Народная культура в виртуальной среде: Интернет-сообщества



 

Народная культура: что это

 

Сегодня в обществе очевидны две противоположные тенденции. С одной стороны, все заметнее интерес к фольклору, растет фольклорное движение. С другой, аутентичный фольклор угасает.

Нередко можно услышать, что место постиндустриального фольклора занимает массовая культура. Но, на наш взгляд, если произведения массовой культуры и можно соотносить с фольклором, то лишь в одном случае – когда они принимаются народом, когда их персонажи известны всем и входят в образную систему обыденного мышления. Однако такая распространенность и в целом однозначность отношения к персонажу – это мечта, сбывающаяся нечасто. А в последние годы даже такие удачи держатся в умах потребителей масскульта слишком недолго, чтобы можно было опираться на них как на ценности.

Отдельная и непростая тема – отношение фольклора и современного фольклорного движения. Продолжает ли одно другое? В каких отношениях находятся аутентичные исполнители песен или, скажем, игрушечники с энтузиастами фольклора, зачастую (а точнее - как правило, даже в глубинке) - горожанами с высшим образованием; реальная крестьянская жизнь и ее отражение в блогах дауншифтеров и любопытных «экологических туристов»?

В самом деле, все причины интереса к фольклору – эстетические, исторические, социально-психологические (проблемы поиска этнической и самоидентичности) – собственно фольклору как «школе жизни» не свойственны. Очевидно, что, к примеру, городецкие донца дарились нареченным не для того, чтобы обозначить их этническую принадлежность.

Вопросами этноидентичности заняты прежде всего те, у кого проблемы непосредственного выживания уже как-то решены.

С другой стороны, поиск этнической идентичности на самом деле вовсе не обязательно должен строиться на основе изучения фольклора. Да и само представление о фольклоре разнится у ученого и так называемого обывателя, то есть большинства населения (ясно, что фольклористы, даже вместе с культурологами, большинства населения не составляют).

Вспомним, что народная культура – это отнюдь не только набор артефактов, практик и культурных текстов, но и цельная нормативно-ценностная система. С осторожностью и оговорками рискну высказать предположение: то, что обычно понимается под фольклором (его отлившиеся, законченные формы, такие, как песни, танец, ремесла и проч.) имеют теперь значение способа освоения специфического мировидения.

Релятивизм, отсутствие векторов, жесткости в причинно-следственных связях, признание воздействия неизвестных и, может быть, непознаваемых (во всяком случае, научным путем) факторов, поиск не цели жизни, а ее способов – все эти характеристики, свойственные фольклору, на наш взгляд, особенно актуальны и настоятельно затребованы сегодня.

Этим, кстати, объясняется и общественный интерес не только к собственному историческому фольклору, но и к элементам иноэтничной традиционной культуры. В самом деле, популярность йоги или восточных единоборств не объяснима такими причинами, как интерес к собственной истории или все тот же поиск этнической идентичности. На наш взгляд, в этой популярности лишь при поверхностном знакомстве на первый план выходит забота о здоровье. Затем главным становится то, ради чего все эти физические упражнения и создавались – различные психологические практики.

Имевшееся во всех традиционных культурах оправдание внешнего противоречия как закономерности, вызванной неизвестными законами, ситуации как не программируемой только нами, себя – как части некоего целого, даже неразделяемого на природное и социальное, реальное и ирреальное; положение, в котором индивидуальное осознается как частный случай общего, идет ли речь о конкретном обряде или конкретном человеке – все это, на наш взгляд, может быть, еще и не очень распространено как практика, но очень злободневно – как позиция, стремление.

И в этом смысле традиционная культура принципиально противостоит теперещним «идеалам», воздвигающим на пьедестал именно индивидуальность.

Надо сказать, здесь ценности «народной» и «элитарной» культур оказываются близки – и при этом в равной мере противоречат нынешним постмодернистским установкам.

Как и фольклор, классическая гуманистическая традиция высшим смыслом человеческой жизни считает «самоактуализацию человека», выявление и раскрытие лучшего в нем. При этом под «лучшим» понимается не нечто капризно-личное, а то, что Абрахам Маслоу называл «бытийными» ценностями, т. е. «предельными ценностями, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому» [1].

Но в начале нашего века тема «предельных ценностей» оказалось старомодной, неактуальной. А модным, «трендовым» стал лозунг «Будь собой». Самоактуализация превратилась в самоцель и самостоятельную ценность. Простая мысль – если все становятся главными героями, то кто тогда зритель – либо тщательно изгонялась, либо и вовсе не приходила в голову.

Однако если мы избегаем думать о последствиях своих действий, нам, скорее всего, придется столкнуться с ними в реальной жизни. Как показывает опыт русского сегмента блогосферы, самоактуализация без ценностного, общезначимого фундамента – «пустое» самовыражение, никому не интересное и остающееся без ответа.

Анализируя общение в сети Интернет, легко заметить: высказывание, где самораскрытие автора выступает как самоцель; высказывание, лишенное опоры на «предельные ценности» или хотя бы на какие-то внешние основания – такое высказывание не находит отклика у аудитории, обрекая таким образом автора на «одиночество в сети» и тем самым демонстрируя подлинную цену таких «бесценных» жестов. А вот обращение к разделяемым ценностям находит живой отклик и общественное поощрение.

Блог по-русски

Лет 10-15 назад, в эпоху бурного развития компьютерных игр и виртуального общения, многие видели в этих явлениях не просто новые технологии, но и новые социальные практики. Считалось, что Интернет облегчит социализацию, позволит каждому примерить на себя новые роли, выйти за пределы рутины, найти собственный круг общения, откроют небывалый простор для личностного самовыражения, творческого раскрытия индивидуальности в самых разных аспектах. А именно неповторимая индивидуальность, свободная от пут условностей и обязательств, и прокламировалась в качестве основной ценности гуманистической современной культуры [2].

Но чем шире распространяются сетевые формы коммуникации, тем очевиднее становится несбыточность возлагавшихся на них надежд.

Дело в том, что высказывание без слушателя бессмысленно. «Глас вопиющего в пустыне» слышен до сих пор. А вот глас вопиющего в Интернете угасает незамеченным.

В подтверждение этих взглядов приведем ежегодные исследования блогосферы русского сегмента сети Интернет, проводимые компанией «Яндекс» [3].

К весне 2009 года (более поздних данных пока нет) русскоязычные Интернет-дневники составляли 5% мировой блогосферы (7,4 млн блогов). Подавляющее большинство – 6,9 миллионов – это личные дневники. Число сообществ (напомним, они могут быть посвящены самым разным темам, от обмена поношенными вещами до обсуждения религиозных проблем и от культурологических изысканий до советов по Камасутре) превышает полмиллиона.

Каждый день в блогосфере Рунета появляется новый миллион записей. Это около 300 тысяч записей в собственном дневнике и около 700 тысяч комментариев к записям в чужом блоге.

За год в русскоязычной блогосфере число личных дневников выросло почти в два раза. Но при этом интерес авторов к уже ведущимся блогам замирает год от года: с каждым годом доля активных дневников уменьшается примерно вдвое (правда, снижается именно доля; за счет «новоприбывших» в абсолютных числах количество активных блогов даже возрастает; активным считается дневник, который содержит хотя бы пять записей и обновлялся хотя бы один раз за последние три месяца).

Два года назад с завидной регулярностью обновлялась половина дневников. В 2008 году доля активных личных блогов упала до 20%, в 2009 – до 12%.

Более деятельны члены сообществ. Такие «общие» блоги обновляются заметно чаще – их «активная доля» составляет 16%, новые записи появляются в 1,3 раза чаще, чем в личных дневниках, а комментарии — в 2,1 раза чаще.

Хотя бы раз в неделю обновляются всего 5% блогов и сообществ.

На основе анализа четырех основных площадок, предоставляющих сервис Интернет-дневников, рисуется портрет среднестатистического владельца такого дневника.

Как говорится в исследовании, «бессменный средний блоггер последние два года – москвичка 22 лет. У неё 18 друзей (13 из них — взаимные), она участвует в 10 сообществах и ведёт свой блог уже год и десять месяцев.

Видимо, эта девушка-блоггер ведет свой дневник на LiveInternet или на Diary.ru – среднестатистические блоггеры с этих хостингов очень на нее похожи, хотя и чуть моложе – им 20-21 год. Средний пользователь Ya.ru или LiveJournal, возможно, с ней даже не знаком — это мужчина, и ему двадцать шесть лет» [4].

Как отмечают сами исследователи, «семь-восемь лет назад, когда электронные дневники только появились, блоггеров было мало, зато они писали регулярно, и многие из них ведут свои дневники до сих пор. В последние три года иметь свой дневник стало модно. Количество блоггеров резко возросло, но доля тех, кто пишет регулярно – упала» [5].

У большинства Интернет-дневников число постоянных читателей невелико. И здесь снова сообщество выигрывает у автора-индивидуалиста: если, как уже было сказано, средний личный блог читает 18 человек, то в среднем сообществе участвует 112 блоггеров. Стоит отметить, что частных дневников с численностью друзей более 100 – только 2%.

0,2% блоггеров привлекли более 500 постоянных читателей.

На самые популярные блоги (более 5000 друзей) подписано более 558 тысяч человек. Это 8% от всей блогосферы.

Кто же эти «тысячники»? Безусловный «аттрактант» – социальная значимость владельца дневника. Для Интернет-культуры важны, можно сказать, «отцы-основатели» Рунета – Артемий Лебедев, Антон Носик и проч. Их вроде бы как «нельзя не знать». Писатели, политики, журналисты, звезды современной культуры в любых ее ипостасях и т.п. – блоги этих людей собирают тысячи подписчиков, хотя нет уверенности, что они ведут их сами, и тем более нет уверенности, что номинальные авторы читают каждый комментарий (а их набирается по несколько сот).

Дело скорее в том, что в Интернете «тысячники» фактически выступают в качестве «значимых других», авторитетов, трендсеттеров и т.п. В их блогах можно высказаться на «модную» тему (а любая тема из блога «тысячника» автоматически рассматривается как модная). Здесь встречаются выразители определенных взглядов (даже, пожалуй, идеологий). Классический блог «тысячника» – это своего рода клуб, где все акценты и оценки уже расставлены, все нормы и правила общения с единомышленниками и инакомыслящими соблюдены, все ритуалы расписаны и исполняются с образцовым качеством.

Заметим: журнал Артемия Лебедева читают свыше 48 тыс. подписчиков. Сам же Лебедев внес в список своих друзей только 30 человек. А значит, только их дневники ему и интересны.

Разумеется, записи, рассчитанные на публичность, более того – на широковещательность (48 тыс. – это аудитория приличного СМИ), никак не могут носить частный характер. Точнее, при демонстративной личностности этих записей, их «свободы» (тут возможен и мат, и жесткие выражения), речи от первого лица, темы выбираются общезначимые. Речь идет не о «творческом самораскрытии» тысячника, а о публичном выступлении. Как пишут исследователи, «большое влияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано. В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется мишенью самораскрытия. Чаще всего мишенью является один человек, причем его характеристики (социально-демографические и личностные особенности, характер отношений с говорящим) в большой степени определяют содержание и формальные характеристики самораскрытия. (…)Мишенью самораскрытия могут выступать большие группы людей, вплоть до всего человечества. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание к своей персоне, создать определенное впечатление о себе. Оно включает большой элемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним» [6].

В этой ситуации стоит отметить, что вышеописанное самопредъявление вовсе необязательно имеет конечной целью «привлечение внимания к своей персоне» – гораздо чаще выступающий использует публичное выступление или для обсуждения конкретной проблемы, рассказывания конкретной истории, и /или для выражения определенной ценности или ценностной системы, некоей точки зрения, идеологии, тренда. Так что на самом деле самовыражение для него носит инструментальный характер.

Начинающие блоггеры нередко мечтают повторить успех «тысячника». Ради этого они выкладывают в дневники собственные произведения, стараются привлечь широкое внимание, активно оставляя комментарии в чужих журналах, вступая в различные сообщества и записывая в свои друзья тысячи блоггеров разом (это не преувеличение).

Вспомним, что в русском сегменте блогосферы каждый день появляется примерно миллион записей. В этой ситуации оказаться замеченным – уже целое искусство. И большинство начинающих блоггеров им, скорее всего, не владеет (хотя бы в силу того, что они уже не трендсеттеры, а так называемое «позднее большинство», и их мнение не является значимым).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!