Еще раз фляк и разные разности




 


тельное (к.к. 2—3), сгибание при курбете (к.к. 4—5) также мини­мальное. Изменяется и характер постановки ног после курбета (к.к. 5—6): прыгун «снимает» курбет уже не так, как в разгонном фляке (см. фиг. к.к. 5—6), а ставит стопы больше назад, так как высо­кая скорость позволяет здесь обойтись без нарочитого движения «под себя» и без выраженного стрикоссата. Более того, если исполни­тель — уже имея высокую скорость «хода» — попытался бы снять курбет «под себя», это неизбежно привело бы к неприятному паде­нию на спину.

Итак, мы видим, что переворот назад может делаться на самой разной скорости: от движения на месте до «спринтерского» фляка по пять метров каждый. При этом техника данных движений — разная, и она должна быть разной, в том числе при исполнении серии разгонных фляков с места; владение такой техникой, непре­ рывно меняющейся в зависимости от горизонтальной скорости продвижения в перевороте — важный базовый навык гимнаста и акробата!

В заключение хочется вспомнить о горячих спорах, которые не­когда происходили в среде тренеров-акробатов. Камнем преткнове­ния был курбет в перевороте назад. Часть специалистов утверждала, что в «хорошем» фляке курбета вообще быть не должно, и что вообще весь переворот, должен делаться... с прямым телом. Вот так, ни боль­ше, ни меньше.

Но приведенные примеры показывают, что «хорошего» фляка, сработанного по одному образцу, не бывает. «Хорош» тот фляк, тех­ника которого соответствует поставленной задаче. В серии разгон­ных фляков все они будут «хороши», но все — по-разному. И вопрос о наличии выраженного курбета здесь лишен смысла. В «цыган­ском фляке» (а) сгибание тела в курбете выражено сильно, и это единственно возможный вариант техники. В разгонном (б) кур­бет, как сгибание от прогнутого положения (к. 4) до согнутого (к. 5) меньше, но также хорошо выражен, и это нормально. А в «сприн­терском» фляке (в), предельно растянутом по горизонтали, в прин­ципе не может быть ни сильного прогибания тела (к.к. 2—3), ни его сгибания. Однако следует понимать, что и здесь курбет есть, и он весьма эффективен, только выполняется на меньших углах — от легкого прогибания тела (к. 3) до столь же легкого его сгибания (к.к. 5—6). Что до «фляка с прямым телом» (что означало бы пол­ное отсутствие активных действий типа сгибания-разгибания тела), то это, конечно, абсурд. Такого фляка нет и быть не может в прин­ципе.


ЕЩЕ РАЗ ФЛЯК И РАЗНЫЕ РАЗНОСТИ

Будучи важным базовым элементом, фляк требует настойчивого совершенствования, шлифовки. Это в особенности относится к на­выку переменного переворота назад, то есть фляка, исполняемого на разной скорости и, как следствие, со всеми прочими «скользящими» показателями — степенью прогибания в первой и сгибания во второй частях, особенностями «съема» курбета, дальностью передвижения в каждом полном цикле переворота и т. д. В процессе такого совершен­ствования фляка становятся важными многие детали движения, «ме­лочи». Рассмотрим некоторые из них.

Работа головой. Этот вопрос, обычно кажущийся элементарным новичку или неопытному тренеру, в действительности очень не прост. Только на первый взгляд кажется, что в перевороте назад го­лова с очевидностью должна наклоняться назад. На самом деле здесь целый ряд тонкостей и даже проблем.

Обычно в начале фляка (особенно, если он делается с места) все периферические звенья движутся, как ни странно, с разной скорос­тью. Первыми «отваливаются» назад плечи, голова несколько отста­ет от них, и лишь когда ее догоняют резко ускоряющиеся руки, они как бы «захватывают» голову с собой, удерживая ее между плечами (автор этих строк обычно говорил своим ученикам: «представьте себе, что из ушей у тебя торчит палка, и руки, дойдя до нее и получив упор, дальше двигаются вместе с головой»). Только с этого момента угловая скорость всех маховых звеньев уравнивается.

Но можно заметить, что описанное положение головы (уши меж­ду рук) это не максимально разогнутое ее положение. Почему? Разве не нужно было наклонить голову назад до предела, ведь это должно, в силу действия шейного тонического рефлекса, стимулировать нуж­ное здесь прогибание тела?

Так-то оно так, но дело в том, что сильное, явно лидирующее дви -жение головой назад не только способствует прогибанию тела, но и одновременно будет провоцировать вообще всякое разгибание, в том числе разгибание плеча, то есть... мешать рукам в выполнении маха назад-вниз (рис. 150-бкг. с. 402), поскольку функционально это — сгибаниеплеча. И напротив: явное удержание головы на груди помо­жет рукам сделать мах назад, «за голову», но ограничит прогибание тела (а). Как быть?

Увы, идеального выхода из положения здесь нет, и приходится довольствоваться чем-то средним, компромиссом, и это как раз та техника «захвата» головы руками, о которой говорилось выше.


 


400


401


Есть и еще оттенки. Если прыгун все-таки стимулировал проги­бание тела приподнятой головой (в), то при переходе к активной час­ти курбета целесообразно все-таки «убрать» ее, помогая этим сгиба­нию тела. Но это означает, что в каждом цикле переворота назад го­лова гимнаста должна все время менять свое положение, «дергаться»^ а это большинству исполнителей не нравится, и быть может поэтому они обычно предпочитают стабильную, усредненную установку го­ловы в перевороте назад.

И еще. Напомним, что при изменении скорости фляка меняется и степень прогибания тела (160). Чем быстрее движение «в ход», тем прямее тело и тем меньше потребность в наклоне головы назад. Вот почему мастера-прыгуны делают фляки «закрывшись».

Установка кистей и локтей. Сделав первый полупереворот, пры­гун ставит на опору кисти. Как их надо ставить? Обычно считается, что — «просто», пальцами вперед. Но и это требует уточнения. Анато­мически наиболее удобно положение на.рис. 151-а: кисти немного развернуты наружу, так, чтобы указательные пальцы растопырен­ных кистей располагались параллельно друг другу.

Но это правильное, «школьное» положение, которое не всегда до­ступно, да и не всегда удобно. Так, новички, часто «не докручиваю­щие» в первом прыжке, обычно либо супинируют кисти (б), либо вообще ставят на опору кулаки... Но это, разумеется, грубые ошибки.

Интереснее картина работы кистями у мастеров, которые нередко пронируют кисти (в). Формально говоря, это также технический изъян, так как условия отталкивания в курбете при этом несколько ухудшаются. Но дело в том, что чаще всего такая постановка кистей встречается при исполнении особенно быстрых низких фляков, со-

402


________________ 161. Еще раз фл я к и разные разности

провожающихся значительными ударными нагрузками на руки и, как следствие (еще одна «мелочь») — сгибанием руки в локтях. Если руки ставить «правильно» (а), а, тем более (и не дай бог!) супиниро-вать их (б), то локтевые суставы совершенно «выключаются» (58), и удар по рукам и плечевому поясу резко и опасно усиливается. Так что некоторое подгибание рук в локтях простительно, оно играет в этом случае роль необходимого амортизатора и проще всего достигается при умеренно пронированных, «косолапо» поставленных кистях; в этом положении локтевые суставы не «закрыты», и некоторое подги­бание рук происходит естественным образом.

Пользуясь оказией, обсудим еще одну особенность переворотов назад.


403


Среди немногочисленных «трюков», выполняемых на базе пере­воротов назад, один из наиболее интересных и сложных — переворот назад с поворотом на 360° полувинтами. Это упражнение, конечно, только условно может именоваться «фляком», так как оно лишь на­чинается и заканчивается подобно перевороту назад, тогда как сред­няя его часть (на стыке двух полупереворотов), скорее, — переворот


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!