покров, Его мудрость, Его охрана. Он есть в нас в славу и честь Бога Отца и Духа Святого во веки веков. Аминь. Если разумеешь это, брат, приложи труд и сотворить то. И Господь покроет тебя в час искушения. Аминь.

 

 

СЛОВО 26

Блаженного аввы Исаии изречения, которые слышал от него ученик его авва Петр и предал письмени

1. Говорил отец мой: будь тверд в исправлении того, что имеет нужду в исправлении.

2. Только чистая душа приятные Богу изливает молитвы.

3. Страх Божий и стеснение себя во всем удобно испрашивают прощение грехов.

4. Жертвы человека, жаждущего мщения, тщетны.

5. Смотри, никогда не позволяй себе одно говорить языком, а другое держать в сердце.

6. Кто повергается пред Богом в молитве и со смирением покорствует заповедям Его, тот скоро достигнет любви. Любовь же изгоняет все пороки и страсти.

7. Кто посвятил себя безмолвию и молчанию, тщательно должен исследовать, убежал ли он от врагов, которые ведут против нас брань в воздухе, и освободился ли от них? Ибо пока подлежит рабству их, дотоле не свободен. Пусть же потяготит себя, пока испросит себе милость у Бога. Кто осуждается сердцем своим, тот не испросил еще милости.

8. Если хочешь следовать Господу нашему Иисусу Христу, соблюдай слово Его. Если хочешь распять с Ним ветхого человека, с отвращением отвращайся от того, что отклоняет тебя от креста, приучай себя благодушно переносить, если подвергнешься унижению; люби тех, кои причинят тебе оскорбление, и покажи себя смиренным пред ними; господствуй над своими пожеланиями, храни молчание уст, и никого не суди в сердце своем.

9. Кто держит безмолвие и молчание, да возгревает в себе страх, как предстать наконец Богу. Страха Божия нет в том, кто работает греху и имеет нужду в милосердии Божием.

10. Тяжко, что мы на языке носим доброту, а в сердце неправду и зло.

11. Кто даже до смерти не понудит себя к тому, чтобы тело свое сделать таким, каково было тело возлюбленного Иисуса, тот не сретит Его с радостью и не получит свободы от жестокого рабства.

12. Говаривал еще авва: помилуй меня, помилуй, Господи! Ибо пала душа моя. В какой чистоте она была сотворена? И в каком рабстве теперь содержится? Какою суетою опутана?

13. Умоляю тебя, — пока ты в теле, не давай свободы своему сердцу. Как человек плодов поля своего не считает верными, пока не уберет их в житницу свою: так и ты не можешь быть уверен, какие плоды имеешь получить от сердца своего, пока есть дыхание в ноздрях твоих (см. Иов. 27, 3). Как человек до последнего своего издыхания не может знать, какая вдруг может схватить его болезнь: так никто, пока в нем есть дыхание, не может положиться на сердце свое, чтоб не поразила его какая болезнь греховная; но непрестанно должно умолять Бога о помощи и милосердии.

14. Спросил я у него: что есть смирение, и как его стяжать? Он ответил: смирение есть послушание и отречение от своей воли. Смирение есть — себя приутруждать и утеснять, блюсти чистоту сердца, охотно сносить унижение и напраслины от ближнего.

15. Блажен, говорил еще авва, кто облекся в нового человека прежде, чем предстанет Христу: ибо плоть и кровь, как говорит Апостол, Царствия Божия наследити не могутъ (1 Кор. 15, 50). Но, идеже бо въ васъ зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте и по человеку ходите? — сказал еще тот же Апостол (1 Кор. 3, 3).

16. Говорил также: от того так успешно поражают нас враги наши, что мы не знаем своих немощей и без рассуждения вступаем в борьбу. Если б мы вполне знали грехи наши, то считали бы себя худшими явных блудниц. Ибо оне явно грешат, потому что не ведают Бога; мы же Бога исповедуемъ ведети, а между тем втайне работаем греху.

17. Кто сносит поношение и волю свою подчиняет ближнему для того, чтоб Бог не попустил выступить на среду врагу его; тот показывает себя наемником. Ибо если б он искренно поверг себя к стопам Господа Иисуса, то старался бы отказываться от своей воли для того, чтоб не отделиться от возлюбленного Господа своего.

18. Кто следует собственной своей воле, тот даже с добрыми не имеет мира: ибо презорство, гнев и зависть процветают в сердце его.

19. Кто ни мало не заботится о том, что самому говорить и что от других слушать, тот подобен слепому, который не видит света ни внутри, ни вне.

20. Кто непрестанно помышляет о грехах своих, тот не имеет языка, чтоб говорить о делах какого-либо человека.

21. С ненавистью преследуй покой тела твоего и все, что от мира сего есть, потому что это отводит тебя от содружества с Богом. Как кто, имея врага, ведет с ним войну, так нам надобно воевать с телом своим, не давая ему отдыха и покоя.

22. Кто любит Бога, тот должен испытывать свои помыслы, нет ли в них чего плотского. Душа, пока удерживается заботами о телесном, не есть еще чистая Божия невеста.

23. Спросил я его, что значат слова молитвы: да святится имя Твое? Этим выражается желание совершенной чистоты, сказал он: ибо имя Божие не может святиться в нас, пока мы покорствуем похотям.

24. Говорил он еще по изречениям древних отцов: уединение есть бегание плотоугодия и помышление о смерти.

25. Где нет мира, там нет Бога.

26. Кто видит грехи свои, тот узрит мир.

27. Грехи отгоняет не место, а смирение.

28. Давид, впадши в прелюбодеяние и убийство, одну только Богу приятную жертву находил — ту, о которой говорит в покаянной своей молитве: жертва Богу духъ сокрушенъ; сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Пс. 50, 19).

29. Презорство и негодование возмущают ум и не дают ему видеть света Божия.

30. Всеми силами старайся избегать следующих трех неправых движений: своекорыстия, честолюбия и нерадения; потому что если они займут душу, то низвратят ее и не дадут ей преуспеть.

31. Если, когда сидишь в келлии своей, придет тебе желание посудить брата, прогоняй его памятью о своих грехах, помышляя, что их больше и они важнее, чем его; о добрых же делах своих, какие кажется тебе имеешь, не думай, что они угодны Богу.

32. Более крепкие члены тела пекутся о слабейших и поддерживают их по необходимости, какою с ними соединены.

33. Кто груб сердцем, тот никогда не думает, что грешен; а смиренные даже вину ближнего на себя переносят.

34. Гордый в сердце своем почитает себя мудрым и думает, что никогда нив чем не преткнулся. Тот же, в ком есть страх Божий, с беспокойством заботится, чтоб в нем не оказалось недостатка в какой-либо добродетели.

35. Если, когда сидишь в келлии своей и в безмолвии совершаешь молитвы свои, сердце твое уклоняется к чему-либо, что не есть Божие; знай, что молитвы твои, какие творишь ты в безмолвии, не суть еще истинные молитвы.

36. Если ты жертву сердца своего считаешь Богу приятною, заключай отсюда, что и то помышление сердца твоего, к которому примешивается страсть, в вину вменяется тебе пред Богом.

37. Кто во время брани не находит помощи, тот не может ожидать мира.

38. Тот тщетно учит, чьи дела противны учению.

39. 0 причащении говорил: увы мне! увы мне! Если я общусь с врагами Божиими, то какое у меня может быть общение с Богом. Не в суд ли и осуждение приемлется мною Святое Причастие? Ибо вся чиста чистымъ: оскверненнымъ же и невернымъ ничтоже чисто, но осквернися ихъ умъ и совесть (Тит. 1,15). Если я свят, то кто же это те, кои действуют во мне (не свято)?

40. Когда я спросил его: что есть страх Божий? Он отвечал: страха Божия нет в том, кто покорствует врагам Божиим.

41. Опять я спросил его: кого он почитает рабом Божиим? — Того нельзя считать рабом Божиим, сказал он, кто повинуется своим пожеланиям. Ибо кто кем правит, тот тому и господин.

42. Увы мне, увы мне, говорил он, что не старался сделать себя чистым и святым, да улучу милость Божию! Увы мне бедному, что не понапрягся преодолеть врагов моих, да царствую со Христом! Увы мне бедному, что именуюсь именем Твоим, а служу врагам Твоим, Господи! Увы мне, увы мне, что питаюсь тем, чего отвращается Царь и Врач мой, и потому Он не исцеляет меня!

43. Когда я посетил его, больного и крайне страждущего от болезни, и скорбел о плохом состоянии его здоровья, он сказал: и столько мучимый болезнью, едва-едва могу держать в памяти оное мучительное время (исхода, суда); если же бы тело мое было здорово, то и совсем не вспомнил бы о нем; ибо когда оно здорово, то более готово на дела, Богу неприятные. Древо поливаемое не сохнет, а приносит плод. Бедствия служат для нас пособием к соблюдению заповедей Божиих. Увы мне, увы мне, что столько имею пред собою обвинителей! Как предстану пред Господом моим и святыми Его, когда враги мои ни одного члена моего не оставили во мне целым?

44. Спросил я его: что необходимо для уединенника? И он сказал в ответ: три вещи необходимы для него: непрестанный страх, непрерывная молитва и постоянное хранение сердца. Посвятивший себя уединению и безмолвию, должен оберегаться, чтоб не услышать бесполезных речей; ибо они будут губить труды его. Авва Серапион, когда спросил его один старец, кому подобным он себя видит, отвечал: я кажусь себе подобным человеку, на башне находящемуся, который мановением руки дает знать подходящим, чтоб не приближались к нему. Старец же, вопросивший его о том, сказал ему: а я кажусь себе похожим на человека, который устроил себе большую ограду, как крепость, и двери ее заложил железными засовами; так чтоб, если кто станет стучать, не слыхать и совсем не думать о том, кто там, откуда пришел и чего хочет, чтоб тот и уходил, не дождавшись, когда этот сойдет к нему.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!