НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЕ ИЗ ЕГО БЕСЕД 13 страница



12. Если случится тебе сидеть за столом с младшими братиями, не скажи в душе своей: поешь, но грехи свои приводи себе на ум, чтоб не поесть с услаждением. Руку твою протягивай только к тому, что пред тобою; того же, что положено пред другим, не касайся рукою твоею.

13. Ноги твои пусть покрывает мантия; колена твои пусть будут соединены между собою.

14. Если случатся странники, послужи им и подай нужное с веселым лицом. Когда перестанут кушать, скажи им во второй и третий раз: покушайте еще немного, прошу вас.

15. Во время стола не обращай очей твоих на ближнего твоего, не смотри туда и сюда; и не произноси слов неразумных; ни к чему, что угодно тебе взять, не простирай руки, не сказавши прежде: благословите.

16. Когда воду пьешь, не попускай горлу своему издавать звука, как обычно людям простым.

17. Ежели в собрании братии станет беспокоить тебя мокрота, не извергай ее на глазах их, но выйди вон и там отхаркайся.

18. Ежели найдет позыв зевнуть, подержи зажатым рот, и это отойдет от тебя.

19. Не открывай уст своих, чтоб смеяться; ибо это свойственно душе несдержанной.

20. Если увидишь что из вещей ближнего твоего, — или одежду, или пояс, или кукуль, или другое что, — не пожелай того. И когда подобные вещи сам для себя будешь делать, не поблажай в этом пожеланию своему.

21. Если приобретешь себе книгу, над украшением ее не трудись; ибо это есть детский недостаток.

22. Если погрешишь в чем, не прикрывай ложью погрешности своей, но, поклоняясь, проси прощения, и прощена тебе будет погрешность твоя.

23. Если кто грубо что тебе скажет (назовет, позовет, прикажет), не возноси против него сердца своего, но поспеши удовлетворить ему, не допуская прийти в негодование сердцу своему: ибо гнев происходит от самовозношения (и ретивости, или задорности стоять за себя).

24. Если кто укорит тебя в чем, праведно ли то или неправедно, не смущайся; но поклонясь скажи: прости мне, не буду более так делать. Ибо таким способом ревнующая о благочестии юность восходит к совершенству.

25. Если занимаешься каким рукоделием, занимайся усердно, в страхе Божием, чтоб, если будешь нерадив, не погрешить тебе по неведению.

26. Когда обучаешься какому делу, о всем спрашивай у мастера и не стыдись чаще просить его, чтоб любви ради посмотрел, хорошо ли оно у тебя идет или нет.

27. Если, когда ты занят делом, позовет тебя брат твой, спроси, чего он хочет, и тотчас, оставя свое дело, помоги ему.

28. Вышедши из трапезы, спеши в келлию свою и прилежи молитве, а не садись с теми, от которых нет пользы душе твоей. Но когда старцы начинают беседовать о Боге, спроси авву своего, слушать ли тебе их или идти в келлию, и что скажет тебе, то и сделай.

29. Если он (авва) пошлет тебя куда, спроси, где велит тебе остановиться (для отдыха или ночлега), и какие даст тебе приказания, тщательно исполни, и не делай ничего — ни больше, ни меньше того.

30. Что услышишь вне, о том, возвратясь, никому не говори. Если побережешь уши твои, не погрешит и язык твой.

31. Если ты хочешь чего, а тот, с кем живешь, того не хочет, уступи ему и откажись от воли своей, чтоб не произошло между вами спора, и брат твой не был опечален.

32. Если, странствуя, будешь принят каким братом, то, как странник, ничего не приказывай ему делать для тебя, и не хоти преимуществовать в чем (пред ним).

33. В беседы тех, с коими живешь, не вмешивайся, будто товарищ и равный.

34. Если они поручат что тебе (сделать), что тебе не нравится, поборись с своею волею и преодолей ее, чтоб не оскорбить тех, и не возмутить мирного с ними сопребывания.

35. Если брат, с которым живешь, попросит тебя промыслить что-либо для него, что можешь, сделай то со страхом Божиим.

36. Если нужно сделать какое дело, — все, живущие вместе, приложите к тому руки; никто не жалей тела своего, чтоб не смутилась совесть других.

37. Вставши утром, прежде чем возьмешься за дело свое, исправь дело Божие.

38. Корзину ли, или сосуд, или другое что надобно сделать, делай то неленостно, со вниманием.

39. Если случится работа выгодная, пригласи брата в товарищи, а не завистуйся.

40. Если будет какое дело небольшое, и один другому скажет: отойди, брат, я один это сделаю, — послушайся: ибо кто слушается, тот велик бывает.

41. Если придет к тебе брат-странник, с радостным лицом приветствуй его и обыми; и сумку, которую несет, возьми сам. То же делай и когда он будет отходить (в путь свой). Приветствие же твое должно быть с кротостью и страхом Божиим, чтоб тот не оскорбился. Не спрашивай его о бесполезных вещах, но пригласи его помолиться. Когда сядет он, спроси его о здоровье, и больше ничего; но предложи ему какую-либо книжку для чтения. Если он утомлен от пути, уговори его полежать, и ноги ему умой. Если он станет говорить что неподобающее, попроси его с любовью, говоря: прости мне; я слаб и не могу понести сего. Если он беден и одежды его загрязнены, ты их вымой. Если он праздношатайка, а у тебя есть хорошие братия; то не вводи его к ним, милость же ему окажи с любовью Божиею. Если же то будет хороший брат, и Бога ради попросит у тебя гостеприимства, не отвращай от него лица своего, но прими его с радостью, и введи к другим, которые зашли к тебе (прежде его). Если он нищий, не отпускай его от себя с пустыми руками, но как благословение подай что-либо из того, что самому тебе дал Бог, чтоб показать, что то, что ты имеешь, не твое, а есть дар Божий.

42. Если брат положил что у тебя, не открывай того, разве только когда сам он тут же. Если у него есть что ценное, скажи ему, чтоб отдал то на руки тебе.

43. Если, находясь в пути, зайдешь к кому, а тот выйдет из дома и тебя одного оставит, не поднимай глаз своих, чтоб посмотреть что там есть, — сосуды, постель. Не открывай ни окна3, ни шкафа, ни книги. Но попроси его, когда он будет выходить, дать тебе какое дело, и если он даст, делай то с усердием.

44. Чего не знаешь наверное, того не хвали, что услышишь (а не увидишь), того никогда не утверждай, как верное и очевидно истинное.

45. Никого не презирай из-за одежды.

46. Воду ли черпаешь или другое что необходимо тебе потребное делаешь, не будь нерадив, но помни, что тебя видит Бог.

47. Когда в келлии своей совершаешь молитвословие, не делай сего небрежно, чтоб желая почтить Бога, не подвигнуть Его на гнев, но стой в страхе Божием; не прислоняйся к стене и ноги твои не так установляй, чтоб на одной стоять, а другую отставлять, как делают неразумные.

48. Сердце свое так утверди, чтоб не ходить по своей воле, и будет жертва твоя приятна Богу.

49. Когда поете вместе, то всякий пусть исполнит свою часть псалмов. Если случится какой странник, попросите, чтоб он то же сделал, и скажите ему о том дважды и трижды без спора.

50. В час жертвы противостой помыслам, чтоб, содержа чувства свои в любви Божией, ты соделался достойным таинств, и Господь уврачевал болезни души твоей.

51. Смотри, чтоб, не заботясь об опрятности тела, не обольстился ты тщеславием.

52. Кто молод, пусть небрежет о теле и держит его во всяком безобразии; потому что это полезно для него.

53. Кто молод, тот пусть никогда не надевает красивой одежды, пока не придет в мужеский возраст: это нужно для него как врачевство.

54. Вина пусть пьет до трех чаш, если того требует состояние здоровья.

55. Зубов, при смехе, пусть не открывает.

56. Идя спать, поясом своим пусть будет опоясан.

57. Руки свои пусть приучит не простираться внутрь (под одежду), ибо тело имеет много порочных движений, кои оскверняют душу.

58. В дороге только, а не в келлии, пусть носит сандалии.

59. Когда идет, руки пусть держит при поясе, соединенными одна с другою, а не машет ими, как делают люди рассеянные.

60. Если идет со старшими, пусть не заходит вперед их.

61. Если тот, кто старше тебя, остановится и станет говорить с кем, не досадуй на то и не садись, но стой, пока тот не скажет что тебе делать.

62. Когда идешь в город или село, очи твои пусть смотрят вниз, чтоб после не восстали против тебя враги в келлии.

63. В путешествии находясь, не ночуй в том доме, где сердце страшится впасть в грех.

64. Если, намереваясь вкусить пищи в каком-либо месте, узнаешь, что туда придет женщина, ни за что не садись. Лучше тебе оскорбить того, кто тебя пригласил, нежели совершить прелюбодеяние тайно в сердце своем. Даже на одежду женщин не смотри, ежели то можно.

65. Если, когда идешь дорогою, поздоровается с тобою женщина, — ответь ей в сердце своем, а глаза держи упертыми в землю.

66. Когда совершаешь путь со старшим, никак не позволяй ему нести сумку, когда она бывает. Если вы равны, несите ее оба попеременно, так однако ж, чтоб несущий был всегда впереди.

1. Может быть так: которое надо выражать в каждом слове.

2. У святого Антония: держи печальный вид; когда кто придет, будь весел.

3. Ниша в стене в виде окна.

 

СЛОВО 4

Что должно соблюдать в дороге

1. Если, когда идете в дороге, будет кто между вами немощен, оставьте его идти впереди, чтоб он, когда ни захочет, мог сесть.

2. Если когда вы оба из младших, надо будет садиться за стол, или протягивать руку к блюду, то первенство в сем пусть будет у вас по очереди, чтоб не было замешательства. Нынче один пусть сядет первым, в другой раз — другой.

3. Если спрашиваешь старца о помыслах своих, то удостоверясь, что он верит в хранение того, что ты ему сказываешь, свободно открывай перед ним душу свою.

4. Если услышишь о грехе брата твоего, никому не сообщай о том; ибо в этом смерть твоя.

5. Если иные будут говорить о помыслах, кои и тебя борют, не старайся их слушать, чтоб не возбудилась в тебе брань.

6. Часто прилежи молитве; ибо молитва есть свет души твоей.

7. Поминай каждодневно в молитве о том, в чем погрешил; ибо если будешь молиться о грехах своих, то Бог простит тебе их.

8. Если кто пред тобою станет говорить что на брата своего, смотри, не смолчи из-за стыда, или не согласись с ним, чтоб не согрешить перед Богом, но скажи со смирением: прости, брат, мне бедному; то, что говоришь ты, я не могу понести.

9. Если оскорбит тебя брат, и кто-нибудь станет говорить о нем худо перед тобою, храни сердце свое, чтоб не возобновилась в нем злость; но о своих грехах вспомни пред лицом Бога, чтоб Он простил тебе их.

10. Не воздавай злом за зло ближнему своему (см. Рим. 12,17).

11. Если совершаешь путь с братьями, тебе неизвестными и младшими тебя, почитай их как старших. Если зайдешь с ними к другу твоему, во всем предпочитай их себе: пусть первые садятся за трапезу и прежде тебя простирают руки к пище, чтоб не казалось им, что они приняты тебя ради, но напротив, почитая их, показывай, что ты ради них получаешь милость.

12. Если когда пойдешь с братом в путь, тебе надо будет посетить друга своего, скажи о том брату и попроси его немного посидеть. Но если друг твой упросит тебя принять пищи, ничто да не войдет в уста твои прежде, чем позовешь брата твоего, чтоб вместе и он отдохнул и подкрепился. Когда случится тебе совершать путешествие с братиями в большом количестве, и стыд будет удерживать тебя завести всех их к другу твоему, потому что их много, смотри, не презри их, и тайком оставив их, не зайди один (к другу) и не вкуси там: но лучше самих их спроси, как тебе поступить, и как они тебе скажут, так и сделай.

13. В дороге не жалей сам себя и не отказывайся от прислуживания другим.

14. Если, совершая путешествие, зайдешь к какому брату, и он не примет тебя, после же того, сам он, или в дороге встретится с тобою, или к тебе зайдет, прими его поблагосклоннее и обойдись с ним почеловечнее.

15. Если дойдет до сведения твоего, что кто-нибудь тебя злословил, и вы сойдетесь в каком-либо месте, или он зайдет к тебе, по силам покажи ему радостный и благосклонный вид, и о том, что слышал, не поминай и не спрашивай, почему он так говорил: ибо, как в притчах написано, тот не прав, кто помнит обиды (см. Притч. 12,16).

16. Если вы, братие, находясь в пути, зайдете к брату бедному, не обременяйте его требованием нужного: лучше свое все предложите, чтоб и на его долю достало; от него же удовольствуйтесь тем, что нашли, гостеприимством и кровом.

17. Если посетишь старцев каких-либо, тебе известных, и с тобою будут другие, старцам неизвестные, не говори ты со старцами прежде их, но дай им свободу говорить.

18. Если с тобою (как старшим) живут братия, имей об них тщательное попечение, зная, что ты за них отдашь отчет Богу.

19. Если Бога ради ты удалишься в какое-либо место, не входи в сделки с жителями того места, и не заводи с ними речей; ибо иначе лучше может быть было бы для тебя оставаться с теми, кои соединены с тобою кровью.

20. Если пойдешь на гору посетить братий в монастырях, то к кому зайдешь сначала, у того и оставайся и к другому не переходи; разве прежде спроси у этого, согласен ли он на то или нет. Если не изъявит согласия, не оставляй его до тех пор, пока уйдешь оттуда.

21. Если получишь келлию для постоянного в ней жительства, не привлекай к себе многих друзей: довольно с тебя одного, немощи ради, чтоб иначе не погубить тебе плода преуспеяния твоего.

22. Когда окажешь благодеяние бедному, не зови его к себе на работу, чтоб не сгубить цены оказанного ему благодеяния.

23. Если придешь в какой неизвестный монастырь, то, где позволят тебе пребыть, там и будь, в другую келлию не ходи, разве когда позовут.

24. Если ты оставил ближних своих, чтоб Бога ради пребывать в пустыни, то не попускай уже себе увлекаться желанием их видеть и быть с ними.

25. Если, когда пребываешь в келлии (на уединении), начнет тревожить тебя желание об оставлении отца или матери, или воспоминание о брате и сестре, или любовь к детям и жене; то положи пред очами твоими последний день жизни и суда, когда никто из них помочь тебе не может, и перестанешь сожалеть о том, что оставил их.

26. Если, сидя в келлии своей, вспомнишь о том, кто причинил тебе обиду и оскорбление, встань и от всего сердца твоего помолись, чтоб Бог простил ему, и помысл мщения отбежит от тебя.

27. Когда приступаешь к причастию Святых Тайн, наблюдай за всеми своими помыслами, чтоб не принять их в суд себе.

28. Если ночью искушен будешь страстным воображением, то храни сердце свое, чтоб днем не помышляло оно, каково было то воображение, и ты не осквернился помышлением тем, и не подвиг Бога на гнев, но в прилежной молитве пади пред Ним всем сердцем твоим, и Он поможет тебе: ибо милосерд есть к немощи человеческой.

29. Если несешь какой подвиг, пусть сердце твое не опирается на нем и не обнадеживает себя им, но скажи помыслу твоему: может быть, Бог, ради озлобления плоти, услышит меня бедного.

30. Если кто оскорбит тебя бранью и поношением, не отвечай ему, но молча сам с собою рассуди, не правда ли то, что слышишь; и если правда, принеси покаяние, — и Бог умилосердится над тобою.

31. Если, совершая путешествие с братиями, встретишь между ними какого, которого полюбишь по Богу, не говори с ним с большею свободою на глазах прочих, чтоб кто из них, немощнейший, не уязвился ревностью, и ты не понес греха его, потому что подал ему повод согрешить.

32. Когда заходишь к каким, не ожидай, что будешь принят ими с радостью; но если примут тебя, благодари Бога.

33. Если, когда безмолвствуешь в келлии твоей, найдет на тебя болезнь, не падай духом, но благодари Бога. Если чувствуешь, что сердце твое унывает от того, скажи ему: ужели эта болезнь не легче для тебя геенны, в которую конечно попадешь, если не будешь терпелив и тверд? И оно успокоится.

34. Если зайдешь к братиям, и кто-нибудь из них скажет: здесь я не нахожу покоя, хочу с тобою жить; ты не позволяй ему этого, чтоб не быть в претыкание другим. Если скажет: гибнет здесь душа моя по одной сокровенной причине, — укажи ему место, куда бы он перешел; но с тобою жить все же не позволяй.

35. Если сидишь в келлии своей, храня безмолвие и молчание, в пище соблюдай некоторую меру, чтоб тело имело сколько нужно и могло послужить тебе в отправлении молитвословий. Но ничего не вкушай с услаждением, в удовлетворение прихоти вкуса, хорошее ли что будет или не совсем хорошее.

36. Если нужда заставит тебя посетить братию или киновию, телу своему не давай досыта ничего такого, что ему нравится, чтоб охотнее возвратилось в келлейцу и не предало тебя.

37. Если демоны станут внушать сердцу, чтоб ты начал какие подвиги сверх сил твоих, не слушай их: ибо они имеют обычай возбуждать человека к тому, чего выполнить он не в силах, чтоб попался он через то в руки их, и они посмеялись над ним.

38. Пищу принимай однажды в день и давай телу сколько нужно, чтоб мог ты простоять на молитвенном своем правиле.

39. Бдение продолжай с благоразумием и не отказывай телу в необходимом отдыхе; но умеренно и с рассуждением проходи сей благочестивый подвиг, чтоб чрезмерным бдением не возмутился дух и Не сбежал с поприща. Половины ночи достаточно будет для молитвенного подвига, другую же половину уступи успокоению тела. Два часа перед тем, как идти ко сну, употреби на молитву и псалмопение. После сего поспи, и когда возбудит тебя Господь, прилежи молитвам. Если видишь, что тело твое ленится, скажи ему: хочешь разве эту ничтожную малость времени покоиться и тотчас быть ввержено во тьму кромешную? Если понудишь себя немного, придут силы и крепость.

40. Не входи в дружбу с такими людьми, которые могут тебе доставить знакомство и с другими еще людьми, чтоб излишняя известность не причинила тебе вреда.

41. Если находишься в монастыре и имеешь слугу, над которым являешь власть свою, то ты через это поношение предаешь чин свой (монашеский). Если ты любишь его, как брата, то грешишь пред Богом, если не отпускаешь его на свободу. Если, получив свободу, захочет он быть монахом, как сам знает; ты однако ж не позволяй ему тогда пребывать с собою, ибо это неполезно душе твоей.

42. Если тело свое измождаешь на каком-либо видном месте, и за это люди одни чтут тебя, а другие завидуют тебе, — оставь сие место и перейди в другое, чтоб не остался тщетным труд твой.

43. Если ты победил тщеславие, то не обращай внимания на то, что говорят о тебе и делают для тебя люди, и все относи к Божией щедродательности.

44. Если ты отрекся от мира, то решительно ничего не оставляй себе.

45. Если придет тебе желание пошататься, — посильнее наляг на тело свое в рукоделии, чтоб смирно сидел ты в келлии своей и ел свой хлеб.

46. Когда придешь в город продавать изделия свои, не спорь о цене, как делают люди мирские, но продавай с простотою, чтоб не лишиться плода, приобретенного в келлейном пребывании.

47. Если нужда заставит купить что когда-либо, покупай без спора о цене. Не говори: не куплю, если не за столько-то; но дай, сколько просят, если имеешь, а если не имеешь, отойди молча.

48. Если будет тревожить тебя помысл (тем, что ты беден), скажи: вот и я стал, как все святые, кои были испытаны бедностью, пока не нашел верным их сердца Бог, и не извел их на широту.

49. Если брат положит что у тебя, и тебе понадобится то, не касайся того, не спрося прежде брата того.

50. Когда идешь куда, и брат попросит тебя купить что, то, покупая что для себя, купи и ему. Но если ты живешь с другими, то не делай сего без их согласия и ведома, чтобы не оскорбить товарищей своих.

51. Когда нужда заставит тебя отправиться на родину, береги себя от тех, кои соединены с тобою кровью, чтоб не слишком свободно с ними обращаться или вести речи.

52. Если брат ссудит тебя чем, не пренебрегай тем, но скоро возврати в целости. Если то будет орудие какое, необходимое для известного дела, то, как только кончишь дело, возврати его. Если оно сломается у тебя или повредится, поправь, или другое лучше приобрети и отдай.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!