ПРО КОШАЧИЙ СТИЛЬ И ЭСКАЛАТОР



Обратимся еще раз к проблеме мышечного тонуса, а также к воп­росу об осанке на бревне.

Почему это так важно?

Тело человека представляет собой так называемую кинематичес­кую цепь, состоящую из целого ряда подвижных относительно друг друга звеньев. В этом случае говорят, что тело имеет много степеней свободы, а это значит, в свою очередь, что управление такой систе­мой достаточно трудная задача. И напротив, чем меньше возможнос­тей для автономного движения звеньев кинематической цепи, тем проще с ней управляться, в том числе при сохранении равновесия. Простейший наглядный пример: тонким длинным стержнем легко балансировать, поставив его на палец, но связку сосисок стоймя не поставит даже цирковой жонглер...

Вывод отсюда простой: хочешь надежной устойчивости — «вык­лючи» все суставы, не нужные тебе в данный момент. Вот это и есть первое и главное условие, предъявляемое к рабочей осанке на бревне. А оно соответственно означает и требование к мышечному тонусу (1,106), так как постоянный тонический фон необходим не только для того, чтобы контролировать позу, но и все возможные случайные «возмущения» в кинематической цепи.

Конечно, было бы упрощением считать, что «сторожевой» тони­ческий фон должен быть неизменным, как напряжение тока в элек­трической сети. Это, действительно, лишь фон, на котором могут удобно разворачиваться все прочие — основные — события, тоже связанные с работой мышечного аппарата; ведь гимнастка не только стоит на бревне...

Сказанным определяется еще один «проблемный слой» исполне­ния движений на этом снаряде. Он связан с необходимостью быст­рой перестройки уровня напряжения мышц при изменениях позы, передвижениях, прыжках.


 


406


407


         
   


БРЕВНО ___________________________________________________________

Наиболее простой вариант таких перестроек — переход от рацио­нально выстроенных, «технических» положений (обычно статичес­ких) к другим — выразительно окрашенным, «декоративным» по­ложениям, которые могут быть и статическими, и проходимыми в движении. Примеры первых показаны на рис. 152. Это исходные по­ложения для упражнений типа переворотов назад (а), махового саль­то вперед (б) и др. Характерный признак таких рабочих положений, появившийся у гимнасток последних поколений, — своеобразный «арабеск» — активный изгиб в поясничной части позвоночника (показан стрелкой), который гимнастка держит в состоянии подчер­кнутого напряжения, позволяющего лучше контролировать корпус. Разумеется, можно было бы контролировать осанку иначе, в том чис­ле и с прямым телом. Но, вероятно, для гимнастки установка на пре­обладающий тонус одной сильной мышечной группы разгибателей более удобна и подконтрольна. Кроме того, позы типа показанных на фиг. б, в, представляют собой эффективные исходные положения для целого ряда движений с передвижением и вращением вперед.

Примеры «декоративных» положений (рис. 153) также хорошо известны. К ним в полной мере относятся все требования по поддер­жанию «сторожевого» тонуса, но их исполнение осложняется целым рядом других трудностей, обусловленных особенностями самого уп­ражнения.


408


Переход от «технических» поз к «декоративным» и обратно — одно из наиболее узких мест технической подготовки гимнасток на брев-


не. Так, при фиксации даже само­го удобного, наиболее отработан­ного конечного положения после шага, прыжка, акробатического элемента гимнастка должна очень быстро (за 0,1—0,3 с) восстано­вить полноценную рабочую осан­ку и мышечный тонус, благо­приятный для ограничения дви­жения и удержания равновесия в конечном положении упражне­ния. После полетных приходов на бревно ей приходится практи­чески моментально переходить к «сторожевому» техническому ре­жиму. Мастера, которым это уда­ется, обычно отличаются своеоб­разной мягко-сильной, «кошачь­ей» манерой передвижений и прыжков на бревне, когда гимна-

стка, возвращающаяся на опору, каждый раз как бы надежно «влипа­ет» в нее. А для тех, кто не сумел схватить тонких ощущений, харак­терных для этой техники, свойственна либо слишком жесткая рабо­та, при которой каждый приход на опору это соударение с нею, виб­рации, сбои, либо, напротив, гимнастка держится слишком рыхло, прибегает к неоправданно глубоким подседам; для таких исполните­лей характерны многочисленные лишние движения руками, корпу­сом, увеличенные паузы, потери темпа и устойчивости.

Воспитание «тонической культуры» движений на бревне требует сложного и кропотливого труда. Очень важно не полагаться при этом только на «валовую» работу, на привычку «жить на бревне». Необхо­дима специальная система тренировочных упражнений, направлен­ных на выработку навыка быстрой перестройки мышечного тонуса. И необходимо сделать эту сторону базовой подготовки гимнасток вполне сознательной, постоянно требовать от них самоконтроля ощущений, связанных с поддержанием наиболее эффективного то­нуса в меняющихся ситуациях исполнения движений. Приведем на этот счет любопытную аналогию. Горожанин, привыкший пользо­ваться эскалаторами, входя на них и их покидая, сам того не замечает, как мгновенно корректирует свои шаги в начале и в конце движу­щейся ленты, соответственно чуть наклоняясь вперед или назад, что-

409


БРЕВНО


164. Ч у вствовать самого себя !


 


бы сохранить устойчивость. А провинциал, впервые попавший в метро, этого не умеет и поэтому не случайно побаивается эскалатора, так как опасается упасть. Но самое интересное, что и бывалый пасса­жир вдруг испытывает то же самое, когда приходится иногда пользо­ваться остановившимся эскалатором! По привычке, автоматически корректируя свои движения, рассчитанные на движущуюся дорожку, он неожиданно чувствует, что на рубеже пола и эскалатора его ша­тает. Только в эти моменты он осознает, что всё было не так просто, как всегда казалось!

Конечно, гимнастка, идеально освоившая «жизнь на бревне» (хотя где он, этот идеал!) может позволить себе и не думать о тоничес­кой настройке (как и должно быть при высоком уровне мастерства), но тем, кто чувствует себя еще не столь уверенно, полезно об этом помнить.

164. ЧУВСТВОВАТЬ САМОГО СЕБЯ !

Мы уже отметили (162,163), что чувственный контроль осанки и мышечного тонуса при работе на бревне — задача трудная и не всегда доступная даже мастерам. Существуют ли какие-то более надежные способы справиться с этой проблемой?

В 50-х годах профессор МГУ П. Я. Гальперин, исследуя психоло­гические аспекты обучения, пришел к выводу, что эффективность усвоения материала можно существенно повысить, если умеешь осознанно выделять так называемую «ориентировочную основу дей­ствий» (ООД), состоящую, по терминологии автора концепции, из «основных опорных точек» (ООТ). Не углубляясь в теоретическую суть вопроса, скажем, что если идею (подтвержденную большой экс­периментальной работой) приложить к практике спорта, то можно получить ключ к структуре ощущений гимнастки и выстроить эту структуру, контролируя тем самым такие важные вещи, как рабочая осанка на снаряде, мышечный тонус и управляющие действия.

Вернемся к бревну. Какими чувственными опорными точками может пользоваться гимнастка, работающая на этом снаряде?

Отметим сразу, что никаких единых для всех исполнителей ООТ быть не может; двигательные ощущения каждого гимнаста, гимнас­тки настолько индивидуальны, настолько психологически окраше­ны и могут настолько по-разному истолковываться и словесно опи­сываться, что у каждого исполнителя формируется свой, как говорят психологи, концептуальный образ действий и движения. И это не­смотря на то, что биомеханическая сущность двигательного действия


у всех исполнителей (в одном и том же упражнении) будет принци­пиально одинаковой!

Но, несмотря на эти сложности, мы можем таки выделить некото­рые ООТ, которые в любом случае важны для каждой гимнастки, независимо от ее квалификации. Для этого нужно, прежде всего, найти чувственные зоны, которые особенно важны для управления двигательным действием. Так, для гимнастки, действующей на брев­не в стойке на ногах, можно выделить порядка трех таких чувствен­ных зон, на которых должно концентрироваться внимание спорт­сменки, и в связи с которыми исполнительница должна выработать для себя осознанные и хорошо поддающиеся контролю ООТ. Опи­шем эти зоны.

Стопа и голеностопный сустав. Стопа — нижнее приопорное зве­но, она играет решающую роль в управлении процессом балансиро­вания телом. Самые незначительные усилия при движениях как са­мой стопой, так и телом при опоре ею о снаряд, особенно с жестким упором кончиками пальцев о бревно, а также боковые «перекатыва­ния» стопы вокруг ее продольной оси, существенно меняют опорную реакцию и могут вызывать отклонения всего тела (особенно при фиксированной осанке) в любом из горизонтальных направлений. Но кроме этого, стопа — чувствительнейшая рецепторная зона, по­сылающая центростремительные сигналы, говорящие, как раз, о движениях стопы, о приложенных к ней нагрузках и, как следствие, о состоянии балансирования на опоре. Поэтому, все ощущения, иду­щие от стопы и голеностопа, чрезвычайно важны и должны контро­лироваться. Они и есть одна из чувственных зон, в которой форми­руются контрольные ощущения, составляющие первую из «основ­ных опорных точек».

Поясница. О действиях в этом отделе туловища мы уже упомина­ли (163). Если действия стопой — главный инструмент управления балансированием, то контроль поясницы, «средней зоны» двигатель­ного аппарата, это, прежде всего, забота об осанке и сохранении дол­жного тонуса мышц спины. Неполадки в этой зоне означают утрату должного рабочего состояния, также чреватую нарушением устойчи­вости, так как регулирующие действия стопой на опоре не будут да­вать в этом случае нужного эффекта. Таким образом, «чувство спи­ны», особенно поясничной ее области, это еще одна важная «опорная точка», входящая в комплекс ощущений, позволяющих формиро­вать «чувство осанки» и «чувство снаряда».

Шея и плечевой пояс это верхняя из трех зон контроля рабочего положения и двигательных действий. От нее меньше зависит соб-


 


410


411


БРЕВНО

ственно процесс балансирования, но происходящие тут «события» очень существенны с других точек зрения.

Во-первых, важны ощущения в верхнем отделе спины, «в лопат­ках». Повышенный тонус мышц плечевого пояса, удержание позы с расправленными плечами и отведенными назад лопатками позволяет четко контролировать осанку «сверху». Сумма контролируемых ощущений, связанных с поясницей и лопатками, позволяет выстро­ить практически полностью нужную для бревна осанку.

Во-вторых, очень важно положение головы. Дело не только в том, что «посадка головы» венчает позу спортсменки на бревне чисто зре­лищно (хотя это и существенно), и даже не в том, что от этого зависит визуальный контроль действий на бревне (это тем более важно). Дело еще в том, что движения и установка головы относительно туловища определяют, как известно, опять таки тонус мышц плече­вого пояса и туловища. Неправильное положение головы, ее нео­правданный наклон вперед, назад или даже вбок, могут тотчас спро­воцировать спонтанные движения туловищем и соответствующие ошибки.

Итак, в «верхней зоне» гимнастка также должна иметь «опорную точку», включающую в себя подконтрольные ощущения, например,, в межлопаточной области и в мышцах задней поверхности шеи.

Дотошный читатель спросит: сколько же, все-таки, и каких ООТ гимнастка должна иметь в этих трех зонах?

Первая половина ответа такова: «опорных точек» не может быть много: в начале обучения гимнастка должна будет осознанно контро­лировать все свои ощущения, которые она связывает с избранными ею ООТ, а сосредоточить внимание сразу на многих объектах, как известно, очень трудно, а часто и не возможно — просто ничего не получится! Пытаясь контролировать лишние ООТ, вы будете терять и остальные. Так сколько же? — Да столько, сколь названо зон — не более трех.

Вторая половина ответа — какие именно «точки» — такова. Из каждой зоны вы возьмете одно определенное, хорошо воспроизводи­мое в вашем сознании, четко контролируемое ощущение. Важно только, чтобы оно было реально связано с важнейшими техническими элементами управления движениями на бревне. Но как именно вы будете «ловить» это чувство и определять его для себя—дело хозяйс­кое! Возможны любые варианты. Например, одна гимнастка скажет: «Всегда стараюсь чувствовать, как кончики пальцев ноги упираются в бревно; поясницей ощущаю на себе «корсет», а лопатки — сведен­ными». У другой из тех же контрольных зон пойдут в сознание не-


_________________ 165. Переполох с  румынским фляком

сколько другие образы ощущений: «Когда на всей стопе, то чув­ствую, что как бы прилипла к опоре, а на полупальцах особенно на­жимаю на бревно косточками передней части стопы; в спине сильнее всего ощущаю напряжение боковых (широчайших) мышц и — на­пряжение шейного отдела». Атретья гимнастка, быть может, «пойма­ет» субъективно важные для нее ощущения в основании большого пальца опорной стопы, в поясничных позвонках, в постановке голо­вы и наиболее удобном для нее, в связи с этим, контрольном направ­лении взгляда.

То есть, субъективная картина формирования «ориентировочной основы действий» может быть разной, но составляющие ее «основ­ные опорные точки» должны, все таки, быть, и они не должны стать ложными, то есть это должны быть такие контрольные ощущения, которые на самом деле позволяют управлять важнейшими двига­тельными действиями, выполняемыми в данном рабочем поло­жении.

И последнее. Все сказанное относилось к стойкам на ногах. Но это вовсе не означает, что только в этом случае описанный подход, осно­ванный на контроле ощущений, имеет существенное значение. В действительности в любом рабочем положении на бревне (и не толь­ко на бревне!) гимнаст, гимнастка должны контролировать свои дей­ствия посредством точного чувственного восприятия, оформленного в виде описанных «точек».

ПЕРЕПОЛОХ С РУМЫНСКИМ ФЛЯКОМ

Прыжковая акробатика проникала на бревно медленно, с извест­ными потрясениями, но верно. Если плеяда Ларисы Латыниной не знала ничего более сложного, чем «колесо» и «перекидки», то ее пре­емницы были просто вынуждены рисковать и идти дальше.

Первой ласточкой «настоящей» акробатики стал, естественно, пе­реворот назад, «фляк». Естественно не только потому, что он проще сальто, но и потому, что это — ключ к дальнейшему развитию акро­батических прыжков на бревне.

Впрочем, первые исполнители фляка на бревне, конечно, и не ду­мали (не мечтали) использовать его для соединений. Фляк сам по себе призван был стать сенсацией. Достаточно было бы его просто сделать. И не упасть.

Понятно, что поиски техники надежного переворота назад нача­лись сразу же. И поиски эти шли лихорадочно на всех гимнастичес­ких фронтах, самыми горячими из которых были в то время совете-


 


412


413


БРЕВНО ___________________________________________________________

кий и — румынский. И вскоре выяснилось, что наши основные со­перницы, румынские гимнастки, освоили своеобразное движение, позволявшее им действовать более уверенно, надежно и эффектно. Это был феномен «румынского фляка».


414


Если советские специалисты и их ученицы шли по классическому пути, стремясь прямо перенести технику партерного фляка на узкую опору, то их румынские конкуренты поступили если не умнее, то — хитрее. «Румынский фляк» (рис. 154-а) строился на махово-толчко-вой основе работы ногами (к.к. 1—2). Это, во-первых, означает, что, сохраняя как можно дольше опору о снаряд, гимнастка имеет воз­можность задать точное направление общего движения не только махом рук и движением туловища, как это имеет место при обычной технике с отталкиванием обеими ногами, но и махом свободной но­гой. Во-вторых, при этом сокращается неконтролируемая, безопор­ная, фаза движения (к.к. 2—3): едва опорная нога покидает бревно (к. 2), как руки опять стоят на снаряде (к. 3), при том, что маховая нога прошла уже значительную часть пути, чего не было бы при от­талкивании обеими ногами. В-третьих, сохраняется хорошая «свобо­да маневра» на случай ошибки: уже поставив на опору руки и одну ногу (к. 5), гимнастка имеет шанс выправить неточное движение дру­гой ноги.


______________ 165. Переполох с румын ским фляком

На ряде «очных ставок» спор между румынскими и советскими гимнастками был, как будто бы, решен в пользу первых, но...

Но триумф «румынского фляка» оказался, как и следовало ожи­дать44, недолгим. Довольно скоро стало ясно, что эта техническая форма хороша лишь сама по себе, но мало пригодна в плане развития движения, в плане его дальнейшего использования какэнергообес-печивающего, разгонного элемента в связках. В этом смысле «ру­мынский фляк» имеет целый ряд изъянов.

Первый из них — ослабление стартового отталкивания: оно не только делается одной ногой, но и маховая работа руками и тулови­щем оказывается ослабленной (ср. к.к. /на фиг. а, б).

Второй, прямо вытекающий из первого, низкая общая скорость движения, его вялость.

Третий, едва ли не важнейший, заключается в том, что техничес­кие различия в действиях ногами приводят к тому, что маховая нога приходит на опору гораздо раньше толчковой (фиг. а, к. 5). Врезуль-тате этого, при необходимости немедленного темпового отталкива­ния (последующее сальто! соскоки!) синхронной работы никак не получается, отталкивание выходит поочередным, «двухтемповым», растянутым, а значит — ослабленным.

Таким образом, выиграв «промежуточный финиш», румынки от­стали в освоении более прогрессивной техники, что в дальнейшем и сказалось практически.

Но переход к более мощному фляку, выполняемому по модели настоящего акробатического, не был простым. Более того, этот пере-ходдоныне не вполне завершился; кое что в технике даже современ­ных переворотов назад оставляет желать лучшего. Например, на фиг. «"показан фляк, выполняемый гораздо современнее, чем «ру­мынский» (а), но легко и здесь заметить пороки последнего. Глав­ный из них — явная последовательная постановка перед следующим отталкиванием (к.к. 7—8). Причина применения такой техники по­нятна и простительна: такой приход на опору надежнее. Однако надо помнить, что наращивание мощности фляка возможно только на пути его настойчивого и смелого сближения с обычным фляком на акробатической дорожке (160,161), а это означает: энергичный под­сед с замахом (к. 1), низкое, очень быстрое полетное движение с под-

44 Автор этих строк, консультируя в тот период сборную СССР, настаивал на том, что «румынская техника» бесперспективна, и не имеет никакого стратеги­ческого смысла. Но соображения соревновательной тактики тогда все же переве­сили...

415


БРЕВНО ___________________________________________________________

черкнутым движением «в ход», вдоль бревна; постановка рук на опору с некоторым «сваливанием» плеч назад, по ходу движения (см. рис. 149-6, к.к. 4—5); курбет, снимаемый заметно «под себя» (если есть второй фляк) и — с возможно более синхронной, одновре­менной постановкой стоп, особенно если следует сальто. Такая по­становка стоп требует особой работы, направленной на достижение максимально плотной, «впритирку» друг к другу, точной постановки стоп на опору (172).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!