Любительское хоровое исполнительство
Наряду с театральным любительством в народе довольно широкое распространение в XIX в. получает любительство в области вокально-хорового исполнительства. К этому времени высокого уровня достигло профессиональное хоровое пение, которое зародилось в церкви в связи с введением христианства. Существовали специальные школы обучения пению, хоры принимали участие в церковных службах, в оперных постановках и пышных дворцовых увеселениях. Еще в XVII в. появились первые хоровые композиторы, среди них — Д. С. Бортнянский.
Развитие профессионального хорового исполнительства послужило основой для широкого развития в XVII-—XVIII веках хоров, содержащихся частным образом любителями хорового пения, меценатами из дворян, бояр, князей. Большой популярностью пользовались хор Дубенокого, капелла графа Шереметева и хор князя Ю. Н. Голицына, который сам управлял своим хором. Таким образом, хоровое любительство среди высших кругов общества было достаточно распространенным явлением. Были уже хоры и в учебных
заведениях.
Все это привело к тому, что в благоприятных условиях отмены крепостного права, большей свободы личности, а значит, и большей творческой свободы как в деревне, так и в городе вокально-хоровое любительство появилось и в народе. В XIX в. значительно возросло количество частных хоров, которые содержались в большинстве своем представителя ми средних сословий города, прежде всего богатым купечеством. Они не отличались высоким качеством исполнения и художественным вкусом, но сыграли немалую роль в художественном просвещении, т. к. были более доступны для широкой массы народа. Лучшими были в Москве капелла Губонина, хор Васильева, чаеторговца Перлова и других. В Петербурге большой известностью пользовался Почтамтский хор. Кроме столичных хоры были в Нижнем Новгороде, в Пензе и других городах.
|
|
В этот период появился и первый частный крестьянский хор. Народный хор из крестьян Ярославской губернии был создан И. Е. Молчановым. Хор давал концерты в различных городах, стал профессиональным и пользовался широкой популярностью. Впоследствии многие участники сами стали руководителями народных хоров.
Широко были распространены цыганские народные хоры. В течение XVIII—XIX веков их возглавляли представители фамилии Соколовых. Их пением восторгались Державин, Пушкин, Островский, Герцен, Толстой, Шаляпин.
Все эти частные профессиональные или полупрофессиональные хоры по значимости можно поставить в один ряд с демократическими театрами для народа. И те, и другие осуществляли широкое музыкально-хоровое просвещение народа. Певцами в них были в одних случаях наиболее талантливые крестьяне (крепостные или свободные), в других — представители городского люда, которые, чаще всего, ничем более не занимались и пением зарабатывали себе на жизнь.
|
|
В этот период складывались и демократические формы коллективного любительского народного вокально-хорового творчества. Они создавались представителями художественной интеллигенции и служили удовлетворению и развитию музыкально-эстетических потребностей и вкусов низших слоев города и деревни. Это те формы, которые можно считать предшественником и прообразом советской хоровой самодеятельности. Они развивались в трех направлениях.
Первое направление связано с освоением профессиональной музыкальной культуры, се языка, классического репертуара и академического вокально-певческого стиля. Широкое распространение в этом направлении получили студенческие хоры. Высокого уровня исполнительского мастерства достигли хоры МГУ, народной консерватории, университета им. Шанявского и другие. Благодаря множеству форм музыкального просвещения и образования представители трудящихся масс впервые получили возможность познакомиться с шедеврами русской и мировой оперно-хоровой музыки.
|
|
С целью демократизации музыкальной культуры были созданы многообразные бесплатные народно певческие и музыкально-хоровые классы, курсы певческой грамоты, хоровые общества, народные консерватории. Значительную роль в этом движении музыкантов для народа сыграла бесплатная музыкальная школа в Петербурге, где занимались в свободное от работы время рабочие, ремесленники, служащие и студенты. Занятия вели многие выдающиеся музыканты: М. Я- Балакирев, Г. Я- Ломакин, Римский-Корсаков. Наиболее ярким явлением в истории этой школы было создание хора и симфонического оркестра. Любительский хор под управлением Г. Я. Ломакина исполнял сложнейшие произведения классики и за короткий период стал популярным. За годы своего существования школа распространяла музыкально-хоровые знания среди широких слоев населения, подготовила учителей пения и хормейстеров. Деятельность этой и других подобных школ — это пример беззаветного служения профессиональных музыкантов народу в деле развития любительского хорового творчества, воспитания певцов и слушателей.
Демократическая традиция превращения любительства для себя в любительство для всех нашла яркое отражение в деятельности многих любительских хоров. Своеобразным был хор под руководством талантливого самородка И. И. Юхова. Он организовал хор из членов своей семьи, рабочих Мытищинского завода и Щелковской фабрики. Коллектив просуществовал 42 года, состоял из народных талантов, истинных любителей пения.
|
|
Высокой культурой и техникой исполнения выделялся любительский хор Пречистипских рабочих курсов в Москве под руководством В. А. Булычева. Он отличался тем, что сочетал пропаганду лучших образцов хоровой классики с распространением рабочей песни. Пречистенские рабочие курсы не были музыкальными курсами. Это были курсы общего образования, рабочий университет, где вели занятия многие выдающиеся ученые, в т. ч. И. М. Сеченов. Но здесь были созданы и любительские кружки: драматический, хоровой, инструментальный (народных инструментов). Наибольшую популярность приобрел хор, который стал творческим коллективом, не уступающим в исполнительском мастерстве профессиональному пению. Из любительского кружка образовалась настоящая хоровая капелла. Танеев посвятил хору один из лучших своих хоровых циклов из 12-ти хоров капелл на слова Л. Полонского.
Образцом музыкально-хорового просветительства в провинции была деятельность А. Д. Городцова. Работал он главным образом в Перми и Пермской губернии, возглавлял «Попечительство о народной трезвости», в рамках которого осуществлял просветительством Прекрасный оперный певец, он посвятил свою жизнь музыкальному просвещению народа, организовал сотни хоров не только в городах, но и в селах, поставил с крестьянами оперу «Иван Сусанин». Систематически проводил курсы по подготовке руководителей-хормейстеров и повышению их квалификации, где прошли обучение около 2 тыс. человек. А. Д. Городцов издавал хоровые сборники из произведений классики и народных песен. Б. В. Асафьев писал, что «усилиями таких деятелей, как Александр Дмитриевич, создавались областные гнезда певческо-хоровой культуры».
Второе направление развития хорового любительства было связано с распространением и популяризацией лучших образцов фольклорной песни. Большой интерес в этом плане представляет деятельность талантливого певца и собирателя русских народных песен П. Г. Яркова.
Интересна и оригинальна деятельность по развитию народного хорового любительства М. Е. Пятницкого, основателя крестьянского хора, талантливого самородка с хорошим голосом. Он родился в Воронежской губернии и вырос среди народных песен, с детства полюбил их, на всю жизнь сохранил память об их глубокой проникновенности, собирал народные песни и на свои средства издавал сборники, был участником всех этнографических концертов, выступал на эстрадах и завоевал славу исполнителя народных песен.
Но наиболее впечатляющим в его деятельности было создание хора из крестьян Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний и организация нескольких ежегодных концертов, которые требовали массу энергии и изобретатель-
113
ности, чтобы преодолеть материальные трудности и снова привезти в Москву участников хора.
М. Е. Пятницкий заботился о сохранении народно-певческой манеры во всей ее чистоте. Песни исполнялись группами и вызвали большой интерес слушателей. Украшением концертов была 70-летняя Аринушка Колобаева с двумя дочерьми.
Концерты крестьянского хора явились крупным событием музыкальной жизни, хотя М. Е. Пятницкий и не был единственным пропагандистом народной песни. Их пел Шаляпин, появилась Федосова. Но крестьянские концерты не были тогда доступны широкому кругу слушателей, не вызвали они должного отклика и среди музыкантов. М. Е. Пятницкий остался одиноким в своих начинаниях. Тем не менее, его начинания имели большую значимость, так как представили фольклорную песню на качественно новом уровне. Исполнители-любители народной крестьянской песни собирались вместе, в кружковой форме репетировали и показывали свое искусство на сцене. А песня звучала не в своей привычной среде функционирования, где неотделима от жизни и быта. Она заявила о своем праве на относительно самостоятельное существование с возможной формой концертно-хорового исполнительства. Концерты любителей-крестьян способствовали привлечению внимания широкой общественности к фольклору.
Третье направление хорового любительства было связано с революционным подъемом, который способствовал развитию массового пения революционных песен и гимнов. Особенно популярными были «Марсельеза» и «Интернационал». Их пели в перерывах между занятиями в рабочих кружках, на сходках рабочих обществ и организаций, во время маевок и других массовых выступлений. Это было пение пролетарских песен об освобождении, песен, которые звали к борьбе и способствовали развитию политического самосознания.
Таким образом, любительство получило развитие и в области музыкально-хоровой культуры. Но оно не было столь распространенным явлением, как любительский народный театр. Основная причина в том, что роль в пьесе достаточно было просто декламировать, а освоение классики хоровой музыки требовало знания музыкального языка и квалифицированного руководства. Это вносило определенные сложности. Но, тем не менее, любительство академическое и народное хоровое исполнительство крепло и ширилось благодаря помощи прогрессивной музыкальной интеллигенции, хотя и встречало на своем пути множество трудностей материального характера.
Это новое явление в народном художественном творчестве пришло на смену фольклорным формам хорового пения в соответствии с требованиями времени и потребностями людей. Оно выполняло миссию хорового просвещения и образования художественно неграмотного народа и в то же время обратило внимание городской общественности на сокровищницу народной культуры, отшлифованной и выкристаллизованной на протяжении многих веков. Дореволюционное любительство подготовило почву для развития советской хоровой самодеятельности.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 572; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!