Развитие и расцвет художественной самодеятельности (1930— 1960 гг.)



Возврат художественной самодеятельности к традициям профессионального искусства

В 30-е годы народное творчество развивалось более пло­дотворно, так как движение художественной самодеятельно­сти находило конкретную поддержку и участие государствен­ных, общественных и творческих организаций. Это был пе­риод, когда менялись структура экономики, быт, люди, ко­торые искренне верили в созидательность процессов, проис­ходящих в стране. Задачи культуры и искусства связывались с построением фундамента социализма, что во многом опре­делило как положительные, так и отрицательные стороны в развитии художественной самодеятельности.

Положительное было в повышенном внимании к вопро­сам характера, качества работы, воспитания кадров руково­дителей художественной самодеятельности, которая стала массовым движением. Коллективам была характерна много*-численность составов, доходивших порой до 100—120 чело­век. Художественная самодеятельность как явление охвати­ла миллионные массы, стала средством воздействия в поли­тическом и общественно-культурном движении, способствова­ла повышению уровня культуры народа, обслуживала досуг, отдых, развивала художественно-творческие способности тру­дящихся. Она выступала в борьбе за выполнение и перевы­полнение планов первых пятилеток, воплощая темы труда, героики социалистических преобразований, образ человека —строителя нового общества.

Этому способствовало почти ежегодное проведение олим­пиад, смотров, конкурсов, выставок по всем видам и жанрам самодеятельного искусства. Значительную роль сыграло строительство первых крупных профсоюзных .Дворцов куль­туры как базы художественной самодеятельности и начало шефского движения актеров, режиссеров, музыкантов, кото­рые пришли с ока!занием помощи на заводы, фабрики, в ног вые ДК и в село. Происходили встречи мастеров искусства с участниками художественной самодеятельности, осущест­влялся поиск талантливых людей.

Все это положило начало взаимосвязи, взаимообогащению профессионального и самодеятельного искусства, которое от изживших себя агитационно-пропагандистских форм возвра­щалось «на рельсы» прошлых традиций любительства и про­фессиональной художественной культуры. Возврат к учебно-творческой работе, совместные репетиции и выступления зна­чительно повысили мастерство многих участников и коллек­тивов. Развивалось главным образом исполнительство по аналогии с профессиональным. Индивидуальное любительст­во и авторское творчество оценивали профессионалы и счита­ли примитивным искусством, относились пренебрежительно, свысока. Это коснулось художников и литературной самодея­тельности. Такая же недооценка была и в отношении к фоль­клору, что свидетельствует о неизжитости идей Пролеткульта.

Но были трудности и негативные тенденции. Они были связаны с борьбой за коллективизацию, за намеченные пути и методы, с требованиями мобилизации и полного использоь вания всех сил и средств в социалистическом строительстве. В отношении художественного творчества эти требования были изложены в постановлении ЦК ВКП (б) от 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», ко­торое положило начало утверждению единого метода социа­листического реализма в борьбе со всеми другими направлеталась отрицательным явлением, они перешли к написанию картин-плакатов, картин-панно, к созданию бытовых вещей: мебели, установок бытового назначения, киосков, витрин.

Таким образом, изосамодеятельности также был характе­рен отход от традиций и форм профессионального искусства и переход к формам политической агитации и пропаганды художественпо-изобразительньши средствами. Во многом этот переход был обусловлен не столько идейной привержен­ностью, сколько необходимостью' выполнять социальный за­каз в связи с введением хозрасчета.

Итак, 20-е годы — это период, когда происходит резкое сокращение ассигнований, что отразилось на художественной самодеятельности. Началось свертывание массовости, угаса­ние «гейзеров народного творчества». Все было подчинено выполнению общеклубных задач политической агитации и пропаганды средствами художественной выразительности. Произошло полное обособление от традиций прошлого и форм профессионального искусства, отказ от классического наследия и репертуара, а также — непризнание фольклора. Но не было еще самого термина «художественная самодея­тельность», говорили о самодеятельности, но в ином смысле. Речь шла о социальной активности в строительстве нового общества.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!