СРЫВНОЕ ? ЗАДЕРНУТОЕ ? КИТАЙСКОЕ ?



Продолжим разговор о проблеме техники отходов «большим ма­хом» на брусьях р/в на примере сальто назад. На рис. 173 на с. 452 показаны две характерные формы, отражающие полярные техни­ческие тенденции в исполнении соскоков сальто (по преимуществу двойных) на женских брусьях.


 


450


451


БРУСЬЯ РАЗ НОЙ ВЫСОТЫ ___________________________________


452


Одна из этих форм — раннее сальто (а), при котором гимнастка уходит в полет, не доходя до опорной горизонтали. Такое движение сопровождается относительно быстрым вращением, но, как уже от­мечалось, всегда имеет невысокий растянутый полет. Неприглядная особенность этого отхода также — в сочетании, казалось бы, высокой энергетики с невозможностью как следует ею воспользоваться. Бла­годаря раннему переходу в полет, гимнастка сохраняет сильный «на­кат», но низкая траектория сводит это преимущество на нет: длитель­ность полета сокращена, и даже при быстром вращении по сальто времени едва хватает, чтобы выполнить всё движение. К этому до­бавляются неприятные подробности движения в виде «срывного»


179. Срывное? Задернутое? Китайское?

отхода, неудобного приземления (сносит вперед), не говоря уж о «не­солидном» общем виде такого движения.

Однако, это сальто можно «подработать».

Во-первых, ранний отход — это отход не обязательно слишком уж ранний, срывной. По мере освоения соскока (но до окончательного закрепления навыка!) можно постепенно «подтягивать» положение отхода вверх, заметно улучшая тем самым условия движения, пере­страивая траекторию полета и нормализуя вращение {а). Если же при этом увеличить активность броскового движения, то можно суще­ственно восполнить и вероятные потери в «крутке» и высоте вылета. Одной из возможностей является в этом случае обращение к «китай­ской» технике, рассмотренной нами в главе по перекладине (7). При этом, однако, эффектное увеличение параметров траектории полета по высоте и дальности смещения вперед будет сопровождаться сни­жением активности «крутки», и к этому надо быть готовым.

Особо подчеркнем, что при относительно раннем отходе с мощ­ным броском вообще можно добиться очень хорошего результата — с высоким вылетом и, главное, с превосходным временем в полете (31). Дело в том, что общее время безопорного движения в суще­ственной степени зависит не только, и даже не столько от абсолют­ной высоты вылета над уровнем приземления, сколько от относи­ тельной высоты подъема над положением перехода в полет. Ведь об­щее время складывается из времени подлета (см. «п» на рис. 173) и времени движения вниз из высшей точки движения до приземления («Н»)51. Эти особенности кинематики движения позволяют рацио­нально выстроить движение на сальто.

Наиболее успешно техникой умеренно раннего отхода могут вос­пользоваться относительно низкорослые, быстрые гимнастки, про­ходящие над нижней жердью в прогнутом положении (176), а в слу­чае использования «китайского» варианта спада (7) — и более рослые исполнительницы.

Другая характерная форма, как говорилось, — позднее, «задерну­тое» сальто, при котором гимнастка высоко забрасывает ноги перед отходом и затем движется по траектории, близкой к вертикали (б). Следствие такого движения — относительно большая абсолютная высота полета при умеренном вращении и с близким к опоре призем-

51 Поэтому возможны парадоксальные ситуации, когда соскок из высокого положения, например стойки на руках, даст гораздо меньшее время полета, чем невысокий соскок из относительного низкого виса, так как в последнем случае много времени дает предварительный подъем по траектории полета.

453


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

лением. Этот технический вариант довольно долго использовался в практике, особенно, в эпоху суженных брусьев. Сейчас положение изменилось к лучшему, и малоприятное «задернутое» движение встречается реже. Вместе с тем отметим, что технику такого отхода, взятую как модель, полезно иметь в виду, так как постепенное при­ ближение к этой форме в процессе работы над относительно ранними отходами — необходимый элемент совершенствования сальто. Если гимнастка умело распоряжается броском, точно чувствует действия в фазе отхода и верно выбирает момент перехода в полет, то на этом пути можно добиться впечатляющих результатов. Этот вариант мож­но рекомендовать гимнасткам, имеющим хороший накат в больших оборотах и владеющим высоким броском, но с четким отходом впе­ред-вверх от опоры. Неплохо это может получаться, в частности, у относительно рослых гимнасток, использующих перемах согнув­шись через нижнюю жердь.

Читатель, однако, спросит — что же, в конце концов, лучше?

Что ответить? Если иметь в виду явные формы «срывного» и «задернутого» сальто, то — ничего не лучше... Оба варианта — техни­ческие крайности, в которых не используются те, или иные возмож­ности движения, о чем сказано выше. И оптимальный вариант дви* жения (в значительной степени индивидуальный!) должен «нащу-пываться» где-то «в промежутке» междутой и другой формами.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!