Часть VI. НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО И КОЛДОВСТВО



 

 

Традиционные старинные методы оздоровления и лечения

 

Традиционная народная целительская практика оздоровления и лечения бытует в сельской местности и в настоящее время, она существует по своим особым правилам и порядкам, обычаям старины. Это естественно, ведь жители многих деревень и сел, маленьких хуторов, удаленных от сельских центров и городов, где есть больницы, не имеют возможности постоянно получать профессиональную медицинскую помощь. Единственное их спасение при внезапно возникшем заболевании – это их собственный целительский опыт и обращение к знахарям. Другая причина, по которой сохраняется данная традиция, – это вера в то, что некоторые болезни врачам не известны: сглаз, порча, волосень, черная рожа, щетинка и пр. Нередко сельские жители в одинаковой степени лечатся и у врачей, и у знахарей: сначала ходят к врачу и, если лекарство не помогает, идут к знахарю. Передается народная целительская практика обычно устным путем и существует параллельно, рядом с общепринятой миром врачебной медициной.

Целительство – не ремесло. Это – дар. Он как бы нисходит к человеку свыше. Становятся ими лишь те, кто на все 100 % верит, что у него чудодейственная сила целительства, и нет в этом ни капли сомнения. Такая сила веры в свои необыкновенные возможности целительства редко возникает в сознании обычного человека, а больше у человека, пережившего травмы, болезни, сильные переживания; или получившего, как ему представляется, некое (от высших сил) психическое внушение; и к тому же имеющего к этому ремеслу расположение и желание. Такой человек концентрирует свои мысли на одной цели, сознание его приводит к вызову действительного желания – единства сознательной и подсознательной воли, которые и составляют основу появившихся сил. Важна установка – желание помочь, сделать добро.

Как утверждается в научной литературе: «В народной жизни на единицы колдунов, чернокнижников, знатоков черной магии в деревнях приходились десятки знахарок и сотни просто бабушек „со знатьём“, несущих людям исцеление, добро, иногда просто надежду на избавление от беды, болезни, неприятности, оказание „первой медицинской помощи“. [69]

У знахаря есть свои помощники – это особый ритуал его магических обрядов и действий: подготовка пациента, символические действия, моления, заклинания, заговоры, внушение, мази и травы, вода, воск, огонь – все то, что может усилить благоговейный трепет перед происходящим и веру в успех.

У знахаря сохранились древние формулы языческих заклинаний, заповедные слова заговоров, дошедших до нас из глубины веков. Заговорные слова вносились в народные лечебники, травники, рукописи которых бережно хранились и передавались из поколения в поколение только избранным. Заговоры есть на все случаи жизни; и у знахаря есть профессиональное умение разобраться в применении их к заболеваниям. Владеют ими только настоящие знахари и знахарки, бабы‑угадки, лечейки, ведуньи, шептухи и ворожеи. Особое уважение к «знаткам» – ясновидцам, способным видеть в воде, как зеркале, болезнь, поразившую человека, или того, кто испортил человека, то есть нагнал порчу.

Знахари способны на все, все знают, всесильны и содержат все способы сохранения здоровья и все пособия на разные случаи: от бед, зол, напастей. И хотя их работу нередко приписывают сверхъестественной силе – знахари люди обыкновенные, обладающие лишь особым знанием и расположением к целительской деятельности. Чуть что случится, бегут к знахарю или ворожее, и та или другая поворожит или покудесничает. Недаром в древности знахарь назывался кудесником. Бабушка все уладит, пошепчет, научит. Ведь в повседневном крестьянском быту нередко случались неожиданные ситуации, заболевания и травмы, требовавшие немедленного обращения к этим бабушкам‑лекаркам. Также часто приходится полагаться на опыт старших в семье, научившихся кое‑чему на своем веку.

Ушиб и порез, зубная боль и боль поясничная «от надсады», прилипчивые бородавки или ячмень на глазу, болезненный ожог и многое другое – на каждую из этих «обиходных» болезней, недомоганий, физических изъянов издавна имеются свои избавляющие средства. Эти средства составляют травы и снадобья, действия и манипуляции с водой и воском и, почти обязательно, – «слова», то есть заговоры. К заговорам прибегают и в более тяжелых случаях, – например при заболевании лихорадкой, укусах змей или бешеной собаки.

Есть «олицетворенные» болезни или состояния, носители зла: двенадцать сестер‑лихорадок, золотуха, ночница и полуночница, криксы‑плаксы, тоска, сухота. Существуют и болезни явные, обозначаемые предметно, – чирей, ячмень, кила, волос. [70]

Болезни, в народном понятии, подразделяются на скорбь, черную болесть, падучую болезнь, болечь, немочь, призор, сглаз, урок, исполох, зуд, озеву, икоту. Считается, что многие болезни происходят от порчи недобрых людей. Порча – нанесение вреда от злого умысла или зложелательства.

Скорбь – сердечная болезнь. Черная болесть – холера или сифилис. Немочь – естественно рождающиеся болезни. Сглаз (или урок, призор, прикос) – происходит от недоброжелательного, завистливого взгляда чужого человека. Урок (или стень) – значит сухота, исхудание. Озева – происходит тоже от худого недоброго глаза, а также от слов, сказанных кем‑либо в сердцах про другого, с досадою, со злобной завистью. Оговор – напускается также от каких‑либо слов завистливого чужого человека, сказанных хотя от доброго сердца и даже ласковых, но не в добрый час. Исполох – это мгновенный испуг.

Бесспорными были и остаются такие целительские средства, как массаж, вправление вывихов, баня, столь неоценимое в народе мастерство «править» и «ладить» детей и взрослых. Неоценим богатый арсенал народной медицины в области целебных трав. Постоянное соприкосновение с природой, отношение к ней, одновременно благоговейное и хозяйственное, – способствовало познанию многих растений. Их подробные любовные описания находим в старинных «Травниках». Знахари, лечащие больных травами и кореньями, прозывались «зелейниками». «Мы ведь по лекарствам ходим», – говорят пожилые сельские женщины. Подорожник и тысячелистник, мята и ромашка, мать‑и‑мачеха и зверобой хранятся в каждом доме, где знают толк в травах. И, наконец, несомненны сила внушения, психологическое воздействие знахаря на пациента, что имеет прямое отношение к самим «словам», то есть заговорам, вернее, к их произнесению.

Имеются многочисленные свидетельства, что знахари с успехом излечивали душевные болезни. Удачно всегда применялись заговоры от кровоточения, разного рода болей, укусов змей, с употреблением повязок, втираний растительных мазей и тому подобных средств. Истерии, эпилепсии, помешательства, импотенции, детские, женские и разного рода затяжные хвори – все эти болезни, причиной которых, по понятиям сельского жителя, является порча, подшут, сглаз, и которые быстро и скоро, как это надобно больному, не в состоянии вылечить врачи, были заботами знахарей.

 

Существует своего рода специализация знахарей. Между такими специалистами есть особые «знатки» по внутренним болезням, дающие для питья больным разные травы – сухой зверобой, мяту, ромашку, смородиновые и березовые почки и т. п.; такие вещества, как деготь, скипидар, купорос, «бель» (сулему), или окуривающие больных киноварью и травами. Эти же «знатки» нередко останавливают кровоточение, засыпая раны сажей, золой, табаком, толченым сахаром, чертовым пальцем, или лечат нарывы, прикладывая к ним собственного изделия пластыри из красного воска и серы, муки с медом, творога с тестом и т. п. Существует знахарская диагностика и терапия. Знахарские средства и приемы находятся в строгой и иногда поразительной зависимости от тех воззрений на болезни, какие имеет о них народ: терапия знахарей построена на народной теории о болезнях и есть только следствие и вывод из нее.

Подобно тому, как для врача первой задачей является определение болезни больного, так иногда и знахарь, при обращении к нему, начинает дело с того, что производит осмотр и ставит свою знахарскую диагностику: болезнь от испуга, от дурного ветра, от глаза или порчи. Для определения характера болезни знахарь нередко гадает, смотрит в воду, в зеркало, топит воск, раскладывает карты и т. п. При такой диагностике получает иногда большое значение зевота: если при произнесении заговора знахарю сильно зевается, значит, у больного «большие уроки». Узнать, кто сглазил, дело относительно легкое. Гораздо труднее знахарю разобраться и определить вид заболевания. И лечить многие из таких заболеваний труднее, и лечение их бывает разное. Сельские лекарки говорят: «Когда сглаз – хорошо, а если от худого часу – порча. Тогда лечить много труднее. Сглаз всего три зари надо отчитывать, а от худого часу и от порчи целых двенадцать зорь».

Ученые определяют заговор как словесную магическую формулу, необходимую и достаточную для оказания воздействия на окружающий мир, его явления и объекты с целью вызвать желаемый результат. Они полагают, что самые древние заговоры были короткими формулами, поясняющими магические действия – «чары». Заговоры передавались от поколения к поколению как изустно, так и письменным путем – переписывались с листка на листок, с тетрадки на тетрадку. В устном бытовании хранение и передача заговоров составляли неотъемлемую часть традиции. Передавались они обычно только от старшего к младшему, чаще по родственникам. «Белые» заговоры и обереги – всегда добровольно, по просьбе и с охотой. Носители «черной магии» – колдуны должны были перед смертью обязательно «избавиться» от своих знаний и передавали их часто насильственно или обманом. [71]

Заклинания, или наговоры, заговоры и подходы, бывают к властям, на любовь (девушки, на разлуку замужней, на любовь всех), на исцеление от ран, недугов и болезней (от урока, сглаза, от вередов и чирьев, от нечистоты, от истечения крови, прикоса, призора, от ожога, от грыжи, от пьянства, от ушибов, на притчи, от стрел, от полуночницы, от зубной боли), на получение уважения, счастья, корысти.

О практике народного целительства, о лечебном искусстве знахарей и магии колдунов я знаю не понаслышке, не по литературе, а по своему долголетнему опыту соприкосновения с этим явлением, как этнограф и собиратель фольклора. За более чем тридцатилетний срок работы я побывал во многих заповедных, сохранивших еще свой старинный уклад жизни уголках России, в сотнях этнографических экспедиций. Наблюдал собственными глазами работу знахарей, как происходят целительские обряды, исполняются заговоры и заклинания, приготовляются лечебные снадобья и травы. Часть собранных материалов вошла в книгу «Этнография детства». [72] Большинство материалов по этой теме еще не публиковались. А знакомство с народным целительством началось вот с чего.

 

Месяц ты, месяц

 

Однажды случилась у меня неприятность. Был я в этнографической экспедиции в Зауралье, в староверческом поселении. И вдруг разболелся зуб, да так сильно, что совсем невмоготу стало. Что тут делать? До города путь далекий, до зубного врача, пожалуй, и за несколько дней не доберешься. Приуныл я. Приметила мои страдания хозяйка, у которой в доме на постое стоял, и говорит:

– Сходи‑ка ты, сынок, к Сафронихе. Она у нас знахарничает… – И показала, куда идти.

Пришел я к Сафронихе на двор. Нашел ее на огороде. Сафрониха старенькая, маленькая, с большими ясными глазами на морщинистом, обветренном лице. Посмотрела она на мою распухшую щеку и, ничего не спрашивая, сказала:

– Как засмеркается под зарю, так пособлю.

 

...

Проекция внутренних органов и участков мозга на лицо.

 

Пришлось ждать вечера. Сафрониха тем временем надавила чесноку, нарезала корешки подорожника, перемешала, положила в тряпочку. Потом приложила тряпочку к моей руке на самый сгиб, где пульс врачами прощупывается. Я недоверчиво подумал: «При чем тут рука? Да еще не со стороны больного зуба?» На улице смеркалось. Сафрониха вывела меня на крыльцо. Окунула палец в кружку с водой, как потом сказала – с «наговорной», просунула палец мне в рот к больному зубу и прижала к распухшей десне. Поглядывая на только что появившийся месяц, стала быстро, почти шепотом приговаривать слова:

«Месяц ты, месяц, серебряные рожки, золотые ножки! Первым разом, добрым часом – с облаков сойди, зубную скорбь сними…»

Когда Сафрониха закончила, к моему большому удивлению и радости, боль стала утихать. Утром зуб уже не болел.

 

Волосень

 

После этого случая, вместе со старинными песнями и обрядами, я стал записывать заговоры, рецепты всевозможных лекарственных снадобий, стал искать встреч с сельскими знахарями. А наблюдать и записывать было что. Пришлось мне в начале семидесятых годов пробыть все лето в деревне Чудовка Вологодской области. И вот что там произошло. У пастуха распух большой палец на ноге, появилась рана. Обернул он больную ногу тряпицей, сверху кожей обмотал, перевязал и ходит по деревне. У плетня мужики сидят и говорят ему:

– Эй, Сидорка, иди‑ка к Ефросинье Беловой. Она тебе с пальца выдавит, волосень вытянет.

А он в ответ:

– Да что она понимает!

– Ну, дурень! – кричат мужики. – Смотри, ногу потеряешь, отрежут!

Не верил Сидорка в старушечьи наговоры. Лег в больницу. Врачи лечили ему ногу, лечили, и ничего не помогло. Отрезали. Вернулся Сидорка в деревню на культяпке, колтыхает по дороге. А в соседнем селе у одного мужика под коленом такая же рана случилась, и у врача он был, и лекарством лечил, ничего не помогает, не залечивается. Пришел он к Ефросинье Беловой. Посмотрела она на рану и велела приходить к утренней заре. Пришел мужик. Повела она его за околицу и спрашивает по дороге:

– Веришь ли, что излечу?

– Верю, бабушка! – отвечает мужик.

И так пока шли, три раза выпытывала. Пришли и встали на самую середину сжатого пшеничного поля. Ефросинья Белова говорит:

– Ох, боюсь, увидишь, испугаешься. Закрой‑ка глаза.

И завязала ему платком глаза. Как только солнце из‑за леса показалось, заря разыгралась, взялась она лечить: заговор читать, наговорной водой рану промывать, из раны дурную кровь в пузырек сливать, под конец смоляную лепешку налепила. И так три дня по утренним и вечерним зорям мужика лечила и все глаза ему завязывала. А когда на третий день закончила, развязала глаза и показывает ему пузырек. Мужик как поглядел, даже ахнул от удивления: в пузырьке в слизи плавал длинный, свитый в клубок, толстый черный волос. Рана у мужика быстро зажила.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!