САЛЬТО ВПЕРЕД : РУКИ , ТУЛОВИЩЕ , ШЕЯ ...
В последние годы волевым решением ФИЖ прыжки с вращением вперед заняли в формуле трудности приоритетное положение в сравнении с переворотами и сальто назад. Следствием этой сомнительной акции36 стало то, что перевороты и сальто вперед, действительно, не
36 Неразумность и недальновидность этого изменения правил заключается прежде всего в том, что отдававшееся всегда предпочтение вращениям назад есть не веяние моды, а естественное следствие функциональной асимметрии тела человека, которую директивами ФИЖ не изменишь. Выдумка функционеров ФИЖ не только малограмотна, но и вредна, так как, оттесняя на второй план вращения назад, деятели федерации списали «за ненадобностью» выработанную практикой (не без помощи теории) методологию обучения таким прыжкам и отбросили назад связанные с этим достижения.
358
148. Сальто вперед: руки, туловище, шея...
только стали чаще включаться в комбинации (точнее — назойливо часто), но, конечно, и лучше выглядеть. Одновременно с этим повысилось и внимание специалистов к этому классу движений. Вспомним по этому поводу некоторые особенности техники сальто вперед.
Одна из специфических деталей техники этого упражнения — мах руками при отталкивании.
Существует, как известно, три основных разновидности этих движений, уже рассматривавшиеся нами по поводу опорных прыжков (133). Кратко рассмотрим этот вопрос еще раз.
|
|
Наиболее известен и традиционен отход махом рук вперед-вверх, «передний темп» (рис. 133-а): прыгун выполняет стопорящий наскок на ноги (к. 1), отводя при этом руки назад; в фазе амортизации (к.к. 1—2) руки начинают ускоренный взмах вниз-вперед, а в решающей фазе отталкивания, вместе с движением всего тела вперед-вверх (к.к. 2—3), делают мах в том же направлении. Эта схема кажется совершенно естественной и удобной: руки содействуют прыжку вверх и как бы направляют всё движение опережающим взмахом.
359 |
Однако в этой технической схеме есть изъян, о котором уже говорилось. Заключается он в том, что такой мах руками, сопровождается
АКРОБАТИКА
148. Сальто вперед : р уки, туловище, шея...
их вращением в направлении, противоположном вращению «по сальто». Поэтому подобный темп вполне хорош для случаев «спокойного» исполнения обычного сальто вперед в группировке или согнувшись — одиночного или в начале связки, но менее эффективен для форсированных движений.
В 60-х годах известный специалист по акробатике Ю. К. Николаев «шутки ради» предложил своим ученикам попробовать «задний темп», то есть отход на сальто вперед махом рук вниз-назад, «за спину» (б). Идея казалась парадоксальной, но была вполне логичной, так как руки прыгуна работают здесь и на высоту полета, и на вращение тела: наскок делается с заблаговременным подъемом рук вверх (к. Г), при амортизации они махом опускаются вместе с телом (к.к. 1—3), а при главном выталкивании, естественно продолжая движение по кругу, делают мах вверх-назад (к.к. 3—4). После потери опоры руки возвращаются к бедрам.
|
|
Длительная практика показала, что «задний темп» вполне жизнеспособен и иногда весьма полезен. Давая, обычно, высоту меньше, чем «передний», он активизирует вращение тела и бывает хорош при исполнении сальто в переход, где именно это (включая невысокий, настильный вылет) и требуется. Однако, данный темп достаточно прихотлив. От исполнителя требуется широкий, остро акцентированный и без «зажима», мах руками далеко назад «за спину», выполняемый при этом без потери скорости движения. Важно избежать также естественно возникающего здесь наклона плечами вперед, который начинаетпровоцироваться махом рук, как только они заходят за спину. Если гимнаст с этими требованиями не справляется, ему лучше «задним темпом» не пользоваться.
Наконец, в середине прыжковой комбинации наиболее приемлем «верхний темп» — махом рук вперед-вниз (в). Темп этот давно известен, хотя уже в старые времена, когда такой отход использовался в начале прыжковой связки, считался «второсортным» и в шутку именовался «рабоче-крестьянским».
|
|
Между тем, эта техника весьма рациональна и незаменима в соединениях типа «переворот — сальто вперед». Приходя на опору после переворота (к. 1), гимнаст попадает в сильно прогнутое положение, из которого возможно исполнение очень эффективного движения на сальто. Прыгун делает быстрое движение кистями по широкой дуге, работая вместе с туловищем (к.к. 1—3), и лишь в полете опускает руки к бедрам. «Верхний темп» как бы объединяет в себе основные достоинства двух первых, хотя для начала комбинации он, как уже отмечалось, малопригоден и, действительно, не должен ре-
комендоваться, так как в этом случае прыгун совершенно лишается той эффективной подготовки, которая характерна для сальто, исполнявшегося вслед за переворотом вперед.
Завершая комментарий к махам руками, заметим, что нормально подготовленный гимнаст должен владеть всеми тремя темпами, это вопрос полноценности базовой подготовки, вопрос технической культуры.
Немного о действиях туловищем в сальто вперед. Здесь — такие же особенности, как и с махом руками. При «переднем темпе» (а) прыгун в отталкивании выпрямляется разгибанием; как и мах руками, это движение провоцирует вращение назад, а не вперед. Поэтому единственным действенным фактором вращения «по сальто» здесь остается умеренный (!) наклон плечами вперед, возникающий во второй части выталкивания от опоры и обеспечивающий нужный для создания вращения по сальто вращающий момент. Сложность, однако, в том, чтобы это движение не превращалось в «сваливание».
|
|
При двух других темпах рабочее движение туловища обеспечивается уже сгибаниемтела; оно всегда хорошо выражено даже при сальто прогнувшись (в, к.к. 1—3). Принципиально возможно выходить на такое сальто и с совершенно прямым телом — за счет сгибания от сильно прогнутого положения (к. 1) до выпрямленного (к. 2). Нота-кая техника менее эффективна и практически не встречается. Прыгун всегда хотя бы немного, но сгибается при отходе и в начале полета (к.к. 2—4), после чего, на разгибании, особенно удобно делать повороты. Отметим, что повороты в сальто вперед вообще практически все-гдаделаются не раньше, чем исполнитель достигает в полете позы, удобной для разгибания в тазобедренных суставах (к.к. 4—5). Исключения из этого правила возможны, но крайне редки.
В заключение — о приземлениях.
Приход после сальто вперед на ноги, даже с поворотом, достаточно удобен, и комментария не требует. Поэтому остановимся немного на приходах с полуторного сальто — в кувырок. Общие принципы такого прихода, вроде бы, хорошо известны, но трагические случаи неудачных приземлений после этого опасного прыжка заставляют еще и еще раз уточнить некоторые детали.
На рис. 134иа с. 362 — три варианта входа в кувырок. При избыточном вращении и на крутой траектории (а) у гимнаста могут быть ошибки в виде резкого опрокидывания вперед (к.к. 1—2) с ударом спиной о помост (к.к. 2—3). Ошибка эта досадна, но не смертельна.
Идеален вход в кувырок, при котором раскрытое тело прыгуна все время как бы вписывается в умеренно крутую траекторию полета
360
361
(б). Кисти удобно ставятся недалеко впереди, и гимнаст без проблем прокатывается в кувырке (к.к. 2—4), сохраняя нормальный «ход» вперед.
Страшнее всего низкий полет с явным «недокрутом» (в). При попытке идти в кувырок этим движением гимнаста складывает пополам, резко накрывая ногами (к.к. 2—3). Впрочем, малоприятен тот же недокрут и при высоком крутом вылете без достаточного движения вперед. Чтобы избежать такого рода ошибок (особенно, если симптомы уже появились) можно посоветовать гимнастам, во-первых, придерживаться установки «лучше перекрутить, чем недокрутить»; во-вторых, стремиться делать такие прыжки, по возможности, только в свежем состоянии и (пока элемент не готов) не в конце комбинации вольных упражнений; в третьих (что труднее всего) — почувствовав, что отталкивание сорвано, по возможности отказаться от движения в кувырок, так как лучше расквасить нос, чем сломать шею.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!