Основания и пределы ограничения основных прав и свобод личности



 

"Одним из результатов интернационализации явилось смещение акцентов с вопроса существования прав человека на пределы их осуществления"*(609).

Бесспорно, утверждение профессора М.В. Баглая, что "правовое государство должно опираться на научно обоснованную теорию ограничения свободы"*(610), не может вызывать никаких сомнений, тем более в такой важной сфере взаимоотношений человека и государства, как ограничение прав и свобод личности. Более того, проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина и определение пределов ограничений прав и свобод является сложнейшей, спорной и многогранной в юридической науке и практике любого ответственного цивилизованного государства.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что разработка научно обоснованной теории ограничения прав и свобод человека и гражданина необходима для предотвращения возникновения антигуманистических теоретических подходов и практики возникновения режимов, умаляющих или даже отменяющих права индивида*(611).

Наиболее актуальными аспектами в проблематике регулирования, реализации и защиты прав человека и гражданина, закрепленных прежде всего в конституциях и законодательстве зарубежных стран, являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и основаниях их ограничения.

Общим подходом, не вызывающим существенных разногласий, является объективное понимание того, что в своем практическом воплощении права и свободы не беспредельны и не могут не иметь разумных границ, ибо "любой закон ограничивает в какой-то мере индивидуальную свободу"*(612).

Как отмечает А.В. Малько, проблема правовых ограничений в самом общем плане является проблемой пределов свободы человека в обществе, поскольку "свобода каждого человека простирается до той границы, от которой начинается свобода других людей.

Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе"*(613). Именно такая позиция ("осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц"), первоначально нашедшая официальное закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и теоретически обоснованная еще И. Кантом, имеет своего рода "классический" характер и находит отражение во многих действующих конституциях зарубежных стран (ст. 2 Основной закон ФРГ, п. 5 ст. 12 Конституции Казахстана, ст. 10 Конституции Италии и др.).

Ограничение прав и свобод личности должно, очевидно, основываться на определенных началах (принципах), вытекающих из характеристики как самого ограничения, так и оснований и целей ограничения. Исключительно четкое соблюдение этих принципов позволяет говорить о "правильности" и эффективности ограничений.

Анализ конституционных актов и практики органов конституционного правосудия зарубежных стран дает возможность выделить две группы принципов:

1) общие, характерные для широкого круга стран (пропорциональность, законность, запрет ограничения сущности прав);

2) специальные, свойственные определенным странам.

Принцип пропорциональности присущ как национальным правовым системам, так и международной защите прав человека. Для принципа пропорциональности характерно наличие следующих элементов:

1) ограничение должно соответствовать достижению законных целей, для достижения которых оно введено;

2) ограничение не может быть более строгим, чем это необходимо;

3) когда бы ни вводилось ограничение прав человека, должна существовать реальная необходимость, являющаяся вопросом оценки.

Так, указывая на применение принципа пропорциональности, "Государственный Суд Эстонии рассматривает его на трех уровнях: во-первых, соответствие средств, во-вторых, необходимость и, если нужно, пропорциональность в узком смысле. Если средство явно не подходит, то не следует рассматривать пропорциональность на других уровнях. Средство, способствующее достижению цели, является подходящим. Средство, которое никоим образом не способствует достижению цели, является, бесспорно, непропорциональным"*(614). Требование соответствия средства имеет своим намерением защитить человека от ненужного вмешательства государства. Средство является необходимым, если невозможно достичь цели каким-либо другим средством, менее обременительным для человека, но которое является таким же эффективным, как предыдущее.

Принцип пропорциональности распространен во многих странах (Болгария, Венгрия, Литва, Польша, Словения, Франция, Швейцария, Эстония и др.) и к нему обращаются органы конституционной юрисдикции этих стран в процессе защиты прав человека.

С принципом пропорциональности тесно связан и другой принцип - принцип законности. Этот принцип называют также принципом законной цели. Данный принцип означает, что ограничение прав и свобод относится к необходимости реализовать легитимную цель (Армения, Македония, Словакия, Хорватия и др.).

Принцип запрета ограничения прав человека закреплен в конституциях некоторых стран (Польша, Турция, ФРГ и др.). Например, п. 2 ст. 19 Основного закона ФРГ предусмотрено, что существо содержания основного права ни в коем случае не должно быть затронуто. Смысл этого принципа состоит в установлении дополнительных гарантий от чрезмерных ограничений. Концепция сущности прав и свобод предполагает, что каждое из них содержит определенное ядро, без которого какое бы то ни было право вообще не может существовать.

Помимо общих, существуют некоторые принципы, свойственные только определенным странам с учетом особенностей в национальной правовой системе. Так, в Турции действует принцип запрета ограничений, противоречащих требованиям светской республики (ст. 13 Конституции Турции).

Интересны новые аспекты трактовки принципа равенства. Так, в соответствии с "устоявшейся практикой Арбитражного Суда Бельгии принцип равенства нарушается, если установлено, что не существует справедливого соотношения пропорциональности между используемыми средствами и поставленной целью"*(615).

Следует отметить, что ограничение основных прав и свобод личности может проходить и без изменения конституции. К примеру, процесс сужения социальной функции государства протекает в рамках действующих конституций, характеризующих государство как социальное. Возрождение либеральной идеи, сводящей роль государства в основном к управленческой функции, практически приходит к столкновению с идеологией социального государства, т.е. обеспечению государством минимума публичных услуг его гражданам, прежде всего в социальной сфере. По существу речь идет о сужении и выхолащивании социальной функции государства, по мнению адептов неолиберализма, явно избыточной или даже несвойственной современному государству. В этом контексте достаточно показательна попытка Франции отстоять свое понимание публичных услуг от позиции, занятой в их отношении Европейским союзом, который по существу выступает за усиление рыночного элемента при их оказании. От того, насколько успешной будет эта попытка, зависит существование публичных услуг, во всяком случае их традиционное понимание и содержание подвергается серьезному испытанию.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!