Шесть адхар, представленные в философии Сиддхов



    Муладхара    Свадхистхана       Манипура       Анахата         Вишуддха           Аджна

Другие             Мулаканда   Джаламандала Набхистхана                                              Пурам

названия:     Триконапидам Медхрадхара       Ундиккамалам                                                        Пуруванадуву                                                                                       Трикутам                                  Аппупирави                                                    Конагаварай                                                                        Кудилай                                                         Мадхианам

                                                                                                                                                                             Кумбаконам

Располо         Основание     Область Область пупка Область сердца Область горла     Центр

жение: позвоночного столба гениталий                                                                                          межбровья

Количество       

лепестков:     Четыре      Шесть            Десять           Двенадцать Шестнадцать Два

Звуки:         va, ÷a, sa, ha      ba, bha, ma,           óa, óha, õa, ta,         ka, kha, ga, gha, na,    a, Ð, i, ã, u, Ò, r, ç, l, ë,        ha, kùa

                                                          ya, ra, la              tha, dh, dha,         ca, cha, ja, jha, ¤, ñ, ñh     e, ai, o, au, aü, ah

 Элемент            Земля               Вода             Огонь                 Воздух                 Эфир                     Ум

(таттва)   (стабильность) (нестабильность) (деятельность) (подвижность) (всепроникновение)     (управление)

Принцип    О боняние             Вкус              Зрение            Осязание         Звук                     Мысль

(чувства)                                                                                                                                                   ( познавание )

Форма           Квадрат            Круг      Треугольник      Шестиугольник   Полумесяц              Лингам

Цвет таттвы Желтый         Голубой        Красный          Светло - серый    Фиолетовый             Белый              

Бог                   Ганапати  Брахма               Вишну                  Рудра             Махешвара            Садашива    

Богиня            Дакини      Сарасвати         Лакшми              Парвати        Махешвари            Манонмани                                                                                                                   

Танматра     П ритхви          Апас               Агни                   Вайу         Акаша                 Манас

Биждакшара         ом                 на                  ма                   ши                   ва                                йа

                         (лам)             (вам)              (рам)               (йам)                  (хам)                 (ом)

Лока                       Бху              Бхува                 Свар                     Махар            Джана                Тапас

 

 

СВЯЗЬ С КОСМОСОМ

Чакры                 Звуки                 Элементы Планета Космический Камень Человеческий Природа                                                                                                 

Тридоша )                    цвет                                организм   

Муладхара         вам,сам сам,сам         Питта       Марс      Желтый    Коралл      Мозг         Жара

Свадхистана         бам,бхам,мам,          Капха с преоб-    Луна    Оранжевый       Жемчуг Кровь      Холод

                             йам,рам лам           ладанием вайю

Манипура   дам,дхам нам,там,тхам Питта      Солнце   Красный   Рубин    Кости        Жара

                      дам , дхам , нам , пам , пхам

Анахата кам , кхам , гам , гхам , нам , кам , Вата        Сатурн    Фиолетовый   Голубой   Нервы      Холод                

                  кхам , джам , джхам , нам , там , тхам                                                           сапфир

Вишуддха    ам,ам,еам,им,им,аим,йам,    Вата        Венера      Индиго          Алмаз           Сперма       Холод

                    йм,ом,рм,оум,лам,рм,м,хам

Аджна             хам , ксм                     Капха       Юпитер    Голубой         Желтый       Жир         Жара                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   сапфир  

 

Сахасрара              все звуки          Все три элемента  Меркурий      Зеленый     Изумруд    Плоть     Холод

 

 


Приложение Г

Описание чакр (центров Сознания) с точки зрения Йога-Тантры.

 

Системами Тантры обычно определяются шесть чакр или центров сознания, а именно: (1) муладхара, (2) свадхистана, (3) манипура, (4) анахата, (5) вишуддха, (6) аджна.

       Чакры представляют собой центры энергии (шакти) или жизненной силы. Другими словами, они являются центрами пранической энергии (прана-шакти), проявляемой в теле посредством прана-вайу, а имена правящих ими божеств определяют соответствующие формы вселенского сознания. Чакры невозможно воспринимать физическими органами чувств, лишь йог в состоянии ощутить то, что лежит за пределами чувств.

       Муладхара чакра (крестцовое сплетение) располагается или локализуется в человеческом теле в области ануса – в том месте, где пересекается анус и канал уретры. Здесь пребывает кундалини до начала своего восхождения. Четыре вида энергии или жизненной силы (прана-шакти) действуют на этом плане. Кроме того, отсюда берут свое начало четыре йогических канала (нади). Брама является правящим божеством этого центра, соответствующего притхви-таттве (элементу земли). Четырем его лепесткам соответствует четыре слога (биджи): ва, ша, шса, са.

       Свадхистана чакра (предстательное сплетение) является вторым центром в порядке восхождения кундалини-шакти. Она находится у основания пениса и соответствует апа-таттве (элементу воды). В этом центре циркулируют шесть видов жизненной энергии или прана-шакти. Шесть йогических нади и шесть слогов алфавита ба, бха, ма, йа, ра, ла располагаются на шести лепестках лотоса, звучащих шестью звуками тонкого плана. Варуна – правящее божество этого центра.

Манипура чакра (солнечное сплетение) – третья чакра в порядке восхождения – находится выше пупка. В этом центре циркулируют десять тонких энергий. Десять йогических нади и десять слогов цепочки да, дха, на, та, тха, дта, дха, на, па, пха располагаются на десяти лепестках лотоса и излучают десять тончайших звуков. В этом центре сознания правит Агни и проявляется агни (или теджа) таттва – элемент огня.

       Анахата чакра (сердечное сплетение) – четвертый центр, расположенный в области сердца. В нем циркулируют двенадцать тонких энергий. Двенадцать йога-нади и двенадцать слогов ка, кха, га, гха, на, ча, чха, джа, джха, йна, та, тха вместе с двенадцатью разновидностями тончайших звуков обитают и проявляются на этом плане. В этом центре правит Иша. Он становится активным принципом проявления в теле вайу-таттвы (элемента воздуха).

       Вишуддха чакра (горловое сплетение) является пятым центром, расположенным в области горла или у его основания, в котором присутствуют шестнадцать тонких энергий или прана-шакти. Его окружают шестнадцать йога-нади и шестнадцать звуков становятся доступными йогу на этом плане: а, аа, и, ии, у, уу, р, рр, ли, лии, ай, аи, ау, ауу, ам, ах. Здесь правит Садашива и проявляется акаша-таттва (элемент эфира).

       Аджна чакра: последний, шестой центр сознания, находящийся в районе межбровья, местонахождении ума. В этом центре циркулируют два вида тонкой энергии, пересекаются две йога-нади и присутствуют две буквы санскрита – хамса и кша, производя два тончайших звука. На данном плане царствует Самбху и преобладает маха-таттва, в которой все пять низших элементов собираются вместе и присутствуют в своей разреженной, очищенной форме (как танматры).

Сахасрара: Проходя сквозь все шесть центров духовный адепт достигает области сахасрары, тысячелепесткового лотоса. Количество лепестков является символическим отражением его величие. Сахасрара не является чакрой как таковой; этот план расположен на вершине черепа или в верхней части головного мозга. В ней присутствуют все буквы алфавита и тонкие энергии всех шести центров живут здесь, в этом причинном состоянии многообразия форм. Это план или центр, где происходит слияние статического и динамического аспектов сознания, т.е. прана-кундалини объединяется с пара-кундалини, что есть единство с высшим духом. При погружении кундалини-шакти в сахасрару все различные энергии остальных центров, вместе с умом, интеллектом, эго и наполненностью ума (читта) духовного адепта, полностью растворяются в высшей шакти (пара-шакти). В результате духовный адепт обретает состояние нирвикальпа самадхи. Это состояние, в котором реализуется неподвижное сознание. Сила, первоначально пробужденная в муладхаре, по своей сути есть сознание и, когда она достигает сахасрары, она обретает природу высшего сознания. В состоянии нирвикальпа все викальпы (детерминанты), такие как представления о субъектах, объектах и знании теряют свою отдельную значимость.

       Как видно, лепестки лотосов или чакр различаются по количеству, составляя соответственно 4, 6, 10, 12, 16 и 2 начиная с муладхары и заканчивая аджной. Всего их 50.

       Но можно задать вопрос, почему же их количество разное? Почему, например, их 4 в муладхаре и 6 в свадхистане? Ответ кроется в том, что число лепестков в каждой чакре определяется количеством и положением нади или «йогических каналов» вокруг чакр. Таким образом, четыре нади, окружающие и пересекающие муладхара-чакру, и придают ей вид лотоса с четырьмя лепестками. Так, лепестки представляют собой очертания, придаваемые положениями нади в каждом отдельном центре. Эти нади совсем не те, что известны медицинской науке, имеющей дело с грубыми физическими нервами. Мы же говорим о первых, так-называемых йогических нади, являющимися тончайшими каналами (vivara), по которым протекают потоки праны. Слово «нади» образовано от корня «над», что означает движение. Тело наполнено бессчетным количеством нади. Если бы их можно было увидеть обычным глазом, то тело предстало бы как сложная карта океанических течений. С первого взгляда поверхность воды кажется однородной, но при ближайшем ее рассмотрении окажется, что она движется с различной степенью интенсивности во всех направлениях. Все перечисленные центры локализуются в области позвоночного столба.

       Это было краткое введение по шести центрам сознания в том виде, как они традиционно рассматриваются Тантрой. Мы подведем итог вышесказанному, дав краткое описание системы чакр по Гораксанатху, ссылаясь на его работу «Горакша Сатака и Горакша Паддхати» (“Gorakùa Sataka and Gorakùa Paddhati”).

       Прежде всего, в области промежности имеется адхара-чакра (красного цвета), в которой правит Ганешанатха, обладающий двумя силами, сиддхи и буддхи. Это описание тождественно описанию муладхары. Однако, следующий описываемый им центр, именуемый махападма-чакра, которым управляет Ниланатха, нигде более не упоминается. Третья, свадхистана-чакра (желто-оранжевого цвета), располагается в области гениталий; ее божеством является Брахма, а проявленной силой или энергией – Савитри.

       Между нею и манипурой имеются три различных центра: шаддала (который еще называют сушумна-чакрой), гарбха (в гарбхастане) и кундалини (в области, примыкающей к поясничному отделу и управляемой принципом огня). Кроме имен и приблизительного местонахождения, мы более не находим никаких подробностей об этих проводниках психической энергии. Манипура располагается в области пупка и ее божеством является Вишну. Кроме вышеперечисленного, предполагается существование так-называемой линга-чакры, о которой опять не дается никаких подробностей. Над ней, в районе цветоложа лотоса анахаты, обитает ум (манас).

Сама анахата располагается в области сердца и похожа на двенадцатилепестковый лотос, лучащийся белым свечением. Правящее там божество зовут Махадева (Рудранатха), его проявленную энергию – Ума, а риши – Хираньягарбха.

       Следующая далее чакра, конечно, вишуддха в области шеи. Она имеет вид шестнадцатилепесткового лотоса дымчатого цвета и управляется дживой и ади-шакти. Ее риши именуется Вират.

       Прана чакра выглядит как тридцатидвухлепестковый лотос ярко-золотистого цвета. Она управляется Прананатхой и парама-шакти и находится рядом с горловой чакрой, в основании десятого отверстия человеческого тела. Вторая из четырех чакр, расположенных между вишуддхи и аджной, называется абала-чакрой. Она увенчана тридцатью двумя лепестками, сияющими подобно восходящему солнцу, и управляется принципом огня. О точном местоположении чакры не говорится. Исходя из написанного, вероятно, она располагается в месте слияния трех грантх (Брахмы, Вишну и Рудры) и имеет тесную связь с кала-чакрой и йогини-чакрой. Шивука-чакра расположена в области лица, вероятно, возле подбородка, и похожа на солнцеподобный лотос с тридцатью четырьмя лепестками, управляемый Прана-шакти и Сарасвати. Внутри этого лотоса обитают все божества. Его риши зовут Кродха. Предполагается, что все языки, как и сама человеческая речь, берут свое начало именно отсюда.

Балаван чакра располагается непосредственно под аджной в области носа и похожа на трехлепестковый лотос красного, белого и темного цветов. Это место, где сливаются три потока – ганга, ямуна и сарасвати, представленные в теле тремя нади – идой, пингалой и сушумной. Правящее божество чакры – Пранава, а его проявленная сила – Сушумна. Отсюда становится понятной ассоциация этого места с тремя матрами пранавы (а-у-м). Имя риши – Махаханкара.

       Знаменитая аджна чакра, располагающаяся в центре межбровья, представляет из себя жемчужиноподобный лотос с двумя лепестками, где правит Хамса и Сушумна-шакти.

       Карнамула чакра, расположенная в той же области, являет собой тридцатишестилепестковый лотос смешанного цвета (темно-желтого). Божество и сила (шакти) ее соответственно представлены как Нада и Шрути. Здесь присутствуют все тридцать шесть матрик (сил, соответствующих отдельным буквам и слогам).

       Тривени чакра над бровями является нам в виде окружности двадцати шести лепестков, с акашей в качестве риши. Это есть истинное слияние трех потоков, но как она связана с балаван-чакрой, не известно.

       Чандра чакра находится во лбу и состоит из тридцати двух лепестков, окрашенных бело-красным цветом. В ней управляет луна и амрита-шакти. Ее риши является Манас (ум) с шестнадцатью калá (или силами сознания). Говорят, что солнце приходит в эту обитель, дабы испить здесь нектар.

       Этот центр весьма тесно связан с другой, амрита чакрой, примерно из той же области (вероятно, несколько выше). Ее божество и шакти тождественны с предыдущей чакрой, но риши здесь будет скорее Атма, нежели Манас. Данный план описывается, как обитель Гаятри. Йог, получивший доступ к этой чакре и нашедший там приют, становится бессмертным и не подвластным времени.

       Далее идет брахмадвара чакра, расположенная над лобной чакрой; ее сто лепестков сияют подобно разноцветной радуге. За ней обитает акула-кундалини чакра – лотос с шестьюстами лепестками, яркими, как взошедшее солнце.

       Пересекая ее, мы поднимаемся к брахмарандре на вершине черепа с ее тысячей разноцветных лепестков. Это так-называемая сахасрара-чакра, упоминаемая в мистической литературе, - цель и венец всего духовного путешествия. Именно здесь обитают Гуру и Чайтанья-шакти.

       Последняя чакра, нираламбастхана, обладает несчетным количеством лепестков, цветов, матрик, божеств и миров. Это высочайшее место обитания духовного наставника (Гурудевы).

       За ее пределами существует двадцать «пустотных» пространств, о которых невозможно что-либо сказать. Пересекая великую пустоту, йог навеки освобождается от «прихода и ухода», то есть колеса рождения и смерти.

       Вышеупомянутое описание чакр несколько отличается от ранее описанных шести чакр.

       Кроме спорного вопроса об общем количестве чакр, относительно акула-чакры можно сказать, что тантристы определяют ее местоположение внутри «луны» сознания, формирующей цветоложе направленной лотосом вниз сахасрары, находясь на «высших небесах» (понятие, имеющее ввиду верхнюю часть черепно-мозговой области). Взаимодействие кула с акулой является непосредственной причиной истекания нектара. В то время, как Горакшанатх считает, что источник нектара – в амрита-чакре над луной, Бхаскара полагает, что он истекает из акулы, располагающейся внутри луны.

       Название Бхрамара-Гуха упоминается в литературе в связи с именами Кабира, Радхасвами и других, но его функция нигде четко не определяется. «Сутасамхита» и «Бодхасара» неопределенно используют это понятие в значении «брахмарандра». Эта так называемая «пещера» на самом деле есть не что иное как отверстие или скорее полость. Вход в эту полость темно-блестящий, но он окружен светящимся кольцом лучей.

       Прана чакра описывается, как десятая тропа человеческого тела. Это отверстие у людей обычно закрыто, поэтому, как правило, тело и сравнивается с «городом девяти врат». Но упорная работа по дисциплинированию души способствует открытию этого места, через которое джива и Карма-мукти-упасака проходят вдоль солнечного луча (пингала-нади) в солнечную область, называемую Брахма-лока, откуда, с обретением знания, растворяются в Брахмане. Мастака грантха (продолговатый мозг) над прана-чакрой является одним из мест, где сливаются три нади. Отсюда сушумна входит в череп, а другие две нади, ида и пингала, проходя по правой и левой стороне лба, встречаются и сливаются с сушумной на уровне межбровья. В области мозга сушумна раздваивается: первый поток направляется немного вниз и под несколько наклонным курсом подходит к бровям, откуда, чуть поднявшись, пронзает цветоложе аджны и сливается с идой и пингалой. Затем он выходит и, направляясь прямо, пересекает тончайшее отверстие внутри центральной области лба и, немного опускаясь вниз, резко сворачивает направо вверх, проникая в сахасрару и входя в брахмарандру. Другой поток поднимается прямо из области мозга и, проходя внутри затылочной части черепа, достигает сикхары. Немного повернув, он входит в брахмарандру. Устье этого потока сушумны в брахмарандре обычно закрыто, в то время как в первом потоке оно открыто. Вследствие этого, полости двух потоков не сливаются. В момент оставления тела йог открывает закрытое устье сушумны, в результате чего два вышеупомянутых потока сушумны объединяются.         

Приложение Д

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!