Социологические и социальные исследования: сходство и различие



Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики

 

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»

 

 

Методы исследований

в социально-культурном сервисе и туризме

 

 

Учебное пособие

для студентов очного и заочного отделений

специальности 100103.65 (230500)

и по курсу «Методы научных исследований»

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

1. . Цели и задачи изучения курса «Методы научных исследований»... 3

2. . Познание, его уровни и виды.... 4

3. . Особенности научного знания и специфика гуманитарного знания... 11

4. . Социологические и социальные исследования: сходство и различие.. 17

5. . Социальные исследования в сфере социально-культурной деятельности 23

6... Методология, методы, их классификация по степени общности и сфере действия... 34

7. . Социологические методы как основа методологии социальных исследований 47

8. . Программа социального исследования: план, проблема, объект и предмет, определение целей и задач, выдвижение гипотез.. 56

9. . Методы сбора первичной информации... 70

10. Использование информационных технологий в поиске и изучении источников по проблеме исследования ..............................................        

11. Дипломная работа по социально-культурному сервису и туризму как социальное исследование ....................................................................        

12. Контрольные вопросы по курсу «Методы научных исследований»... 81

 


1. Цели и задачи изучения курса
«Методы научных исследований»

Цель курса — обучить студентов дневной и заочной форм обучения метода исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Основой их подготовки является ознакомление со способами решения современных актуальных проблем удовлетворения повседневных потребностей и интересов различных слоев населения в социально-культурных услугах.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны получить следующие теоретические знания и практические навыки по:

- основным направлениям развития исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

- установлению роли исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения;

- выбору (постановке) проблемы, определению цели и задач исследования;

- определению основных этапов выполнения научно-исследовательской темы;

- методике поиска, разработки и оформления исследований;

- использованию современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов исследования;

- требованиям к отчету по проведенному исследованию.

Изучаемый курс «Методы в социально-культурном сервисе и туризме» состоит из лекционных и практических занятий. На лекциях рассматривается наиболее важные теоретические, методологические и методические вопросы. На практических занятиях обсуждаются вопросы прикладного (практического) характера.

Курс рекомендован студентам специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм».

Познание, его уровни и виды

Познание — высшая форма отражения. Раскрывая за­коны действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Это оказывается возможным потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности.

Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств, поэтому чувственное познание является необходи­мым условием и неотъемлемым аспектом познания вообще.

Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие и представле­ние. Ощущение — это субъективный образ объективной действительности, оно всегда одноаспектно. Восприятие — это уже целостный образ предмета, комбинация ощуще­ний, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое. Предоставление, как чувственное отражение объек­та, позволяет воспроизвести его мысленно, когда он перед нами отсутствует. В силу этого в представлении отражают­ся не все воспринимаемые свойства, а лишь наиболее важ­ные в каком-то отношении, воспроизводя тем самым нечто обобщенное и типичное. Специфика чувственного познания заключается в том, что оно формируется в результате непосредственного взаимодействия с внешним миром: сами чувственные образы выступают как нечто непосредственно данное. В чувственных образах, объективное содержание и субъективная форма даны в их непосредственном единстве. Чувственное познание содержит информацию той биологической эволюции, которая привела к появлению выс­ших животных и человека.

Второй неотъемлемой частью процесса человеческого познания является абстр актное мышлени е, которое осуще­ствляется в формах понятия, суждения и умозаключения. Понятие как отражение существенных свойств изучаемых объектов, благодаря своей знаковой форме, не обладает наглядностью, объединяя в себе абстрактные признаки ве­щей (например, «элементарная частица» в физике; «вид» — в биологии; «товар» — в политэкономии и т. д.). Человеческая мысль движется от менее абстрактных понятий ко все более абстрактным (например, от понятия «вещество» к понятию «материя»).

Определенная связь понятий представляет собой суждение. Поскольку сущность абстрактно­го мышления состоит в установлении связей и отношений, то содержание понятий)ложно раскрыть только через установление связей и отношений между ними (например, «ско­рость света не зависит от скорости источника света», «со­держанием современной эпохи является становление ин­формационной цивилизации» и т. д.). Умозаключение — это получение новых суждений на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики. Например, «движение есть изменение вообще», «в мире нет ниче­го, кроме различных форм движения материи», следовательно, нематериального движения не существует.

Логические законы — это обычные отношения вещей, миллиарды раз повторенные в человеческой практике и благодаря это­му закрепленные и превращенные в нашем сознании в определенные правила, которыми мы пользуемся, часто даже не осознавая этого. Поэтому на уровне абстрактного мышления мы имеем дело не только с осознанным, но и с подсознательным, без которого не может осуществляться логический процесс. Примером может служить интеллектуальная интуиция.

Специфика абстрактного мышления состо­ит в том, что оно опосредовано, т. е. связано с отображаемой действительностью только) через чувственные формы, кото­рые служат для него исходным содержанием. В нем отобра­жаются, прежде всего, связи и зависимости общих свойств, процессов и явлений объективного мира. По своей форме абстрактное мышление качественно отлично от чувственного познания тем, что оно существует в форме знаковых систем или языка, являющихся материальной формой процесса ло­гического мышления. Благодаря тому что язык или знако­вая форма становится средством переработки и передачи на­копленной информации, возникает некоторая самостоятель­ность абстрактного мышления по отношению к исходному чувственному материалу, который лежит в его основе. По­этому абстрактное познание несводимо к простому опериро­ванию чувственными образами. В реальном процессе позна­ния эти две стороны всегда образуют единство, хотя их соот­ношение и относительная роль изменяются на разных уровнях и в различных формах познавательной деятельности.

Переход от чувственного уровня познания к логическо­му совершается посредством операций абстрагирования, обоб­щения и идеализации. При абстрагировании выделяется какое-либо одно свойство объекта из целого набора свойств. На основе обобщения данное выделенное свойство распрост­раняется на многие другие вещи, которые мы, возможно, никогда и не видели. Идеализация — это логическая операция, определяющая предел того или иного свойства. Например, говоря: «точка», «абсолютно черное тело», «несжимае­мая жидкость» и т. д., — какое-то свойство при этом мы рассматриваем как абсолютное. Специфика абстрактного мышления состоит в том, что путем использования указанных операций преобразуется чувственный образ, а результаты преобразования связываются затем знаковой формой.

Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о прави­лах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Кроме того, данный термин используется для обозначения закономерностей объектив­ного мира («логика вещей», «логика событий»).

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном аспекте. Логика изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира, исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.

Современная философия утверждает возрастание возможностей человека в бесконечном познании объективного мира. Познание рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. Конечным ре­зультатом такой деятельности является всегда новое зна­ние о мире. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах.

Первый вид познавательной деятельности — это так называемое обыденное, или индивидуальное познание, ко­торое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. о форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Оно представляет собой информационно самую емкую форму знания. Установлено, что объем информации, которую накапливает человек к 20 годам своей жизни, во много раз превышает объем информации, накопленный всеми науками.

Второй вид познавательной деятельности — научное по­знание. Оно отличается от повседневного, обыденного, ин­дивидуального прежде всего своим предметом. Наука изу­чает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Но так как общее существует только в единичному через единичное, то, конечно, элемент знания единичного обязательно в нем присутствует. Нет науки, которая бы оперировала только общим и только необходи­мым, но случайное и единичное изучается наукой лишь как средство, как путь к постижению общего и необходимого. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т. е. в науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.

Третий вид познания — философское, которое тоже яв­ляется видом научного познания, но отличается двумя важ­ными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т. е. суще­ственная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не со­держать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого — это обязательный элемент данного вида познания.

Четвертый вид художественное познание. Специфи­ка его состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному знанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т. е. типическое, и этим сближается с наукой, ограни­чиваясь при этом сферой своего предмета — человеком и человеческими отношениями. С философским познанием его сближает оценочный характер. Более того, для художественного познания оценка имеет первостепенное значение.

Особенно большую роль в познании играет вопрос, так как все познание мира начинается с вопроса, с постановки проблемы. Проблемы перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит практика, посколь­ку она выступает в качестве основы познания. Нет ни одной сферы деятельности, где бы не возникали вопросы.

Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуа­ция» обозначают нетождественные, хотя и связанные между собой понятия. Термин «проблема» означает та­кой вопрос из области науки, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Гипотеза выступает как одно из возмож­ных решений стоящей проблемы. Вопрос же — форма выражения проблемы. Но вопрос ставится и с целью получения некоторой информации, уже имеющейся у человека, с целью выявления его личного мнения по дан­ному вопросу или с целью обучения. Велика роль вопроса в процессе социологических исследований, проводимых в форме интервью, анкетирования, при массовом или выборочном опросе.

Вопрос — это логическая форма, включающая исход­ную, или базисную, информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

Познавательная деятельность — это не­прерывный процесс. В истории философии постоянно ста­вился и рассматривался по-разному вопрос о том, что же является «объектом» и «субъектом» познания. Так, например, мыслители XVIII—XIX вв. исходили из «гносеологической робинзонады», т. е. полагали, что суть процесса познания состоит в восприятий мира от­дельным человеком. Одинокий человек, ученый только созерцает мир, воспринимает его, но не преобразует. Под «объектом» познания понимался весь окружающий мир, все то, что находится вне сознания. Современное знание исходит из того, что объяснить мир можно только в той мере, в какой мы его изменяем и преобразуем в прак­тической деятельности.

В широком смысле «субъектом» научного познания является общество, а «объектом» — весь окружающий мир, но только в тех границах, в которых общество, группа людей, человек с ним взаимодействует.

Таким образом, процесс получения знаний является ре­зультатом взаимодействия субъекта и объекта, и поэтому в нашем знании всегда содержатся два момента, две его составляющие: субъективная форма (субъективный момент) и объективное содержание. Вся современная наука учиты­вает их взаимодействие (например, система отсчета в тео­рии относительности вводится как момент субъективный, в квантовой механике — приборы и т. п.).

Особенность взаимодействия субъекта и Объекта в по­знавательной деятельности проявляется, прежде всего, в социальном познании, где объект и субъект познания совпа­дают. Общество само себя познает. Вследствие этого само социальное познание имеет характерные черты. Социальные законы, в основном, носят статистический, вероятностный характер. Социальные законы суть результат деятельности людей, поэтому они всегда принципиально статистичны.

Кроме этого, в основе социального познания лежит изучение общественных отношений. Любое общество разделяется на две составляющие: материальную основу и духовную (сознание), и соответственно функциони­руют два существенно различных типа законов — законы материальной жизни и законы общественного сознания. Законы материальной жизни составляют базовую основу, а законы духовной жизни совпадают с ними по содержанию как отражение первых. Так, техничес­кая и технологическая деятельность людей привела к воз­никновению новых наук: кибернетики, информатики, си­нергетики и др. В то же время развитие техники поставило и ряд принципиальных философских проблем, в частности о ее роли в развитии общества и субъективного фактора.

Особенность социального познания состоит также и в том, что сама общественная жизнь изменяется относитель­но быстро, поэтому его развитие происходит на основе, главным образом, относительных истин. Это означает, что на каждом уровне развития человечества имеет место свое понимание происходящего, свой подход к ценностям, к теориям, к методам, используемым в познании и т. д. На­конец, социальное знание всегда связано с интересами лю­дей. Истиной обладает, в основном, то знание, которое фор­мируется представителями прогрессивных слоев общества.

3. Особенности научного знания
и специфика гуманитарного знания

Каковы же особенности научного знания? Основным требованием к науч­ному знанию является требование его истинности. В современной методологии Н. выявлено, что требование истинности является скорее идеалом, нежели ре­ально достижимой целью. Поэтому тра­диционно при исследовании научного знания выделяют те его характеристики, которые должны быть присущи каждой научной теории. К ним относятся предметность, проблемность, oбocнованность, систем­ность.

Предметность научного знания предполагает соотнесенность его со строго определенным фрагментом реальности, выделенным с помощью определенных процедур, способов, имеющихся у субъекта научной деятельности. Проблемность предполагает способность очертить область неизвестного в выделенном предмете исследования. Обоснованность требует обязательной аргументации в пользу полученного знания. Обоснован­ность отражает потребность ученого сде­лать знание достоверным, то есть до­казанным. Характер обоснования может быть различным. Сюда относится и логическая непротиворечивость знания, и eгo согласованность с уже обоснованным массивом знаний, и объяснительная, предсказательная сила, эмпирическая проверяемость, непосредственная сопос­тавимость с опытом. Системность предпо­лагает упорядоченность знания в отдельной на­учной отрасли, в Н. в целом.

Познавательный научный процесс делится на два уровня — эмпирический и теоретический уровни знания.

Такое деление не совпадает с разделением познания на чувственное и абстрактное. Здесь речь идет о характеристике процесса отражения человеческим сознанием реальной действительности вообще.

А различие между эмпирическим и теоретическим относится только к научному познанию.

Эмпирическое познание — это процесс непосредственного взаимодействия человека с объектом исследования. Т. е. Ученый непосредственно, в прямом контакте, воздействует на объект, взаимодействует с ним, обрабатывает результат, делает выводы.

Но получении отдельных эмпирических фактов и выводов, обобщающих эти факты, еще не позволяет выявить законы.

Что такое закон? Это существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи, определяющие функционирование и развитие тех или иных явлений реальности.

А для того, чтобы познать сущность, нужно обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания. Этот уровень всегда начинается с поиска исходных принципов построения теории, а переход от эмпирического к теоретическому уровню представляет качественный скачок.

Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуиции, которая является важным средством нахождения истины.

Исследования этого трудно уловимого феномена показывают, что интуиция всегда связана со следующими факторами:

• неожиданность, внезапность пришедшего в голову решения;

• прямое усмотрение этого решения, непосредственность его постижения;

• новизна решения, его нестандартность, неординарность (для самого субъекта);

• неосознанность процесса решения, невозможность воспроиз­ведения путей и способов решения.

Если учитывать только эти факторы, то мы придем к понятию интеллектуальной инт уиции как способности ума непосредствен­но постигать истину, не выводя ее из других истин с помощью доказательства и не усматривая ее лишь внешними чувствами.

Если же интуиция трактуется как способность воспринимать знания непосредственным образом с помощью органов чувств, то это уже понятие чувственной интуиции.

Результаты научных исследовании не только подтверждают обо­снованность отнесения интуиции к феномену интеллектуального, но и, в определенной мере, раскрывают механизм ее действия, который описывается следующим образом.

На начальном этапе в психике человека на уровне бессознательного накапливаются и определенным образом распределяются неосознаваемые им чувственные и понятийные образы. Затем, там же происходит «обработка» этих образов с помощью тех или иных интеллектуальных операций. Вполне возможно, что здесь проис­ходит переход от чувственных образов к образам логическим и обратно.

В это же время идет процесс осознания стоящей перед челове­ком задачи, в результате которого эта задача может быть ясно и четко сформулирована. Заключительная фаза интуиции представ­ляет собой внезапное озарение, неожиданно возникающее реше­ние проблемы, что может быть связано с формированием единого чувственно-логического образа, «выталкивающего» на поверхность сознания то, что до сих пор скрывалось в глубинах бессознательного. Во временном отношении этот процесс может быть как длительным, так и непродолжительным, почти мгновенным.

Интуиция тесным образом связана с творческой деятельностью человека, которая всегда предполагает определенную новизну. Это может быть новый результат, и даже открытие, новая постановка старой проблемы, новаторское техническое решение, оригинальное произведение искусства и др.

Творчество — это всегда поиск нового и прорыв границ известного, выход за пределы тривиального, стандартного, стерео­типного.

В самом общем смысле с понятием «творчество» связывают процесс нестандартной человеческой деятельности результатом которой являются качественно новые материальные и духовные цен­ности, не имеющие аналогов в прошлом.

В основе интеллектуальной интуиции лежат определенные принципы:

– значительное накопление знаний в избранной области познания, поскольку интуитивное решение можно находить только в том случае, если обладаешь достаточно большим запасом знаний;

– механизм действия интуиции основан на аналогиях

[(гр.) — форма, умозаключения, когда на основании сходства (совпадения) двух или более предметов или явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях]

С помощью аналогий устанавливаются интуитивные ассоциации. Универсальным источником и всеобщей формой интуитивных ассоциаций являются законы диалектики;

– условие эффективного результата интеллектуальной интуиции — овладение системой философских категорий;

– важным источником активизации интеллектуальной интуиции является процесс художественного освоения мира. Поэтому овладение искусством (во всех видах), общение с ним, знание его — существенный фактор для интеллектуальной интуиции (симметрия мозга).

Значение интуиции в познании и творчестве не нужно ни приуменьшать, ни преувеличивать. Способность к интуиции развивается вместе с интеллектом. Развитая интуиция является следствием целенаправленной интеллектуальной деятельности и богатого практического опыта.

Теоретическое знание включает в себя такие компонента, как проблема, гипотеза и собственно научная теория. Проблема — результат противоречий, возникающих либо внутри самой теории, либо при столкновении теории с фактами, либо при столкновении двух теорий. Гипотеза — теоретическое предполо­жение, возникающее в результате про­блемной ситуации, его истинностное значение не определено и нуждается в обосновании. Обоснованная гипоте­за становится теорией. Теория должна удовлетворять требованиям непротиворечивости, сопоставимости с опытом, должна описывать круг фактов, на кото­рый она опирается, должна быть наделена определенной предсказательной и объяснительной силой.

Процесс научного познания осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. На эмпирическом уровне объект фиксируется со стороны его внешних, доступных наблюдению проявлений. Ведущей логической формой выражения эмпирического является суждение, констатирующее факт, или система суждений, описывающих явление. Теоретическое знание основной своей функцией имеет не описание, а объяснение, явление законов, связей, управляющих классом объектов. На теоретическом уровне используются такие приемы, как абстрагирование, идеализация, моделирование.

Наука стремится к объективному знанию. Традиционно объективным считается знание, независимое от индивидуаль­ных качеств субъекта познания. Гуманитарное знание эмоционaльно окрашено, насыщено оценочными суждениями, зачас­тую эмпирически непроверяемо. Способы познания, применя­емые в гуманитарных науках, опираются не только на логику, но и на интуицию. Все это свидетельствует о том, что гуманитарное знание имеет ярко выраженные признаки субъективно­сти: онo зависит от способностей, опыта и других персональных качеств познающего субъекта. В связи с этим встает вопрос о том, можно ли достичь объективности в гуманитарных дисциплинах. Вопрос этот актуален, поскольку многие фило­софы рассматривают объективность и научность как взаимо­связанные признаки. Иными словами, проблема объективности гуманитарного знания сводится к вопросу о том, являются ли гуманитарные дисциплины наукой. Две основные тенденции, наметившиеся в современной философии по вопросу об объективности гуманитарного знания, выражены, в частности, в герменевтике и структурализме. С точки зрения герменевти­ки полностью преодолеть субъективность в гуманитарных нау­ках нельзя, однако ее можно ограничить, например, путем использования общенаучных методов исследованиями. Иной пози­ции придерживается структурализм: гуманитарные науки могут стать науками, только перестав быть гуманитарными.

Вопрос об объективности гуманитарного знания наиболее остро встает при исследовании методов позна­ния, применяемых в гуманитарных науках. В рамках филосо­фии жизни в качестве метода познания, характерного для гу­манитарных дисциплин, было выделено понимание. Характеристики понимания выявлялись на основании сопоставления с объяснением, главным методом естествознания. Объяснение выполняет функцию подведения частного под общее и уста­новления причинно-следственных связей. Понимание как метод гуманитарных наук является постижением смысла индивидуального и неповторимого. Метод не является чисто субъективным процессом, зависящим от воли, способностей субъекта. Метод отличается рациональностью

Общая теория понимания, рассматривает его и как способ бытия человека, и как метод гуманитарного познания. Процедуpa понимaния cвязaнa с конкретными качествами субъекта, и понимание в основе своей остается субъективным способом познания. Вместе с тем понимание конкретных людей зависит oт той культурно-исторической среды, в которой они живут.

Поэтому понимание обязательно содержит в себе признаки общезначимого, т. е. является субъективно-объективным, включающим в сознание субъекта осмысление объективных знаний.

В процессе своей жизни человек получает разнообразные зна­ния. Но всегда ли человек понижает то, что он знает? И всегда ли уместно говорить о понимании того, что знаешь?

Каждый человек, например, знает, что, если нажать кнопку пульта дистанционного управления телевизором, то на его экране появится изображение (конечно, если телевизор исправен, вклю­чен в исправную электросеть). Но каждый ли человек понимает, каким образом осуществляется это управление?

Тот или иной школьник может выучить, запомнить какое-либо правило или какую-нибудь теорему и утверждать, что он их знает. Однако нередки случаи, когда этот же школьник не может применить выученные правило или теорему на практике, потому что он их не понимает.

Бывают случаи, когда термин «понимание» по отношению к тому, что знаешь, просто неуместен. Человек может, например, достаточ­но неплохо знать свои город. Он может знать свой адрес и адреса своих друзей. Но уместно ли говорить в этом случае о понимании?

Итак, «знать» и «понимать» — этo не одно и то же. Понимание — это, прежде всего проникновение в глубины смысла, которым об­ладает знание. Проникновение в сущность знания, которое может быть, как известно, разных видов. Одно дело понять художественный образ (произведение живописи, например, или музыкальное про­изведение), другое — научный или литературный текст, третье — публичное выступление, четвертое — суть того или иного природного или социального феномена.

Социологические и социальные исследования: сходство и различие

Понятия «социальное исследование» и «социологическое исследование» широко употребляются в научной и практической сфере исследования общественных явлений

В последней трети ХХ в. сложилась ситуация, которая получила освещение в научной литературе того времени. У каж­дой обществоведческой дисциплины (права, экономики, филосо­фии, истории и т.д.) помимо теории существовали два типа эмпирических исследований: первый тип — собственно дисципли­нарный (юристы изучают конкретные правовые проблемы, историки — исторические и т.д.); второй тип — социальные про­блемы, с которыми сталкивается данная дисциплина (юристы изучают социальные проблемы преступности, историки — соци­альные проблемы исторической реальности и т.д.). Второй тип был назван конкретными социальными исследованиями. Итак, у каждой обществоведческой дисциплины на нижнем этаже расположены «свои» конкретные социальные исследования.

Социологи при помощи эмпирических методов изучали то, что не исследовали юристы, экономисты или философы. А что не могут изучить юристы или экономисты? Прежде всего социальную структуру, социальные институты и другие темы, которые составляют теоретическое ядро социологии и постигаются через социологическое исследование, будь то теоретическое или эмпирическое..

Социологическая наука как целостная и разветвленная система знания связана с развитием общей социологической теории, и с построе­нием относительно самостоятельных теоретических подсистем. Общая социологическая теория является не только системой знания, но и описанием типового способа получения нового знания, методологической основой для построения теорий менее высокого уровня — отраслевых и специальных, которые «питаются» данными эмпирических социологических исследований.

Эмпирическая база социологического знания пред­ставляет собой сгруппированные и обобщенные соци­альные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических подходов. Например, многочис­ленные обобщения наблюдений и исследований дина­мики выбора молодежью профессий и жизненного пути становятся эмпирической основой обобщений в рамках социологии молодежи, социологии труда и профессий, социологии личности, социологий социальной структу­ры и мобильности населения, социологических исследо­ваний образа жизни.

Теория включается в процесс эмпирического исследования на всех его стадиях и на всех уровнях теоретического обобщения — от философских принципов и понятий общесоциологической тео­рии до частносоциологических теоретических подходов и обобщений, сгруппированных наблюдений и фактов.

Самое же интенсивное проникновение теории в эм­пирическое исследование состоит в том, что именно тeoрия задает то, что можно назвать моделью для объяснения эмпирических данных различных взаимосвязей, ус­танавливаемых исследователем.

Например, взаимодействие между людьми может быть истолковано под углом зрения взаимовыгоды его участников (модель обмена с оценкой затраченных ресурсов и вознаграждения). Тот же процесс поддается истолкованию в иной теоретической па­радигме — как взаимодействие, опирающееся на общие для его участников смыслы их взаимных реакций: выс­казываний, поступков, жестикуляции. Можно интерпретировать те же факты взаимодействия в понятиях ролевой теории личности. С этой позиции характеризуют статусы участников взаимодействия (например, подчиненного и его шефа, начальника), как эти статусы предписывают каждому особые функции — роли.

Какую именно теоретическую модель разумно принять за исходную, зависит от многих причин, и прежде всего от того, какова целевая установка исследования — теоретико-по­знавательная или практически-прикладная.

Можно заключить, что социологическая теория «выстраивается» в систему знания разной степени общности, причем высшие ее уровни задают определенные концептуальные границы и логику построения связей между ведущими понятиями более низкого уровня.

Итак, социология представляет, собой разветвлен­ную систему знания. Она включает общую теорию о становлении, развитии, изменениях и функционирова­нии социальных общностей разного уровня и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типические социальные действия людей; социология включает в свой предмет отраслевые и специальные социологические теории, имеющие более узкую предметную область сравнительно c общей теорией, еще более специализированные прикладные разработки частных социальных проблем, нуждающихся в практическом решении в данных особых условиях социальной действительности.

Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действи­тельности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных процессов в отдельных обществах и человеческой цивилизации целого миропространства, находящихся в постоянном изменении вследствие деятельной сущности социальных субъектов.

Отсюда можно сделать следующий) методологический вывод: социологическим в чистом виде надо считать только внутридисциплинарное (а не при- или пограничное) исследование, создание, органи­зация и проведение которого управляются средствами социологической теории, которое посвящено социологической теме, позволяет продвинуть вперед социологическое, а не какое-либо соседнее знание.

B этом смысле маркетинговое исследование не является соци­ологическим, даже если оно проводится подготовленным социо­логом. Кратко различия между двумя типами Исследования можно сформулировать так:

- Понятие «социальное исследование» более широкое, чем понятие «социологическое исследование».

- Понятие «социальное исследование» не отражает стоящую за ним конкретную науку, а «социологическое исследование» — отражает. Это социология.

- Социологическое исследование нормировано идеалом научного метода, а социальное — нет.

- Социологическое исследование определено предметом и тематикой социологии, а также методом, социальное исследование — нет.

- У социологического исследования есть специфический метод, а у социального нет.

- Социологическое исследование — внутридисциплинарный метод познания, а социальное — междисциплинарный.

- Социальное исследование охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые необязательно принадлежат к социологии, а социологическое — узкий круг проблем, заданных предметом социологии.

- Социальные исследования (опросы) проводят юристы, вра­чи, экономисты, журналисты, кадровики. Это общественные социологи. Социологическое исследование проводят только профес­сионалы. Его отличительная черта — спаянность теории и метода.

- Источник социологического исследования — научная лите­ратура и профессиональная подготовка, социального —популяр­ная литература и обыденный опыт (собственный жизненный опыт или опыт данного ведомства).

- Социальное исследование отражает широкий взгляд на об­щество, социологическое — узкий, специализированный.

Из всего сказанного выше можно вывести определение. Социологическим называется такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Точно также психологическим называется такое исследование, где одни психические явления объясняются при помощи других психических явлений.

Принцип объяснения явлений при помощи «своих» же явле­ний применяется во всех фундаментальных науках. В экономике одни экономические явления описываются не через юридические или социальные, а через другие экономические явления. В культурологии то же самое: культура объясняется через культуру. Подобную процедуру можно назвать принципом методологической самодостаточности фундаментальной науки.

Напротив, в междисциплинарных областях знания один тип явления объясняется через другой. В антрогалогии костные останки человека кладутся в один объяснительный ряд с культурными ар­тефактами или семейными структурами.

В социальной гео­графии смешиваются в одно целое географические и социальные события, в экономической географии — географические и эконо­мические факторы.

Под социальным исследованием следует понимать такое исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные. Таким образом, социальное исследование — это междисциплинарное исследование. Сформировавшиеся на стыке социологии и родствен­ной обществоведческой дисциплины, например экономики, социальные исследования принадлежат сразу двух наукам, в данном случае — социологии и экономике. На пересечении психологии и социологии сформировались социально-психологические исследования.

В одних случаях новое направление исследований никак не называется, в других оно получает самостоятельное название, статус и предмет. Например, социальные исследования, проводимые с привлечением социологии и педагогики, не получили статуса самостоятельной дисциплины. Напротив, социально-экономичес­кие исследования, сформировавшиеся на стыке социологии и эко­номики, превратились сегодня в мощную научную дисциплину — экономическую социологию.

Сформировавшийся ныне на границах социологии широкий пласт прикладных (отраслевых) направлений занят как раз такими междисциплинарными, или социальными исследованиями.

В других академических науках, как и в соци­ологии, образовался такой же пласт прикладных направлений, окружающих эти науки своеобразным поясом. Проводимые в их рамках исследования нельзя считать строго психологическими, юридическими или экономическими — это междисциплинарные исследования. Например, экономическая психология, психотехника, психология медицины и т.п.

5. Социальные исследования
в сфере социально-культурной деятельности


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!