ОТ ПОЛПИРУЭТА К ПИРУЭТУ ИЛИ НАОБОРОТ ?
Мы уже не раз упоминали о существовании структурных «профилей» движений — семейств упражнений, связанных родством структуры, техники, но различающихся сложностью.
Размеры семейств различны, и чем больше такие родственные «кланы», тем разнообразнее и сложнее отношения между их членами. 372
От полпируэта к пируэту или наоборот ?
Одно из самых больших структурных сообществ — акробатические сальто назад, систематический перечень которых (с учетом технических вариантов исполнения и комбинированных форм построения) исчисляется многими десятками. И поскольку в таких однопрофильных движениях сильнее всего действуют закономерности переноса двигательного навыка, всегда актуальны вопросы о соотношении техники этих элементов, их взаимосвязях, о рациональной очередности разучивания упражнений.
Конечно, десятилетия активной творческой работы отечественных гимнастов и акробатов, всегда остававшихся на вершине мировой иерархии спорта, казалось бы, полностью сформировали основы методики освоения этих движений, однако, и теперь не всё здесь абсолютно ясно. И даже вопросы работы над некоторыми несложными (но очень важными) элементами акробатики доныне остаются дискуссионными. Затронем некоторые из них.
На рис. 1?<5показана схема-матрица, в которой ряд наиболее характерных сальто назад систематизирован по двум главенствующим
|
|
373
АКРОБАТИКА
153. От полпи рузта к пируэту или наоборот?
признакам: вращению вокруг фронтальной и продольной осей тела (нарастание углового пути «по сальто» дано по четвертям, увеличения вращения «по пируэту» — по «половинкам»).
Анализируя это построение, можно удобно проследить пути, по которым спортсмен может продвигаться при последовательном освоении упражнений. Весь вопрос в том — насколько верны эти пути! Вот отдельные примеры.
1. Разучивая и совершенствуя базовый бланш («3»), прыгун может использовать, какучебное упражнение, модельный «отбив» сронда-та («1»), в том числе — и это очень важно — с сохранением вращательной компоненты, с приходом на спину («2»), с полупереворотом на руки тренера («2-а») и т. д. Та же методика постепенного наращивания крутки применяется и при переходе к двойному сальто («4—6»). Однако, это общеизвестно. Пойдем дальше.
2. Очень интересный и принципиальный случай с освоением «пируэта» («9»). Некоторые специалисты, особенно по акробатике, убеждены, что идти в освоении «винтов» нужно строго последовательно, тщательно прорабатывая поворот по полпируэтам (то есть так: «7—9—11» и т. д.). Однако, известно, что механизм поворота вокруг продольной оси эффективно срабатывает только тогда, когда прыгун осваивает полный, завершенный цикл «винтообразующих» действий в поворотах на 360°, после чего весь этот цикл может быть повторен. А заучивание (до уровня прочного двигательного навыка) действий полпируэта («7») разрывает этот цикл действий пополам и может дать отрицательный перенос навыка, что и подтверждается, к сожалению, в гимнастической практике. В этом смысле гораздо грамотнее обучать гимнаста, освоившего базовый бланш («3»), сразу технически правильному пируэту («3—9»), и лишь после этого, если в том есть необходимость, вернуться к полпируэту («9—7»), техника которого полностью охватывается пируэтом.
|
|
Но чем же объяснить позицию акробатов, идущих в подготовке «по полувинтам»? Дело в том, думается, что учебный материал прыжковой акробатики на порядок меньше, чем в спортивной гимнастике, и весь сосредоточен на освоении относительно узкого круга действий . В этих условиях спортсмен имеет возможность гораздо чаще обращаться к одним и тем же навыкам, добиваясь высокой их пластичности, управляемости, основа которой — осознанная вариативность действий. Гимнасты же не могут, к сожалению, позволить себе такой роскоши и должны действовать более рационально.
|
|
3. Принцип возврата от сложного движения к относительно про
стому вообще один из важнейших при освоении акробатических
прыжков. Так, совершенствуя поворот в пируэте, стремясь сделать его более «сухим», быстрым, необходимо пользоваться более усложненными заданиями. Простейший пример — перенос ускоренных действий поворота с двойного пируэта («14») на одинарный («9»), с тройного («17») на двойной («14»). Причем эти задания могут выполняться в условиях двигательного комфорта, прежде всего — на батуте с ямой, поскольку предмет работы не прыжок, а поворот.
4. Яркий образец необходимого обучения «возвратом» — слож
нейшее сальто «полтора с полутора» («12»). Чтобы надежно управлять
действиями этого опасного прыжка, исполнитель всегда должен
иметь функциональный и технический резерв, поэтому крайне не
разумно пытаться идти к этому движению «напрямик», от одинарно
го сальто и простого пируэта. Вначале гимнаст должен безупречно
освоить, как минимум, двойной пируэт («14»), базовое двойное саль
то («6»), двойное с компактным пируэтом («10»), и лишь после этого
посягать на «полтора с полутора».
Обучение и совершенствование движений посредством обращения к более сложным аналогам вообще наиболее полно воплощается в прыжках с поворотами, «перемещающимися» из одной фазы полета в другую (35,187). Так, известно, что пируэт можно сделать «ранним темпом» или более поздним. Мастера-акробаты дошли до того, что даже тройной пируэт «размещают» в двойном сальто по-разному: равномерно по всему полету или ближе к его началу или концу, доказывая тем самым, что могли бы освободить местечко и для четвертого винта... Подобное уплотнение действий в полете также может быть достигнуто благодаря тренировке на усложненных учебных упражнениях. Например, чтобы выполнить двойное сальто с двойным винтом в первом (такой вариант может потребоваться из-за недостаточного вращения «по сальто» и необходимости последующей группировки), нужно научиться делать этот поворот в темпе тройного пируэта («17—15»), а чтобы делать одинарный пируэт в одинарном или двойном сальто более компактно, нужно владеть, по крайней мере, техникой двойного «винта» («14—9,14—10»).
|
|
5. Наконец, важный компонент обучения сложным вращениям —
использование учебных заданий, в которых постепенно и последова
тельно, параллельно друг другу, наращиваются оба основных пара
метра вращения. Примерная методическая цепочка таких упражне
ний показана па рис. 136. Это ряд усложняющихся заданий, начина
ющихся с модельного «отбива» («1») и продолжающегося полным
пируэтом на спину («8»), полупереворотом с двумя винтами («13») и
завершающегося тройным пируэтом («17»). Эта цепочка — лишь
374
375
АКРОБАТИКА
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!