Смерть одна, да болезней тьма 8 страница



 

 

* * *

 

«Хорошо известно, что шаманы входят в измененные состояния сознания, но то, что подчас они делают это вместе со своими пациентами, факт не настолько общеизвестный. Это достигается двумя путями: через ритмическую стимуляцию музыкой во время ритуала и с помощью приема психоделиков. И пациент, и аудитория слышат барабанный бой и пение, помогающие шаману войти в измененное состояние сознания. Поэтому они тоже могут войти в транс, хотя, возможно, и не так глубоко, как шаман, потративший годы на совершенствование этого навыка. Если пациенту во время транса внушается вера в выздоровление, может возникнуть (возможно, неосознаваемое) гипнотическое состояние. Установка на исцеление, данная во время гипноза, может иногда быть очень эффективной и в немалой степени способствовать успеху шамана». [104]

В начале процедуры исцеления пациента шаман может заставить его исповедоваться в нарушениях. В конце процедуры шаман может устроить впечатляющее представление с извлечением из пациента какого‑нибудь видимого предмета, например паука или червя, в качестве доказательства успешного излечения. Потом требует от пациента соблюдения определенных ритуалов, таких как ограничительная диета и пр. Очевидно, все эти приемы влияют на эффективность лечения, или, по крайней мере, укрепляют веру в такую эффективность. Здесь возникает странный парадокс. Как только шаман приобретает известность, то сразу же диагностирование и лечение становятся короче и проще.

Пси‑феномены, имеющие место в шаманских практиках, могут проявляться двояко: либо в виде экстрасенсорной способности находить информацию о природе, причине и лечении болезни, либо в виде такого психокинетического эффекта (ПК), как ускоренное исцеление. Главный же аспект целебной практики шаманов – это плацебо‑эффект, то есть непререкаемая вера и надежда пациента в силу необычных, чудесных способностей шамана.

Ожидание и убеждения являются ключевыми силами плацебо‑реакции. Убеждения могут нанести вред, вылечить, убить или спасти – туземные целители прекрасно об этом знали. Один знахарь племени навахо выразил это предельно простыми словами: «Если пациент действительно верит мне, тогда он выздоравливает. Если он не доверяет мне, тогда это его проблема». [105]

Татуировка имела и «медицинское воздействие», ибо подвергнутые ей больные у хантов, манси уверяли, что им становится легче (не исключено, что здесь сказывалось воздействие на энергетические точки и какое‑то влияние оказывали биоэнергетики нанесенного изображения). Упоминают и тренировку к боли, а отсюда ускоренное заживление ран.

Бесспорно, плацебо‑эффект является одной из наиболее действенных целительских сил на протяжении всей истории человечества, и шаманы были, очевидно, первыми, кто систематически обращался к нему за помощью. В целительстве они стремились не браться за безнадежное дело. Их вмешательство относительно безвредно.

Одно из золотых правил западной медицины гласит: «Не навреди». В течение многих веков это правило не раз, пусть и ненамеренно, нарушалось многими врачами. Такие приемы, как кровопускание или употребление ртутных препаратов, вряд ли можно назвать безвредными, тем не менее на них опиралась вся медицина на протяжении многих столетий. Эти методы – молчаливое подтверждение той огромной силы, которая заключена в вере‑ожидании и которая снова и снова заставляет людей подвергать себя этим и другим угрожающим жизни процедурам. В сравнении с ними шаманское лечение, будучи процедурой прежде всего духовной, – мягкий и действительно безопасный процесс.

Какую степень успеха можно предсказать, если исходить из этих общих принципов? Это, конечно, будет зависеть от того, какое расстройство лечится. При физических проблемах можно ожидать, что степень успеха будет приблизительно той же, что и западных медиков XIX в. Для таких психологических проблем, как, например, тревожность или депрессия, хорошо поддающиеся лечению, особенно при активной социальной поддержке, степень успеха будет соответствовать успеху современных психотерапевтических методик. При таких расстройствах, которые, согласно западным подходам, требуют фармакологического или хирургического вмешательства, степень успеха будет та же, какую дало бы применение плацебо. [106]

У многих племен издавна существовали всевозможные табу, запреты. В некоторых регионах Африки они действуют и поныне. Вот о каком случае, например, рассказал известный английский исследователь Д. Фрезер: «У племени, живущего на островах Тонга, существует такое верование: если кто‑либо съест пищу верховного вождя, то обязательно умрет. Но вот однажды один из верховных вождей оставил на траве остатки своего завтрака. Проходивший мимо туземец, не подозревая ничего плохого, доел остатки. И тут ему сказали, чей это был завтрак. „Я хорошо знал несчастного, – подчеркивает Фрезер. – Это был человек замечательного мужества, покрывший себя славой в межплеменных войнах. Но как только роковая весть достигла его ушей, у него начались исключительной силы судороги и спазмы в животе, которые не прекращались до самой смерти, последовавшей на закате того же дня“». [107]

А вот пример другого рода. В одной из поликлиник США недавно провели такой эксперимент. Двум группам пациентов были розданы таблетки. Причем первой группе лекарство раздавал врач, известный авторитет в своей области. Каждому пациенту с должной долей убежденности он рассказывал, что дает ему новейшее, только что выпущенное лекарство, которое ему с трудом удалось добыть специально для мистера Смита… Второй же группе таблетки раздавались медсестрами, которые в ответ на вопросы больных отвечали, что это какое‑то новое лекарство. Но какое именно, они сами толком не знают. Результаты эксперимента были таковы. В первой группе улучшение наступило у 70 пациентов, а во второй – лишь 25. Еще у 20 % больных этой группы наступило ухудшение здоровья, а остальные дружно заявили, что никаких изменений своего состояния не ощущают. Все пациенты в обеих группах получили плацебо – то есть таблетки‑пустышки, содержащие лишь сахар, крахмал и другие нейтральные вещества. Таким образом, реальным единственным лекарством оказалось лишь внушение, подтвержденное авторитетом лечащего врача. [108]

Состояние духа больного влияет на исход болезни. Одним духовным воздействием объясняются многие чудеса. Представляет интерес отрывок из дневника врача К. Был он написан студентом‑медиком под впечатлением увиденного при открытии мощей преподобного Серафима Саровского, события, произошедшего в 1903 г. (Предоставил автору этот дневник его сын, известный музыкант.) Вот что он писал: «Отправлялся я со своим старым другом в Саров, с равнодушием к вере. Гордыня и заносчивость моя были настолько велики, что мыслью я был далеко от церковного обряда, все время сожалея, что старинному приятелю удалось меня уговорить в эту поездку. Так случилось, что я стоял недалеко от святого места. Неожиданно увиденные мной явления перевернули все мои мысли, произвели необычайно сильное впечатление. Мои взгляды на веру переменились. Я изменился. То, что я увидел, не могло существовать, но существовало, не могло быть, но было. Происходило чудо на моих глазах. С горящими всеверием глазами, полные надежды и желания, паломники спешили прикоснуться к святым мощам. Среди них было много калек, увечных, больных разными неизлечимыми недугами. Своими глазами я видел, как согнутый хворью калека с горбом на спине после соприкосновения к святым мощам неожиданно выпрямился, прежде того искаженное болью лицо его просияло счастьем, черты приняли естественный порядок. Был еще человек на костылях. Он волочил ногу. Отходил же он от святого места уже хотя и шатаясь, не уверенно, но уже без костылей, на своих ногах. Две монашки подводили слепую девушку. Словно пелена спала с ее глаз, она прозрела. От счастья она плакала и смеялась в одно и то же время. Некоторые хворые, болезные люди не в силах идти, подползали к святым мощам. Видно было, как во многих людей словно вливалась чудесная сила, позволяющая им подняться и освободиться от оков мучающего их недуга. Это было чудом. Вера спасала людей…»

 

...

Исцеление хромого апостолом Петром пред входом во храм (Деян., гл. 3, ст. 2‑12). Гравюра Г. Доре.

 

Могучим воздействием мозга Шарль Рише объясняет несомненные чудеса в Лурде. Из трех чудес, которые он приводит в пример, всего удивительнее исцеление рабочего Деррюдера, который в 1875 г. получил осложненный инфекцией открытый перелом костей голени. Долго длилось тяжелое нагноение, кости не срослись, и нижняя часть голени со стопой болталась во все стороны. Через восемь лет он отправился на поклонение в святой град и там внезапно почувствовал себя исцеленным. Он может стоять и ходить, наступая одинаково свободно на обе ноги. А восемь лет он ходил на костылях. Не менее удивителен и другой случай. В 1897 г. Гаргам во время железнодорожной катастрофы получил перелом позвоночника, последствием которого был паралич ног с атрофией мышц и начинающейся гангреной. Приехав в Лурд, Гаргам почти внезапно исцелился: войдя в грот, он смог сделать несколько неверных шагов. На другой день зажили гноящиеся язвы стопы. Он мог ходить без палки, несмотря на атрофию мышц. Через три недели он прибавил в весе десять килограммов и мог начать свою прежнюю работу.

Шарль Рише объясняет эти удивительные факты только физиологическим воздействием мозга. Профессор хирургии Войно‑Ясенецкий пишет, что объяснить только физиологическим воздействием мозга, хотя бы и могучего, невозможно уже потому, что все мозговые процессы и все воздействие мозга протекают во времени, а эти чудесные исцеления происходили почти вне времени. Такая быстрота действий возможна только для духа. Кроме того, у Гаргама было тяжелое повреждение спинного мозга, о чем свидетельствует не только паралич ног, но и атрофия мышц и даже начинающаяся гангрена. Все это – необратимые изменения, по нашим медицинским знаниям, и никакое самое могучее, но только физиологическое воздействие мозга не могло бы их исправить». Далее он пишет, что дух творит формы и что здесь присутствует влияние духовного воздействия на материю тела через нервную систему – орган психики. [109]

Являются ли рассказанные случаи исцеления чудесными явлениями? Возможно, это закономерное явление самоорганизующихся систем нашего биологического организма, восстановительный процесс под воздействием неизвестного пока нам механизма, находящегося в глубинах клеточной структуры. И этот механизм существует. Запускает его в действие плацебо‑эффект, то есть всемогущая сила веры и ожидания.

 

Хилеры и суггестия

 

Суггестология – наука о бессловесном внушении (передаче мысленной информации). Суггестия – означает «внушение» (корень слова латинского происхождения), но суггестология – от английского «предлагать». Объяснить в полной мере механизм этого явления ученые пока не могут. Сильнее всего суггестия проявляется под гипнозом. Гипнотизер может путем внушения переключить человека на самоконтроль – и тот сам будет в состоянии управлять своей психикой. Программа, полученная через внушение, закрепляется на всю жизнь.

Есть множество примеров влияния гипноза на физиологические реакции. Известен факт, что, если человеку в состоянии глубокого гипноза сказать, что к его руке приложили раскаленное железо, на этом месте, вследствие внушения, появятся волдыри.

Как считают ученые, икс‑способности и феномены могут возникать не только от суггестии, когда пациент поддается внушению со стороны гипнотизера, но и от самовнушения. Как объяснить хождение голыми пятками ног по раскаленным углям или битому стеклу, гвоздям, снегу. Например, при хождении по углю применяется самомобилизация и психонастрой, вводящий человека в экстаз, при котором организм мобилизует психическую энергию, генерирует загадочный теплоизоляционный слой, надежно изолирующий ткани ступни от испепеляющего жара (концентрация энергоресурсов обеспечивает возникновение определенного биотермослоя и создает теплозащиту от огня). Создается психологическая уверенность в своих силах, необыкновенных возможностях, и достигается она самовнушением. Ложась, например, на осколки битого стекла – нужен самонастрой, обеспечивающий максимальное расслабление мышц.

При лечении болезни немаловажное значение имеет прежде всего настрой самого пациента, его склонность к самовнушению. Главное, верит ли он в то, что произойдет все так, как должно произойти, например исцеление. Малейшее колебание, неуверенность в успехе тут же разрушают конструкцию информационного импульса. Это значит, что сомневающийся разум сообщит эту информацию в самые глубокие слои клеточной структуры. Информация, не подкрепленная мысленным энергетическим потенциалом веры и ожидания, не задействует починочные механизмы биохимической и энергоинформационной защиты организма, не начнет восстановительных процессов. Врач лишь помогает пациенту поверить, а остальное зависит от самого больного.

 

 

* * *

 

Какова сила внушения на психику человека? По телевизору показывали сеанс незаурядного гипнотизера А. М. Кашпировского. Он давал установку уснуть. Многие наблюдатели констатировали, что некоторые телезрители засыпали, как и приказывал Кашпировский; кто‑то с полузакрытыми глазами выделывал разные гимнастические упражнения и подчинялся его командам и воле во всем. Только по команде Кашпировского они открывали глаза и приходили в себя. Многие потом не хотели верить, что телегипноз так подействовал на них. Но каким образом это воздействие проникает через могучие фильтры телесвязи? Как считают психологи, пациент должен точно знать, что именно с ним общается Кашпировский. Воздействие происходит на того, кто ему доверяет полностью. На других же внешний эффект, пластика движений, его внушающий голос не срабатывают – психологический фильтр оказывается сильнее любых технических.

Вот мнение профессора, доктора психологических наук В. Лебедева: «Для того, чтобы доказать, что нет никакого „выдающегося феномена“ телецелительства, – говорит он, – а есть феномен средства массовой информации, я сначала по норильскому, а потом и по центральному телевидению в передаче „До 16 и старше“ провел следующий эксперимент. Из гипса была изготовлена голова человека, а зрителям рассказана легенда. Дескать, этот слепок головы профессора Зомби, который живет в Тибете. Он обладает способностью излучать энергию большой мощности. Он зарядил энергией слепок, который перед вами. Мы сейчас включаем магнитофонную запись его голоса, и эта копия головы начнет излучать энергию. Вы постарайтесь проанализировать свои ощущения.

На магнитофон была записана тарабарщина, состоящая из набора слов восточных языков и сопровождавшаяся музыкой. Тем не менее у одного из телеоператоров появилась резь в глазах, потекли слезы, и он не смог дальше вести съемку. Анкетный опрос 200 человек, находившихся в студии Останкино, показал: 62 зрителя смотрели на это скептически, 7 впали в гипнотический сон, во время которого «видели» горы, буддийские холмы, у 28 была выявлена сонливость и иллюзорность в восприятии окружающей обстановки. Остальные отмечали появление чувства «теплоты», «легкости», «пронизывание лучами» и так далее. Звонившие телезрители описали подобные же ощущения. Кроме того, у некоторых исчезли головные боли, насморк и другие легкие недомогания…». [110]

Самовнушение имеет огромное значение для человека. Например, если больной не внушит себе, что врач ему поможет, и твердо не поверит в это, никакое лечение ему не принесет пользы. Большей частью лекарственные таблетки и порошки, которые дают больному, помогают ему только в случае, если он верит, что они ему помогут. Вера и ожидание пациента, составляющие плацебо‑эффект, – это есть в первую очередь самовнушение. И сила его для человека неизмерима!

 

 

* * *

 

Во всем мире известны филиппинские хилеры и их феномен бескровных операций. Об их искусстве издано невероятно много книг и статей. Появились гипотезы и теории. Увлекают и впечатляют рассказы о том, как хилер вынимает из живота толстые жгуты черных волос длиной 34–38 см, освободив без ножа тело человека от присутствия такого зловредного предмета; у пациента из Японии, страдавшего глаукомой, хилер вынимает пальцами глазное яблоко, держит его какое‑то время на высоте до дюйма, чтобы убрать сгустки крови на тыльной стороне, потом возвращает глаз на место; хилеры удаляют зубы руками и без боли; исцеляют от астмы простым массированием ступней; ставят на место коленную чашечку…

Есть два подхода к хилерам, совершенно диаметральных. Одни исследователи их деятельности верят, что операции без ножа возможны. И предполагают, что на кончиках пальцев врачевателей сосредоточивается неведомая энергия, она позволяет проникнуть в тело. Высказывается предположение, что хилер способен создавать некое магнитное поле, и если оно совпадает с магнитным полем Лусона (остров Лусон в провинции Пангасинан, откуда вышли все знаменитые хилеры), то можно делать операции. Магнитное же поле или неведомая энергия обеспечивает стерильность пространства над образующейся раной, которая бывает открытой лишь на мгновение. Другие исследователи считают, что никакого вскрытия тела не происходит. Хилер является носителем астральной энергии, направляет ее в тело больного, она быстрее, чем рентгеновские лучи или радиоволны, достигает больного места, дематериализует его, выносит из тела, после чего она снова материализуется и в своем первоначальном виде уже выбрасывается в сосуд для извлеченной хвори. Эта теория принадлежит доктору Хансу Наечели, президенту швейцарского Общества физических исследований.

 

Западногерманский ученый, занимающийся ядерной физикой, доктор Андреас Френунд, обобщая свои впечатления о филиппинских врачевателях, писал: «Мы нуждаемся в новом виде науки для того, чтобы понять этот феномен, являющийся, позволю себе сказать, метанаукой (промежуточной). Это означает, что возникла необходимость в другой структуре мышления и ощущения в одно и то же время». [111] Есть у хилеров много и противников, называющих их «шарлатанами». Доводы их таковы: лечение происходит скорее внушением, чем хирургическим вмешательством; не случайно все чаще и чаще по отношению к хилерам применяется не слово «хирурги», а «психирурги». Одного хилера спросили: «Почему необходимо открывать тело?» Он ответил: «Потому что, когда больной человек тратит тысячи и тысячи ради далекой поездки, ему нужно видеть кровь, чтобы поверить в исцеление. И я вынужден открывать тело. Каждый из нас вынужден прибегать к такой уловке. Некоторые пациенты возвращались, жалуясь, что результата нет. На самом деле им попросту не дали полюбоваться на кровь…»

Западногерманский врач С. Зойтман, например, направившая на Филиппины к народным врачевателям около тысячи своих пациентов, большинство которых были признаны неизлечимыми официальной медициной, считает, что секрет хилерства кроется в психическом воздействии на больного. Такой вывод она сделала, лично присутствовав на семи тысячах операций и сама будучи прооперирована знаменитым хилером Тони Агпаоа по поводу болезни сердца. Зойтман полагает, что путем внушения хилер создает у пациента такое состояние, которое мобилизует резервные возможности организма и способствует выздоровлению.

Хилеры действительно помогают, лечат, многих пациентов они спасли от преждевременной смерти. Популярность хилеров, особенно среди бедных слоев населения, огромна. В чем же сила их целительского искусства?


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!