Любительское музыкальное исполнительство на народных инструментах
Музыкальное исполнительство на народных инструментах еще в XVII веке достигло своего расцвета, которое во многом было подготовлено музыкантами-скоморохами, профессионалами из народа. Они не исчезли и после издания указа 1648 года, повлекшего за собой разгром и изгнание скоморошества, несмотря ни на что выстоявшего, но переродившегося в другие формы.
Царский двор, боярская и княжеская верхушка держала у себя профессионалов-музыкантов, по сути тех же скоморохов. А у таких бояр, как Матвеев и Романов, были созданы первоклассные для своего времени инструментальные капеллы, участники которых играли на разных инструментах. Домашняя капелла Матвеева принимала участие в постановках первого Московского придворного театра (1672— 1676 гг.).
Музыканты, играющие на народных инструментах, были и в Государевой Потешной палате, сведения о которой относятся к концу XVII—началу XVIII вв. Здесь производилась игра как на русских, так и на западноевропейских музыкальных инструментах. Сохранились и имена некоторых музыкантов. Предполагается, что именно здесь получило развитие ансамблевое и оркестровое исполнительство. В этот период были сконструированы семейства домр и гудков разной величины, наряду с обычной сурной появилась сурна малая и суренка, были созданы прямоугольные гусли. Потешная палата располагала не только первоклассными исполнителями, но и лучшими мастерами музыкальных инструментов. Гибель архивов лишила возможности получить действительное представление о высотах художественного ис полнительства, которое было достигнуто в этом крупнейшем учреждении музыкально-театрального искусства Руси. Все это во многом подготовило условия для появления в XIX в. любительского исполнительства. Но не только это. В значительной степени явление любительства в данном жанре было связано с особенностями бытования народных инструментов. В XVIII в. продолжали еще бытовать в народе сопель, свирель, кувиклы, жалейка, волынка, гудок, пастушеские рога, рожки и трубы, гусли крыловидные и шлемовидные, колесная лира, бандурка. В городской и усадебный музыкальный быт входили столообразные гусли, которые ранее были привилегией царского и княжеского двора, хотя и были созданы руками народных мастеров и играли на нем выходцы из народа. Но с разгромом скоморошества ушла из широкой практики домра, а ко второй половине XVIII в. и вовсе стерлась из памяти народной. Самыми же популярными были гусли, гудок и волынка.
|
|
Но в XIX в. в связи с утверждением гомофонно-гармонического склада исчезли из быта гусли, гудок, волынка и ряд других древнерусских инструментов. Не сохранились даже нотные записи, а память о них сохранили народные песни, былины. Они жили в быту и развивались до тех пор, пока распевали исторические песни, пока живо было искусство протяжной песни, пока не появились частые песни и быстрые танцы и приспособленные для их исполнения новые музыкальные инструменты.
|
|
Любительство в инструментальном исполнительстве развивалось не только на основе инструментов, существовавших в народном быту, но и тех, которые ушли из широкой практики и хранились у отдельных любителей. Это было как ансамблевое исполнительство (коллективное любительство), так и сольное, как проявление индивидуального любительства. Исполнение отдельных любителей было на высоком профессиональном уровне.
Особенность развития любительского исполнительства на народных инструментах состояла в том, что этот жанр был связан не только с освоением классического репертуара, который порой ничем не отличался от репертуара симфонического оркестра, но и с пропагандой и популяризацией подлинно народной музыкальной культуры среди широких слоев общественности. В это*м как нельзя лучше проявилась взаимосвязь двух культур — профессиональной и народной. Впервые любители-исполнители продемонстрировали возможности народных инструментов широкой публике и открыли сокровищницу народной музыки, заставив своим творчеством обратить внимание на народную культуру.
|
|
Первоклассным, непревзойденным по исполнительскому мастерству, искусству разработки тем и импровизации был рожечный ансамбль, руководимый Н. В. Кондратьевым. Это был хор владимирских рожечников, который возник в конце XIX века. Но начало этому хору положили деды и прадеды, которые пасли скот. Именно в среде пастухов веками развивалось искусство игры на духовых инструментах. Помимо одиночной использовалась игра пастухов на рожках ансамблями, или «хорами». Отдельные любители довели искусство до высокого совершенства сценического исполнительства, образцом которого и был хор владимирских пастухов-рожечников.
Ансамбль просуществовал более 40 лет, удивляя своим искусством. Он выступал в Москве, Петербурге и в других городах, совершил гастрольную поездку на Всемирную выставку в Париж. Его игрой восхищался А. П. Бородин, давший высокую оценку игре и подчеркнувший народность музыки, которая «сплошь в церковных тонах». Выступления ансамбля слышал и А. М. Горький, давший ему также высокую оценку.
|
|
В этот период была развита и ансамблевая игра ка жалейках, часто сопровождавшая хоровое пение. Широко были распространены роговые оркестры, но главным образом благодаря любителям из крупно-поместного дворянства, располагавшего большим числом крепостных, .из которых можно было набрать музыкантов. Репертуар их ничем не отличался от симфонического оркестра, и они достигли высокого мастерства, но уже в 30-х годах XIX века вышли из употребления. В исполнительской технике рогового оркестра бы." с большое сходство с народным ансамблем кувикл и кувичек (две—три —пять трубочек).
Продолжали жить у отдельных любителей и ушедшие из повседневного быта народа гусли. Преподавали гусли в бесплатных классах «Попечительства о народной трезвости», были и ансамбли гусляров. Большой интерес представлял хор гдовских гусляров, созданный О. У. Смоленским, который с детских лет научился мастерить гусли и по праздникам своей игрой веселил деревенскую молодежь, продолжал играть и в Петербурге в свободное от тяжелой работы кочегара время. Здесь он и создал трио гусляров, научив играть водопроводчика и соседа сапожника. Трио выступало в балаганах, на сцене Петровского парка и Народного дома.
Позже Смоленский создал хор жалеечников, вскоре объединил гусли с жалейками и таким образом возник ансамбль, именуемый Народным хором гдовских гусляров. Любительский ансамбль много выступал, пропагандируя народную музыкальную культуру. Он принимал участие в благотворительных концертах, в различных театрализованных мероприятиях, выступал самостоятельно и с солистами.
Любительство развивалось и на основе вновь созданных народных инструментов. Огромное распространение в этот период получила балалайка, которая взяла на себя роль вышедших из практики гуслей. Она применялась повсюду: в хороводных играх, сопровождала песий, пляски, развлекала молодежь на посиделках. На балалайке играла деревенская молодежь, но еще больше — городской и усадебный служивый люд (лакеи, кучера, приказчики). Сегодня трудно сказать, деревенская или городская музыкальная культура больше явилась почвой для развития инструмента. Очевидно одно, что это был простонародный инструмент и привилегированное общество относилось к нему с презрением, называя «плебейским».
Но несмотря на это среди исполнителей на балалайке были не только музыканты-любители из народа. Блестяще владели этим инструментом выдающиеся русские скрипачи И. Е. Хандошкин и И. Яблочкин, виртуозом был М. Г. Хрупов, композитор и дирижер В. И. Радивилов и другие. Музыканты исполнители и мастера постепенно усовершенствовали ее и довели до уровня концертного инструмента. Было много балалаечников-любителей в различных губерниях, и они представляли различные слои населения (крестьян, помещиков, средних и низших слоев горожан).
Образцом преданного служения пропаганде народной музыкальной культуры и исполнительства на балалайке является деятельность В. В. Андреева. Будучи скрипачом, он не только стал непревзойденным исполнителем на балалайке, но и усовершенствовал ее конструкцию и создал кружок любителей игры на балалайке, который впоследствии вырос в домрово-балалаечный оркестр, а затем — в Великорусский оркестр.
Созданный на основе любительства, оркестр гармонично соединил в себе новый народный инструмент своей эпохи— балалайку и вышедший из широкой практики, не упоминавшийся нигде почти два века инструмент скоморохов—домру. Здесь обрели вторую жизнь духовые народные инструмен-гы, ударные, а также гусли. Незаменимыми помощниками 118
Андреева были композитор Фомин и мастер по изготовлению инструментов Налимов.
Со дня своего рождения, 20 марта 1888 г., оркестр много выступал в разных городах, давал благотворительные концерты. В его репертуаре была не только народная музыка, но и произведения классики. Оркестр приобрел большую популярность не только в России, но и за ее пределами — во Франции, Германии, Америке, Англии. В различных странах создавались подобные ансамбли и открывались классы балалайки в консерваториях.
Еще одним новым инструментом, появившимся в XIX в., но чуть позже балалайки, была гармоника. Она очень быстро получила повсеместное распространение, в некоторых губерниях вытеснила даже балалайку и жалейку. Инструмент особенно полюбился молодежи благодаря тому, что располагал готовыми аккордами в басу, заменял сразу несколько одноголосных инструментов в сопровождении частушек и танцев, издавал громкий звук, был дешевым, портативным, удобным, легким, а в конструкции были заложены возможности для усовершенствования.
Новый инструмент определил и развитие любительства. Появились талантливые исполнители и мастера-изобретатели, стали возникать формы ансамблевой игры (дуэты, трио), появились и оркестры гармонистов. Одним из известнейших стал любительский кружок, созданный музыкантом-самоучкой Н. И. Белобородовым, который с детских лет играл на гармошке, усовершенствовал инструмент так, что стали доступны для игры многие произведения классики и возможна совместная форма исполнения.
Любительский коллектив возник на основе трио в составе самого Н. Белобородова и двух его дочерей. Вскоре он вырос до 16-ти человек и просуществовал 15 лет с 1897 года. В репертуаре были не только народные песни, но и классика. Оркестр выезжал с концертами, часто с благотворительной целью, нередко вырученные деньги поступали в фонд детских домов, большая часть раздавалась оркестрантам-любителям, которые вынуждены были оставлять свою работу. Деятельность оркестра — это еще один образец преданного служения любителей пропаганде и популяризации как народной, так и классической музыки.
В общем русле демократизации художественной культуры в развитии любительского исполнительства на народных инструментах использовались и другие формы. Игре на народных инструментах обучали в бесплатных школах и классах, в Пречистинских рабочих курсах, в Попечительствах о народной трезвости и других. А в Туле В. П. Хегстрем, ученик П. Белобородова, организовал «Первое Российское общество любителей игры на хроматических гармониках», которое занималось распространением гармоники и повышением музыкальной культуры населения.
Любительство в области исполнительства на народных инструментах не было явлением массовым и распространенным, хотя сами инструменты широко использовались в жизни и быту народа. Это обусловлено тем, что для концертного исполнительства необходимо высокое мастерство, что не было доступно всем. Многие ансамбли поэтому, выполнив свою миссию художественного просвещения, ушли в прошлое, не оставив о себе памяти.
Руководителями и организаторами кружков любителей нередко оказывались профессиональные музыканты, но чаще всего это были выходцы из деревни, сами любители-самородки, музыканты я самоучки, посвятившие свою жизнь народному искусству и художественному просвещению через классическую музыкальную культуру. Созданные ими кружки осуществляли свою деятельность благодаря энтузиазму любителей. Часто оказывались в трудном материальном положении и жертвовали своими скромными сбережениями ради общего дела. Ярким примером может быть то, что ради продолжения концертов оркестра гармонистов Н. Белобородов заложил свой дом.
Примечательно и то, что благодаря выступлениям ансамблей народных инструментов и Великорусского оркестра на Всемирной выставке в Париже, а также с различными концертами в других городах русские народные инструменты стали популярными во многих странах. В некоторых из них были открыты классы по обучению игре на балалайке, созданы оркестры и ансамбли. Например, турецкий шах создал оркестр по типу Андреевского, в то же время финансировал Великорусский оркестр. Многие национальные инструменты Востока построены по типу балалайки, которая была особенно любимой и популярной в Осетии.
Таким образом, несмотря на все трудности русские народные инструменты приобрели популярность не только в России, но и за рубежом, любительское исполнительство развивалось и подготовило почву для появления в дальнейшем художественной самодеятельности в области оркестрового исполнительства в советский период.
120
ГЛАВА VI
СОВЕТСКАЯ
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!