Смерть одна, да болезней тьма 4 страница



Сохранилось множество описаний ритуалов, связанных с контагиозной магией. Так, например, в древности у всех народов существовал обычай, сохранившийся до сих пор в некоторых регионах мира, тщательно прятать остриженные волосы и ногти, выпавшие зубы ребенка. Староверы, или раскольники, остригая ногти и волосы, всегда собирали их в особый мешочек, приказывая после смерти класть его с собой в могилу. Судя по всему, люди боялись, что через эти предметы можно нанести вред их бывшему владельцу. В народе до сих пор живет поверье о том, что нельзя остриженные волосы жечь или бросать где попало, не следует играть своей шапкой, так как это может быть причиной головных болей. Нельзя также подметать в доме в тот день, когда уехал близкий человек, чтобы не замести ему следа (дороги), по которому он мог бы вернуться обратно.

Известно, что туземцы Австралии, для того чтобы навредить своему недругу, крадут у него вещи, а затем колотят их и держат над огнем. Похожий обычай сохранялся до недавнего времени и у некоторых народов Европы.

Известно, что великий математик Пифагор и его школа относились к магии очень серьезно и создали целый кодекс суеверий. Пифагорейцы запрещали, например, протыкать отпечатки ног человека гвоздем или ножом; настоятельно рекомендовали разглаживать, вставая с постели, простыни, чтобы не оставлять следа тела, и так далее.

В этой связи интересен сюжет, типичный для сказок самых различных народов. Юноша, уходящий странствовать, оставляет дома нож или какую‑либо другую вещь, принадлежащую ему. По состоянию этой вещи (проявлению ржавчины, пятен, ассоциирующихся с кровью, и т. п.) родные могли узнать о судьбе юноши. И действительно, на Руси в старину часто по оставленным любимым человеком золотым, серебряным, железным вещам судили о состоянии его здоровья. Если металл тускнел или ржавел, то это принималось как знак того, что путник погиб или ему грозит большая опасность. Если металл оставался таким же светлым, то это считалось хорошим признаком.

Вера к контагиозную магию могла возникнуть не только как результат «магического мышления», но и вследствие особой чувствительности некоторых людей к реальной связи между объектами, которые ранее взаимодействовали, а ныне разделены в пространстве.

У древних народов Африки, Новой Гвинеи, островов Индийского океана существовал очистительный обряд для воинов, на которых попадала кровь убитых ими врагов. Во время обряда воины проходили сквозь огонь. Считалось, что родные убитого через его кровь могут причинить вред победителю, а через него – его соплеменникам. Огонь разрушал эту связь (позднее от всего магического обряда остался обычай посыпать воина пеплом, отсюда и пошло выражение «посыпать голову пеплом»).

Очистительный обряд посредством огня использовался «профилактически», дабы обезвредить чужестранцев или людей, вернувшихся на родину, на случай, если с ними явились иноземные колдовские силы.

Когда в Австралии одно племя посещало другое, гости входили в селение с зажженной корой или головнями в руках. С незапамятных времен практически у всех народов мира существовали праздники, связанные с огнем, их элементы сохранились и до нашего времени (огни Великого поста, пасхальные огни, майские огни, известные под названием огней Бель‑тана; огни летнего солнцестояния, например огни Купалы в Иванов день, и другие). На праздниках разводили небольшие костры, прыгали через них, исполняли ритуальные песни, водили вокруг огня хороводы. Анализируя эти обычаи, ученые пришли к выводу, что, по всей вероятности, они имели очистительное назначение.

Контагиозная магия предполагает сохранение связи между самим человеком и, скажем, его остриженными волосами, ногтями, пролитой им кровью, а также связь между человеком и его родственниками. С этой точки зрения, перечисленные выше обычаи и ритуалы уже не кажутся такими дикими.

Существует бесчисленное множество способов наведения порчи (энвольтования, изурочения). Колдун использует приемы сообразно обстоятельствам. Наиболее распространенные виды порчи: при помощи вольта (восковой фигуры, корня Мандрагора, завязки – егильета), отравления на расстоянии путем наведения чар на след человека, на ветер. При этом часто используется мумия тела того человека, на которого насылают порчу. К мумиям относятся кровь, моча, обрезки ногтей, волосы, зубы (откуда и пошло выражение в народе «иметь зуб»). [77]

Есть растения, животные и даже вещи, которые помогают волшебству: филины, совы, черные, без всякого пятнышка кошки, лягушки, змеи и всякие пресмыкающиеся гады; 12 железных ржавых ножей, осиновая зола, добытая у соседей в Великий четверг, сажа из церковной печи; травы: разрыв‑трава, любжа, иван‑да‑марья и др.

 

Порча

 

Порча, или, как ее называют в народе, изурочение, – это вред, причиняемый магическим путем посредством направленно сконцентрированной злой воли. Приводят эти силы в действия путем заклинаний, подкрепленных магическими приемами. Есть различные виды порчи, насылаемые на человека. Порча злобой выражается в том, что человека ранят, мучают, заставляют болеть, чахнуть, вплоть до смерти. Напуски и порчи бывают на болезни, на учинение всякого зла: насадить грыжу, килу, стрелы, икоту, останавливать свадьбы, прятать незаметно вещи, угонять скот от вида.

Вред, приносимый человеку, всего чаще выражается в форме болезней. Колдуны «насаживают килы» на людей, то есть устраивают так, что здоровый человек заболевает грыжей или злокачественными темно‑синими нарывами, сопровождаемыми невыносимой болью и необъяснимой тоской: человек просто на стену лезет. Запои также напускаются колдунами, когда несчастный бросает семью, уходит куда глаза глядят, иногда налагает на себя руки. Колдуны отнимают у человека разум, делают его припадочным, возбуждают у мужа отвращение к жене и обратно и вообще нагоняют все те болезни, от которых приходится долго лечиться от порчи у сведущих в этих делах знахарей.

Колдуны‑ломотуны напускают «ломотную порчу», портят людей насмерть. Колдуны‑кликотники вводят людей в то, что те «кликотой кликали», то есть когда от порчи кличат разными голосами животных, птиц и иными разными голосами. Колдуны‑зелейники своими магическими обрядами, отравами, наговоренными кореньями, дурманом‑репейником изводят многих людей разными болезнями.

Есть непоколебимая народная вера «в порчу». Здесь, в этой порче, и сосредоточена собственно вся деятельность чародеев, и ею же объясняется их влиятельное значение в деревенской среде. Это мощный психический и психологический фактор. Поэтому колдуны придерживались особого обряда: особенных отношений с окружающими, странного, необычного поведения и даже во внешнем виде старались выделяться от всех других, рассчитывая поддерживать в окружающих то подавляющее впечатление, которое требуется их исключительному мастерству. Они всегда внушительны и строги, воздерживаются быть разговорчивыми, держат себя в стороне, ни с кем не ведут дружбы и даже ходят всегда насупившись, не поднимая глаз и устрашая тем взглядом исподлобья, который называется «волчьим взглядом».

 

...

Атлас тибетской медицины «Книга объяснений». Лист 6 «Уподобления» и «Количества естества в (организме) мужчины и женщины».

 

Темное дело порчи производится «сглазом», заговорами, «напуском» и «относом». [78] Наговаривают на хлеб, соль, воду и пр., напускают по ветру и по следу, посылают порчу на «относ», то есть подкидывают наговоренные вещи, и кто их поднимет, тот и захворает. Совершают действия с кровяным пятном, волосами, ногтями, следами. Для порчи используют различные корешки, настойки, снадобья, яды.

Приемы, к которым прибегают, посылая порчу, очень разнообразны. Сильному колдуну довольно взглянуть своим недобрым косым взглядом, чтобы заставить чахнуть. Колдуну послабее нужен заклятый порошок, чтобы бросить его на намеченную жертву по ветру. Вытянутый след, то есть щепотка или горсточка земли из‑под ног обреченного, в мешочке подвешивается в чело печи, а в трубе замазываются глиной его волосы; начнет земля и глина сохнуть – сухота обуяет и того человека. Через наговоренную сильным колдуном вещь достаточно перешагнуть, а на зачурованное место стоит сесть, чтобы захворать. Иной колдун только лишь слегка ударит по плечу, как смотришь – человек «испорчен».

Часто в селениях к колдуну приходили с просьбой пустить порчу по ветру, желая отомстить своему обидчику. Колдун брал с дороги пыль и, произнося заговорные слова проклятия, бросал ее в направлении жертвы, выбирая благоприятный момент, когда в ее сторону дует попутный ветер. Человек, подвергшийся такой порче, ощущал резкое ухудшение здоровья, желудочные боли, иногда терял зрение и чахнул.

Порча на след применялась тогда, когда нельзя было достать мумий тела человека (волос, ногтей, крови и т. д.). Она совершалась следующим образом: оставленный на земле и на снегу след человека, намеченного к порче, вырезался с землей, затем производились специальные манипуляции и заклинания над ним, посылались мысленные и словесные пожелания бедствий и недугов человеку на которого хотели воздействовать. Наведенная на след человека порча вызывала у него тоску, иссушающую его до крайности, нередко доводившую до самоубийства. Человек сохнул, быстро теряя жизненные силы, ослабевали умственные способности, и в постепенном медленном истощении он умирал.

Совершая магический обряд для напуска порчи, колдун брал сердце мертвого животного, клал на доску. Готовил девять шипов боярышника и один ржавый гвоздь. Начинал говорить заклинание, при этом втыкал в сердце один из шипов. Произнося последнее слово заклинания, протыкал ржавым гвоздем. Силой воображения это сердце он вкладывал в созданный в уме образ того человека (в виде фантома), на которого напускал порчу, и посылал его, используя энергию мысли. Затем проколотое таким образом сердце заворачивал в холстяную тряпицу и втыкал в печную трубу.

Если колдуну нужно было натравить на какого‑то человека собак, он брал стебли белены, завернутые в шкуру молодого зайца, и закапывал на перекрестке, перед тем, как там должен был проходить тот человек. Собирались собаки со всей округи и нападали на того, кто проходил по этому месту. Они не уходили до тех пор, пока не была вырыта эта приманка.

Часто напуски порчи на новобрачных совершались на свадьбах. Нередко колдун делал так, чтобы свадьбу расстроить. Бросал в печь на загнетку с угольями такие травы, от которых смрад дурманил у всех головы, а у иных вызывал рвоту. Из‑за этого смрада покидали избу и свадьбу отсрочивали. На дворе колдун подходил к лошадям, предназначенным для жениха и невесты. Незаметно под хомут подкладывал репейник и клубок колючек, которые в пути могли довести лошадь до неспокойного состояния. На перекрестке под ноги передней лошади бросал рукавицу на волчьем меху, и лошадь начинала фыркать, останавливалась как вкопанная и задерживала весь поезд, который должен был совершить свой путь без помех и препятствий. Поэтому часто по‑доброму, как дорогого гостя, на свадьбу приглашали «вежливца» – колдуна, который мог кудесить с доброй целью, предупреждая возможность порчи и различных препятствий свадьбе.

Как правило, человек, на которого наводили тяжелую смертельную порчу, мог только гадать, кто бы это мог сделать. И обращался за помощью к знахарю. В магической операции, в заклинаниях от порчи, в которой пытались возвратить напуск тому, кто ее наслал, не называли имени предполагаемого виновника колдовства. Заклинания могли потерять свою силу. И тогда обезвреженные злые силы, отступившись от потерпевшего, бумерангом возвращались только к тому лицу, которое пробудило их к жизни.

 

Приворотное зелье

 

Есть ли тайна в отворотных и приворотных зельях? В мнении сельских людей – такая тайна существует. Что же на самом деле происходит? Например, применяется «отворотное зелье». Если вас хотят заставить разлюбить какого‑то человека, перед встречей с ним вам должны дать препарат, вызывающий антипатию, раздражение, подавленность. Вы будете думать, что это ваш любимый вызывает у вас такие чувства. И очень скоро вы поймете, что не можете больше видеть этого человека. «Приворотное зелье» – это, наоборот, препарат, возбуждающий половую потенцию, поднимающий настроение.

Для получения этого зелья обращались к колдуну, который читал заклинания, готовил его и совершал магический обряд. Колдун прибегал к растительным снадобьям из белладонны, белены, дурмана и мандрагоры, к ним добавлялись животные ингредиенты типа кожи жаб и саламандр. Известно, что кожа жабы является источником психоделиков диметилсеротонина и буфотенина, то есть агонистов серотониновых рецепторов. И в определенной степени связана с серотонинергической медиацией мозга, то есть «зоной рая». Не удивительно, что после такого наркотического «приворотного зелья» пациент колдуна получал определенный прилив сил и иллюзии своей необыкновенной силы.

 

...

Атлас тибетской медицины «Книга объяснений». Лист 7 – «Группы костей и непропорциональное тело человека».

 

Известны многочисленные магические средства и приемы для достижения любви. Многие верят, что мужчина, выпивший «спитки» (остатки от чего‑нибудь жидкого) воды, кваса, пива, водки после питья женщины, привяжется к ней и будет волочиться за нею.

Кроме наговоров и подходов на любовь девиц или парней, есть еще магические средства. Так, носят коровью кость, составляющую проход с ложечкою детородного уда; когда в апреле‑мае месяце выползают лягушки и кричат, ловят на крючок тех, которые будут в совокуплении, их вешают в соединительном положении, чтобы они так околели и высохли; потом такие лягушачьи скелеты носят с собой, считая, что парням, которые их имеют, ни в чем не откажет ни одна девушка.

У сельских знахарей имеется большое количество любовных заговоров и заклинаний. Есть заговор молодца на любовь красной девицы; на разжигание (разожжение) девичьего сердца; слова – напустить, навести тоску; подход на любовь девицы. И наоборот: заговор на тоску доброму молодцу по красной девице, на прилучение парня; заговор девицы на брак с молодцем. Есть заговор, чтобы муж жену любил, и просто – заговор на людскую любовь.

Любовные заговоры сами по себе мало что значат без применения специальных магических средств и действий. И этими, как их называли, колдовскими обрядами занимались в основном профессиональные специалисты темной магии. Но не всегда к ним обращались.

Среди сельских жителей широко бытовали и были распространены способы и приемы любовной магии. Что только не предпринимали для того, чтобы нагнать на человека любовную тоску: подавали в церкви поминание за упокой того человека, на которого хотели нагнать любовную тоску, и потом в течение трех дней, выходя по утренним зорям, бросали на ветер горсть земли, взятой с какого‑нибудь кладбища, при этом каждый раз говорили заговор.

Топили жарко баню, входили в нее и парились, чистым платком стирали пот с тела, говорили заговор и выжимали с него пот на пряник и затем давали съесть любимому человеку.

Находили змею, прижимали ей шею рогаткой, затем продевали иглу с ниткой сквозь глаза и говорили: «Змея, змея! Как тебе жалко своих глаз, так чтобы раба (такая‑то) любила меня и жалела». Затем, находясь с любимой особой, продевали этой ниткой платье так, чтобы никто не видел. Считалось, что пока нитка в платье, до тех пор будет продолжаться любовь.

Влюбленный парень, желая обладать красотой девичьей, ходил утром до восхода солнца к озеру и ловил двух парных лягушек, клал их в продырявленный кувшин и шел, не оглядываясь, до первой муравьиной кучи, в которой его зарывал. На третий день влюбленный парень приходил к муравьиной куче, раскапывал кувшин, в котором выбирал оставленные шкурку и косточки. Шкурку он клал на свой след, а косточку на девичий след. По его твердому мнению, эти предметы вместе с заговором должны были творить чудеса.

В пятницу до восхода солнца отправлялись в сад и срывали самое красивое яблоко. Разрезали яблоко пополам, в середину клали записку с именем любимой особы и обвязывали их тремя своими волосами и тремя волосами человека, которого хотели приворожить. Затем соединяли половинки яблока, протыкали их льняной ниткой и клали на солнце. По мере того как яблоко начинало сохнуть, привороженный человек начинал проявлять все большую к тому, кто этого хотел, склонность.

Брали две восковые свечи, скручивали их винтом вместе, при этом говорили: «Как эти свечи свиты вместе, так и мы с тобой будем свиты», потом зажигали перед образом и говорили: «Я не свечу зажигаю, а душу и сердце зажигаю раба (имя) по мне, рабе (имя), навсегда». Жгли девять раз.

Накануне Иванова дня до восхода солнца срывали растение, называемое «девясил», клали в тонкую холстину и носили у сердца в течение девяти дней; затем растение растирали в порошок и добавляли немного серой амбры. Этим составом посыпали букет цветов или добавляли в еду, предназначенную для любимого человека. Этот состав можно было также носить при себе, что, по старинному поверью, вызывало расположение окружающих.

Как только приходил первый жених свататься к девушке, плохой или хороший, все равно, носки его туфель, ботинок или сапог мыли водой. Этой водой молодая девушка‑невеста мыла руки и говорила: «По твоему следу пойдут ко мне сто женихов, сто молодцев». Или заметала его следы к дому веником с тем же приговором.

Какие только не исполнялись девичьи приговоры для привлечения женихов. Девицы стерегли появление молодого месяца и, увидев его, вертелись на пяте правой ноги, приговаривая: «Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя». Незаметно от всех заметали сор с улицы в избу в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая: «Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов». Заводили опару, ставили ее в печь и, когда она начинала киснуть, брали наперсток, черпали им трижды раствора и пили с приговором: «Как тесто ложится у сердца на месте, так и мысли о Марьюшке ложились бы у ретива сердца Ванюшки».

Высушивали и стирали в порошок сердце голубя, печень воробья, клоаку ласточки и ядрышки зайца, прибавляли такое же количество своей крови и давали съесть тому, в ком хотели возбудить любовь.

Для привлечения любви колдуны употребляли корень растения кукушкины слезки, имеющий по своей форме сходство с двумя соединенными руками. При помощи волос его носили на себе для возбуждения чьей‑либо симпатии и при супружеских несогласиях.

Покупали, не торгуясь, маленький замок. Клали его открытым на порог, через который должен переступить ожидаемый человек, которого желали привлечь; ключ держали при себе. Как только этот человек перешагивал через замок, запирали его, приговаривая: «Как замок теперь никто не откроет, так и нас с тобой никто не разъединит». Ключ бросали в воду, а замок хранили. Или делали по‑другому. Из нового веника выдергивали пруток, клали в пятницу на порог двери, в которую должен войти заговариваемый человек. Как только он перешагивал через прут, его убирали в укромное место так, чтобы никто не заметил. Затем прут клали на полок в жарко натопленной бане, приговаривая: «Как сохнет этот пруток, пускай сохнет по мне мой дружок».

Заговорами на соль и мыло старались «приворотить» своих мужей, сохранить их любовь. Соль давали в еде и питье, а наговоренным мылом давали умываться. Также сыпали пепел сожженных воротов своих рубашек на след, чтобы вызвать расположение и любовь.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!