Размахивания : верхом на тигре



вое вертикальное положение упора, которое тело гимнаста всегда проходит на максимальной скорости.

Но ясно, что и описанные махи далеко не шедевр гимнастической техники. Мастеру нужно уметь действовать гораздо мощнее.

Посмотрим на рис. 53-в, на котором изображены размахивания предельной амплитуды. На первый взгляд кажется, что такие махи — вообще неостроумное преувеличение, что такого и быть-то не мо­жет. .. Но — может, может! Такие размахивания не только вполне ре­альны, но должны быть освоены каждым гимнастом, претендующим на серьезный успех.

Первое, что бросается в глаза: на махе одного определенного на­правления все звенья тела одновременно уходят вслед за ногами. При этом, очевидно, что ни о каком статическом равновесии здесь не мо­жет быть и речи. Достаточно представить себе, что гимнаст хотя бы чуть дольше задержался в крайнем положении маха, и тогда он, без сомнения, тут же рухнет вниз без всяких шансов вернуться в упор. Но при умелом исполнении подобных размахиваний возвращение в упор (который является здесь как бы равновесным «контрольно-пропускным пунктом») вполне возможно.

Посмотрим на положение замаха вперед: все тело рывком выведе­но далеко за опорную плоскость и высоко поднято над жердями, при этом на него действует не только большой момент силы тяжести, стремящийся быстро вращать тело вперед, но и тяга мышц плечевого пояса гимнаста, действующих здесь предельно активно. Сгибатели плеча, сильно и быстро натянутые в положении высокого упора сза­ди, прекрасно подготовлены к работе и уже мощно тянут туловище в противоположном направлении. С началом обратного движения они не только будут резко ускорять мах назад, но и возвращать тело в положение вертикального упора, где нужно своевременно «отме­титься» прежде, чем тело опрокинется под действием силы тяжести. Если гимнаст справляется с координацией этих действий (и готов к этому физически), он получает ни с чем не сравнимый мах назад, с которого можно делать все, что угодно, вплоть до усложненных двойных сальто вперед.

Нечто подобное, хотя и в несколько ослабленной форме, происхо­дит при окончании маха назад (здесь в крайней точке маха разги­батели плеча не могут, по чисто анатомическим причинам, так же эффективно подготовиться к работе, как сгибатели в конце маха вперед).

Сравнивая еще раз три мощностных уровня размахиваний (см. правую часть рис. 53), можно видеть, как сильно различаются

145


БРУСЬЯ ___________

траектории ОЦТ тела гимнаста в этих случаях: при «школярских» движениях (а) ОЦТ лишь едва заметно смещается по вертикали, не покидая опорной плоскости, тогда, как при более смелых исполне­ниях его траектория представляет собой все более широкую воронку (б, в). Возникающие при этом отклонения тела от статически равно­весного положения (в сочетании с активной работой гимнаста) и есть динамическая причина интенсификации махов.

В целом, описанные «супермахи», будучи хорошо освоенными и «укрощенными», могут повторяться циклически сколько угодно, нужно только точно, мощно и непрерывно двигаться. Это своеобраз­ные «скачки верхом на тигре», когда всякая остановка, нарушение темпоритма губительны.

ПЛЕЧИ - РЕССОРЫ

Новичку, принявшему упор на брусьях, тренер всегда скажет: «Держись высоко, в плечах не проваливайся!». И покажет, как имен­но это делать (рис. 54-а). Это традиционное и, в общем, верное указа­ние относится ко всем статическим и динамическим упорам, в осо­бенности поперечным, а также к маятникообразным махам на коне

(ИЗ).

Но вспомним, что бывает в реальности: видел ли кто-нибудь, что­бы во время мощного маха (см. рис. 53-в) гимнаст высоко держался в плечах, не «проваливаясь»? Можно с уверенностью сказать: не видел никто, ибо это попросту не возможно! Это не возможно так же, как и

не может быть, скажем, любого на­скока в прыжках без амортизации, без подседания, без опускания с носка на полную стопу.

Что же происходит в действи­тельности?

146


Невооруженным глазом и, в особенности на кинограмме, в ви­деозаписи, можно увидеть, как по мере нарастания перегрузок в ма­хах (их максимум приходится на движение у нижней вертикали) гимнаст все больше «погружается» в упор, поддаваясь направленному вниз давлению, которое тем боль­ше, чем быстрее мах. При прохож-


___________________________________________ 57. Плечи-ресс о р ы

дении отвесного упора возникает положение, когда плечевые суста­вы «поднимаются кушам», а туловище соответственно опускается (рис. 54-6). При этом мышцы, опускающие плечевой пояс (лопатку) и стремившиеся поддерживать высокое положение в упоре (малая грудная, передняя зубчатая, подключичная, нижние пучки трапеци­евидной) сильно натягиваются и, следовательно, хорошо подготав­ливаются к дальнейшей работе типа выталкивания вверх, а это очень существенно. Нечто подобное происходит и при работе в упоре на руках (не путать с упором!). Здесь высокое положение плечевого по­яса над опорой обеспечивается, прежде всего, работой приводящих мышц плеча (широчайшая спины, большая круглая, нижняя часть большой грудной, задняя часть дельтовидной и др.). При значитель­ных, особенно «ударных» нагрузках (после «отодвига» и т. п.) даже самый мощный гимнаст никогда не удержит плечи в приподнятом положении, а будет, как на рессорах, опускаться так, что головки плечевых суставов даже могут (особенно на широких жердях) опус­каться ниже уровня опоры. При этом приводящие мышцы плеча так­же натягиваются и изготавливаются к действиям в следующей, как правило наиболее ответственной, фазе упражнения.

Итак, гимнаст, как бы вопреки указанию тренера и собственной установке на движение в высоком положении, таки «проваливается». Как к этому относиться?

Должное отношение к этому уже очевидно из приведенных выше описаний «рессорного» движения: тот факт, что мышца, натягиваясь при движении плечевого пояса вниз, эффективно изготавливается к работе, не только полностью оправдывает наличие «проваливания», но делает его обязательным элементом техники соответствующих движений.

Как же так? — Скажет иной тренер. Вы предлагаете нам расслаб­ ляться, что ли, в упорах? Заранее пассивно провисать?

Но кто же говорил о расслаблении? Для внимательного читателя ответ должен быть понятен: единственно верной установкой на рабо­ту в упоре является нацеленность на высокую осанку с напряженной работой мышц плечевого пояса, при которой гимнаст сопротивляет­ся «проваливанию». Но это вовсе не означает, что самого опускания плечевого пояса не должно быть. Оно все равно будет, будет обяза­тельно, так как рессорная работа в плечах при наличии перегрузки неизбежна и выражена тем больше, чем сильнее мах в упоре. Более того, для чтобы научиться свободно, естественно, с хорошим ощуще­нием натяжения мышц двигаться в упоре (в собственно упоре), весь­ма полезно поделать размахивания и другие движения именно срас-

147


БРУСЬЯ


Замок для локтей


 


слабленным плечевым поясом, так как при полностью выпрямленных руках и «выключенных» локтях (58) это вполне доступно и удобно. Хотя, разумеется, что в упоре на руках (опять таки, не путать с упо­ром!) заведомо расслабленная работа уже в принципе не возможна и даже опасна.

ЗАМОК ДЛЯ ЛОКТЕЙ

Обсуждая с тренерами технику мощностных махов в упоре (например, форсированного спада из стойки, см. 65), порой слы­шишь: «Нагрузки-то какие должны быть, руки не выдержат!».

В этом есть известная доля правды, но чаще всего такие суждения безосновательны. Руки гимнаста, тем более, если он уже созрел для освоения форсированных движений, выдержат гораздо больше, чем можно себе представить! Внезапные падения из упора на жерди, ко­торые (впрочем, очень нечасто) случаются на практике, всегда связа­ны вовсе не со «слабостью рук», а с грубыми нарушениями в технике движения, прежде всего — с нарушениями условий динамического равновесия (56).

Уточним некоторые моменты, связанные с этим.

Все знают, что кисть гимнаста должна правильно стоять на жерди (опора на основание ладони, а не пальцев), что руки должны быть совершенно прямыми. Но как гарантировать «прочность» выпрям­ленных рук в упоре, особенно, если на тело действуют большие дина­мические перегрузки, в 2—3 раза превышающие вес тела? Означает ли это, что нужно предельно напрягаться, чтобы руки «не подломи­лись»?

Конечно — нет. И любой опытный гимнаст знает это по себе. Но разберемся в этом несколько подробнее.

Следует, в частности, помнить, что локтевые суставы устроены таким образом, что при прямых руках могут не только полностью «выключаться», но и «запираться на замок» в этом положении.

Произведите над собой эксперимент: поднимите рукав рубашки, чтобы локоть был виден, поставьте руку в положение упора (обяза­тельно хорошенько надавите на опору, упритесь в нее!) и полностью, до предела (вплоть до возможного у вас переразгиба) разогните руку в локтевом суставе, то есть — «выключите» его. Теперь проверьте себя: если рука, действительно, полностью выпрямлена и сустав «выключился», вы сможете, действуя попеременно супинаторами и пронаторами, вращать локоть туда и обратно вокруг продольной оси руки (не меняя положения кисти и плеча в упоре!).


А теперь — внимание! Если рука находится в упоре с надежно выключенным локтем (локоть разогнут до предела и супинирован, суставная впадина повернута вперед), то она вообще не нуждается в силовом контроле этого положения и выдержит любую нагрузку, ре­ально действующую на гимнаста при исполнении любых реальных уп­ ражнений в упоре!

Если же контрольный разворот локтя в упоре вам не удается (вме­сто вращения локтем приходится двигать туда и обратно всей рукой прямо от плеча), знайте, что доступная вам фиксация руки в прямом положении ненадежна, и ваши руки, действительно, могут «подло­миться» при увеличении нагрузки. Такие проблемы, действительно, могут возникать у гимнастов с неразработанными (или когда-то травмированными) локтями, не дающими возможности выпрямить руку и полностью выключить локтевой сустав. Следует также по­мнить, что полное выпрямление руки нужно и по чисто физическим условиям, потому, что только в этом случае исчезают моменты сил, могущие привести к насильственному сгибанию в локте и «подламы­ванию» рук в упоре''.

Итак, одно из требований к освоению упора на брусьях — навык «выключения» локтевых суставов. Он приобретается в процессе уг­лубленной подготовки и закрепляется по мере освоения все более мощных махов.

СПАД , СОТВОРИВШИЙ РЕВОЛЮЦИЮ

В этой книге мы часто упоминаем об исключительно важной роли так называемых подготовительных действий всякого динамического движения. Это действия, изначально организующие наилучшие условия для выполнения следующей стадии упражнения — стадии основных действий. От того насколько эффективными были подго­товительные действия данного упражнения самым существенным образом зависит качество исполнения всего движения. Эволюция техники гимнастических упражнений, взятая в масштабе многих де­сятилетий, это прежде всего, процесс совершенствования именно подготовительной стадии гимнастических упражнений.

Один из лучших примеров, иллюстрирующих этот процесс — ис­тория видоизменения и совершенствования спадов в вис согнувшись на брусьях.

" Заметим, что при переразгибе упомянутые моменты сил действуют, еще больше разгибая локоть и, тем самым, дополнительно повышая надежность упора при перегрузках.


 


148


149


             
     



БРУСЬЯ ___________________________________________________________

150


На протяжении многих лет гимнасты не знали иного способа пе­рехода из упора в вис согнувшись, как спад, показанный трис. 55-а. Назовем его «простым». Это, так сказать, наиболее мирный, спокой­ный и именно этим удобный прием соединения махов в упоре и висе


____________________ 59. Спад, сотворивший революцию

согнувшись. Но за эти удобства приходится, увы, платить низкой скоростью маха вперед в висе согнувшись и общей вялостью движе­ния, включая подготовительное сгибание тела. Подобное движение вполне удовлетворит мало продвинутого гимнаста, но для мастера оно явно слабовато.

Но вот в 60-х годах ведущие гимнасты мира нащупали иную тех­нику спада. Было замечено, что если после наскока на концы жердей (это был наиболее естественный подход к такому движению), еще до прохождения телом вертикального упора (рис. 55-в) начать форсиро­ванное движение на спад, то работа резко активизируется, и стано­вится возможным исполнение гораздо более сложных и эффектных упражнений.

Спад стали называть «ранним». Его появление произвело формен­ную революцию в освоении движений под жердями: упражнения, ранее казавшиеся трудными (например, подъем дугой в упор), сразу отошли в разряд расхожих движений и вышли из моды. Впрочем, все это уже давно известно.

Но небесполезно и теперь, по прошествии десятков лет, вдумать­ся: в чем же причина эффективности «раннего» перехода в вис со­гнувшись? Отметим наиболее характерные моменты:

1. В отличие от «простого» спада (рис. 55-а), в «раннем» тело начи­нает движение вниз из явно менее уравновешенного положения, когда его быстро опрокидывает вниз-назад силой тяжести (ср.с нача­лом оборота «не касаясь», 51,185). При этом ОЦТтела, в отличие от движения в «простом» спаде, нарочито удален, «оттянут» назад от оси вращения (рис. 55-в, к.к. 1—4);

2. Тело гимнаста сохраняет выпрямленное положение настолько долго, насколько это только возможно (/с./с. 1—3), «припасая» подго­товительное сгибание на тот критический момент, когда не согнуть­ся уже нельзя, иначе сорвет вниз, и гимнаст попросту встанет ногами на пол. В результате сгибание приобретает резко форсированный, «экстренный» характер и, следовательно, прекрасно подготавливает мышцы-разгибатели к последующей работе в основной стадии дви­жения (к.к. 4—6)\

3. Характерно время полной «складки» в тазобедренных суставах (к. 6): гимнаст «ударяет себя по носу» ногами прежде, чем достигает вертикали, а в нижнем крайнем положении уже начинается стреми­тельное движение стопами вперед-вверх или вверх — в зависимости оттого, что именно делаетсядальше (/с./с. 6—7). Более позднее сгиба­ние (у самой нижней вертикали), которое здесь кажется вполне есте­ственным, встречается редко, так как ускоряет и без того интенсив-

151


БРУСЬЯ


60. «Поздний» спад : тема с вариациями


 


ное вращение тела назад и провоцирует быстрые, но низкие приходы в упор (61,62).

«Ранний» спад—замечательное изобретение гимнастов, но — при всей его ценности — не абсолютно универсальное. У него есть и недо­четы. Например — подчеркнуто форсированное вращение тела назад, с которым нужно уметь управиться, и это иногда создает проблемы; быстрая «езда» увлекательна, но — смотри в оба!


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!