Смерть одна, да болезней тьма 7 страница



Контактерство – сложное явление. Из него мы можем почерпнуть новые знания о малоизвестных возможностях разума. Любой человек, каждый из нас – способен на получение информации от аспектов нашей собственной психики, лежащей за пределами сознания. Может показаться, что эта информация порождается не нашим разумом, а исходит от другой сущности – факт, легко демонстрируемый с помощью гипноза. Некоторые сообщения могут представлять собой информацию и воспоминания, давно забытые сознательной лично‑стью. [89]

Ответ духа вызвавшему его медиуму: «Я – часть тебя!» Очень многозначителен. Именно слова: «часть тебя» в ответе «духа», характеризует отношение к проявлению этого феномена. Возникает он только в состоянии измененного сознания и является проявлением диалога двух голосов. Загипнотизированный человек или находящийся в наркотическом экстазе будет ощущать, будто с ним разговаривает нечто, находящееся снаружи. На самом деле «это нечто» – второй голос. Проявляется второй голос в сфере измененного состояния сознания индивида. И ведет диалог он на уровне своего внутреннего мира, с голосом своего подсознания, то есть информацией, исходящей из памяти…

 

 

* * *

 

Шаманы были первыми в мире мистиками и героями по одной простой причине: они умели произвольно и систематически изменять состояние своего сознания, они первыми открыли и стали регулярно использовать тот факт, что стресс, усталость, голод и ритм могут производить глубокие и загадочные перемены в восприятии. Вероятно, эти открытия, поначалу отрывочные и хаотические, запоминались, проверялись, переводились в систему и в итоге передавались из поколения в поколение в виде традиции, известной ныне как шаманизм.

Состояния транса в практике шаманизма стали целебными. Шаманы могут выходить из транса, легко переходящего в самогипноз. Множество данных подтверждает мысль о том, что самогипноз может быть мощным средством самоизлечения от многих недугов. Надежда и ожидание чуда от этого состояния сознания уже сами по себе могли бы произвести существенный целительный эффект. А также сосредоточение, релаксация, определенные ритмичные движения, происходящие под музыку и пение, что многими древними обычаями и верованиями, а также некоторыми современными направлениями терапии рассматривается как немаловажный целительный эффект. [90]

В книге «Человек, бог и магия» энтолог Ивар Лисснер (Лондон, 1961. – С. 274) пишет, что шаманы в Сибири не были «колдовскими докторами» или магами, они скорее ближе к медиумам. Маньчжурское слово «самарамба» означает «возбудиться», а «самдамби» обозначает «танцевать». Шаман возбуждает себя до пророческого безумия или экстаза при помощи ударов в бубен и танца, пока не впадает в транс, когда душа его покидает тело. В трансе он воспроизводит голоса птиц и зверей, считается, что он может понимать их язык. Известен шаман как «специалист по экстазу», впечатляющи его способности: чтение чужих мыслей, ясновидение, хождение босиком по раскаленным углям и поиск краденого при помощи зеркала. [91]

Шаманские техники использования измененных состояний сознания включают различные аспекты: психологический, социальный, физиологический, фармакологический. Подготовительные техники – это периоды уединения, созерцание, молитва. В психологической практике – это специальные упражнения во время и перед ритуалом, например сосредоточение, настрой, а также ритмическая стимуляция (ритм танца и бой барабана, бубна). В социальной – устраиваемая заранее обстановка, помогающая провести магический обряд. Физиологические аспекты – голодание, нахождение без сна. Фармакологические – природные психотропные вещества.

 

...

Кактус пейот был известен еще ацтекам и майя, и они воплотили его в камне. Поедание его приводит шамана в определенное пограничное состояние, при котором он общается с предками и духами.

 

В древности магия была искусством. А всякое искусство основано на особом видении, личном мироощущении. Люди выделяли среди своих соплеменников тех, кто имел способность к длительным бессознательным состояниям. Способных своей волей вмешиваться в цепь событий (спасать от смерти, болезней, вызывать дождь, предугадывать события). Выбирали тех, кто обладал отличительными психическими способностями, с точки зрения современной науки патологическими. Функции шамана были исключительно доброжелательными: он ставил диагноз и лечил болезни, совершал заклинания, взывая о помощи охотникам племени. Они были также поэтами, рассказчиками и музыкантами. Племенные шаманы обладали сверхчувственными инстинктами, телепатией, предчувствием опасности; они знали, как оживить эти способности, и использовали их на пользу племени, получая свои способности и силу от «маны» – магической силы, пропитывающей природу.

Шаманы обычно утверждают, что их пси‑способности проявляются только в необычных состояниях сознания. Пси‑феномены, действительно имеющие место в шаманских практиках, могут проявляться двояко: либо в виде экстрасенсорной способности находить информацию о природе, причине и лечении болезни, либо в виде такого психокинетического эффекта (ПК), как ускоренное исцеление. [92]

Шаманские традиции нашей планеты представляют интерес и в наше время. Ведь шаманы использовали человеческое тело, ум, мозг как средство достижения благих целей в деле исцеления, психологической помощи людям своей общины, племени. Они намного превосходят наши собственные знания об измененных состояниях сознания. Архаические, совершенно забытые, эти знания приоткрывают дверь в мир таинственных и неизвестных психических состояний, в которые возможно по своей воле входить и выходить, используя их в целях целительства и помощи людям.

 

Ожидание чуда

 

Был случай в мировой медицинской практике. У одного больного был рак лимфоузла, метастазы пошли в легкие. Врачи отпустили ему всего год жизни. И был поставлен эксперимент. К больному приставили обычную медсестру, объявив, что это известный экстрасенс и что она принесет эффективную помощь. Манипулируя известными приемами, имитируя действия экстрасенса, она регулярно работала с больным. Через шесть сеансов в результате этих усилий убрались метастазы, опухоль уменьшилась – как бы высохла. Больной пошел на поправку. У другого больного, получившего такую же мнимую помощь, незаживающие трофические язвы в течение короткого периода рубцевались и гранулировали.

 

...

Воскрешение Иисусом Христом Лазаря (Иоан., гл. 11, ст. 20–44). Гравюра Г. Доре.

 

Что способствовало чудесному исцелению? Любое заболевание вызывает вполне определенное изменение в человеческом сознании. Больной страдает, жизнь ему начинает казаться тяжелой, несправедливой, холодной. Как только он выздоравливает, сразу все становится другим – сияющим и теплым. Болезнь сильно изменяет восприятие жизни. Болезнь может целиком формировать наше восприятие действительности, взгляд на мир.

Существует невероятное превосходство духа над обычными физиологическими функциями. Множество примеров показывает, как чувства могут вызвать радикальные изменения в организме. Связь тела и духа становится очевиднее с каждым днем.

Исследования в Гарвардском университете доказали, что чем счастливее человек, тем сильнее его иммунная система. Доказана связь сердечных заболеваний с жизненным положением, сужение кровеносных сосудов и сгущение крови с раздражительным, злобным характером. Заболевания органов дыхания, такие как астма, тоже вызваны «эмоциональным состоянием», то есть они, по сути, являются реакциями организма на эмоции. Сейчас специалисты ищут связь даже между душевным состоянием и заболеванием раком. [93]

В психиатрической литературе можно найти множество примеров, которые иллюстрируют превосходство духа над телом. Приводится широко известный случай излечения ребенка от ихтиоза, – врожденного заболевания, в результате которого кожа темнеет и покрывается чешуйками. Во время гипноза врач внушал ребенку, что его кожа обязательно перестанет шелушиться. Через несколько дней так и случилось.

Профессор медицины Р. А. Моуди был очевидцем того, как регрессивная терапия успешно излечивает и телесные, и душевные заболевания. Он считал, что большинство болезней, поддающихся лечению регрессивной терапией, – это болезни, вызванные эмоциями, то есть те, которые являются в какой‑то мере реакцией организма на ощущения. К ним относятся такие заболевания, как астма и некоторые другие нарушения деятельности органов дыхания, многие кожные болезни, например дерматит, бородавки, угри, а также гипертония, мигрень и заболевания органов пищеварения.

Моуди пишет: «На том уровне, где научное обоснование явлений в какой‑то мере возможно, известно, что дух может оказывать тонкое воздействие на химические процессы в организме. Недавние исследования доктора Ли Берка из Университета Лоума Линда показали, что смех значительно повышает сопротивляемость человека заболеваниям». [94]

Для лечебного эффекта большое значение имеет вера человека в своего целителя или в лекарственное снадобье. Всемогущество веры человека в то, что он считает твердым, незыблемым и обязательно исполняющимся, творит чудеса. Вера настолько укрепляет душевное состояние, что под влиянием разума, психической воли происходит воздействие на физический организм. Реакция распространяется на каждую клетку телесной плоти, начинают проявляться процессы самоорганизующихся и самовосстанавливающихся систем. Таков эффект веры!

 

Эффект «плацебо»

 

О первом целительстве без лекарств и хирургического вмешательства мы узнаем из Нового Завета. Целителем выступает Иисус Христос. «И когда выходил он из Иерихона, за ним следовало множество народа. И вот двое слепых, сидевших у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф. 20, 29–34).

 

...

Воскрешение Иисусом Христом дочери Иаира (Матф., гл. 9, ст. 14, 25). Гравюра Г. Доре.

 

«Одна женщина, которая страдала кровоточением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы увидеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5, 25–34).

 

 

* * *

 

Слово «плацебо» происходит от латинского placebo («доставлю удовольствие») и обозначает мощный, еще малопонятный процесс исцеления. Плацебо‑эффект определяют как «малоизученный процесс, в котором такие психологические факторы, как вера и ожидание, запускают ответную реакцию исцеления, которая может быть настолько же мощной, как и любая конвенциональная терапия – будь то медикаменты, хирургия или психотерапия – для широкого круга медицинских и психологических проблем». [95]

Возьмем, к примеру, обыкновенную бородавку. Ее можно удалить с помощью гипноза, заговорить, можно зарыть лоскут материи на перекрестке в полнолуние – подойдет практически любое средство, но при условии, что пациент верит в то, что это средство сработает. Пациент, врач или исследователь не знают, как происходит это маленькое чудо. Многие люди, в том числе и врачи, предполагают, что поскольку плацебо‑эффект основывается на такой бесплотной, эфемерной вещи, как вера, то эффект не может быть очень сильным. Но вот следующая история.

«В пятидесятые годы один мужчина, умирающий от рака, узнал об экспериментальном лекарстве кребиозине. Многие люди приняли его за средство, которое наконец‑то сделает чудо. Мужчина отчаянно настаивал на том, чтобы ему дали это лекарство. После небольшой дозы раковая опухоль „начала таять, как снег на горячей плите“, и он снова вернулся к нормальной деятельности. Затем пришла беда. Изучение кребиозина показало его неэффективность, и, когда мужчина прочитал об этом, раковая опухоль снова начала расти. Тогда врач решился на эксперимент. Он объявил, что выпущен новый, „улучшенный“, кребиозин и что пациент будет его принимать.

После приема этого «лекарства» опухоль снова исчезла. Доктор же дал пациенту простую воду». [96]

Очевидно, что плацебо‑эффекты могут быть чрезвычайно мощными и даже спасти жизнь. Плацебо‑эффект является, по‑видимому, основным фактором в большинстве терапий на протяжении всей человеческой истории.

 

...

Исцеление Иисусом Христом бесноватого отрока (Марк., гл. 9, ст. 14–29). Гравюра Г. Доре.

 

Хотя плацебо‑эффект является, пожалуй, основным фактором исцеления, его изучением занялись совсем недавно, что привело к лучшему пониманию его важности. Писатель Норман Казинс заявил, что «понимание механизмов плацебо‑эффекта может стать одним из наиболее важных достижений в медицине двадцатого столетия. Диапазон болезней, поддающихся этому эффекту, чрезвычайно широк. Позитивные реакции отмечены при сердечно‑сосудистых и раковых заболеваниях, гипертонии, артритах, язвах, мигрени, аллергии, лихорадке, воспалении сальной железы, склерозе, диабете, паркинсонизме, при радиоактивном поражении, при таких психических расстройствах, как депрессия и беспокойство». [97]

До сих пор непонятно, каким образом плацебо достигает столь удивительных результатов. Понятно одно: процесс этот очень загадочен. Даже плацебо‑лечение обыкновенной бородавки, как сказал Льюис Томас, один из наиболее известных писателей в области медицины, – дело «совершенно невероятное». Разумность, направляющая такой процесс исцеления, воистину соединяет в себе интеллект и мастерство высочайшего класса микробиолога, иммунолога, хирурга и его старшего ассистента. «Это, по словам Томаса, указывает на своего рода сверхразум, который существует в каждом из нас, обладающий бесконечно совершенными знаниями, недоступными нашему современному пониманию». [98]

 

 

* * *

 

Исцеляющая сила веры и ожидания! Какова она? Ожидание и убеждение являются ключевыми силами плацебо‑реакции. Небольшое число тщательно проведенных экспериментов свидетельствуют о том, что некоторые целители могут ускорить исцеление с помощью механизмов, природа которых еще не ясна.

Было проведено впечатляющее исследование о возможности психокинетического эффекта (ПК‑эффекта). Это было хорошо продуманное, тщательно проведенное и опубликованное в солидном журнале исследование, давшее весьма необычный результат. В этом эксперименте сердечные больные, о которых молились находившиеся вокруг здания больницы христиане, выздоравливали быстрее, чем те пациенты, о которых никто не молился. Если этот опыт в дальнейших исследованиях подтвердится, тогда последствия как для психологии, так и для медицины будут грандиозны. [99]

Томас Ланжвискерс приводит слова знахаря племени навахо: «Самое важное, что я узнал от моих дедов, так это то, что в нашем уме существует такая часть, о которой мы действительно ничего не знаем, и именно от этой части зависит, болеем мы или остаемся здоровыми». [100]

Херберт Бенсон, автор популярной книги «Ответная реакция расслабления», перечислил некоторые из многочисленных причудливых вещей, которые когда‑то считались эффективными лечебными средствами: «В прошлом эффективным средством против болезни считались самые разнообразные вещества и предметы: кровь ящерицы, толченые пауки, протухшее мясо, крокодилий помет, жир медведя, лисьи легкие, жир евнуха и мох, который можно было наскрести с черепа повешенного преступника. Точно так же в то или иное время в зените славы находились банки, волдыри, пластыри, пиявки. Когда пациент и врач оба верили в данное средство, оно действительно иногда помогало». [101]

Даже действие мощного и эффективного лекарства во многом зависит от ожиданий врача и пациента. Но эти ожидания могут быть и негативными. Поэтому неудивительно, что негативные ожидания могут привести и к негативному плацебо‑эффекту, или, как его еще называют, ноцебо.

«Можно привести пример раковых больных, полагавших, что они проходят новую форму химиотерапии, но на самом деле получавших плацебо. Одним из основных осложнений раковой химиотерапии является выпадение волос, и пациенты ожидали этого. У 31 % из тех, кто получал плацебо, волосы действительно выпадали». [102]

Плацебо‑эффект, пожалуй, лежит в основе и так называемой колдовской болезни – и даже колдовской смерти, – которая случается тогда, когда туземец знает, что на него напущена порча.

Шаманы считают свои целительские способности в первую очередь духовными. Тем не менее их эффективность во многом обусловлена психологическими факторами. Как и все целители, они используют суггестию и ожидания, а также ряд ритуалов, способных создать мощный плацебо‑эффект.

Психологические техники для лечения физических недугов, если они профессионально применены, очень эффективны. Благотворное влияние психологических приемов распространяется на удивительно широкий спектр болезней.

«Успех психологических приемов можно объяснить несколькими причинами. Первая из них заключается в том, что огромное число людей, жалующихся на физические недомогания, на самом деле страдают от психологических и психосоматических проблем. Подсчитано, что приблизительно половина визитов к врачам‑терапевтам на Западе мотивирована психологическими факторами; подобная ситуация не исключена и в других культурах. Например, изучение туземных целителей на Тайване обнаружило, что 90 % их пациентов страдали от психологических расстройств и что в основе почти половины их физических жалоб лежали психосоматические причины». [103] Это согласуется с шаманской верой в то, что большинство болезней вызвано «потерей души», состоянием удрученности и уныния.

Этот процесс может действовать и в обратном (самотопсихическом) направлении. Люди, болеющие физически, могут быть сильно обеспокоены потерей трудоспособности и страдать от депрессии, что, в свою очередь, может обострить физические симптомы. Психологическая помощь в таких случаях приводит иногда к поразительному облегчению физических страданий.

Психологические техники работают во многом благодаря тому, что обладают плацебо‑эффектом. Это такое исцеление, которое наступает благодаря не столько эффективности лекарств или технических приемов, сколько вере в целителя, в целительский процесс, в ожидание чуда. Психологические приемы и духовное вмешательство устраняют такие негативные симптомы, как беспокойство, чувство вины, угнетение, неизвестность, давление, ограничения, страдание, страх. Исцеляющая сила веры‑ожидания огромна.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!