НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ, ВЫБРАННЫЕ ИЗ ЕГО БЕСЕД 12 страница



293. В воскресение все ли члены будут воскрешены? Богу все не трудно. Таково и обетование Его. По человеческой немощи и человеческому рассудку кажется это как бы невозможным. Как Бог, взяв прах и землю, устроил как бы иное какое-то естество, именно естество телесное, неподобное земле, и сотворил многие роды естеств, как-то: волосы, кожу, кости и жилы – и каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же, так и в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, власъ не погибнетъ (Лк. 21, 18), и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петр остается Петром, и Павел – Павлом, и Филипп – Филиппом, каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем естестве и существе. А если утверждаешь, что естество разрешилось, то нет уже Петра или Павла, но во всем и повсюду – Бог, и отходящие в геенну не чувствуют наказания, а идущие в царство – благодеяния (15, 10).

294. Представь себе сад, в котором всякого рода плодоносные деревья, были там груша, яблоня и виноград с плодами и листьями, но и сад, и все дерева и листья изменились и обратились в иное естество, и все прежнее сделалось световидным. Так и люди изменятся в воскресение, и члены их сделаются святыми и световидными (15, 11).

295. Как тело Господа, когда взошел Он на гору, прославилось и преобразовалось в божественную славу и в бесконечный свет, так и тела Святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в такой мере распростерта была и воссияла на теле Христовом, так, подобно сему, и во святых внутри сущая сила Христова в оный день будет изливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне они умом своим причащаются Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: и Святяй бо и освящаемии, отъ Единаго (Евр. 2, 11), и славу юже далъ еси Мне, дахъ имъ (Ин. 17, 22). Как одним огнем зажигаются многие светильники, так необходимо и телам Святых – сим членам Христовым – сделаться одним и тем же с Самим Христом (15, 36).

296. И совершенные, пока пребывают во плоти, не избавлены от забот по причине свободы и состоят под страхом, почему и попускаются на них искушения. Когда же душа войдет в оный град Святых, - тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений, потому что нет там заботы, или скорби, или труда, или старости, или сатаны, или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение. Там посреди их Господь, Который именуется Спасителем, потому что спасает плененных, именуется Врачом, потому что подает небесное и Божественное врачевство и исцеляет душевные страсти, в некоторой мере господствующие над человеком. Словом сказать, Иисус есть Царь и Бог, а сатана – мучитель и злой князь (26, 23).

297. Поскольку некоторые продают имение, отпускают на свободу рабов, исполняют заповеди, но не стараются в мире этом приять Духа, то ужели, живя таким образом, не войдут они в Небесное Царство? Это предмет тонкий для рассуждения. Ибо некоторые утверждают, что и царство одно, и геенна одна, мы же говорим, что много степеней, различий и мер в одном и том же царстве и в одной и той же геенне. Как во всех членах одна душа, и вверху действует она в мозгу, а внизу она же приводит в движение ноги, так и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Поэтому само Божество внемлет людям, и во всем домостроительствует премудро. И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судья, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они – сыны, цари, наследники (40, 3).

298. Одни в мире убийцы, другие любодеи, иные хищники, а некоторые также раздают имение свое нищим. Господь взирает на тех и на других, и делающим добро дает упокоение и награду, есть меры избыточествующие и есть меры малые, в самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно царство, одна геенна и степеней нет, те говорят худо. Сколько ныне мирских людей, которые преданы зрелищам и прочим бесчинствам? И сколько еще таких, которые молятся и боятся Бога? Бог взирает на тех и на других, и как праведный Судья уготовляет одним упокоение, другим – наказание (40, 4).

 

 

БЛАЖЕННЫЙ АВВА ИСАИЯ

Краткое сведение о блаженном авве Исаии и его писаниях1

Блаженный авва Исаия отшельничествовал в ските, когда еще жив был святой Афанасий Великий, как видно из письма епископа Амона к Феофилу Александрийскому. Об обстоятельствах жизни его мы знаем только то, что помещено о нем в "Достопамятных сказаниях".

Он проводил очень строгое житие, не позволяя себе никаких утешений, - до того, что вареное кушание составляло по нему уже некоторую поблажку. Так, когда для кого-то из пришедших варил он кашицу и, не доварив, предложил ее, а тот, не утерпевши, заметил о том, - он сказал: достаточно и того, что она постояла на огне.

Видно, что он был аввою монастыря и братию свою назидал не словом только, но и делом. Так, чтоб сильнее внушить им, что без труда нельзя наследовать Царствия Божия, он, когда братия жали у одного землевладельца, пришел к хозяину и стал просить себе заработной части. А работал ли ты, авва, спросил хозяин? Нет, отвечал он. Тогда хозяин заметил ему: если не работал, то за что же тебе давать? Авва спросил его: а разве те, которые не работают, ничего не получают? Нет, сказал хозяин. И разошлись. Это, сказал он потом ученикам, я сделал нарочно, чтоб вам памятнее было, что кто не трудится, тот не жди себе награды от Бога.

Сколько силен был у него дух молитвенный, видно из следующего сказания: где-то на вечери любви был и авва Исаия. Некоторые вели себя там не так сдержанно. Священник церкви сказал им: потише, други! Вот вы как?! Между тем, тут же есть некто, который ест и пьет, как и все, но молитва его как пламень восходит к Богу. Слова эти относят к авве Исаии.

Но сколько он был высок по жизни, яснее всего свидетельствуют его писания, которые суть плод не учености, а его опытности в духовной жизни.

В Добротолюбии, пред его главами о блюдении ума, помещено о нем такое сведение: преподобный отец наш Исаия отшельник жил в 370 лето по Рождестве Христовом и был современником авве Макарию Великому. День и ночь поучался он в Божественных Писаниях и почерпал из сих источников спасения обильные струи духовной мудрости. Он написал много прекрасных слов о разных душеспасительных предметах, которые составляют целую книгу.

Об этой книге упоминает Иоанн, епископ Антиохийский2, перечисляя душеспасительные писания, исшедшие из скита. В дошедшем до нас сборнике слов содержится их 29; но очень вероятно, что здесь помещены не все слова аввы Исаиии. Ибо в извлечениях из его слов есть такие наставления, которых нет в сих словах.

Эти 29 слов, с весьма древней рукописи греческой, перевел на латинский язык Петр Франциск Веронский и издал их в 1574 году в Венеции. С того времени слова сии помещаются в этом переводе во всех библиотеках святых отцов на одном латинском языке. Почему опущен в первом издании, и потом всегда опускался и опускается греческий текст, и где бы его можно видеть, неизвестно. Не потрудился найти его и аббат Migne в своем издании святых отцов, откуда берется предлагаемый перевод сих слов.

Кроме этих слов, есть еще от сего аввы правила для новоначальных монахов, сохраненные аввою Венедиктом Анианским (нач. 9-го века), в его сборнике монашеских уставов3. Об этих правилах в означенном сборнике замечается, что они извлечены из слов аввы. Но в словах не все их можно найти. Потому надо допустить, что многие и из них или взяты из несохранившихся слов аввы, или были преподаны им отдельно от слов разным лицам, в разное время, – и потом переходили из уст в уста и кем-нибудь собраны воедино, не в порядке течения мыслей, а как были слышаны, так и прилагались в общее собрание их. Они одного духа и содержания с правилами св. Антония Великого. Некоторые слово в слово одинаковы с ними. Надо полагать, что авва Исаия был ближайшим преемником учительного дара аввы Антония Великого, вместе с аввою Макарием Великим.

В Добротолюбии помещена статья аввы Исаии о блюдении ума, в 27-ми главах. О ней говорится там в предисловии, что она есть извлечение из слов сего аввы, и содержит краткое наставление о том, как отражать прилоги помыслов, сохранять совесть незазорной, держать сокровенное поучение в сердце, и разумно блюсти во всяком безмятежии троечастность души.

В означенном томе Patrol. graec. после слов, напечатана подобная же статья под заглавием "О подвижничестве и безмолвии, в 19-ти главах" с греческим текстом. И эти главы суть тоже извлечения из слов, что и указывается в самом издании цитатами, откуда взята какая глава. Некоторые из них слово в слово одинаковы с теми, кои находятся в статье Добротолюбия.

Но как в числе этих 19-ти, так и в числе 27-ми Добротолюбия, есть наставления, которых нет в словах. Это, между прочим, и служило побуждением к тому, чтобы в настоящем издании писаний аввы Исаии поместить обе эти статьи.

Чтобы ничего не пропустить, что исходило от сего аввы, помещаем здесь и изречения его, кроме приводимых в "Достопамятных Сказаниях", те, кои содержатся в нашем "Алфавитном Патерике", в переводе впрочем только со славянского, ибо подобного патерика на греческом нет. Это есть труд наших ревнителей подвижничества. Всякий и сам увидит, что и между сими изречениями есть немало таких, каких нет в словах.

Таким образом, здесь предлагаются:

1. Слова аввы Исаии.

2. Его правила для новоначальных монахов.

3. Изречения его.

4. Статья из Добротолюбия, о хранении ума, в 27-ми главах.

5. Главы о подвижничестве и безмолвии, в числе 19-ти.

Примеч.При переводе слов аввы Исаии сочтено нужным разметить иначе пункты каждого слова. Число их значительно увеличено; ибо каждое слово представляет разнообразное содержание. Для каждой особой мысли ставится особый пункт.

1. См. предисловие к его творениям в т. 40 Patrol. graec., стр. 110.

2. См. в Patrol. graec., т. 40, стр. 110.

3. Patrol. Lat., t. CIII.

 

 

СЛОВА БЛАЖЕННОГО АВВЫ ИСАИИ

СЛОВО 1

Правила жизни для братии, кои жили с ним

1. Желающие жить со мною, послушайте, прошу вас именем Бога.

2. Пребывай всякий в келлии своей со страхом Божиим.

3. Не небрегите о рукоделии своем, заповеди ради Божией.

4. Не нерадите о спасении своем и о молитве непрестанной.

5. Храните сердце от чуждых помышлений, ничуть не заботясь ни о человеке каком, ни о какой другой вещи века сего.

6. Всегда ищите, как бы преуспеть и себя исправить, с болезнованием душевным, со слезами и сокрушением умоляя Бога, да простит Он вам согрешения ваши, — и на будущее да сохранит вас от падений в те же грехи.

7. Смерть каждодневно да вращается пред глазами вашими.

8. Одна забота пусть тревожит вас: как выйти из тела, как миновать власти темные, которые встретят вас на воздухе, — и как предстать пред Богом в страшный оный день Суда, когда каждому будут воздаваться воздаяния за все дела, слова и помышления. Ибо вся же нага и объявлена предъ очима Его (Евр. 4, 13), Кому должны вы давать отчет.

9. За столом и в церкви ничего не говорите, разве по крайне великой какой нужде.

10. Поющего не поправляйте, разве он сам будет просить вас о чем таком.

11. Каждый в свою неделю должен так в страхе Божием служить упокоению других, чтоб между тем не отбрасывать попечения и о своей душе.

12. В келлию брата своего никто да не входит

13. Не заботьтесь видеть себя взаимно прежде уреченного времени.

14. Не разведывай никто, какие дела делают другие, ни того, брат ли больше твоего, или ты больше, чем он, наработал.

15. Выходя на работу, опасайтесь лености и самомнения. И всякий со страхом Божиим да внимает тогда себе, делу рук своих и сокровенному в душе своей умному деланию (или поучению).

16. По выходе из церкви и по восстании из-за стола, не садитесь где-либо вместе даже для собеседования о божественных вещах; но всякий спеши в свою келлию и там оплакивай грехи свои.

17. Если нужда заставляет поговорить с кем, да будет беседа ваша наикратчайшею, со смирением и благоговением, как бы пред лицом Самого Бога.

18. Ни о чем не спорьте, ни о ком не злословьте, и никого не осуждайте; ни словом, ни в душе никого не презирайте и никого в чем-либо худом не подозревайте.

19. Ложь да не исходит из уст ваших.

20. Ни говорить, ни слышать не хотите ничего такого, что не подобает.

21. Не допускайте, чтоб засело в сердце вашем зло на ближнего или негодование и неприязнь.

22. Да не будет у вас — одно на языке открыто, а другое на душе — скрытно. Ибо Бог поругаем не бывает, но все видит, как скрытное, так и явное.

23. Помыслов, смущений и подозрений своих не скрывайте, но открывайте их авве своему, и что услышите от него, принимайте то с верою.

24. Смотрите, не пренебрегайте моими наставлениями, если положили жить со мною. Ибо если вы сохраните их, то я за вас дам отчет Богу, а если не сохраните, то от вас взыщется отчет и о нерадении вашем, и о моем бесплодии. Кто сохранит мои наставления, и тайно и явно, того самого Господь Бог сохранит от всякого зла, и во всяком искушении, тайном и явном, защитит его.

25. Помните, прошу вас, братие мои, зачем вышли вы из мира. Ревнуйте же о спасении своем, да не будет тщетно мироотречение ваше, и да не постыдитесь пред лицом Бога и святых Его, кои, ради Его отрекшись от мира, понесли труды и лишения. Добродетель полагайте в том, чтоб воздерживаться от споров и ссор, чтобы благодушно переносить скорби, чтоб обучаться смирению, чтоб во всех вещах отрекаться своей воли, чтоб ни мало не верить своей праведности, но всегда грехи свои иметь пред глазами.

26. Поверьте мне, что упокоение плоти, послабление себе и тщеславие истребляют весь плод трудов монашеских.

 

СЛОВО 2

Об уме по естеству

1. Не хочу оставить вас в неведении, братие, что Бог, сотворив в начале человека, поместил его в раю, с чувствами непорочными, с природою сообразными. Но после того, как он послушал своего обольстителя, все его чувства обратились к навыкам (образу действий) противным природе, и сам он лишился славы своей. Но Господь наш, движимый великою любовию, явил милость Свою роду человеческому. Ибо Слово плоть бысть (Ин. 1,14), то есть, соделалось совершенным человеком, во всем нам подобным, кроме греха (см. Евр. 4,15), чтоб посредством святого воплощения Своего возвести нас опять в первоначальное состояние наше. Так, являя милость Свою человеку, открыл Он ему снова вход в рай. Хотящих следовать стопам Его и повиноваться заповедям, какие Он дал, Он воодушевляет и укрепляет так, что они сильны бывают побуждать тех, кои лишили нас славы нашей. Предал Он также нам святой образ богоугождения и закон чистый, чтоб человек, живя по нему, возвращался в то естественное состояние, в которое был поставлен Богом в начале. Вследствие сего, кто желает возвратиться туда, тот должен отсекать все пожелания плоти своей, чтоб возвести ум свой в первобытное состояние.

2. Есть в нас желание, сообразное с природою (желание Бога и божественного), без которого и любовь к Богу не может состояться. Ради его Даниил назван мужемъ желаний (Дан. 9, 23). Желание сие враг пременил в срамную похоть, да похотствуем всяких нечистот.

3. Есть в душе ревность (о славе Божией), сообразная с природою, без которой нельзя преуспевать в жизни по Богу. Почему апостол говорит: ревнуйте же дарований большихъ (1 Кор. 12,31). Сия божественная ревность уклонилась от естественного своего направления, и мы друг против друга восстаем взаимными завиствованиями, неприязнями, лжами.

4. Есть в уме не чуждый естества гнев, без которого у человека и чистота состояться не может; именно: если не будет он гневаться на семена (зла), всеваемые в нас врагом, подобно тому, как Финеес, сын Елеазаров, подвигнутый такого рода гневом, пронзил человека вместе с женою (см. Чис. 25,7-8) и тем отвратил гнев Божий от народа своего. Этот гнев у нас обращен на то, чтоб гневаться на ближних наших из-за каких-нибудь глупостей и пустяков.

5. Есть в душе раздражение, сообразное с естеством, по которому, например, Илия побил всех, каких нашел, мерзких пророков (см. 3 Цар. 18,40), которым и Самуил воспламенялся на Агага, царя Амаликского (см. 1 Цар. 15, 33). Без сего против врага раздражения слава души не просиявает. Но это раздражение (естественное) превращено у нас в противоестественное и мы им ненавидим и презираем ближнего своего, и все добродетели (даже) преследуем.

6. Есть в душе возношение над врагами, не противное природе, которое, когда нашло, например, на Иова, то он вот как поносил врагов своих: безчестнии, говорил он, и похуленнии, скудни всякаго блага ихъ же не вменяхъ достойными быти псовъ моихъ стадъ (Иов. 30,4,1). Этого возвышения духа над врагами недостает теперь у нас. Смиренно покорны мы врагам своим, с ближними же гордо вступаем в состязание и считаем себя более праведными, чем они. Но за такую гордость Бог делается врагом нам.

7. Такого рода (добрые) расположения духа даны человеку вместе с сотворением; но он, вкусив от запрещенного древа, изменил их в порочные и пагубные страсти. Эти (последние) мы должны, братие дражайшие, искоренять из сердец своих, а возвращать те расположения, кои показал нам в святом воплощении Своем Господь наш Иисус Христос. Свят Он есть и во святых обитает. Будем внимать самим себе и постараемся угодить Богу по силам, прилежа добрым делам. Взвесим желания наши и стремления и приведем их в правильный естественный чин и порядок, чтоб обрести милость в день искушения грядущего на всю вселенную (см. Лк. 21, 26). Мы всегда имеем нужду в благости Бога, да подает помощь немощи нашей и избавляет нас от врагов наших. Тому слава и держава, и царство во веки веков. Аминь.

 

 

СЛОВО 3

Наставление новоначальным братиям

1. Первее всего необходимо смирение, о чем надо поминать в каждом слове1. Ибо смирением преодолеваются все козни врага.

2. Тщательно взвешивай все, что делать тебе должно, чтоб быть твердым в словах своих.

3. Храни важность во взоре2; но в отношении к посетителям являй кротость, так однако ж, чтоб страх Божий не отходил от тебя.

4. Если предпримешь путешествие с братиями, твердо настройся и скрепись молчать.

5. В дороге ум твой пусть не разбегается в разные стороны; но размышляй сам с собою или пред Богом изливай молитвы в сердце своем.

6. Где бы ты ни остановился для отдыха, избегай надменности, и во всем показывай себя скромным и стыдливым (или опасливым, несмелым).

7. К тому, что тебе предложено будет, так протягивай руку, как бы ты был принуждаем принимать пищу.

8. Если ты молод, то не дерзай касаться рукою твоею тела другого.

9. В каком месте придется тебе лечь спать, не покрывай себя и другого (кто с тобою) одною и тою же мантиею.

10. Прежде, чем ляжешь спать, многие излей молитвы в сердце своем.

11. Ежели, утомленный с пути, захочешь немного помазаться елеем, труда ради путного, ноги только позволь себе помазать, стыдясь, однако ж, обнажить их. Всего же тела намащать никак не позволяй, кроме разве когда крайность какая или болезнь заставит. Ежели и к тебе, когда в своей пребываешь келлии, зайдет какой брат-странник, окажи и ему ту же услугу, и помазав елеем ноги его, скажи ему любви ради: брат, возьми немножко елеея и помажь им тело свое. Если, впрочем, он не захочет взять, не принуждай его. Но если то будет старец многоподвижный и опытный, убеди его, чтоб позволил помазать всего себя.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!