Феноменов среды и пространства



 

Пространство является предметом исследования в сфере философии, физики, социологии, психологии, искусства и других наук. Перечень работ, связанных с обсуждением проблемы пространства, включает сотни имен, таких, как Демокрит, Аристотель, Платон, Августин, Ибн-Халдун, И. Ньютон, Лейбниц, И. Кант, Б. Спиноза, А. Эйнштейн, Н. Бор и многих других.

Обозначения пространства, используемые в поле человеческих знаний о мире и о себе, включают бесконечные ряды совершенно разных пространств. Это пространства планетарное, водное, пространство отношений, пространство мифа, пространство деятельности, пространство творчества, историческое пространство и т.д.

Методологической основой педагогического осмысления феноменов среды и пространства являются философские подходы и концепции среды и пространства.

Ю. Бедаш подразделяет философские концепции пространства на домодерные и модерные [4]. Домодерные концепции пространства автор разделяет на две группы: субстанциалистско-абсолютистские (Аристотель, Декарт, Ньютон) и реляционистские (Лейбниц).

Субстанциалистско-абсолютистская концепция пространства окончательное оформление получает у Р. Декарта (Начала философии, 1644) и И. Ньютона (Математические начала натуральной философии, 1687) [4, с. 98]. Для этих концепций характерно следующее: пространство рассматривается как объект «в себе», как некая форма, существующая независимо от ее содержания. «Эту форму Эйнштейн в свое время назвал «контейнером», сосудом, содержащим все телесные объекты» [4, с. 99].

С альтернативной – релятивистской – теорией пространства выступил современник Ньютона Г. В. Лейбниц. С его точки зрения, пространство – это система отношений, порядок сосуществования, «бытия-друг-подле-друга». Ю. Бедаш характеризует его точку зрения «как переход от пространства как субстанции, объекта «в себе», к пространству как системе отношений. Существенным здесь оказыва-ется то, что положение одного тела начинает определяться на основа-нии отношений с другими телами, то есть всегда по «отношению к…» и никогда абсолютно» [4, с. 100].

К модерным концепциям пространства автор относит теорию пространства И. Канта. Он пишет, что «пространство у Канта, будучи условием возможности опыта, является не «эмпирическим понятием», а «необходимым наглядным представлением», которое лежит (априори) в основании каждого эмпирического восприятия. Пространство – это форма, в которую отливаются все явления» [4, c. 103]. Таким образом, именно у И. Канта в его работе «Критика чистого разума» (1871) пространство впервые рассматривается как антропологический феномен, центром которого является познающий субъект – человек.

В философских работах ХХ века все чаще появляется эмоционально-образное описание пространства, изучается отношение человека к пространству его окружающему. Например, понятие «счастливое пространство» в известном исследовании Гастона Башляра «Поэтика пространства», которое автор называет пространством переживаемым [3, с. 16]. А задачу своего исследования Г. Башляр видит в определении человеческой ценности пространств, «всецело нам принадлежащих, защищенных от враждебных сил, пространств, нами любимых» [3, с. 16]. Используя произведения художественной литературы, автор рассматривает открытые и закрытые пространства, макро- и микро-пространства, пространство внутри человека.

Современных философов по-прежнему волнует пространство как основное понятие философии, а также субъективной и объективной истории. В этой связи интересны работы В. И. Молчанова, Д. Н. Замятина («географическое пространство»), В. Л. Каганского.

В. И. Молчанов, критикуя Гуссерля и Хайдеггера, пишет, что «история как наука – это описание многоразличных пространств – политических, географических, экономических и т. д.; история как деятельность – это формирование и трансформация, распределение и перераспределение пространств, значимых для индивидов и общностей различных уровней» [37].

В контексте нашего педагогического исследования феноменов среды и пространства интересен вывод автора о том, что «пространства как иерархии различий и значений могут быть не только позитивно значимыми, но и бессмысленными, аномальными и агрессивными» [37]. Агрессивные пространства, по мнению автора, подчиняют себе не только волю и чувства, но и направленность интеллекта. Критерием прогресса в истории автор считает созидание и увеличение «числа неагрессивных пространств, не подавляющих волю и не умаляющих достоинство человека» [37].

Ближе всего к педагогическому осмыслению понятия «пространство», которое будет рассмотрено в параграфе 1.4, исследования в области психологии, где активно используют понятие «жизненное пространство личности», введенное К. Левином. Н. А. Бернштейн говорит о «внутреннем психологическом пространстве личности».

Современные подходы к пониманию пространства в философии и психологии основаны на субъект-субъектном подходе к социализации, поскольку ориентированы на раскрытие субъектнообразующей проблемы пространства, роли развития «Я» человека, его самоопределения в пространстве бытия. И особенно важно учитывать, что именно способности, возможности, потребности человека определяют реальные пространства его жизни [56, с. 119-120].

Первые представления о психологическом пространстве как пространстве самореализации субъекта появляются в 20-е годы ХХ века. В исследовании Т. Д. Марцинковской, посвященному анализу подхода С. Л. Рубинштейна к проблеме восприятия и построения пространств, показывается, что человек сам выстраивает свой путь, сам определяет не только локализацию предметов по отношению к нему, но и себя по отношению к пространству предметов. В личном пространстве человека соединено и природное, и искусственное, культурное, переконструированное под воздействием интенций человека (его внутренних условий) [35, с. 45].

И в этом пространстве бытия, которое для субъекта уже реальность и которое отгорожено границами (сознательными и неосознанными) от действительного, общего для всех пространства, человек еще сознательно строит свое пространство самореализации, в котором выражаются его интенции языком искусства, науки и т. д., то есть языком присущего ему творчества [56, с. 119].

В процессе конструирования личного пространства, помимо рефлексии, огромную роль С. Л. Рубинштейн отводит культуре. Он рассматривает культуру как одну из важнейших образующих личности, субъекта, как сферу наиболее полной и адекватной самореализации человека. Именно пространство культуры определялось им как одно из важнейших пространств саморазвития человека.

В плане всего вышесказанного проблема пространства, развития знаний о нем и его определения выступает не только как проблема пространства познаваемого, но и как проблема пространства созидаемого, субъектно задаваемого. Человек выступает действенным субъектом, не только объективно осваивающим пространство как «способ существования мира», но и выстраивающим пространство своего субъектного бытия и свое собственное субъективное пространство [56, с. 119].

Исследуя пространство целей человеческой жизни, Е. В. Селезнева считает, что внутреннее пространство личности, представляя собой, с одной стороны, нечто целостное, с другой стороны, является множеством пространственных структур, существование которых обусловлено многообразием форм психики человека. Именно поэтому мы можем говорить о когнитивном и эмоциональном пространствах, о пространстве представлений о мире и пространстве представлений о себе, о пространстве отношений и пространстве самоотношения [48, с. 51].

Наряду с исследованиями пространства в отечественной педагогике и психологии разрабатываются проблемы среды и изучаются возможности использования данной категории в педагогической практике.

Термин «среда» является сегодня широко употребляемым в науках. Этим понятием оперируют ученые и в естественных (физика, химия, география и экология), и в гуманитарных (педагогика, философия, социология, политология) науках.

Категория «среда» в педагогическом отношении имеет достаточно предпосылок в истории развития зарубежной и отечественной педагогической мысли, которые еще не изучены в должной степени учеными. Некоторые исследования в этой связи нам представляются интересными и актуальными с точки зрения имеющихся обобщений и параллелей.

Например, Е. А. Алисов [1, с. 8-19] представил в исторической динамике идеи о роли среды в обучении, воспитании и развитии личности в виде следующей таблицы (таблица 1).

Таблица 1


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!