ОТДОВИГ - СУРРОГАТ И «Н 1- Р 1 »
В высшей гимнастике движения махом вперед в упоре на руках следуют, как правило, за «отодвигом» из стойки или, по крайней мере, высокого упора. Как и в других случаях с исполнением энергонасыщающих движений типа спадов (59, 60, 65), к современному отодвигу предъявляются высокие требования, которые можно обобщить так: действовать на максимально доступной «оттяжке», достигая возможно более мощного, но управляемого движения.
Если прямо следовать этому требованию, то отодвиг из стойки на руках должен выглядеть как нарис. 61-а: гимнаст падает назад с прямыми (!) руками, и, лишь подходя кжердям, сгибает руки лишь ровно настолько (и не больше), насколько это требуется, чтобы получить надежный упор на руках не «проваливаясь» в вис. Только при
164
165
таком спаде становится возможным исполнение широких, мощных и эффектных движений.
Но что мы видим на практике?
Очень часто гимнаст начинает сразу же со сгибания рук, уменьшая тем самым высоту потенциального движения вниз, а также момент силы тяжести, «разгоняющий» движение спада (б). И уж совсем неприлично для продвинутого спортсмена выглядит робкий школярский отодвиг, когда гимнаст, еще сохраняя баланс в стойке, вертикально опускается на согнутых руках (иногда чуть ли не в плечи!), а затем делает буквальный «отодвиг» (в). Именно от этих старых форм данный вид спада и получил свое название). Если это делается осознанно (и гимнаст знает, что существует более эффектная и эффективная форма спада), то — зачем?
|
|
Одна из причин здесь, увы, недостаточная силовая подготовка гимнаста, слабость мышц плечевого пояса, которые не справляются с перегрузками, возникающими при быстром спаде, вызывая, действительно, опасное «проваливание» в плечах, чреватое травмами в области грудины. Но и помимо угрозы травм, непосильные перегрузки сковывают действия гимнаста, «залавливают» его, лишая возможности энергичного, точного действия.
Однако, можно с уверенностью сказать, что современный гимнаст достаточно высокого класса заведомо должен обладать достаточной физической подготовкой, чтобы без опасения и особых затруднений действовать в условиях перегрузок, падающих на плечевой пояс при смелых отодвигах. Но, несмотря на это, суррогатные отодвиги по-прежнему нередки даже у сильных исполнителей. Почему?
Ответ на этот непростой вопрос — в следующем сюжете.
166
67. Жерди — коварный трамплин 67. ЖЕРДИ - КОВАРНЫЙ ТРАМПЛИН
Каждый знает, что жерди — упругая опора, которой можно иногда воспользоваться как трамплином, хотя и не всегда это получается. Порой упругая «отдача» жердей выходит несообразной, и движение срывается. Попробуем этом несколько прояснить.
|
|
Многое можно прояснить, если сравнить работу на жердях с отталкиванием хотя бы от прыжкового мостика. Действительно, там, где в прыжках разбег и наскок, на брусьях — спад и приход в упор на руки. Амортизации мостика, вызванной инерционным напором после наскока, на брусьях соответствует аналогичное прожимание жердей после спада. Дополнительная деформация опоры там и там связана с действиями в фазе активного выталкивания. Наконец, в обоих случаях успех отталкивания зависит от достижения резонансного режима работы, при котором временной период колебания мостика, нагруженного весом спортсмена, совпадает с периодизацией действий отталкивания. Если в мостик, что называется, нужно «попасть» (то есть точно уловить и активно использовать его упругую отдачу), то и в действиях на жердях требуется то же самое.
Однако, общие закономерности — одно, а частности — другое: если отталкивание в прыжках очень быстротечно, и совмещение нужных акцентов по времени там вопрос точности действий, то на брусьях аналогичные фазы гораздо больше отставлены друг от друга во времени и поэтому более вариативны в управлении.
|
|
Обычно проблема заключается в том, чтобы, действуя на упругих жердях и вынужденно провоцируя их отдачу, по возможности больше сблизить, а в идеале — слить по времени «прожимание» жердей, вызываемое спадом и активными действиями при отталкивании.
На практике, однако, решение этой задачи зачастую неприятно затягивается: гимнаст долго бьется в поисках нужного ему «темпа»; при этом движение (чаще всего — упражнения типа кувырка в стойку на руках) легко идет с небольшого подстроечного отодвига, но как только высота спада наращивается, начинается непонятное: гимнаста преждевременно «бросает» вверх, сносит по жердям вперед и т. п. Как с этим бороться?
Увы, несмотря на ясность общей стратегии построения подобных движений, это тот случай, который не поддается стандартным решениям, так как успех здесь зависит от целого ряда факторов. Это:
— реальная жесткость жердей (разная для разных брусьев и для разных зон опоры о жерди);
167
БРУСЬЯ ___________________________________________________________
—жесткость опорного аппарата гимнаста, прежде всего — степень напряжения мышц плечевого пояса во время активного взаимодействия с жердями;
—вес тела спортсмена;
—общая энергия спада, зависящая (помимо веса тела) от высоты движения и степени «оттяжки»;
|
|
—мощность и характер активных действий в положении упора на руках и др.
Нетрудно заметить, что только один из названных факторов, а именно вес тела гимнаста — величина (в масштабах занятия) постоянная. Остальные показатели могут, так или иначе, изменяться — как по воле гимнаста, так и помимо нее. Целый калейдоскоп причин!
Что же возможно сделать, если у гимнаста возникли проблемы с работой «на отдаче» жердей? Рассмотрим ряд примеров, дающих пищу для размышлений. Возьмем наиболее типичный случай — ото-двиг в упор на руках и последующие в нем действия.
Уже комментировавшийся спад на полной «оттяжке» (рис. 61-а) превосходен, если гимнаст с ним физически и технически справляется. Такой спад дает сильную деформацию жердей и, при прочих равных условиях, несколько более позднюю и мощную отдачу. Но вместе с тем, физически слабых гимнастов при таком спаде «залавливают» инерционные перегрузки, а в результате необходимые активные действия на опоре здесь могут запаздывать и терять в мощности.
Возможен, а часто просто вынужден более спокойный спад-ото-двиг (б), при котором гимнаст до поры сдерживает падение в упор на руках, свободно «отпуская» себя на жерди только с определенной вы соты, найденной эмпирически. При этом жерди меньше деформируются, быстрее «отдают», а гимнаста не так сильно «зажимает» инерционными силами. Для тех, кто мучается с такими движениями, поиск нужной активности спада (включая его высоту и степень оттяжки тела) может стать решением вопроса. Однако ясно, что по эффектности, стильности, этот вариант уступает первому.
В обоих упомянутых случаях важную роль играет мышечный то нус мышц всего тела, но в особенности мышц плечевого пояса. Общее правило здесь очевидно: чем энергичнее спад, тем «жестче» должны быть «плечи», но главное, чтобы упругие характеристики мышечного аппарата (зависящие от напряжения мышц) и жердей соответ ствовали друг другу, и возникал все тот же параметрический резонанс. При этом оказывается, что в случае спокойных спадов рамки вариативности в подстройке мышц к условиям работы шире, чем при форсированных движениях, так как в последнем случае гимнаст работает
168
на пределе возможностей, и управляемость движением падает. Но отсюда естественным образом вытекает все тот же банальный вывод: хочешь действовать мощнее, эффективнее, свободнее — работай над физической подготовкой, будь сильнее!
Парис. 62даны также для сравнения два разных способа сближения с жердями при спаде. Они различаются степенями «прогона» тела при его вращении назад. В первом из них (а) к моменту прихода в упор на руках ноги и туловище значительно отстают в движении от рук, и можно ожидать, что упругая отдача произойдет раньше, чем гимнаст сделает нужный ему мах вперед в упоре на руках. Во втором варианте (б) тело гораздо больше продвинуто вперед в махе, и вероятная отдача жердей может удачнее совмещаться с действиями на опоре, имеющими отношение к исполнению основной стадии упражнения, хотя внешняя эффектность такого спада сомнительна.
Итак, существует целый ряд факторов, участвующих в организации рессорного взаимодействия тела гимнаста с жердями. Манипулируя этими факторами, можно найти свою технику. Но вот совет: сталкиваясь с движениями, порождающими трудности взаимодействия с упругой опорой, подумайте, прежде всего, не о поисках более тонкой индивидуальной техники, а о специальной физподготовке. Как правило, у гимнастов с мощными плечевым поясом описанных проблем — гораздо меньше!
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!