СРАВИЕНИЕ ЙЛЛЮСТРАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ



РАЗВЙТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ*

Наиболее доступным видом изобразительного искусства для детей является иллюстрация. Знакомство с иллюстрацией гото-вит детей к восприятию произведений изобразительного искус-ства. Чтобы ребенок мог осознать замысел, идею картины, он должен научиться воспринимать ее, разбираться в изобразитель-ных средствах, которыми воспользовался художник для созда-ния образа.

Доступно ли это ребенку? Какими приемами можно научить его воспринимать изобразительные средства и соотносить их с замыслом? В качестве одного из таких средств может служить сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, компози-ции и т. д.), ттоскольку оно ведет к пониманию ребенком средств художественной выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.

На занятиях с детьми старшей и подготовительной групп мы использовали сравнение иллюстраций, передающих жест, то или иное движение, мимику, которые являются близкими и понят-ными 'ребенку средствами художественного выражения.

Предварительное знакомство с восприятием иллюстраций знакомых детям книг В. Бианки «Первая охота» (рисуыки Е. Ча-•рушина), С. Маршака «Тихая сказка» (рисунки В. Лебедева), Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (рисунки Д. Шма-ринова), русской народной сказки «Снегурочка» (рисунки А. Па-хомова) показало, что дети, рассматривая иллюстрации, пра-вильно определялй их содержание, но не могли обосновать свои суждения. Например, рассматривая иллюстрацию «Снегурочка», большая часть детей правильно отметила, что «Снегурочка груст-ная». На вопрос: «Как вы догадались?» — отвечали: «В книге так написано», просили еще раз прочитать об этом для подтверж-дения своих высказываний.

При рассматривании иллюстраций очень час'то дети испыты-вали затруднения в передаче их содержания, если не могли вспомнить текст книги, относящейся к той или иной картинке. На изобразительные средства картинок (цвет, форму, компози-цию) почти не обращали внимания. Таким образом, иллюстра-ция не углубляла эстетическое восприятие художественного об-

* Статья опубликована в 1973 г. в журнале «Дошкольное воспитание» № 2; перепечатывается без изменений.

451


раза, а толькб служила срёдст'вом йрйпомйнамия тёкста. Как правило, рассматривание картинок было непродолжительным. В последующей работе мы стремились научить детей видеть в иллюстрациях художественные средства, способствующие рао крытию образа.

С этой целью подбирались иллюстрации известных мастеров кмижной графики: Ю. Васнецова, А. Каневского, В. Канашевича, Ю. Коровина, А. Пахомова, В. Сутеева, Е. Чарушина, Д. Шма-ринова, на которых были ярко переданы поза, движение, жест, мимика и цветовой колорит. Материал подбирался по жанрам: анималистические сказки, веселые книги и др. Вначале для сравнения брали 6—10 иллюстраций одного жанра, а в после-дующей работе объединяли иллюстрации различных жанров.

Занятия велись по подгруппам (7—8 человек в каждой), что давало возможность выяснить индивидуальные особенности вос-приятия, установить наиболее эффективные приемы работы с картинкой. Первая серия занятий была посвящена сравнению иллюстраций, передающих различную позу, движение, жест. В ходе рассматривания задавались вопросы: о чем рассказывает эта картинка? Что делают девочки (котенок)? Как ты узнал(а)? Чем непохожи картинки? и др.

Показ фабульных картинок через эпидиаскоп давал возмож-ность вести занятие по картинкам малого размера со всей груп-пой детей. Он способствовал формированию умения развивать сюжет рассказа во временной последовательности (об одних и тех же действующих лицах).

Занятия с использованием эпидиаскопа воспитатели тща-тельно готовили. Они определяли время и место использования эпидиаскопа на занятиях, количество и порядок следования ил-люстраций; составляли вопросы к детям, содержание своих объяснений; планировали словарную работу. Эпидиаскоп может быть использован 2—3 минуты, если иллюстрируется только ка-кая-то часть занятия, и в течение 10—12 минут, если основное содержание занятия связано с показом. Остальное время заня-тия проводятся в осветленной комнате: вступительная и закл4>-чительная беседы, задания детям, подведение итога ззнятргя. Приведем пример одного из вариантов занятия с использовани-ем эпидиаскопа по фабульным картинкам (в старшей группе)^'


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!