Свиток 5. Полное проявление силы духа



 

Откуда и как появляется сила духа, что она производит в мире вокруг ее носителя? Это очень важный вопрос, на который можно дать любые ответы, и все они могут звучать сомнительно до тех пор, пока сам ты, став на Путь, не почувствуешь ее воздействие на себя и мир своих обстоятельств.

 

В царстве Простом жил колченогий, которого звали Правитель Кляча. Ему отрубили ногу в наказание за какое‑то преступление в прошлом. За этим Клячей ходило последователей столько же, сколько и за учителем Дыровым. Вечное Время спросил у Дырова:

– Правитель Кляча наказан увечьем, а ходит за ним последователей в Простом царстве не меньше, чем за вами, учитель. При этом он никого не учит, не проповедует. Стоя не поучает, сидя не рассуждает на умные темы. А те, кто приходят к нему пустыми, возвращаются наполненными. Действительно ли он владеет таким учением, которое он передает без слов? Возможно ли, что и без всяких внешних выражений он являет нам совершенство сердца? Что это за человек?

Дыров ответил:

– Этот учитель – мудрый человек. Я бы и сам стал его последователем, но слишком отстал от него в развитии, потому и не иду к нему учиться. Придет время, и я обязательно пойду к нему в ученики. Что ж говорить о тех, кто и до моего уровня не дошел? Я приду к нему учиться вместе со всем Простым царством и даже всех людей в Поднебесной призову последовать за ним.

Вечное Время спросил:

– Получается, что даже со своими увечьями он превосходит вас, учитель? Насколько же превзошел он простых людей? Если он таков, то в чем же особенности его подходов к работе сознания?

Дыров ответил:

– Хотя рождение и смерть – события великие, только в нем они уже ничего не могут преобразовать. Если Небо и Земля обвалятся и перевернутся, ему от этого не будет никакого вреда. Все сущее он постиг без изъяна, и внешний мир не способен в нем ничего изменить. Он сам влияет на превращение вещей, так как управляет источником превращений.

 

 

Вечное Время спросил:

– А что все это значит?

Дыров в ответ:

– Если взглянуть на все сточки зрения проведения различий, тогда печень и желчный пузырь в человеческом теле отличаются друг от друга так же, как царства Ясное и Превосходное. Но если глядишь на это с точки зрения установления тождества, тогда все множества предметов являются чем‑то единым. Когда человек переходит на этот уровень видения, он уже не различает, что приходит в него через уши, а что через глаза. Он гуляет своим умом в пространствах, где созидается лад силы духа. Все предметы для него – это одно целое, он просто не видит, как исчезают отдельные части. Даже и потеря собственной ноги для него – как отпавший комочек земли.

 

 

Вечное Время сказал:

– Он постигает себя, познавая свое знание. Он с помощью собственного разума постигает суть своего разума. Так он обретает разум вечности. И разве может быть что‑то более важное среди всего сущего?

Дыров ответил:

– Невозможно человеку увидеть свое отражение в бегущей воде, а в спокойной воде его ясно видно. Только успокоив движущиеся потоки, можно остановить волнение множественности, обретя в ней покой.

Среди сущностей, получивших судьбу от Земли, только сосна и кипарис проводят ее правильно, потому и зимой, и летом они сохраняют свою зелень.

Среди сущностей, обретших судьбу на Небе, только царь Смиренный проводил ее правильно, он умел благом направлять свою жизнь и тем самым управлял множеством живущих вокруг него существ.

 

 

Сохраняя и поддерживая в себе начальный посыл к движению вперед, обретаешь действительное бесстрашие. Храбрый воин не боится один пойти в расположение девяти полков. Способен ли на это воин, стремящийся обрести личную славу?

Ну а если Небо и Земля для тебя лишь часть ощущений, тогда ты станешь хранилищем для тысяч предметов. Направляешь области мира шестью костями, а образы мира – это уши и глаза. Познаёшь, создавая в себе единство познания. И разум такой никогда не сгинет. Сам выберешь благоприятный день, чтобы покинуть тело.

За таким люди толпами ходят. А чужие дела и предметы – разве будут они ему делом?

 

Усердный Ученик Блаженный – калека с отрубленной в наказание ногой – вместе с Наставником Производства из Мельничного царства пошел учиться к Хозяину Сумерек Бесчеловечному.

Раз Наставник Производства обратился к Усердному Ученику Блаженному с такими словами:

– Если я пойду первым на выход, то вы, господин, подождите немного на месте. А если вы желаете идти первым, тогда я задержусь.

На другой день они вместе были в каком‑то доме за одним столом, и Наставник Производства так сказал Усердному Ученику Блаженному:

– Сейчас мне нужно уходить. Сможете ли вы немного задержаться здесь после меня? Ведь когда господин, общаясь с представителем власти, не выказывает надлежащего почтения, не значит ли это, что он занимает с ним равное положение во власти?

 

 

Усердный Ученик Блаженный отвечал:

– Ого, среди последователей нашего учителя есть, значит, человек столь высокого чина. Видать, господин, настолько вы рады своему высокому положению, что все остальные для вас находятся позади. Слышал я, люди говорят: «На ясное зеркало пыль не сядет». Если пыль оседает – значит, ясности нет. Если сам долго находишься рядом с ясностью – свои ошибки ясно увидишь. Вы, мой господин, получили от наставника величайшее знание, а продолжаете говорить такие слова. Нет ли в этом ошибки?

Наставник Производства ему в ответ:

– Вы бы, мой господин, на себя посмотрели. А ведь готовы в добродетелях спорить с царем Славным. Видно, у вас недостаточно силы духа, чтобы на себя ее правильно обратить.

Усердный Ученик Блаженный говорит:

– Многие могут поведать о своих ошибках, потому что ошибки из‑за рассказа никуда не денутся. Мало кто способен промолчать о своих ошибках именно потому, что тогда они больше не повторятся.

Зная, что ничего не поделать, остаешься спокойным. Видя, что такова судьба, способен промолчать, когда обладаешь большой силой духа.

Вот так и гуляешь, зная, что находишься под прицелом у всегда бьющего без промаха величайшего стрелка Вознесенного. Оказываясь в центре событий, становишься самой легкой добычей для его стрелы. И коли стрела в тебя не попала – это и есть судьба.

Многих встречал я, сохранивших ноги, что смеялись надо мной, потому что я свои не сберег. Когда‑то я на них гневался и сердился. Встретил потом учителя, и гнев мой исчез, так я вернулся к себе. Не знаю, добром ли остудил учитель мой гнев? Но только я с ним хожу уже девятнадцать лет и ни разу не почувствовал свою увечность.

Мы же, мой господин, с вами гуляем в областях, что расположены с внутренней стороны плоти и костей, а вы меня тащите за собой в область телесной внешности. Нет ли в этом ошибки?

Тут Наставник Производства, смутившись, поменялся в лице и пробормотал:

– Не стоит больше, мой господин, говорить об этом.

 

 

Жил в Простом царстве колченогий калека, прозванный Беспалым с Дядиной Горы. Однажды приковылял, чтобы повидать Дырова.

Дыров ему и говорит:

– Вы, мой господин, некогда проявили неосмотрительность, совершили ошибки и были за них наказаны. Вот вы пришли ко мне нынче, но разве что‑то можно исправить?

Беспалый ответил:

– Я в былые времена не знал, как правильно стараться, необдуманно применял свою плоть, потому и утратил ногу. Сейчас я пришел к вам, учитель, и чувствую, будто моя дорогая нога сохранилась при мне. Буду стараться обрести целостность. Разве есть хоть что‑то, не покрытое Небом, или что‑то, что не несет Земля? Вы для меня, учитель, были подобны Земле и Небу. Каково же мне узнать, что учитель такой?

 

 

Дыров в ответ:

– Какой же я неотесанный человек. Почему бы наставнику в дом не войти? Расскажите мне, о чем наслышаны.

Но Беспалый ушел. Дыров тогда сказал ученикам:

– Вы старайтесь, ученики. Беспалый, хоть и калека безногий, а старается учиться, чтобы исправить ошибки, которые совершил давным‑давно. На что же способны люди, которые обладают целостной силой духа?

А Беспалый в беседе со Старцем Красноухим сказал:

– Что могу сказать о постижении Дырова? Ничего он еще не постиг. Непонятно, зачем он все время ходит к вам, наставник, и просит учения? Попусту тщится прослыть человеком чудесным и странным. Нет в нем понимания, что для человека постигшего постижение – это тоже оковы и путы.

Старец Красноухий в ответ:

– Может, лучше прямо ему и показать, что жизнь и смерть связаны воедино и неразрывны возможность и невозможность. Освободим его от пут и оков. Можно ль так сделать?

Беспалый промолвил:

– Да разве кары небесной можно избегнуть?

 

Правитель Простого царства князь Милосердный спросил у Дырова:

– В Охранном царстве есть отвратительного облика человек. Все его зовут Страшным Уродом. Когда встречаются с ним мужчины, оказавшись рядом, так задумываются, что уйти от него не могут. Когда женщины его видят, просят, чтобы отдали их ему хотя бы в наложницы, вместо того чтобы стать законными женами нормальных мужчин. Таких у него уже больше десятка, а все время появляются новые. Никто не слыхал, чтобы он от себя что‑то вещал. Просто в ладу с людьми постоянно, и всё. Нету него высокого чина придворного, чтобы мог спасти человека от беды. И доходов больших не имеет, чтобы голодных кормить, наполняя им животы. При этом он еще и урод такой, что любой испугается, его увидев.

Со всеми во всем соглашается и от себя ничего не скажет. И в познаниях ничем не превосходит людей четырех сторон. Но если идет куда‑то, там лад между мужским и женским возникает еще до того, как он на место прибудет. Определенно, что‑то в нем есть, что от всех остальных отличает.

Вот я, сирый, и пригласил его, чтобы увидеть в нем это. И верно, был он настолько уродлив, что любой испугается. А все же, после того как пробыл он у меня около месяца, стал я понемногу понимать, что он за человек.

Прошло около года, и я проникся полным к нему доверием. Когда у меня в стране не оказалось главного управителя, я предложил ему принять управление царством. Он выслушал меня с безразличием, но через некоторое время принял предложение. При этом сохранял такую безучастность, что можно было подумать, что речь идет об отказе.

А я, устыдившись, передал ему управление всеми делами в стране. Однако прошло немного времени, и он уехал от меня куда‑то. Так я об этом жалел, словно потерял что‑то важное, как будто больше никого не осталось, с кем вместе мог порадоваться в этой стране. Что же он был за человек?

Дыров сказал:

– Был я как‑то по делам в Ясном царстве. Там увидел молочных поросят, которые попробовали сосать свою мертвую мать, но тут же, напугавшись, разбежались от ее тела. Перестали видеть себя подобными ей. Не чувствовали, что она – то же, что и они. Ибо их любовь к матери – это не любовь к ее телесности, а к тому, что приводит в движение это тело.

Когда воины гибнут в бою, им не нужны пышные принадлежности для устройства погребальных обрядов.

Если человеку отрубили в наказание стопы, он вряд ли будет жалеть о своих туфлях. Просто нет больше для этого оснований.

Если берут деву наложницей к Сыну Неба, недопустимо, чтобы ей протыкали уши и обрезали ногти.

А если в дворцовой обслуге кто‑то женится или выходит замуж, их больше не допускают к работе во внутренних покоях. Они трудятся только во внешних пространствах без доступа к Сыну Неба.

Все эти меры предпринимаются для того, чтобы сохранить целостность телесного облика. Так насколько же важнее для людей обрести целостность силы духа?

Вы говорите о том, что Страшный Урод вызывает к себе доверие, слов не говоря и подвигов не совершая. Становится настолько близок правителю, что тот ему всю страну отдает в управление. Даже боится, что тот откажется и не примет.

Это значит, конечно, что тот достиг целостности свойств, и сила духа его перестала зависеть от телесного облика.

Князь Милосердный спросил:

– А как определяется целостность свойств?

Дыров ответил:

– Смерть и рождение, существование и погибель, поражение и победа, бедность и богатство, одаренность и глупость, упадок и процветание, голод и жажда, холод и жара – это все части изменений узора обстоятельств, движения судьбы.

День и ночь – они меняются местами в этом узоре, и ты знаешь, что не способен увидеть начало в этой бесконечной череде. Потому и не можешь достичь лада во всей этой путанице. Нельзя допускать, чтобы эти изменения проникали в хранилище духа. Старайся в душе всегда сохранять безмятежность и лад, просто поддерживай их ток постоянно и не теряйся в радости. Ни днем, ни ночью чтобы и щелочки не было в твоем мире, пусть отовсюду к тебе приходит весна. Поддерживай сообщение с этим, и время будет рождаться прямо в сердце твоем. Вот это и можно назвать целостностью свойств.

– А как правильно определяется независимость силы духа от плотского облика?

 

 

– Ровная гладь – это полнота выражения спокойствия воды. Это можно взять за образец. Сохраняй его внутри, и вовне не будет ряби. Сила духа – это настрой совершенного лада. Когда сила духа не от плоти, тогда предметы не могут рассеять ее, – отвечал Дыров.

На следующий день князь Милосердный сказал Наставнику Жалеющему:

– Я сначала правил своей страной, обращая лик свой на юг, сохраняя с народом связь, тревожился о гибели людей. Думал, что это и есть высшее постижение. Ныне же послушал речи достигшего и боюсь, что нет во мне никакого понимания. Легкомысленным использованием себя могу страну погубить. Я и Дыров – не государь и подданный. Он мне друг по духу. Вот так.

 

 

Безгубый хромоногий горбун был советником у князя Духовного в Охранном царстве. Так любил его князь Духовный, что у людей обычных шея ему казалась слишком длинной и тонкой.

Урод, похожий на тыкву, с наростами на шее, был советником в Ровном царстве у князя Ив. Так любил его князь Ив, что у людей обычных шея ему казалась слишком длинной и тонкой.

В них настолько сильна была сила духа, что все забывали об их телесном облике. Когда человек не забывает то, что забывается, забывая то, что не забывается, это можно назвать забвением по‑настоящему.

 

 

Так что мудрому человеку есть где погулять.

Знание несет беду, договоры приклеивают друг к другу, сила духа привязывает, а умения нужны для торговли.

Мудрец не замышляет выгод – зачем ему знания?

Не кроит – зачем клеить?

Нечего терять – зачем обладать силой духа?

Нет товаров – нужно ли торговаться?

Эта четверка – питание Неба.

Питание Неба – это небесная еда.

Когда получаешь еду от Неба, зачем тебе еще и человеческое?

Имея человеческий облик телесный, не имей человеческих чувств.

Обладая телесным обликом человека, становишься частью человеческой стаи. Но если нет человеческих чувств, тогда правда и неправда не владеют твоей личностью.

Узость мелочного взгляда делает тебя одним из людей.

Возвышенность в великом делает тебя одиноким в Небе.

 

Спросил у Наставника Силы Наставник Добрый:

– В человеческом истоке нет чувств?

– Так, – ответил Наставник Сила.

Наставник Добрый спросил:

– Но если нет чувств в человеке, то как же назвать его человеком?

Наставник Сила в ответ:

– Путь дает тебе облик, Небо дарует телесную наружность. Имея это, почему не назваться человеком?

Наставник Добрый в ответ:

– Но если определять человека, возможно ли отсутствие чувств?

Наставник Сила ему:

– Утверждение и отрицание определяет во мне чувство. Я определяю отсутствие чувств, говоря о человеке, в котором благосклонностью и неприязнью не разрушается мир внутри тела. Он, постоянно следуя естественному течению, не прибавляет к жизни.

Наставник Добрый спросил:

– Но если не добавлять к жизни, то откуда возьмется у него тело?

Наставник Сила в ответ:

– Путь даст ему облик, Небо дарует телесную наружность, и не нужно внутри разрушать свое тело благосклонностью и неприязнью. А сейчас вы, наставник, вовне тратите дух свой, утруждаете свои ощущения. Прислонившись к дереву, поете; опершись на столик, спите. Небо избрало вас, наставник, телесным обликом, а вы воспеваете разницу между твердым и белым.

 

 

Таковы проявления целостности духа в достигших, и неважно, какой у тебя облик, все ли на месте в телесной оболочке, ибо главенствует в мире всегда дух.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!