СТРАННОСТИ ПОДЪЕМА МАХОМ ВПЕРЕД



Названный подъем — хрестоматийное упражнение на брусьях, и ничего загадочного в нем, как будто бы, не было и нет. Простую его форму способен освоить любой новичок. Вспоминают о нем и масте­ра, используя как соединительное движение с махом назад в упоре.

Но именно мастера сталкиваются подчас с неприятными затруд­нениями при освоении и исполнении этого «элементарного» упраж­нения. Как только подъем попадает в связку с широким отодвигом из стойки на руках {рис. 61-а), выясняется, что выход в хороший упор после этого — совсем непростое дело (рис. 65-а). Гимнаста «ломает», плечи с трудом отрываются от жердей и застревают сзади, стопы вскидываются вверх «к носу», а таз остается внизу (к. 8), мах назад в упоре резко затрудняется и т. д. (к.к. 6—8\\ д.).

Наиболее простодушные гимнасты и тренеры недоумевают: поче­му так? Мах, вроде бы, хороший, бросок есть... Быть может, нужно еще активнее работать ногами вперед, мощнее действовать руками при выходе в упор? Но, как правило, это не помогает. Напротив: чем яростнее и выше гимнаст «хлещет» ногами, тем сильнее его опроки­дывает обратно на жерди, вплоть до падения назад в упор на руках (к.к. 8—10).

В чем же дело?

«Странности» подъема махом вперед объясняются тем, что это движение, построенное по схеме с контрвращением, которое, однако, носит здесь как бы завуалированный, скрытый характер, поскольку явственно выражено только у рук и туловища, и только в завершаю­щей стадии движения (фиг. б, к.к. 7—10). Тем не менее действие это здесь настолько важно, что без него подъем просто не возможен. В этом легко убедиться практически. Попробуйте при попытке испол­нения этого подъема обойтись действительно обычным махом. Ма­хом, который дает активное вращение назад (как на кувырок назад, рис. 64), но лишен акцентированного «контртемпа», описываемого ниже. Чем сильнее будет такой мах, тем явственнее будет ваше фиас­ко; не получится даже того, что показано нарис. 65-а, к.к. 1—8.

Правильный же подъем строится следующим образом (б).

После спада (отодвига) и традиционных подготовительных дей­ствий должен следовать умеренный по мощности бросок ногами, на­правленный не столько вверх, сколько вперед, чуть выше жердей. Значение броска здесь вообще невелико: он лишь обозначает нужное направление смещения плечевого пояса при будущем выходе в упор и слегка «подпитывает» энергией вращение тела назад (хотя и без

172


______________ 69. Странности подъема махом вперед

этого можно было бы обойтись!). Главное же в том, что бросок подго­тавливает своим темповым сгибанием принципиально необходимое в этом случае контровое разгибание, носящее, как отмечалось, харак­тер мощного, короткого «подрыва» тазом и грудью вверх с незначи­тельным по углу, но быстрым прогибанием тела и соответствующим притормаживанием ног (к.к. 6—7).

Эти контрдействия ключевой момент подъема.


173


В описанной фазе давление плечами на опору моментально возра­стает (невооруженным глазом видно «проседание» жердей). Вслед за этим гимнаст сразу переключает работу с разгибания на сгибание в тазобедренных суставах, снимает тем самым давление плечами на опору и выпускает в активное движение плечевой пояс и руки (к.к. 7—8). Именно в результате всех этих действий гимнаст, как бы подброшен­ный напряженными жердями, выходит в упор (к.к. 8—10).


БРУСЬЯ


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!