Глава 9. Тенденции развития основных институтов конституционного права зарубежных государств



 

Вводные замечания

 

Последние десятилетия характеризуются интенсивным развитием институтов конституционного права во многих зарубежных государствах. Это обусловлено значительным обновлением законодательства о правах человека, федеративных отношениях, местной демократии. В частности, современное государственное развитие характеризуется обусловленным процессами децентрализации изменением объема и распределения полномочий федерации и субъектов в странах с федеративным устройством; совершенствованием регламентации отношений центральной и региональной власти в государствах так называемого регионалистского типа, где происходит делегирование значительной доли полномочий центральной администрации региональным органам. Важной тенденцией демократизации современного государства является также возрастание роли и значения института местного самоуправления в общей системе демократических институтов. Учитывая сказанное, авторы данной главы сосредоточили внимание на современном состоянии трех ключевых институтов конституционного права зарубежных государств: прав и свобод человека и гражданина, федерализма, местного самоуправления.

 

Институт основных прав и свобод личности в зарубежных странах: тенденции развития

 

Конституционализация международно-правовых актов в сфере прав человека

 

XX в. и начало XXI в. можно охарактеризовать как период интернационализации и одновременно регионализации в области прав человека. Интернационализация прав и свобод человека, которая заключается в правовом регулировании и защите прав и свобод на международном уровне, сопровождается развитием принципа всеобщего уважения к правам человека.

Подлинным началом процесса интернационализации можно считать создание Организации Объединенных Наций (1945 г.), которая в своем Уставе провозгласила "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций"*(605). Были приняты фундаментальные документы: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Принятие указанных документов, несомненно, оказало значительное влияние на законодательство большинства стран мира. Например, в послевоенных конституциях Италии, ФРГ, Японии права человека были в широком объеме представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан, а конституции так называемой "второй волны", принятые в 70-е годы, закрепили еще более развернутую систему прав и свобод человека. Многие конституции закрепляют принцип прямого действия международных договоров (ст. 96 Конституции Испании 1978 г., ст. 138 Конституции Литвы 1992 г., ст. 119 Конституции Македонии 1991 г., ст. 35 Конституции Перу 1993 г., ст. 8 Конституции Португалии 1976 г., ст. 11 Конституции Румынии 1991 г. и т.д.).

Права человека приобрели такое значение, что в случаях их грубого нарушения мировое сообщество может принять и принимало меры по восстановлению нарушенных прав в государстве - нарушителе. Поэтому для процесса развития международного и внутригосударственного права характерны в настоящий период взаимодополняемость и взаимодействие.

Имплементация норм международного права о правах человека зависит от позиции государства по вопросу взаимодействия (соотношения) норм международных договоров и национального законодательства. Эти позиции в законодательстве различных стран делятся на две группы: монистическую и дуалистическую. Превалирующее значение имеет монистическая концепция, согласно которой нормы международных договоров объявляются частью законодательства страны, и в случае противоречия за ними закрепляется приоритет перед нормами внутреннего права. Это правило применяется в Албании, Армении, Болгарии, Франции, Чехии, Швейцарии и других государствах. В свою очередь, дуалистическая модель предусматривает следующее: международный договор после вступления в силу акта ратификации действует на территории государства непосредственно или только после издания специального закона, воспроизводящий договор. Дуалистическая модель применяется в Норвегии.

Стандарты прав человека, которые содержатся в международно-правовых документах, получили статус универсальных, т.е. имеющих равную значимость для любой страны, любой цивилизации.

Вместе с тем во многих регионах мира обнаружилась несостоятельность, а точнее, определенное несоответствие придания универсальности правам человека менталитету народов, сформировавшихся в отличных от западноевропейских традициях и условиях. Действительно, народы Китая, Индии, Южной Америки, Африки имели и имеют совершенно другую культуру и религию, нежели народы Европы и Северной Америки, что, безусловно, находит свое проявление и в их отношении к институту прав и свобод личности.

Поэтому наряду с процессом распространения универсальных стандартов в сфере прав человека, их интернационализацией "начался другой процесс - регионализации, т.е. создания стандартов и механизмов защиты прав человека применительно к традициям и культуре региональных образований"*(606).

Процесс регионализации отмечен принятием целого ряда таких важнейших документов, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Арабская хартия прав человека 1994 г.

Более того, системы регионального нормативного уровня дополняют универсальные положения, а в некоторых вопросах и предусматривают повышенную степень требовательности и защищенности и эффективности реализации прав и свобод человека. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., адаптировавшая универсальные международно-правовые акты к национальным особенностям государств - членов Совета Европы, является базисом для утверждения принципа всеобщего уважения прав человека и обеспечения единообразного подхода к регулированию прав человека на европейском континенте.

В таких странах, как Албания, Болгария, Грузия, Кипр, Литва, Люксембург, Польша, Украина, Хорватия, Швейцария, Европейская конвенция является частью национального законодательства, она обладает приоритетом перед законом и ее нормы являются нормами прямого действия*(607).

В текстах региональных деклараций, прежде всего в преамбулах, отмечается значение идей и исторических традиций стран, принявших эти документы. Особенно это подчеркнуто в Исламской декларации прав человека 1990 г., в которой подтверждается цивилизационно-историческая роль исламской общины, "сотворенной Аллахом как наилучшей из общин, которая оставила в наследство человечеству всемирную сбалансированную культуру, соединила знание и веру, а также то, что должна сделать эта община сегодня, чтобы указать правильный путь человечеству"*(608).

Принятие региональных деклараций, конвенций о правах человека подчеркивает их органическую включенность в культуру, традиции, идеалы стран различных регионов мира. Однако осуществление прав человека наталкивается на сопротивление действительных жизненных отношений, исторически развивавшихся на иных ценностях, которые оказываются сильнее европейских и американских стандартов и идеалов демократического правового государства. Да и европейские стандарты по правам человека и их ограничению, содержащиеся в международных, региональных и национальных правовых актах, нуждаются в научно-теоретическом обосновании, дабы избежать искажения подлинных идеалов правового государства и применения "двойных стандартов" в вопросах его построения в так называемых странах молодой демократии.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!