Соскок лётом : из 50- х — в 2000- е ?



Его можно рассматривать как нечто среднее между только что отком­ментированным подлетом (рис. 35) и соскоком сальто назад сгиба­ясь-разгибаясь (рис. 19). Делая поздний отход с несильными контр­действиями (рис. 36, к. 1), гимнаст вылетает почти по вертикальной траектории (к.к. 1—3), делает «щучку» (к. к. 2—4) и с разгибанием (к.к. 3—6) приходит в стойку на руках хватом сверху (к.к. 6— 7) или (в случае недохода до стойки) в хват снизу, хотя возможен чистый подлет без перехода через опору или перелет с поворотом кругом в хват снизу с последующими оборотами вперед... Выбор есть!

СОСКОК ЛЁТОМ : ИЗ 50- х - В 2000- е ?

Как ни странно, но лет 40 назад соскоки, которые демонстрирова­лись мастерами на перекладине, были хоть и гораздо проще, но структурно разнообразнее. На соревнованиях можно было, кроме сальто назад и вперед, увидеть и соскоки дугой, и «срывы» и соскоки лётом. Эти последние были особенно популярны, и действительно того заслуживали. Но сейчас все это забыто. Это тем более парадок­сально, что контровое движение на махе назад гораздо «биомеханич­нее», рациональнее и поэтому гораздо перспективнее, чем столь по­пулярные ныне движения на махе вперед типа «ткачевского».

Вспомним, что такое классический соскок лётом и рассмотрим некоторые технические особенности этого движения, могущие пред-

ставлять интерес при нынешней «злобе дня».

На рис. 57показано хрестома­тийное упражнение этого рода. Его подготовительную часть (к.к. 1—5) мы не будем комменти­ровать, поскольку она совершенно такая же, как при переходе от обо­рота «накатом» к обороту «брос­ком» (10,11,177). Отметим лишь несколько характерных деталей.

117


Во-первых, обратим внимание на время исполнения подготови­тельных действий. Они располо­жены во времени-пространстве так, что «загон» ногами (к.к. 1—2), выполняемый после быстрого оборота «накатом» (10), и «кипа»


ПЕРЕКЛАДИНА


Лёт без кипы бывает ?


 


(к.к. 2—5) следуют довольно поздно, в расчете на то, что и бросок выйдет соответственно поздним и будет направлен высоко назад-вверх (к.к. 5—9). Индикаторным положением здесь будет поза у нижней вертикали (к. 6), которую гимнаст должен пройти здесь вов­се не в оттянутом положении, а еще несколько согнувшись, хотя раз­гонное движение ногами уже началось. Характерен и момент про­хождения телом гимнаста прямого положения (к. 7).Он попадает здесь, соответственно, не на нижнюю вертикаль, а на более позднюю фазу движения.

Чрезвычайно важна техника собственно броска ногами, который исполняется, как мы уже отмечали (10), при одновременном «прова-ливании» плеч; гимнаст как бы нажимает кистями снизу на гриф, делая это «в такт» хлесту ногами: чем острее движение стоп снизу-вверх (к.к. 8—9), тем сильнее нажим руками кверху (именно кверху, основаниями ладоней!) на гриф. (Мы особо подчеркиваем это, так как доминирующим ощущением в работе кистями при «лёте» обычно является рывок ими вниз, происходящий только в следующей фазе действий, при «курбете», и путать два эти действия руками на опоре не следует!). Голова при этом остается приопущенной, и ее ни в коем случае нельзя поднимать раньше времени, иначе непременно подни­мутся плечи, появится «угол» в плечах, и эффективность броска упа­дет. А от него зависит высота полета!

Еще более важную роль играет контртемп, который основывается на курбетном движении. Комментируя перелет Ткачева (43), мы уже отмечали, что физически наиболее мощным бывает контртемп (как и вообще любое энергообеспечивающее действие!), выполняемый сын-хронно во всех смежных суставах. Это вполне справедливо и в отно­шении «лёта»: курбетное сгибание тела должно здесь делаться, по возможности, строго одновременно с уменьшением плечевого угла (к.к. 9— II ). При этом сами плечи и голова поднимаются, а кисти мощно нажимают на опору уже книзу (а не кверху, как при броске!).

Любопытный штрих: на любой кинограмме можно увидеть, что во время курбета у всех исполнителей руки в какой-то момент подги­баются в локтях (к. 10). Были даже теоретики, которые обосновыва­ли этот эффект необходимостью «отбрасывать» перекладину книзу при переходе в полет; получалось, что руки как бы даже необходимо сгибать... Ноэто нонсенс! На самом деле руки, стоящие на грифе хва­том снизу, то есть локтями вниз, и «открытые» для сгибания, не в состоянии силой удерживаться в прямом положении, так как падаю­щее на них во время курбета реактивное давление, направленное вниз, слишком велико, гимнаст в этот момент просто не справляется


с этими перегрузками. В идеале же, если можно было бы удерживать руки «железно» прямыми, это было бы лучше всего, эффективность курбета возрастала бы! Так и следует настраиваться в работе: гимнаст должен ощущать руки прямыми, несмотря на то, что они невольно подгибаются.

То же самое относится и к движениям в позвоночнике. Самое луч­шее, если во время «контртемпа» гимнаст будет несколько сутулить­ся, поднимая середину спины (к. 10). Но и здесь порой исполнители не справляются с нагрузками, и можно увидеть как во время мощно­го курбета туловище несколько «проседает» (к. 10, пунктир), хотя это и нежелательно.

Наконец, после курбета с отталкиванием руками вниз, следует новая перемена в действиях: гимнаст переключает усилия в тазобед­ренных суставах на разгибание, в тот же момент освобождает кисти от опоры (к. 11)'И, выпрямляясь или несколько прогибаясь, поднимает плечи, голову и взлетает над снарядом (к.к. 11—12). Это движение знаменует, что начальное вращение вперед контрдействиями на опо­ре было не только погашено, но сменилось на контрвращение назад.

Однако, описанная картина далеко не полна. На самом деле она изобилует интересными деталями, о которых — в других сюжетах.

ЛЁТ БЕЗ КИПЫ БЫВАЕТ ?

Вопрос, поставленный в заголовке, был модным где-то во време­на Бориса Шахлина, то есть на рубеже 50—60-х годов. Это были годы болезненной ломки традиционных представлений о «правильной» технике движений, и когда появились первые образцы «лётовых» элементов с непривычными для глаза ветеранов сгибаниями типа «курбета», бушевали споры. Специалисты с сугубо традиционным взглядом на гимнастическую стилистику раздражались: что это за соскок такой, какие-то сгибания! Да за это нужно наказывать как за ошибку! Хочешь делать соскок прогнувшись, называешь его «соскок прогнувшись», так будь любезен — не сгибайся!..

Но всяк, имеющий глаза, видел: новая техника, конечно, гораздо эффективнее. Гимнаст, овладевший бросковой техникой и, если нужно, курбетным «контртемпом», делал «соскоки лётом» неизмери­мо выше, свободнее; за этими движениями явно чувствовалась перс­пектива.

Но может быть действительно можно сочетать приятное с полез­ным, то есть — пользоваться новой техникой, но стилистически оформлять движение согласно старой традиции? В применении к


 


118


119



ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

«лёту» это означало: выполнять броском, с высоким вылетом, но — исключительно прогнувшись. Возможно ли это?

Да, в принципе это возможно, хотя и здесь есть много «но».

Прежде всего отметим, что в таком упражнении как соскок лётом в любом случае должен быть «контртемп» в фазе, предшествующей переходу в полет, обязательно должны быть действия, заставляющие периферическое звено, ноги, быстро двигаться в направлении, про­ тивоположном начальному, вращаться не вперед, а назад (рис. 37). Другое дело как именно решить эту задачу!

Подчеркнем для начала, что курбет должен быть именно опорным. Нередки случаи, когда гимнаст при освоении лёта делал бросок, а затем действительно сгибался как бы «по курбету», но уже бросив опору. Результат всегда получался курьезный: вместо лёта выходи­ло. .. сальто вперед через перекладину {рис. 38)\ То есть, сгибание-то было, но «контртемп» не состоялся.

Итак, нужны полноценные контрдействия на опоре. Анализируя рис. 39, нетрудно понять, что нужное нам движение ногами книзу в любом случае требует форсированных действий в суставах, жела­тельно в плечевых и тазобедренных синхронно (46), причем особеи-

но важную роль играют действия ногами. В принципе (но только абстрактно физически!) не важно как мы заставим ноги совершать это контрдвижение, лишь бы оно было, состоялось. Так, можно представить себе три условных варианта реализации такого дви­жения {рис. 39). Один из них (а) — традиционный: после брос­ка гимнаст из умеренно прогну­того положения переходит к уме­ренному (по углу, но не по мощ­ности!) сгибанию. Другой вари­ант (б) — с курбетом от сильного прогибания к прямому положе­нию. Третий (в) — сгибание из прямого положения до значи­тельно согнутого.

120


Если мощность всех трех ва­риантов курбета, при прочих рав­ных условиях, могла бы быть


________________________________________ 47. Лёт без кипы бывает ?

одинаковой, можно было бы гово­рить и спорить только о зритель­ном впечатлении. Быть может, наиболее благоприятно оно в слу­чае б, когда тело все время либо прогнуто, либо выпрямлено. Наи­менее эффектен вариант в, при ко­тором тело все время более или ме­нее согнуто, и соскок напоминает «схилку». Вариант а — промежу­точный между первыми двумя.

Это — внешнее впечатление. Что касается эффективности этих движений, то она, на самом деле, также не одинакова.

Вариант б предполагает силь­ный бросок с сильным прогибани­ем тела. Несмотря на возникающее при этом почти предельное натя­жение мышц передней поверхнос­ти тела, движение не будет самым  мощным, так как оно выполняется

на неблагоприятных для работы максимальных суставных углах и при неизбежном в этих случаях понижении мышечного тонуса.

Более рациональна работа при варианте о, так как разумно натя­нутые мышцы хорошо срабатывают при курбете и сгибание достига­ет своей максимальной скорости там, где суставное движение и быва­ет, как правило, самым быстрым, а именно — при прохождении пря­мого положения (см. также к. Юнарис. 37).

И напротив, совершенно нерациональна работа от прямого поло­жения к согнутому (в), так как в этом случае мышцы действуют без должной подготовки, не говоря уж о том, что исходное прямое поло­жение курбета означает, что и эффективного броска, технически связанного с курбетом (а также категорически необходимого для подъема) — не было!

Итак, ясно, что нужно выбирать лишь из двух вариантов — а или б. Оба они реальны. Но если делать разумный выбор, то следует, все-таки, ориентироваться на золотую середину — вариант а. Здесь все оптимально: и рабочие углы, и уровень активизации двигательного аппарата (не забудем также о значении высокого мышечного тонуса, на фоне которого это движение необходимо выполнять). Небольшое

121


ПЕРЕКЛАДИНА __________________________________________________

сгибание, характерное для этой техники, вовсе не портит зритель­ного впечатления от броска, так как при верной работе гимнаст очень быстро после этого вновь разгибается (рис. 37, к.к. 10—12). А это разгибание, как будет видно из следующего сюжета, идеально подходит, в свою очередь, для выполнения усложняющих поворотов в полете.

ВОЗДУШНЫЙ КРОЛЬ

Во времена широкого распространения лётовых движений (не только на перекладине) нередко встречались и усложненные ва­рианты этих упражнений, особенно с поворотами.

Поворот на 360° в соскоке лётом интересен как универсальное движение, являющееся как бы пируэтным модулем, одинаково ис­пользуемым не только в летах с перекладины, в опорных прыжках, но и в таких движениях как сальто сгибаясь-разгибаясь (23) или со­скок срывом (51), включая одноименное, уже исчезнувшее из прак­тики движение на брусьях разной высоты. Общее в этих движениях то, что все они выполняются с вращением тела назад, и поворот пада­ет на разгибание тела, выполняемое как бы в положении лежа на животе.

Интересно рассмотреть это движение в применении к только что обсуждавшемуся нами соскоку лётом (рис. 37).

Прежде всего, важно то, что поворот начинается только после того, как гимнаст пере­ходит в полет и, разгибаясь, приближается к прямому по­ложению (к.к. 11—12). Любо­пытна координация движе­ний, «запускающих» поворот в этой позиции. При повороте налево гимнаст быстро выво­дит вперед-вверх правую руку, одновременно опуская левую к груди или тазу (рис. 37, к.к. 12-а). При этом начинает­ся поворот всего тела вокруг продольной оси: гимнаст под­нимает левое плечо, входит в боковой изгиб (таз опущен,

122


Воздушный кроль

носки приподняты), затем, поворачиваясь кругом, несколько сгиба­ется и т. д. Индикаторным здесь является так называемое положение «пловца кролем» (к. 12-а), которое используется во всех названных нами выше упражнениях, сходных структурой полетных дви­жений10.

Гораздо более трудным является так и не реализованный практи­чески (хотя и неоднократно планировавшийся рядом гимнастов) со­скок лётом с дополнительным сальто назад (рис. 40).

Проблема исполнения этого движения — чисто мощностная, и в этом отношении она весьма сходна с проблемой «ткачевского» (41). Соскок лёт-сальто, кажущийся проблематичным, на самом деле вполне возможен, тем более сейчас, когда среди ведущих мастеров много гимнастов, обладающих прекрасными скоростно-силовыми, «взрывными» качествами (здесь крайне необходимыми) и хорошей техникой. Схема движения должна быть такой.

1. Вся подготовительная стадия и бросок делаются насколько воз­можно мощно, динамично и — несколько раньше обычного, с оконча­нием броска ниже, чем в простом «лёте» (к.к. 2—5); это упрощает пос­ледующее вращение назад, так как угловой путь, который нужно бу­дет пройти телу гимнаста в полете, уменьшается на 40—45°;

2. Действия отхода (к.к. 5— 7) должны быть особенно эффектив­ными. Необходим высокий мышечный тонус, «жесткая», «сухая» ра­бота как в броске, так и, в самом курбете, чтобы сгибание тела было очень мощным и коротким;

3. Высокие требования предъявляются к синхронизации действий во всех суставах, вовлеченных в действия броска и курбета, то есть — в тазобедренных, межпозвонковых, плечевых, локтевых. В курбете гимнаст должен хорошо ощущать одновременный «удар» по всем сочленениям системы, их «тотальную мобилизацию»: носки ног делают острое движение книзу, таз мгновенно уходит вверх, спина округляется, плечи выходят вперед-вверх, голова также приподни­мается, локти по возможности жестко фиксируются, кисти резко на­жимают на опору книзу (гимнаст должен ощущать в этот момент дав-

10 Не следует думать, что случай с «пловцом кролем» какой-то особенный. Это всего лишь разновидность поворота налево при вращениях назад. Все дело в разных исходных положениях для поворота: если поворот налево начинается из положения руки вверх (как при отходах на сальто назад), то первой убирается к тазу левая рука, оставляя правую вверху. Если же вначале обе руки у таза (как при отходах в лёте), правая рука сама идет вверх, оставляя левую внизу. В конечном итоге, и там и там активная часть поворота начинается из одинакового положе­ния, соответствующего «позе пловца».

123


     
 


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

ление на большие пальцы рук, а не на основания остальных четырех пальцев кисти);

4. Движение специфично вынужденно низким положением ног при вылете (к. 8), но зато очень быстрым и высоким подъемом плеч над грифом; руки гимнаста при отходе немедленно опускаются к тазу и делают круг назад-вверх-вперед (к.к. 7—9);

5. Индикаторное положение тела для соскока лёт-сальто — поло­ жение «стоя», то есть вертикальное или близкое к нему положение в полете, которое гимнаст получает вскоре после того как перелетел через гриф (к. 9).

6. Характерный нюанс: несмотря на необходимость достаточно ранней, быстрой и плотной группировки гимнаст должен после кур­бета вначале быстро выпрямиться, подняв плечи (к.к. 7—8), и только после этого, подтягивая ноги вверх, переходить к группированию (к.к. 9— 1Г). Фактически, здесь опять идет речь о люфтпаузе (32), без настройки на которую опорные действия гимнаста, особенно курбет, будут скомканы и не дадут нужного энергетического эффекта.

Освоение описанного соскока «лёт-сальто» — такой же принци­пиальный для гимнастов шаг, как разучивание движений типа «ткачевского» или группы движений «делчев-гингер» с их модифи­кациями. На его основе могут быть в дальнейшем разучены и другие интересные элементы, например — махом назад сальто назад в соскок и в дохват.

ПРИХОТЛИВАЯ «ВЕРТУШКА»

В свое время у гимнастов-мужчин и у гимнасток были популярны повороты махом назад на 360° — «вертушки», Наиболее прочно в гим­настических анналах закрепилась память о вертушке Веры Чаславс-кой, показанной еще в 1966 году в Дортмунде (отмахом из упора), но и мужчины частенько делали подобные движения махом из виса на перекладине.

Сейчас эти упражнения подзабылись, но их фактическое значе­ние не уменьшилось, так как виртуозно выполненный поворот, осо­бенно если это не просто поворот, а подлет с поворотом, — движение красивое, хотя и довольно капризное. Вот некоторые его техничес­кие детали, которые проливают свет не только на особенности самих вертушек, но и (что, быть может, наиболее важно) вообще на тонко­сти взаимодействия гимнаста с опорой в подобных движениях.

Итак, в демонстрационной части упражнения исполнитель дол­жен решать сразу ряд непростых задач. Это и подлет, и его оптималь-

124


Прихотливая «вертушка»

ная траектория, нужная для возвращения на опору, и сам поворот, и многое другое.

Рассмотрим подробнее условия и особенности подлета при вер­тушке махом назад из виса на перекладине.

Абсолютное большинство исполнителей всегда избегали, в сущ­ности, подлета: гимнаст бросал опору ровно на столько времени, на сколько это нужно было только для поворота. Делался относительно высокий, но пассивный мах в разном хвате или хвате сверху, и в его конце, когда кисти «разгружаются», следовал сам поворот. Отметим, что удовлетворительные условия для этого появляются лишь при подъеме выше горизонтали, что дает не только сносную высоту и дос­таточное время безопорного движения, но и надежный возврат на опору.

Однако даже высокий, но инерционный мах здесь — суррогат. Собственно подлет становится возможным лишь при исполнении движения на хорошей бросковой основе с применением «контртемпа». Такое движение показано на рис. 41. Это как бы «зеркальный аналог» подлета махом вперед (см. рис. 35), при котором исходное вращение активно гасится на фоне увеличения общей мощности движения и

высоты вылета. Что касается конк­ретной техники, координации дей­ствий, то они предельно близки к лётовым движениям (46), с той только разницей, что гимнаст отра-

к

батывает здесь на опоре раньше и «контрит» меньше, чем при соско­ках лётом.

Добавим к сказанному ряд ню­ансов, характерных именно для вертушки с активным подлетом.

На рис.41 и 42 на с. Д26 даны в сравнении три варианта подлетов, различающихся балансом броска и «контртемпа».

125


Первый из них (рис. 41) — ос­новной — использует чисто нейт­рализующий режим действий, приводящий к красивому горизон­тальному взлету. Второй (рис. 42-а) идет с преобладанием броска: вы­летая вверх, гимнаст продолжает


     
 


ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

вращаться вперед, поэтому видимый «отрыв» плеч от опоры здесь меньше, чем в первом случае, и это снижает зрелищность движения. Но все же вариант привлекателен возможностями прихода в высокое конечное положение, вплоть до стойки на руках или упора. Третий вариант (6) — худший, хотя встречается, к сожалению, чаще других. В нем доминируют контрдействия (в том числе и в плечевых суставах). Несмотря на энергичность этого движения, его результат далеко не лучший: гимнаст делает поворот в положении «стоя», а после дохвата уходит в вис с обрывом и минимальным махом вперед в висе.

Таким образом, движение требует тонкого ощущения баланса между бросковым махом и контртемпом, и над этим нужно специ­ально работать.

О траектории полета. Наилучшее решение этой задачи показано на рис. 41. Но чаще, к сожалению, мы видим другое (рис. 43-а): сделав мах, гимнаст тянет на себя гриф, одновременно входя в поворот. Причем потребность в этом действии тем больше, чем ниже подъем

из виса. 1яга руками «на сеоя» форсирует, кроме того, движение туловища и ног вниз, давая ре­зультат, подобный подлету, пока­занному на рис. 42-6, но — почти без подлета!.. Чтобы уйти от этого неприятного движения, нужно прежде всего позаботиться о пост­роении системы «бросок-контр­темп» (рис. 41).

Наконец, о самом повороте. Лучший поворот делается в поле­те, и начинается на разгибании (к.к. 6— 7). В этом случае при хоро­шем вылете возможна даже «двой­ная вертушка» — на 720°.

126


Однако, чаще, всетаки, гимна­сты делают поворот ранним тем­пом, от опоры, создавая себе этим различные неприятности. Наибо­лее характерная из них связана со стремлением, поворачиваясь от опоры, оттолкнуться от нее. Часто при этом плечи гимнаста сразу от­ходят назад от грифа и... больше


туда не могут вернуться (рис. 43-6). Этот просчет обычно усугубляется другой ошибкой, о которой мы уже упоминали — низким махом из виса с выходом в вертикальное положение (рис. 42-6).

Более правильная техни­ка такова.

Начиная поворот от опо­ры, гимнаст не торопится снимать с грифа разноимен­ную руку и долго фиксирует ее взглядом (другая рука сразу сгибается у груди, ухо­дя назад-вверх за свободным плечом). Секрет действий

опорной рукой заключается в том, что она не отталкивает тело гимна­ста от перекладины и не притягивает к ней, а «кружит» его возле опо­ ры; рука как бы заводит гриф по широкой дуге назад, за спину. Лишь тогда, когда анатомические ресурсы этого движения иссякают, гим­наст — без акцентированного поддергивания или отталкивания — свободно оставляет опору и одним движением поворачивает голову «по винту», стремясь сразу же увидеть снаряд с другой стороны.

В заключение повторим, что все описанные тонкости техники нужны, чтобы сделать... более или менее посредственныйповорот. Хорошая же «вертушка», достойная современного гимнаста, это — высокий бросковый подлет с виртуозным поворотом в безопорном положении!


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!