Как схватиться за соломинку 168. КАК СХВАТИТЬСЯ ЗА СОЛОМИНКУ



Работать на бревне без падений еще никому не удавалось, а огрехи в устойчивости случаются то и дело. Вспомним здесь несколько ха­рактерных способов борьбы с относительно небольшими нарушени­ями равновесия, когда еще остается возможность восстановить ус­тойчивое равновесие тела в стойке на ногах, не прибегая к наиболее грубым приемам.

Если не считать явных сбоев, с которыми уже ничего не подела­ешь, самое неприятное — это внезапное возникновение критических ситуаций, грозящих падением или схождением с места (например, сразу после прыжка), но еще поправимые, если быстро и точно на них среагировать. Как?

Самый эффективный, хотя и не самый изящный способ «спас­тись», это движения типа экстренного сгибания илиразгибаниятела, в зависимости от характера нарушения равновесия.

На рис. 160-а — случай, когда гимнастка падает вперед. В этой ситуации требуется довольно резкое сгибание с наклоном вперед и, конечно, с последующим выпрямлением тела (но гораздо более спо­койным!).

Почему такое движение останавливает падение? Дело в том, что при подобном изменении позы ноги гимнастки, стоящие на опоре, толкают ее, опору, по горизонтали в направлении падения тела с си-

423


лой Р, а тело, соответственно, по­лучает ответную опорную реак­цию 14, направленную в противо­положную сторону. Иначе говоря, быстро сгибаясь, гимнастка оттал­кивается ногами назад и тем самым останавливает сваливание тела вперед. Парадоксально, но факт: падая вперед, вы можете спастись, быстро наклонившись туловищем с руками и головой в ту же сторону! Принципиально то же самое можно сделать и при падении на­зад {рис. 161 на с. 424). Но здесь уже потребуется быстрое и доволь­но сильное прогибание тела с дви­жением животом вперед {б). По анатомическим причинам дается


                 
       


это труднее, чем сгибание, и поэто­му шансов на восстановление ус­тойчивости здесь поменьше.

Более элегантный, но более сложный по координации и, увы, менее эффективный, способ кор­рекции равновесия показан на рис. 162. Он строится на том же ме­ханизме отталкивания от опоры ногами, но срабатывает этот меха­низм не сразу, как в предыдущем способе (где действует как бы всего два звена, то есть одна кинемати­ческая пара — ноги и туловище с руками и головой), а постепенно, последовательно. Так, при падении назад, вначале экстренно посыла­ются вперед колени (к.к. 1—2), за­тем вперед выходит таз (к. к. 2—3)*& в финале к опорной вертикали под-

тягиваются и самые верхние звенья (к.к. 3—5). То есть получается волна\ Эта механическая волна пробегает от опоры к периферии тела и постепенно смещает все его массы дальше от опорной зоны. К сожа­лению, волна удается, в основном, лишь при падениях именно назад, поскольку, ноги сгибаются только коленями вперед... Поэтому при

424


 

опасном смещении тела вперед гим­настке придется, скорее всего, дей­ствовать как на рис. 160-а, применяя технику быстрого наклона (которой, как правило, и не нужно учиться, все происходит как бы инстинктивно). Еще один способ предотвраще­ния нежелательного смещения впе­ред проиллюстрирован на рис. 163: если гимнастка стояла на всей стопе, и ее тянуло вперед, может немного помочь энергичный подъем на полу­ пальцы. Здесь происходит следую­щее: сгибание стопы с жестким упо­ром пальцами о бревно заставляет все тело гимнастки смещаться назад, так как стопа и остальные звенья тела (взятые как одно целое звено) вращаются здесь в разные стороны. Некоторую роль играет и еще один фактор: чем выше поднимается тело на носках, тем больше становится

его, так называемый, момент инерции (мера сопротивления враще­нию) относительно оси, проходящей через стопы, и поэтому движе­ние относительно этой оси замедляется. По той же причине в данной ситуации выгодно предельно вытягиваться вверх, поднимая руки надголовой.

Все предыдущие способы «спасения утопающих» основывались наэнергичном взаимодействии с опорой, «шли снизу». Ноестьспо-соб, позволяющий оказать помощь гимнастке, теряющей равнове­сие, воздействуя сразу на периферию, верхние звенья тела. Способ этот хорошо известен, так как непроизвольно применяется всеми, кто теряет равновесие. Это круги руками {рис. 164нг с. 426). Эффект этого, в общем-то грубого, приема основывается на законе реактив­ного движения: если вы будете достаточно быстро вращать руки в плоскости падения тела в одну сторону, то смежное с ними звено, туловище, а за ним и другие звенья будут стремиться вращаться в противоположном направлении. Поскольку масса рук (точнее — их момент инерции относительно плечевой оси) во много раз мень­ше, чем у остальных звеньев, вместе взятых, то и скорости вращения будут соответственно разными — обратно пропорциональными

425


     
 


массам. Не случайно спаситель­ные круги руками всегда носят быстрый, лихорадочный харак­тер, тогда как тело восстанавли­вать равновесие не торопится...

Наконец, отметим, что почти все описанные способы экстрен­ного восстановления равновесия тела связаны друг с другом и час­то используются одновременно. Так, падая вперед, можно, после быстрого одноименного наклона (рис. 160), выпрямляясь, поднять­ся на носки (рис. 163). «Волну», можно сочетать с круговыми дви­жениями руками (рис. 162) и т. д.

Однако понятно, что мастер­ство гимнастки во всех этих слу-

чаях будет тем выше, чем лучше она научится скрадывать эту техни­ку, чем меньше будет ее обнаруживать, вуалируя, по возможности,* декоративными движениями.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!