ОНА ПО ПРОВОЛОКЕ ХОДИЛА ... »



Уже упоминалось что так называемое «статическое равновесие» при удержании «неподвижных» поз или в движениях, соответствую­щих этим условиям (56,116), есть, по сути дела, равновесие динами­ческое. То есть оно не может обеспечиваться одним лишь подходя­щим расположением ОЦТтела над опорной площадью, каку стула, стоящего на полу, так как это не просто статическое положение и соответствующее ему состояние, а. управляемый процесс, в ходе кото­рого гимнаст, гимнастка непрерывно отслеживают ситуацию равно­весия, противопоставляя сбивающим воздействиям свои контрдей­ствия, восстанавливающие устойчивость — балансируют. То есть и на бревне двигательный аппарат гимнастки, включая как его вос­принимающие органы (суставные, мышечные, кожные рецепторы, глаза, вестибулярный аппарат), так и органы исполнительные — мышцы и управляющие ими центрально-нервные механизмы, нахо­дятся в постоянной работе.

Балансировочные действия гимнастки, их необходимый харак­тер, зависят от многих конкретных факторов — рациональности

426


_____________________ 169. «Она по проволоке ходи л а ... »

осанки, распределения мышечного тонуса, характера попадания на опору после предыдущего упражнения и связанных с этим рабочих положений (включая высоту ОЦТ тела над опорой), способа опоры и др. Характерное место в этом перечне факторов занимает и сам сна­ряд, его опорные свойства.

Считается, что бревно — снаряд жесткий. Так оно, в общем, и есть, если не считать того, что в центральной своей части оно способно несколько амортизировать, проявляя определенные упругие свой­ства47. Это означает, что в идеале гимнастка должна учитывать эти свойства снаряда, несколько по-разному отталкиваясь, приземляясь и балансируя в середине бревна и, например, над опорными стойка­ми, где жесткость опоры наибольшая.

В этой связи возникает вопрос об особенностях сохранения рав­новесия на неподвижной и подвижной опорах.

Мы уже приводили пример с цирковыми артистками (167), кото­рые практически с одинаковым успехом действовали как на свобод­ной проволоке, так и на туго натянутом тросе или бревне. Означает ли это, что механизм балансирования там и там одинаков?

В самом общем смысле это, действительно, так. Ведь любое балан­сирование это возвратно-колебательные движения около положе­ния наилучшего равновесия, выполняемые в системе, включающей в себя подвижные и фиксированные, опорные элементы. Только при работе на бревне или жестком тросе все уравновешивающие, компен­саторные движения совершают исключительно звенья тела гимнаст­ки, а при балансировании на опоре типа свободной проволоки эти колебания вместе с гимнасткой совершают и подвижные элементы снаряда, тогда как жесткая опора начинается «дальше», в точках крепления троса48. Иначе говоря, в последнем случае к системе под­вижных звеньев лишь добавляется еще одно звено. С точки зрения общефизической, разницы никакой, но в смысле координации дей­ствий гимнастки здесь есть очень существенное различие. Ни много, ни мало — меняется весь навык балансирования!

На бревне гимнастка стоит «со связанными ногами» и вынуждена для сохранения равновесия совершать компенсаторные действия вы­шерасположенными, более свободными звеньями, действуя соответ-

47 Если бы не соображения экономического порядка, давно следовало бы отка­
заться от жестких конструкций бревна. Придание вообще всем гимнастическим
снарядам оптимально рассчитанных упругих свойств, в том числе управляемых
и индивидуально перестраиваемых, несомненно, генеральное направление раз­
вития мировой снарядовой гимнастики.

48 Ср. с балансированием на кольцах.

427


БРЕВНО


170. Трудный синтез статики и динамики


 


ствующими группами мышц и рецепторов. При этом необходимый для уравновешивания механический импульс должен дойти по ки­нематической цепи тела до опоры (часто буквально — от рук до ног), чтобы это повлияло на состояние равновесия (168). А при балансиро­вании на свободной опоре ноги имеют возможность непрерывно двигаться, быстро реагируя при этом на «события» в вышерасполо­женных отделах системы. Упрощая, можно сказать так: на бревне ба­лансируют больше руками и туловищем, а на свободной проволоке — ногами, стопами.

Здесь, казалось бы, дорожки цирковой и спортивной гимнастики расходятся.

Действительно, есть мнения, что сочетание в подготовке упраж­нений на параллельное освоение обоих типов балансирования может принести вред, так как необходимые здесь навыки как раз настолько близки, но и настолько различны, что могут дать интерференцию — отрицательный перенос навыка.

Но не все так однозначно. Мастерство цирковых гимнастов убеж­дает не только в том, что непримиримой вражды между этими навы­ками не только нет, но и в том, что при должной подготовке они дополняют друг друга. Конечно, для работы на бревне доминирую» щим видом тренировки должны быть упражнения на неподвижной опоре, с ними связан генеральный навык балансирования на этом снаряде. Но в качестве вспомогательных упражнений, не дающих стойкого навыка (!), но поддерживающих способность гимнастки более тонко чувствовать снаряд и свое тело, быстро реагировать на возникающие изменения, варьировать свои действия в нестандарт­ных ситуациях, вполне возможно и даже нужно использовать упраж­нения на подвижной опоре. Это не обязательно свободная проволока (постановка стопы в этом случае, характер опоры пальцами ноги и прочие действия слишком специфичны). Это может быть отрезок бревна, укрепленный на пружинных стойках (с люфтом по горизон­тали), подвешенный на опорах и т. п. В сочетании с работой по прин­ципу «перешагивания через стандарты» (167) такая тренировка, осо­бенно в стадии углубленной подготовки гимнасток, может быть весьма полезной.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!