ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МОМЕНТ : КОГОТОК УВЯЗ ...



Одна из ситуаций, в которой проверяется устойчивость тела гим­настки на бревне — быстрые повороты в стойке или из стойки на ногах. Правда, наиболее яркие образцы такихдвиженийдемонстри-руют, скорее, не гимнастки, а артисты балета, особенно тогда, когда делают так называемые «туры» — повороты в прыжке (обычно не меньше, чем на 720° и нередко подряд неоднократно, «в темп»). Впро­чем, еще более подчеркнутыми физические особенности этих движе­ний становятся при их исполнении фигуристами, у которых слож* ность прыжков с поворотами — один из основных элементов состя­зания.

Наблюдая выполнение таких движений, порой можно видеть (у спортсменов нередко, у танцовщиков — как показательное ис­ключение), что исполнителя, начавшего от опоры быстрое вращение, вдруг «ломает» и «сбрасывает», порой буквально, как если бы некая изрядная сила сорвала человека с ног. У фигуристов это сплошь и рядом вызывает откровенные падения на лед, у гимнасток — потерю устойчивости и схождение со снаряда.

В чем здесь дело? Откуда берется внезапно эта свирепая сила, комкающая всё движение?

Действительно, сила эта есть, действительно, появляется она как бы неожиданно и называется она «центробежным моментом». Чтобы понять природу этого явления, нужно вспомнить для начала, что та­кое «центробежная сила инерции».

Сила эта всем хорошо известна, так как возникает едва ли не на каждом шагу и в быту, и при работе технических механизмов, и в спортивной практике. Это она, центробежная сила, не дает жидкости пролиться, если мы, забавляясь, вращаем ведерко с водой над голо­вой. Это она прижимает нас боком к стенке автомобиля при быстрых поворотах, отжимает белье в стиральной машине или... стремится разорвать группировку при многократных сальто, изгибает при

416


Центробежный момент : коготок увяз ...

оборотах гриф перекладины с силой 300 и более килограммов, поднимает тело гимнаста над полом при кругах на коне или полу и т. д. и т. п.

Теперь представим себе гимнастку, заставившую свое тело до­вольно быстро вращаться вокруг его продольной оси (рис. 155-а). Здесь тоже действуют условия, при которых обязательно возникнет центробежная сила инерции. Сила эта будет действовать на каждую частицу массы тела гимнастки, стремясь «оттащить» эту частицу кна­ружи от оси вращения (здесь — вертикальной). Поскольку массы тела располагаются по разные стороны от оси, центробежная сила бу­дет тянуть каждую частицу масс в разных направлениях, по разным радиусам, и чтобы сохранить ранее заданную осанку, нужно в каж­дый данный момент времени держать тело так, чтобы все компонен­ты центробежной силы уравновешивались друг с другом. В простей­шем случае это означает, что поза гимнастки должна иметь ось сим­метрии.

А что получится, если тело не уравновешено относительно оси вращения? На фиг. ^гимнастка допустила отклонение масс тела пре­имущественно в одну сторону (например, позволила одной или обе­им рукам «отскочить» вбок). Ясно, что центробежная сила инерции, действуя на это неупорядоченное звено и не встречая никакого про­тиводействия по другую сторону оси, потянет в сторону все тело, бу-

417


БРЕВНО


Перешагивая через стандарты


 


дет его поворачивать45 вокруг горизонтальной оси и произведет сброс.

Еще более неприятная ситуация на фиг. в. Здесь не стабилизирова­ны и верхний, и нижний отделы тела, и возникающие при этом цен­тробежные моменты будут ломать тело еще сильнее.

Возникновение сбрасывающих центробежных моментов особен­но неприятно тем, что они действуют по принципу «коготок увяз, всей птичке пропасть»: как только возник хотя бы небольшой, но ощутимый разбаланс в расположении звеньев тела, так тут же цент­робежная сила начнет «вытаскивать» неправильно поставленное зве­но еще дальше, провоцируя еще более грубое нарушение движения. И если этому вовремя не воспротивиться, не выправить осанку, сброс неминуем. Чем выше при этом была начальная скорость вра­щения тела, тем труднее предотвратить сброс и тем катастрофичнее будут его последствия.

Естествен вопрос: означает ли все сказанное, что повороты на опо­ре и в прыжке должны выполняться только в строжайшей прямой осанке, как на фиг. а?

Нет, это не совсем так. Конечно, наиболее трудны и ответственны особенно быстрые вращения, такие, как у фигуристов. Четырехкрат­ный поворот потребовал бы от исполнителя не только чрезвычайной мощности работы (высота и время полета, начальная «закрутка»), но и феноменальной точности, чистоты действий. Нужно было бы не только очень плотно и быстро сгруппироваться (то есть привести к телу руки, жестко соединить ноги, выпрямиться и, по возможности, оттянуться по продольной оси), но и достичь равновесного распреде­ления симметричных звеньев относительно продольной оси тела. Однако чем ниже скорость поворота, и чем больше эффективная связь с опорой, тем больше допустимые вольности в движении, так как могущие возникать при этом сбрасывающие моменты не велики, и могут подавляться.

Однако отметим, что и при асимметричных позах возможны дос­таточно быстрые вращения. Ведь здесь важна не столько видимая симметрия позы сама по себе, сколько фактическое расположение масс тела относительно оси поворота.

И все-таки, главный практический вывод из всего сказанного сводится к требованию строгой осанки в быстрых поворотах. На-

45 Слов «момент» показывает, что центробежная сила инерции действует в описанной ситуации как «момент силы», то есть как сила, вызывающая враща­тельное движение.

418


сколько вам это удается, вы сразу поймете, если попытаетесь прове­рить себя, вращаясь побыстрее...

ПЕРЕШАГИВАЯ ЧЕРЕЗ СТАНДАРТЫ

Однажды на кафедре гимнастики Центрального института физи­ческой культуры в Москве (ныне — Российская государственная академия физической культуры) появилась группа молодых артис­ток цирка, приглашенная для участия в исследовании особенностей механического равновесия у спортсменов. Надо было видеть, с какой простотой и легкостью девушки работали на свободной проволоке и туго натянутом тросе, на различных специальных подставках, стой­ках. Стандартное бревно было для них как бы просторной площад­кой, где можно было позволить себе почти все, что угодно! Одна из цирковых гимнасток взобралась на брусья разной высоты и стала за­думчиво бродить туда и обратно по верхней жерди...

Артистки цирка были превосходными практиками, но на вопро­сы о методике подготовки не могли ответить достаточно вразуми­тельно. «Как научились? Да как... Работали, много трудились и по­стоянно трудимся! Стараемся тренировать себя и так вот и этак, что­бы потруднее было, и чтобы не бояться ничего...».

Но постепенно, по ходу исследований все же стала проясняться картина, позволившая сформулировать ряд важных положений, ко­торые должны лежать в основе специальной равновесной подготов­ки спортсмена46. Не претендуя в этом кратком сюжете на детальное изложение столь сложной проблемы, остановимся здесь на одном важнейшем принципе совершенствования гимнастов и гимнасток (относящемся, разумеется, не только к бревну, но в применении к бревну особенно показательном). Мы условно назовем его «принци­ пом перешагивания через стандарты».

О чем идет речь?

Банально, но факт: трудность упражнений на бревне определяет­ся тем, что площадь опоры ограничена, а сама опора поднята над по­лом; любое послабление в соответствующих параметрах снаряда сра­зу упрощает дело: расширение опоры резко снижает требования к точности действий, уменьшает риск ошибок; увеличение длины снаряда позволило бы эффективнее нарастить скорость передвиже­ний вдоль бревна, поднять мощность прыжков; наконец, уменьше­ние высоты опоры сразу снимает психическую напряженность, дает

Исследования И. И. Розена.

419


             
     


420

БРЕВНО ____________________________________________________________

гимнастке уверенность в работе и т. д. Все это известно, и все это, так или иначе, используется на практике. Любой знает, что все, что нуж­но освоить на бревне, сначала разучивают на полу, на бревне без но­жек, на бревне, укрытом матом и т. д. То есть используется классичес­кий принцип доступности обучения с его правилами «от легкого ктрудному», «отпростогоксложному», «от доступного к менее доступ­ному».

Все так. Но до какого уровня тренированности подниматься по этой лестнице трудности? Достаточно ли добраться до освоения глав­ного, целевого, упражнения и удовлетвориться этим?

Казалось бы—да, чего же еще?

Однако, и жизнь в спорте, и исследования говорят, что даже самое уверенное, пусть даже блестящее владение соревновательным уп­ражнением недостаточно надежно, если в навыке нет определенного запаса прочности. Впрочем, и это давно известно в спорте, теорети­чески обосновано и постоянно используется в тренировочной прак­тике: круги на коне «на количество» — до изнеможения; «крест» на кольцах — 4,6,10 секунд вместо положенных двух; комбинация на вольных упражнениях — дважды, а то и трижды подряд, хотя бл>г вчерне... Трудно в учении — легко в бою!

Это — в соревновательной подготовке, при тренировке на тур­нирную выносливость, когда всё, в основном, уже разучено и готово к демонстрации на соревнованиях. А как тот же подход применить в обучении?

В принципе — точно так же, но в случае с бревном он высвечи­вается особенно ярко.

Парис. 156—159 схематически развернуты возможности посте­пенного наращивания трудности учебных и тренировочных упраж­нений по принципу «отклонения от стандарта». Так, если менять лишь высоту снаряда (рис. 156), то надо начинать, как водится, с ра­боты на полу (а) , затем постепенно наращивать высоту до нормы, стандарта (б-г), но, не останавли­ ваясь на этом, предлагать гимнас­тке делать хотя бы отдельные, пусть не самые рискованные (но постепенно все более сложные)


элементы на высоте, большей, чем стандартная (д), включая макси­мальную (е), под которой можно понимать высоту снаряда, техни­чески и психологически предельную для гимнастки на данном этапе подготовки и мастерства.

Меняя по тому же принципу ширину снаряда (рис. 157), следовало бы начинать с работы на возвышенном, но широком «подиуме» (а), а затем, постепенно достигнув нормы (б-в), не останавливаться на этом и — что очень важно! — пытаться работать на все более узкой опоре, вплоть до опоры типа туго натянутого троса или тонкой доски, по­ставленной на ребро (г, д).

Изменение рабочей длины снаряда (рис. 158) не очень существен­но, если гимнастки тренировались бы на «растянутом» бревне (г), но становится все более ощутимым по мере ее уменьшения (б-в). Наибо­лее красноречив вариант тренировки равновесия на штыре, опорная площадь которого сокращена до размеров 1 ОХ 10 см (а).

421


             
     


БРЕВНО ___________________________________________________________

Приведенные способы отклонения от стандартов умозрительны, но полезны в плане систематизации представлений о стратегии про-грессирования при обучении и совершенствовании на бревне. Услов­но можно принять, что все учебные задания в этих случаях это то, что используется в процессе приближения к норме, а более трудные зада­ния, выполняемые на еще более высоком, узком и коротком бревне, это уже специальная тренировка.

Что касается реальности, то весьма полезны были бы вспомога­тельные снаряды, в которых одновременно, так или иначе, варьиру­ются все параметры бревна или того, что его заменяет {рис. 159). Та­ких варьируемых приспособлений может быть множество, поэтому упомянем для примера лишь наиболее характерные сочетания. Ниж­няя граница трудности — просто пол (а). Предельная трудность для балансирования «на месте» — высокий шест с точечной опорой, по площади меньше квадратного дециметра (г). Характерные сочетания максимально и минимально выраженных признаков: большая пло­щадь, но на большой высоте (б) или—трос, натянутый на минималь­ной высоте (в). Все подобные, очень потенциально разнообразные, снаряды для тренировки навыков сохранения устойчивости на ус­ложненной (но жесткой) опоре могут быть чрезвычайно полезными в подготовке гимнасток и непременно должны применяться.

Внимательный читатель поймает автора на упоминании об имен­но жесткой опоре и спросит: а разве не следует в этом случае трениро­ваться еще и на какой-нибудь свободной опоре? Вопрос уместный, но об этом — в другом сюжете.

422


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!