Тема: Прослушивание грамзаписи русской народной сказки «Заюшкина избушка»



Программное содержание. Учить детей внимательно слушать и запоминать произведение без видимого исполнителя. Воспиты-вать любовь к народному творчеству, богатству русского языка, иитерес к выразительной, эмоциональной речи. Продолжать учить детей интонацией голоса передавать характерыые особенности персонажей. Воспитатель обращается к детям:

«Дети, сегодня вы будете слушать сказку, записанную на грампластинку, Сказка называется «Заюшкина избушка». Мно-гим из вас она знакома, но сегодня вы услышите, как эту сказ-ку рассказывает мастер художественного слова. Этот человек рассказывает сказку очень выразителыю, его интересио слушать».

Предлагается детям послушать сказку. Воспитатель слушает вместе с детьми, обращает их внимание на интересные места, смену голоса. Затем делает паузу и спрашивает детей:

«Почему так интересно было слушать сказку? Каким голо-сом говорила лиса, когда выгоняла зайчика? (Ответы и упражне-ния детей.)

Дети, почему вам было жалко зайчика, когда он жаловался собаке, медведю, петуху на лису?

Почему лиса испугалась петуха?» (Отвечают 2—3 ребенка.)

На вопрос: «Чем непохожи картинки?» (из книги В. Сутеева «Сказки-картинки»)—дети правильно отметили: «Здесь заяц в воде, еж ему палку дал и кричит: «Держись, я тебя вытащу!», заяц ухватился за палку. А здесь (вторая картинка) еж стоит, а заяц его обнимает, вылез из воды. Вода с него течет, и он шеп-чет ему: «Спасибо тебе, ежик!». Дети нашли и сходство обеих ил-люстраций: «В картинках нарисованы ежик и заяц».

Для закрепления умения видеть движение, позу и соотносить их с содержанием иллюстраций проводились игры: «Угадай, кто что делает», «Чем они непохожи?», «Найди похожую картинку» и др. Приведем описание игры «Угадай, кто что делает». На столе разложены картинки из книг С. Маршака «Мастер-Ломас-тер», А. Пахомова «Машенька», 3. Александровой «Дозор», В, Биамки «Первая охота», русской народной сказки и др. Детям предлагается взять понравившуюся картинку и рассказать, что делает ее герой. Вся группа детей контролирует правильность ртвета,

457


Марина Здесь щенок бежит, ушки подиял, посматривает в

' пес Что же там делается? Ему интересно. Хвост у него крюч-

•ком' язык высунул. Быстро бежал, жарко стало, пить захотел,

он же маленький. («Первая охота».) А здесь мальчик работа-

ет, он забивает гвоздь. Руку поднял, чтобы гвоздь- забить.

(«Мастер-Ломастер» С. Маршака).

В конце занятия воспитатель обобщает представления ребят.

Вторая серия занятий была направлена на организацию вос-приятия детьми художественных средств, передающих настрое-ние героя через мимику, которая воспринимается детьми по срав-нению с восприятиями поз и движений несколько труднее.

Были взяты иллюстрации из книг Г. Карлоза «Посмотрите, какие котята» (рисунки автора), К. Чуковского «Цыпленок» (ри-сунки Е. Чарушина), С. Михалкова «Веселые зайцы» (рисунки Ё. Рачева), В. Бианки «Первая охота» (рисунки Е. Чарушина), .Л. Толстого «Три медведя» (рисунки Ю. Васнецова), В. Одоев-ского «Мороз Иванович» (рисунки В. Канашевича).

Сравнивая иллюстрации котят из книги Г. Карлоза, дети рас-сказывали: «Этот котенок испугался, у него круглые испуганные глаза, ушки навострил, ротик открыл, хвостик поднял, задние лапки поджал, шерстка дыбом поднялась», «А здесь котенок ута-щил у хозяйки колбасу, у него хитрые глаза, животик к земле прижал, крадется, чтобы хозяйка не увидела и не услышала». «Этот котенок (третья картинка) грязнуля, натоптал и смеется. Ему смешно, ротик открыл, глаза веселые и носик вздернул. Он сидит иа задних лапках».

Дети правильно раскрывали через выразительные средства образы котят; давали им названия «Трусливый котенок» (первая картинка), «Хитрец», «Воришка», «Плут» (вторая картинка), «Грязнуля», «Замарашка» (третья картинка).

Затем воспитательница прочитала текст и предложила еще
раз рассмотреть иллюстрации. Интерес детей при повторном
рассматривании не утасал, а, наоборот, повышался, они сооТнс)-
сили настроение героя (как оно изображено на картинке) с прб-
читанным текстом.                                                                      

 

Наряду с рассматриванием проводили игры «Найди похф жую картинку» (дети находят персонажей, сходных по настро^-нию), «Кто здесь лишний?» (среди расположенных в ряд 3—|г иллюстраций, изображающих веселых детей или животных, надо найти персонаж грустный, который не подходит к подобранным. картинкам по настроению и выразительным средствам, передаю-... щим его), «Угадай, о чем рассказал художник», «Кому веселог кому грустно?» (подобрать вместе иллюстрации, передающие ве'-' селое или, наоборот, грустное настроение),458


В подготовительнои группе Эанятия были дополнены сравнё нием иллюстраций, контрастных по цвету. Это делалось с целью помочь детям через цветовые сочетания определить настроение героя.

Для .р.аспределения были взяты иллюстрации к сказкам «Снегурочка» (рисунки А. Пахомова), Ш. Перро «Красная Ша-почка», Л. Толстого «Три 'медведя» (рисунки Ю. Васнецова), Н. Носова «Мишкина кашка» (рисунки И. Семенова), С. Мар-шака «Тихая сказка» (рисунки В. Лебедева) и сказке «Лисич-ка со скалочкой» (рисунки Ю. Васнецова).

При сравнении иллюстраций к сказкам Л. Толстого «Три медведя» и Ш. Перро «Красная Шапочка» воспитатель задава-ла вопросы: «О чем рассказано на этой картинке? Какое вре-мя дня изобразил художник? Как вы это узнали? Одинаково ли выглядит лес на обеих картинках? Почему лес различен по цвету? Весело ли девочкам или грустно? Как вы догадались? По-чему здесь художник подобрал темные цвета («Три медведя»), а здесь («Красная Шапочка») яркие, солнечные?».

Сравнивая, дети рассказывали: «Здесь Красная Шапочка ра-достная, она идет к бабушке, она пошла утром, день ясный; в ле-су много солнца и лес стоит веселый, травка и листочки так и тя-нутся вверх к солнцу и голубому небу. А здесь («Три медведя») лес страшный, густой, солнышка не видно. Тут еще не ночь: небо светлое, а лес темный. Машеньке страшно, открыла она дверь, кричит: «Кто здесь живет?» А идти боится: темно».

Прочитав книгу Н. Носова «Мишкина каша», воспитатель предложила сравнить две иллюстрации: на одной — мальчики ле-жат в солнечный день на реке, около леса, на другой — мальчики в лесу ночью. При рассматривании дети отметили: «Здесь лес темный, черный, ничего не видно, только звездочки чуть-чуть светятся, и Мишке страшно. А здесь светло, солнечно, река и небо голубое. Лес тоже голубой, веселый, мальчикам ничего ие страшно, они едят хлеб с вареньем».

Анализ ответов и эмоциональных реакций детей при рас-сматривании иллюстраций позволяет заключить, что целенап-равленная работа над иллюстрациями (и особенно стравнение контрастных) развивает способность понимать художественный образ через восприятие выразительных средств (жест, мимика, композиция, цвет и др.), повышает интерес к книге, глубже рас-крывает ее идею.

Сравнение иллюстраций способствует также развитию навы-ков в изобразительной деятельности. Мы обратили внимание на то, что в лепке дети стали ярче передавать позу, жест, действие. Поделки их стали более разнообразны и интересны.

459


Через иллюстрацикЗ в книге ребенок познает мир, очень важно, чтобы для занятий отбирались такие рисунки, ко-торые представляют собой подлинное художественное произве-дение искусства.

Е. Малахова

ИГРА И УСТАНОВКА НА ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКА*


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!