КОГДА СТАСКИВАЕТ ВДОЛЬ ЖЕРДЕЙ



Махи в упоре на руках сопровождаются ощутимыми перегрузка­ми. Начинающий гимнаст, которого заставляют делать серии разма­хиваний в этом трудном рабочем положении (особенно трудном,

169


БРУСЬЯ ___________________________________________________________

если жерди широко разведены), не всегда справляется с этой задачей даже чисто физически: его «проваливает», стаскивает в направлении каждого маха, болезненно «возит» плечами по жердям. Вообще, мало кому из новичков удается сделать в этом упоре больше 2—3 пар ма­хов. Но и опытный спортсмен обращается к таким движениям без восторга.

Основная причина затруднений, возникающих здесь, это — цен­тробежные перегрузки, падающие на плечевой пояс. Эти перегрузки тем больше и неприятнее, чем значительнее амплитуда махов и ско­рость движения тела в упоре на руках (рис. 63-а). Не случайно масте­ра, исполняющие трюки с приходом в это рабочее положение, даже на соревнованиях защищаются наплечниками.

Однако дело не только в том, что гимнаста сильно тянет книзу в упоре, и нужно этому активно сопротивляться (57). Центробежная сила инерции, с которой связаны все упомянутые неприятности, действует, как известно, в направлении от оси (центра) вращения кнаружи. В применении к телу гимнаста это означает, что названной силой его, при опоре руками, всегда тянет вдоль тела, в направлении от плечевого пояса к носкам ног. В висе на перекладине или анало­гичной опоре такие перегрузки тоже значительны (2), но не вызыва­ют особых проблем, так как тело предельно оттянуто, и ресурсы из­менения рабочего положения уже исчерпаны.


170


Но не то в упоре на руках. Достаточно гимнасту расслабить разги­батели рук на махе вперед (рис. 63-б), и его непроизвольно подтянет плечами к кистям со сгибанием в локтях; если же в это время отпус-


тить кисти, то вас протащит плечами вперед по жердям. Так и бывает, например, при несвоевременном перехвате рук в кувырке (рис. 64). Нечто подобное происходит и на махе назад. Иногда этот эффект можно применить на пользу дела (74). Но порой такой «отъезд» пле­чами оказывается совсем неуместным. Так, при исполнении высоко­го, динамичного подъема махом назад (в высокий упор, стойку на руках) внезапное непроизвольное выпрямление рук может все ис­портить.

Вывод: совершенствуя маховые движения в упоре на руках, разу­чивая достаточно сложные, мощностные упражнения, нужно очень четко контролировать работу рук на опоре. В норме локтевой угол должен быть жестко фиксирован силой, и всякие внезапные подвиж­ки плеч относительно кистей крайне нежелательны. Так, при кувыр­ке назад (рис. 64) «подъезд» плеч вперед совершенно исключен. При этом, чем сильнее мах вперед, тем строже должен фиксироваться локтевой угол с четким ощущением захвата и упора кистями о жерди (давления ими) в горизонтальном направлении; особенно «упор­ным» сопротивление стаскивающему воздействию центробежной силы инерции должно быть при движении дела в горзонтальном по­ложении, то есть непосредственно перед отпусканием рук (к.к. 6— 7). Если эти условия не удовлетворяются, возможны неприятности. Даже при внешне благополучном выполнении кувырка не редок эф­фект, когда гимнаста сносит вперед от точек первичного положения (к.к. 7—7)кточкамдохвата(к. 10), а это — ошибка.

171


БРУСЬЯ ___________________________________________________________


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!