ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Подлинно народная основа происхождения художественного творчества
Проблема происхождения художественного творчества одна из самых сложных и наиболее интересных в истории. С давних" пор эта проблема привлекала к себе внимание философов, художников и теоретиков искусства. Хотя заниматься ею начали довольно поздно — лишь в конце 19-го столетия, т. к. до этого не было никаких данных о художественном развитии человечества.
Положение изменилось, когда в XIX веке были открыты в Пиренеях памятники древнейшей культуры. Впервые в 1836 году знаменитым археологом Эдуардом Ларте была найдена пластинка мамонтовой кости с гравировкой, изображавшей мамонта. В 1879 г, в большой пещере Альтамира была^ найдена цветная наскальная живопись (на севере Пиренейского полуострова). В конце 80—начале'90-х годов ста-,ли появляться достоверные сведения о находках изделий художественного творчества во Франции. Одной из замечательных находок древней наскальной живописи в нашей стране справедливо считают изображения мамонтов, носорогов, бизонов и лошадей в пещере Шульган-Таш на Южном Урале.
Эти памятники культуры были столь поразительны, что некоторые археологи отказались верить в их подлинность. Но открытия последовали одно за другим в Западной Европе, Азии, Африке, России — целый пласт культуры открылся изумленному взору человечества, Разнообразный материал
|
|
.первобытной . живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства требовал разгадки тайны его происхождения. Древнее искусство исследовалось многими крупными специалистами-археологами и учеными, как зарубежными, так и у нас в стране. Были высказаны разные гипотезы об истоках, развитии и сущности художественного творчества первобытного человека. В зарубежных исследованиях были выдвинуты два главных подхода: теория «игры» и «магическая теория».
Теория игры основана на эстетических взглядах Й. Канта и Ф. Шиллера, которые видели в художественном творчестве «бесцельность», «незаинтересованность», «самоцельность эстетического отношения к миру. Как главный признак художественного переживания жизни рассматривали стремление к игре, свободной от какой-либо практической цели. Ф. Шиллер считал, что красота сама по себе, становится объектом внимания человека, наслаждение — его потребностью, а бесполезное — лучшей радостью. Таким образом сказы! валось, что художественное творчество порождено заложен! ной в природе человека потребностью получать эстетическое] удовольствие.
Современная теория игры была выдвинута в конце XIX века в работах К. Бюхера и К. Гросса. Такой же. позиции! придерживались Г. Спенсер, В. Фриче и др. Основная суть] этой теории сводится к тому, что художественное творчество] рассматривается как незаинтересованная деятельность, раз-] вивающаяся из внутреннего чувства прекрасного, которое яв-1 ляется прирожденным и свойственно биологической природе! человека. Отсюда зарождается чистое, не имеющее практи-1 ческой пели искусство, не связанное с хлебом насущным. Я искусство — это разновидность игры, которая не связана с| трудом, имеющим вынужденный характер и угнетающим] человека. В веселой игре — искусстве — он избавляется от! забот и невзгод, получает подлинную радость, свободно про! являя себя, свою сущность. Даже если художественное твор-1 чество воспроизводит трудовой процесс — охоту или рыбную! ловлю — это не настоящая работа, а ее облегченное выраже-1 ние, которое является игрой без практической цели. В такой! игре человек реализует свои физические силы, развивав! ловкость и смелость.
|
|
Связь художественного творчества с игрой в первобытно! культуре, несомненно, есть, как и в действиях ребенка. Не это не значит, что искусство произошло из игры. Меньше! всего можно приписывать человеку эпохи палеолита игр)! как потребность в эстетическом и художественном наслажу дении, учитывая суровые условия жизни, К тому же нельзя
|
|
32
_-асСмаТривать эстетическое чувство как биологическое свойство присущее и животному. Это продукт длительной эволю-ция 'человека как сознательного и целеустремленного существа, поэтому творческий акт нельзя отождествлять с инстинктом животного.
Теория игры опровергается и фактами. Пещерные люди, жившие в условиях жестокой борьбы за существование, беспомощные "перед силами природы, постоянно думавшие ,о пропитании, не могли уделить так много внимания бесцельной игре и свободному наслаждению. К тому же их художественное творчество было довольно трудоемким. Стояло не-малых физических усилий высекать из камня рельефные изображения.
Кроме того, многочисленные данные археологических раскопок свидетельствуют, что искусство первобытных людей отнюдь не было бесцельным. Изображениям придавалось сугубо практическое значение, с ними были связаны ритуальные обряды, имевшие целью обеспечить успех охоты, им поклонялись, приносили жертвы. Татуировка и обычай носить различные украшения также имели практическую цель: либо устрашать врагов, либо предохранять кожу, либо играть роль священных амулетов, либо свидетельствовали о подвигах охотника.
|
|
Магическая теория, или гипотеза магического происхождения художественного творчества, была впервые выдвинута в 1903 г. французским искусствоведом С. Рейнаком. Эта теория появилась в то время, когда факты заставили многих зарубежных ученых усомниться в верности и правдивости тео» рии игры, но при этом они не отбросили эту теорию, а стали доказывать, во-первых, что наряду с магическим искусством существовало и чистое, незаинтересованное, Игровое искусство; во-вторых, что хотя искусство и использовалось как объект магических действий, но импульсы к созданию йзображе* ний находились во врожденной склонности к игре, подражанию, украшению и, кроме того, игровое искусство изначально более древнее, чем магическое (Люке, Брейль и др.").
Согласно магической гипотезе, творческие проявления первобытного человека были прямым выражением религий % изображения животных создавались как объекты обрядов й культов, т. е, имели практическое назначение, прикладное. Утверждали, что искусство порождено религиозными нуждами и потребностями магических заклинаний, которые могли производиться лишь с помощью танца н песни, живописных к скульптурных изображений. В основе таких магических заклинаний лежит представление о том, что изображение жиtore eymecTja- наш предмета дает власть над ним, что mojkrq
вя»я.т&,: воздействовать .на вето с помощью заклинаний. Существование' магического верования связано с Древнейй Индеей;о-наличии двойника у каждого живого существа предмета — это нечто не материальное, подобное тени, об.•'разу, дуШё.: Сыграла свою роль и убежденность в тесной свя,
-зи'между самим объектом и его двойником. Отсюда счита.^лоЪь; что можно причинить вред с помощью колдовства и за!клИна'н'ий над изображением. Таким образом, магия в лед,ййковое время, вероятно, не была чем-то необычным.'*; На гипотезу о магическом происхождении художественно.гО творчества натолкнуло зарубежных исследователей, |вслед за ними и часть наших ученых то обстоятельство, чтй
-;лК>дй древнекаменного века стремились запрятать свои творенйя в самые отдаленные и темные части пещер. Вэтоммно"тйе увидели желание, создать вокруг них атмосферу тайнцвполне естественную для магических действий. Это позволвло усомниться в бесцельности искусства, в его предназначу
:$йи лишь радовать И наслаждать глаз.".'' ;'„ .Возникло предположение и даже убеждение, что первобьп
"ныё люди совершали в глубинах пещер церемонии, призванныё увеличить число мамонтов, бизонов, лошадей, оленейчтобы. обеспечить себе пропитание. Они верили в возмож.жиреть передачи .своей воли и желания другим существам пя"'средство^ мистического принуждения. При этом, возможнгМ.а'гйЧеские действия не ограничивались предметами изобразительно.го искусства.. Они включали также пантомимически
* и .драматические действия с использованием амулетов, с течтфбы вызвать сходные явления, например дождь. Подобииритуалы,'по; рассказам очевидцев, сохранились у аборигенеАвстралии, Сибири и других, регионов..-Таким образом, магия у первобытных людей играла зшНательную роль в развитии художественного творчества. 01.новная масса произведений древнейшего искусства действительно -имела, религиозный смысл, но не ограничивалась тол,kq этим.. Были.обнаружены и памятники, не имеющие рел)..гйознО-мистического значения. Нужно было дать этому Яленйю. правильное объяснение. I•Впервые материалистическое обоснование проблемы пр*- .нахождения искусства, возникновения художественного твогячества 'первобытного человека было дано Г. Плехановым :1•. «го «Письмах без адреса». Более полно и всесторонне прв. ставлена эта проблема, а в разные годы развита и дополнеи•в работах наших исследователей А. С. Гущина, А. Ф. Ерей
ева, В. Б. Мнриманова, Я. Я. Рогинского, В. Е. Ларичева и других.
Основная суть материалистического понимания состоит в том, что, во-первых, труд предшествовал вознйкнояеяню художественного творчества и его продуктов; во-вторых, искусство обязано своим появлением именно труду; в-третьнх, художественное творчество стало возможным на том этапераз-вития истории человечества, когда появились общественные отношения между людьми; в-четвертых, художественное творчество было одной из сторон производственного процесса, поэтому было массовым, истинно народным.
По данным современной науки, возраст человечества равняется примерно миллиону лет. Первые признаки художественного творчества относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита. Это было время сравнительной зрелости первобытного общества. Человек по своей физической конституции ничем не отличался от нашего современника, владел речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости и рога. До этого был долгий исторический период, в течение которого люди научились изготавливать орудия труда и предметы для Добывания пищи, но не делали еще ничего, напоминающего искусство. Рука и мозг должны были созреть для творчества, и это созревание происходило в процессе трудового освоения мира.
Обрабатывая орудия труда, люди приспосабливали их к специальным целям. При этом вырабатывалась и подвижность руки. Если бы человек не упражнял свои руки, обрабатывая различные материалы, он не смог бы научиться рисовать, не овладев созданием утилитарных форм, не смог бы создать форму художественную. Таким образом, «рука является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду ... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»4.
Продуктом труда явились также художественноюбразное мышление и речь. Язык и речь возникли на естественной основе, из необходимости прибегать к различного рода сигнализации. Постепенное усложнение форм жизни привело к появлению членораздельной речи. Овладение звуковой речью совершенствовало гортань и голосовые связки, благодаря чему основой зарождения музыки стал первый инструмент-певческий голос.
Труд способствовал появлению и других музыкальных инструментов. Пользуясь луком и стрелой, человек обратил внимание на звук, который издавала натянутая тетева, и создал струнно-щипковые инструменты. Охотничий рог и пастушья дуда стали первыми духовыми инструментами, которые появились благодаря тому, что олений рог и трубчатые растения могли издавать звуки при выдувании. Предками ударных инструментов были средства сигнализации, которые применялись на охоте. При этом использовалось ударное воз-действие одним предметом на другой.
Наряду с рукой и гортанью в трудовых действиях развивалось все человеческое тело, что позволило приобрести .гибкость телодвижений как физическую основу для возникновения танца. Научившись маскироваться, подражать звукам животных, их движениям и повадкам, человек перевоплощался во время магических действий перед охотой и, таким образом, развивал свои актерские способности, которые стали основой зарождения своеобразных «театрализованным представлений», «массовых репетиций» перед охотой и другим «магических действий».
Не только человек создал искусство, но благодаря трудя художественно-творческая деятельность сама существенно из] менила человека. Появляется и развивается специфически че] ловеческая чувственность: музыкальное ухо, глаз, чувствую] щий .красоту; тело, ощущающее гармонию ритма и движе] ний. Развиваются все пять органов чувств, которые дали спо| собность наслаждаться красотой внешнего мира. Но вначал! они тесно были связаны с эмоциональным выражением прак| тических нужд и лишь постепенно развивались в человеке ду| ховные начала и выкристаллизовалось новое чувство, кото| рое сегодня называют эстетическим.
Таким образом, согласно материалистической точке зре| ния, в процессе труда совершенствовались и развивались т| природные задатки, которые привели к зарождению художе! ственного творчества. И оно появилось на том этапе челове! ческой истории, когда между первобытными людьми сложи лись первые коллективные формы производственных и соцш альных отношений.
Исследователи (Я. Я. Рогинский и др.) видят преимущ« ства палеолитического человека над неандертальским имени! в том, что это уже социальное существо. И является таковы! благодаря тем начальным формам родовой организации, кож торые стали складываться в эпоху позднего палеолита. 1 этот период первобытные люди перешли уже от случайно] охоты и собирательства к групповой организованной охоте
36
KOVflHOro Звери, устанавливается известная оседлость, длительное пребывание в одних районах с поселением в пеще-оах Суровая борьба с окружающей природой за свое существование делала необходимым теснейшее сплочение всех членов общины в единое целое. Складываются ранние формы матриархально-родовой организации общества.
Но не было еще разрыва между умственным и физическим тоудом поэтому проявляется теснейшая связь предметов искусства со всей многообразной производственной деятельностью. Искусство само было одной из сторон трудового процесса, отражало этот процесс, существовало и развивалось как продукт коллективного творчества самих масс. Хотя, вероятно, уже тогда из общины выделялись более талантливые, но художественно-творческая деятельность не была их привилегией. Они участвовали в производственных процессах наравне со всеми, занимаясь творчеством в свободное время благодаря оседлой жизни и отдавая нерастраченную энергию.
Их творчество было подлинно народным. Они творили для всех и от имени всех, в своих рисунках выражали настроения и чувства общины, а в магических действиях участвовали все. Искусство палеолита заложило основы современного изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики), зрелищного (музыки, театра, танца) и декоративно-прикладного (украшения тела, одежды и различной домашней утвари).
Художественно-творческая деятельность первобытных людей выполняла множество функций. Она служила средством познания окружающего мира. Главное внимание уделялось познанию объекта охоты — зверя, который был источником существования. Редко изображались птицы и растения, а также хищные звери, которые не являлись средством пропитания. В этом проявился утилитарно-познавательный подход к искусству. Не было еще и интереса к человеку, к миру
сложных его взаимоотношений, к тому, что отличает искусство от науки. Все было слитно, как единое целое. Не только познание, но и распространение знаний; передача накопленного жизненного опыта было важно первобьтному человеку. В искусстве он нашел такое средство, -кото
рое позволило передать потомкам все богатство нового, общественного человеческого бытия, которое было способно, воздействуя на чувства, вызвать желание следовать по дорогe, выбранной другими. Важно было сохранить, укрепить и передать не только производственные и бытовые навыки, инопЧаИ И обРяды' характер общественных отношений, но. И вновь родившийся духовный мир человека со всеми его чувствами красоты, радости, надежды. Этот духовный мир поЦ волял остаться первобытному человеку на новом «человеческом» уровне.
Художественно-творческая деятельность выполняла н| функции развития мышления, не только конкретно-практического, художественно-образного, но и обобщающего. Это проявилось в способности компоновки в соответствии с формой и содержанием. Когда рисунки помещались на различных формах предметов, позы выбирались свойственные животным и соответствующие форме изделия. Это и возникновение понятия о круге, прямой и волнообразной линии и т. п., которые использовались по образу и подобию природы в орнаментации орудий труда и быта, а также при изображении животных и людей.
Художественное творчество способствовало формированию ценностных ориентации — нравственных, религиозных, эстетических, —- играло воспитательную роль. С его по-1 мощью' старшее поколение наставляло молодых, формировало взгляды на окружающий мир, вдохновляло на трудовые1 подвиги, особенно те, которые были связаны с опасностью. Наиболее значимые для общества события прославлялись разного рода массовыми действиями. И в наше время можно встретить у аборигенов обычай устраивать пляски после; удачной охоты и при других торжественных или печальных церемониях.
Художественная деятельность первобытных людей выполняла также организующую и объединяющую функцию и служила способом общения. Элементы музыки и танца, ия ритмы возбуждали в людях эмоции, объединяли в едином порыве, подчиняли усилия отдельных индивидов общей npoj грамме. В повседневных Зуднях ритмы служили дисциплинирующим, организующим, целенаправляющим средством.
Таким образом, художественное творчество было полифункциональным: оно выступало как средство познания внешнего мира; распространения знаний и передачи накопленного чувственного опыта; развития мышления; формнро] вання нравственных, религиозных, эстетических ценностей] служило способом организации, объединения и общения лю| дей. Но'при всем разнообразии функций оно сохраняло свон] целостность и единство. Это было возможно, потому что а эпоху палеолита не было еще разделения труда и отдельны)] форм общественного сознания, а также профессиональной художественной деятельности. Художественное творчестве имело самодеятельный характер, было истинно народны»
шт к в этот процесс вовлекались все, у всех • р/азвиМййсъ*творческие способности. Искусство было синкретичным, т. к. соединяло практическую и духовную деятельность. Оно не было особым средством развлечений, а отражало отдельные стороны трудового процесса и имело прикладной характер. Художественное творчество было связано с изготовлением орудий труда, предметов домашней утвари, с религиозными, бытовыми об-;рядами и празднествами. Синкретизм художественного творчества был и в том, что'не существовали еще отдельные виды и жанры искусства'-» Они находились во взаимосвязи. Элементы театра, музыки,: хореографии и живописи могли входить в магические обряды. Массовые действия перед охотой включали в себя-ритмическую пляску, пение, маскирование, пантомиму, декоративно* украшение тела и т. д. Искусство не Имело четкой - жанровой-1 дифференциации, что определяло также прочную функциональную связь. Оно было своеобразной- моделью жизн-й;- об личающейся своей художественностью. Таким образом, художественное творчество^ Зародилось. как подлинно народное. Оно развивалось по мере совершенствования трудовых процессов, было связано непЬ'срё'дс^в^н^но с трудом и бытом. Но в то же время имело игровойи религиозный характер. На начальном этапе оно было сплошь самодеятельным, т. к. все участвовали в художественном' процессе, все развивали свои способности, не- было профессионалов, самостоятельных видов и жанров искусства. Творчество характеризовалось синкретичностью и выполняло множество функций.
2. Появление трех типов художественной культуры как результат разделения труда и развития, городов. '
Отсутствие разделения труда в доклассовом обществе обусловило то, что художественное творчество развивалось' как общенародное, было тесно и непосредственно связано ей всей многообразной производственной деятельностью. Еще не было обособленных от производства художественных идеологов, художников-профессионалов, появление которых- связано с процессом разделения физического и умственного труда-, с развитием и утверждением идеологии господствующего класса уже в ранних классовых обществах. Единство физического и умственного труда начинает, раз:. рушаться еще в доклассовом обществе общим процессом: раз* деленяя труда. Первым этапом этого процесса явилось .раз деление мужского и женского труда, которое оказало алия ние н на художественное творчество, на содержание и формы искусства. На протяжении всего процесса развития дородо-вого н родового общества разделение мужского и женского труда все более углубляется,^ накладывая определенный от-йечаток на художественную деятельность.
Единство физического и умственного труда начинает разрушаться еще в доклассовом обществе общим процессом разделения труда. Первым этапом этого процесса являлось разделение мужского и женского труда, которое оказало влияние на художественное творчество, на содержание и формы искусства. На протяжении всего процесса развития дородового и родового общества разделение мужского и женского труда все более углубляется," накладывая определенный отпечаток на художественную деятельность.
На более поздних этапах развития доклассового общества, ш стадий распада матриархального рода, начинается обособление художественного творчества и его продуктов в руках жрецоя, колдунов, щаманов и прочих, что явилось первой формой проявления идеологии. К этому привели постепенное развитие производительных сил и первые успехи разделения труда. Возникнув в рамках первобытного общества, они создали необходимые условия для перехода к первой в истории человечества классовой общественно-экономической форма. цйй и созданию государства.
Появление первого классового общества было историчес. кн необходимым и имело прогрессивное значение в развитии йройзводительных сил и культуры. Эксплуатация породила разделение и противоположность труда физического, выполнявшегося основной массой народа, и умственного, ставшего привилегией немногих свободных. В условиях малопроизво. Дйтельного труда без такого разделения не могли развиваться наука я искусство. А именно в рабовладельческом обще. етве появляются литература, театр, музыка, переживает свой первый расцвет архитектура, скульптура, живопись и прикладные искусства.
С возникновением классового общества и разделением' труда произошел коренной перелом в художественном творчестве. Начал складываться второй тип художественно! культуры, своеобразие которой заключалось в том, что худо ж-естаенное творчество превращалось в особый вид профео сноналнзнрованной человеческой деятельности. Большинстве же членов общества оказалось в положении простых потре бителей художественных ценностей. Художественная деятельность все больше становилась делом ограниченного и замкну' того круга лиц, близких к господствующему классу, при этом масса людей, занятых производством материальны? благ в обеспечивающих своим трудом художников-профессионалов, не имела возможности заниматься производство* духовных ценностей.
Постепенно произошло отделение духовного производств! ох материального. Таким образом, начался процесс распад( синкретизма первобытного производства, в котором худож^ стэеааое творчество было вплетено в труд, жизнь и быт т говека. Распад синкретизма проявился прежде всего в том, что из материального производства выделились отдельные формы общественного сознания: искусство, наука, политика, религия, мораль,—все то, что составляет сферу духовного производства и имеет свой способ освоения мира, отличный от материального производства.
Этот распад единства материального и духовного производства имел для развития художественного творчества положительное и отрицательное значение (М. С. Каган). Положительное заключалось в том, что: 1) произошла профессионализация художественного творчества, которая стала двигателем прогрессивного развития искусства; 2) художники освободились от физического труда по производству материальных благ, и люди, обладающие яркой одаренностью, могли полностью сосредоточиться на художественной деятельности; 3) художники получили возможность максимального развития своего таланта, мастерства и интеллектуального уровня, что было недоступно народной массе; 4) профессиональное художественное творчество за короткий период разработало новые способы и средства художественного освоения мира.
Отрицательное значение распада единства материального недуховного производства проявилось в том, что: 1) большинство людей было вытеснено из сферы творческой деятельности в сферу потребления художественных ценностей, которые не всегда были доступны народу, возникали в связи с этим известные непонимания и даже конфликты; 2) художники-профессионалы все больше отдалялись от народа, на который уже смотрели со стороны, а не изнутри, не понимая и не разделяя интересов и идеалов масс, что привело к отрыву содержания искусства от реальной жизни общества и отражению в творчестве своих собственных, внутренних потребностей; 3) появились условия для подчинения художественной интеллигенции господствующему классу в связи с тем, что она не производила материальных благ и могла существовать лишь в обмен на создаваемые художественные ценно» сти через рынок сбыта, который был в руках посредников между художником и публикой.
Таким образом, искусство исторически обрело автономность от других сфер практической и духовной деятельности. Но оно не замкнулось в пределах чисто художественных форм творчества, а распространилось и на другие формы духовного производства, было связано с наукой, религией, техникой, спортом, игрой и др.
Распад синкретизма художественной культуры проявился. и в том, что в ходе исторического развития постепенно вычленились отдельные виды и жанры искусства. Но их самостоятельное существование не превратилось в полное обособление. Они продолжали находиться в постоянном взаимодействии, влияя ДРУГ На Друга, ПОрОЖДая новые синтетические виды
творчества. Тесно связаны драматургия как литературный жанр, и театр; театр и музыка; музыка и танец. Но какой бы ни была тесной их взаимосвязь, художественное творчество развивалось уже в жанрах литературы, театре, музыке.
Наряду с вычленением искусства как самостоятельной формы общественного сознания, его видов и жанров одновременно происходит и процесс развития сложившихся ранее принцепов художественного освоения мира.
Изменение условий бытия и сознания с появлением классов порождает шенствовать выразительные средства, содержание и формы,
противоречия и расхождения в творческих взглядах и уста. Именно коллективность творчества позволяла каждому установках художников. Это приводит к появлению в художест- СТВОВать в варьировании, вносить новизну в устоявшиеся яенном творчестве множества различных направлений, течений школ и стилей с особенностями выразительных средств индивидуальному участию произведения народного творчества и техники отражения действительности.
Распад синкретизма первобытного искусства определил позволило им на протяжении всей истории влиять на про-атт^нрйтпРР пазвитие художественного творчества в двух на- фессиональное художественное творчество, особенно музыкальных взгляды художников, их талант и мастерство
Продукты профессионального художественного творчества были доступны лишь ограниченной части общества. Здесь появлением городов стала развиваться художественная куль-^мрчяртся стремительное развитие новых форм, средств J тура, которую нельзя в полной мере отнести ни к одному из гпЛсобов- роман и повесть станковая живопись, портретная двух направлении. Речь идет о третьем слое художественной гкульптупа симфоническая и камерная музыка, драмати культуры. Длительное время ученые относили это явление uW-кйй музыкальный и хореографический спектакль, кино либо к профессиональному искусству, оценивая его как па-^лпжёгтвенно-промышленное изделие, архитектурное сооруйюдию, либо рассматривали как печальное вырождение 32 иSh'-"это все то, чего не знало и не имело на|ольклора. Но уже в 60-е годы стали писать (В. Я. Пропп, пплнор творчество Обилие новых форм, жанров и стилеиБ.^Н. Путилов), о существовании третьего типа художествен-пгр большее усложнение языка постепенно привели к тому ной культуры, который был и в живописи, и в литературе, что для восприятия и освоения профессиональной художести в театре, и в музыке.
Третий тип художественной культуры возник довольна ставлен городским (романсом, в-литературе—поэзией, ;в теат-пйзднЪ 'й 'превратился в определенную реальность лишь ц ральном жанре — театром Петрушки, Арлекинады и др. XVII-в.'Почвой для его формирования стал город. ИменцД 0н 0ПИрается на профессиональную культуру вчерашнего и позавчерашнего дня, на ту культуру, которую оставляет ученое искусство на размышление художественно нёобразо-
точйем Пестрых и неоднородных по составу слоев и грущ. ваннь1Х> ндя дальше, осваивая новое и неизведанное Бэтой населения, ибо в обществе были не только два противоод. обнаруживается существенное родство «примитива» с тради ложны'х друг другу класса, но и ремесленники, мастеровые цйонньш фольклором, который также опирается на про&лую чиновники, мелкие служащие, мещане, купцы и другие. ВС( туру. Но разница в том, что фольклор хранит намять они" -находились на'разных ступенях социальной иерархия д;евнейших времен, а «примитив» осваивает вчерашнее и ш>
но-в то же время "противостояли высшим кругам господ ^вчерашнее от уходящего вперед профессионального'твор-"™'™""" --—- » <^й***т™ай «йляи »n«m.« v H„v --чества_ и в этом его большая динамичность по сравнению Промежуточность третьего типа художественной- культуры
проявляется в отсутствии целостности и стабильности, в по стоянном колебании между «высоким» и «низким» искусст „ ...Чаще, всего это были вчерашние крестьяне, оторвавшиесЬом. в языке и стиле приближается то к одному, то- кдр,уг.о- от земли и пришедшие в город, но сохранившие память Ejy уровню. Иногда как бы завистливо смотрит , па ученее деревне и крестьянском фольклоре. Придя в город, они улфскусство, уходя из фольклора, и тогда появляются продук-н.е.. хотели, и не могли жить, удовлетворяясь фольклорнымь-ы второсортного-, банального профессионализма. Илдвспо-формами. Более привлекательной была высшая, ученая, про МИнает о фольклоре, как об утраченной чистоте и идеале..; и
фессионадьная, художественная культура. Именно на не рождает детски наивное, первозданное искусство. , они...и ориентировались в своем творчестве, стремясь овла эклетическое смешение влияний двух, культур, на стьще'кедо-деть новыми .формами, способами и средствами освоешрых развивается третья.
мира... Но слишком сложной и поэтому недоступной она бы! для тех, кто не был подготовлен к ее восприятию. Потре! нрсть. же в эстетической деятельности через художественнатворчество.привела, таким o-бразом, к зарождению и развВеповтоРимость- 0н активно перерабатывает и как'бн дчй Хию .третьего типа художественной культуры в среде низинИ4 т от. салонности аристократическое искусство, омдла^й;.
вая его Смехом и пародийностью, возвышает и актуализирует фольклор, нарушая его косность и традиционализм. F.Rn'pnfi-традиционализм, -евоеоб-
вынуждены были удовлетвори! разие его в том, что он не придерживается принципов и тра"'свой культурные потребности помимо двух, уже утвердивил Диции, предписанных той или иной школой, а также свобо-
себя направлений художественного творчества .и удовлетв ряли их "не только своими силами, но и силами художнику профессионалов, по тем или иным причинам неутвердившихс ноети в-своей среде и. оказавшихся вынужденными искать средст]! Таким пйп«л.» к существованию в среде городских «низов», а также силаГпредставлятт Ж-Разделение тРУда и появление городов поетоянно приоывающих в город вчерашних крестьян, нов вечества Чтп ииирпи телей фольклора, и сумевших подняться на ступеньку выше .трех типов £ЛПр,!ДеЛИЛ° Развитие художественной культуры гве. Таким образом', здесь ГИ могу время происходило перемешивание традиций все более отД постоянном вТ™™™ В СОВОКУПНОСТИ. как ..находящиеся/в ультур. Но именно в этом ш IМ вза™одеиствии и взаимовлиянии.
3§. Социально-исторические условия и этапы развития народного художественного творчества
Развитие народного художественного творчества был! тесно связано со всей историей русского народа. Каждая но! вая эпоха, ее социальные условия отражались в формам общественного сознания, в т. ч. и в народном творчестве. ПД ремены в жизни и быту человека накладывали отпечаток н! его творчество. Происходила эволюция форм художественно,, го творчества, когда отмирали старые и появлялись новые, ■ истории русского народа можно условно выделить неекольк(' периодов, которые влияли на творчество.
Наиболее ранний этап развития принято называть «ия рищным». Он характеризует период с зарождения художест.' венного творчества в родовом обществе и вплоть до XVII ве| ка. В его описании исследователи во многом пользуются методом гипотез, так как материал литературных источников! летописных сведений и миниатюрных изображений в церков! пых книгах и др. довольно скуден и не дает возможности по.. казать более или менее полную картину прошлого.
Для обозначения явлений народного творчества в тот па риод использовались различные термины: «потехи», «игрыЯ «игрища». Игрищем называли и место действия, и свадьбу, щ ряженье. Термин «игра» применялся и в отношении к народ ным музыкальным инструментам, но в ином значении.
Игрища входили непосредственно в трудовую деятельности человека, ибо искусство зародилось в недрах производстве» ных процессов. Они либо сопровождали трудовые процесса либо воспроизводили их, либо повествовали о них через песнЯ ритмические движения и пляски, маскирования и драматиче ские действия. Например, охотничья бизонья пляска, прев етавлявшая собой массовую репетицию перед охотой, вклщ чала в себя все элементы искусства.
Народные игрища и сходбища существовали уже на рак нем этале язычества (IV—VI вв. н. э.). Обожествляя солнцИ гром, молнию, реки, огонь, камни и др. предметы, славяне по клонились им, воспринимая окружающий мир в конкретны-одушевленных образах. На игрищах они веселились и совер' шали ритуальные магические обряды, чтобы умилостивив ярироду, богов и духов. Эти обряды сопровождались хоровв дама, драматическими действиями, плясками, пением, игре на музыкальных инструментах и заклинаниями.
В дохристианской Руси были широко распространены иГ рища, на характер и содержание которых наложил отпечато! земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочен! к календарным языческим праздникам. Среди них семик—
аздник посева; обжинки, спожинки—окончания жатвы и сбора урожая; осенины — проводы лета и встречи осени; коляда— зимний праздник; радуница, русалии — весенне-летние праздники; Ярилин день —праздник Ярилы-солнца и другие. Многие из этих праздников отмечались вплоть до XVII в., а некоторые сохранились и до более позднего периода. IV
Но введение на Руси христианства, в конце IX в., повлекло за собой множество- изменений в идеологии и художественной культуре. Новая идеология наложила на духовный мир человека аскетизм и создала атмосферу непримиримости между церковными догмами и человеческой совестью, отдалила человека от его природной основы, природной сущности.
Христианство на Руси распространялось медленно, преодолевая сопротивления простого люда в жизни и в быту. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками. Языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски, драматические обыгрывания и сцены осуждались и преследовались церковью, считались «бесовскими» и «сатанинскими», несовместимыми с христианством.
В то же время церковь понимала, насколько сильны традиции и привычки в жизни человека, поэтому она не только боролась, но во многом и приспосабливалась. Она сближала христианские праздники с языческими, давала им новые названия и имена святых. Так, зимние ка-леидарные праздники стали «святками», весенние — «масленицей», а Перун-громовержец превратился в Илью-пророка и т. п. В игрища включались и некоторые христианские обряды, что влекло за собой изменение и в элементах обрядового искусства. Некоторые из языческих обрядов вовсе ушли в прошлое или перешли в игру, потеряв свое первоначальное значение.
X—XI вв, — период расцвета древнерусской феодальной культуры и искусства. Для него характерен подъем творчества и в народе. Об этом свидетельствуют описания в летописи, устное народное творчество, фрески, хороводы, песни, пляски, игры на музыкальных инструментах, являвшиеся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров. Так, например в былине «О Соловье Будимировиче» дается описание веселья дружины:
«...Тут-то в терему скачут, пляшут, Песни поют, в гусли наигрывают, . Тут-то млад Соловей Будимирович Со своей дружинушкой' хороброей...» •'..■".,
;47
Фреска южной башни Киевско-Софийского собора вое производит сцены представления скоморохов, движения, ха.| рактерные для русской пляски, и музыкальные инструменту того времени. Изображения относятся к XI веку, когда н| Руси уже распространилось и утвердилось скоморошество] Деятельность скоморохов, уходившая корнями в народную! культуру родового строя, выражала настроения низших слоев феодального общества.
Монголо-татарское иго, продолжавшееся свыше, двухсот] лет, задержало развитие культуры Руси. Многие националы ные ценности были уничтожены. Но народ сумел сохранить свою культуру, свою самобытность, традиции, свое искусство —хороводы, песни, пляски, игры, музыкальные инструменты]
В конце XV в. народ освободился от монголо-татарского ига, а к началу XVI в. отдельные княжества объединились в единое централизованное государство с новым политическим и экономическим центром — Москвой. Государем всея Руси] Иваном III, был проведен ряд реформ по укреплению государства. Это благотворно повлияло и на развитие культуры я искусства: Появились сочинения Максима Грека, фрески живописца А. Рублева, постройки каменных зданий, строился Московский Кремль и др. памятники культуры.
В этот период церковь берется покончить с остатками язычества, скоморошьими играми, «забавами» и утверждает] «Стоглав» из церковных и светских правил; где резко осуж-j дает и запрещает народные игры, обряды, пляски, хороводы,] песни, музыкальные инструменты («бесовские гудебные сосу-] ды») и вообще всякие развлечения, как пережитки..языческих! обычаев и верований. «Стоглав» запрещал скоморохам по] являться около церквей и участвовать в свадьбах. Другим подобным документом был «Домострой», который, осужда традиционные народные увеселенья, грозил муками ада | отлучением от церкви тех, кто принимал в них участие.
Но никакие преследования, проклятья и угрозы Л могли убить в народе вечной тяги к веселью, к творчеству не могли заставить отказаться от древних праздников, обря] дав и игрищ. К тому же Иван Грозный выписал из Нов] города и Пскова «ватаги» скоморохов для «царской потехи»! Часто в своих интересах он вовлекал скоморохов и в полити] ческую борьбу с церковной знатью. Многочисленный шта'Я скоморохов-«потешников»: шутов, плясунов, певцов, музыкантов, лицедеев, приписанных к Потешному чулану, ano.j следствии — Потешной палате, в течение долгого временя обслуживал московских государей.
фодные восстания Стеньки Вя'ання Ивана "Болотникова и другие. Все это сказалось на ^полном творчестве. Отрицательное отношение церкви сомк-иЛпсъ с отрицательным отношением светской, государственной власти к народным увеселениям с участием скоморохов, Гпезультате -чего царем Алексеем Михайловичем был издан Указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверия»
/ t СИЯ г- \
Но и этот Указ, запрещавший искусство скоморохов и поиказывающий прогонять их и бить батогами, инструменты ломать и жечь, а семьи их разорять, не смог заставить народных мастеров отказаться от своего ремесла. Они уходили на север и в глухие леса Брянщины, где и сейчас живы традиции древнего народного творчества.
С конца XVH в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра I, который провел многочисленные реформы, коснувшиеся всех сторон общественной и культурной жизни. Он создал армию и флот, подчинил церковь государству, открыл придворный театр, учредил Академию наук, расширил и укрепил торговые и культурные связи с Западной Европой. Петр I решительно насаждал новые порядки, менял патриархальный быт, закрепленный в «Домострое», боролся с косностью бояр.
Искусство в этот период приобрело светский характер. Специальным указом были введены Ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, новым европейским порядкам-и правилам светского обхождения. Правила устанавливались не только для торжественных приемов, но и для семейных праздников. Главным для зажиточных городских кругов, стало освоение правил придворного этикета и изучение новых европейских танцев.
Утверждение в' высших кругах западноевропейского искусства привело к пренебрежительному отношению к. народному творчеству, которое стали называть «мужицким», «деревенским». Фольклорные формы народного творчества, которые бытовали до этого времени в городской среде народа, постепенно к XVIII в. стали вытесняться или видоизменяться. народ в своем творчестве стал ориентироваться на малодоступные формы профессионального искусства, но в то жевре-„ LH % UOr полностью отказаться от фольклорного ■ содержать а.? пРИвело к зарождению так называемого «городско-тя^ЬКЛ£ра* или гоРОДского «примитива», в котором смешались и фольклор, и профессиональное искусство, например,
49
грациозная народная пляска и бальный танец придворных аристократических кругов.
В XIX в. русское государство переживало сложный про-] цесс развития капитализма. Появился рабочий класс, обост, рилась классовая борьба, усилился революционный протест народа. Все это не могло не отразиться на народном творче.| стве, на его содержании и формах. Особенно благоприятные! условия для развития были после падения крепостного пра-1 ва в 1861 году. В это время появились новые демократичес; кие формы художественного творчества народа — это люби, тельские театры, хоры, инструментальные ансамбли и оркестры, бесплатные учебные заведения для рабочих: музыкаль. но-хоровые школы, классы, народные консерватории и дру| гие. На основе любительства после Октября 1917 года разви. валась художественная самодеятельность.
Таким образом, народное художественное творчество в| своем развитии связано с несколькими своеобразными соци-1 ально-историческими этапами, которые накладывали отпеча! ток на всю культуру и искусство. Своеобразие народного ху-1 дожественного творчества позволяет выделить четыре этапа я его развитии:
1) фольклорный, куда относятся все формы бытования! крестьянского фольклора;
2) появление городов и развитие «примитива» (городского фольклора);
3) этап демократизации художественной культуры и раз! вития любительского народного творчества;
4) послереволюционный этап, связанный с развитием ху|
дожественной самодеятельности.
ГЛАВА III
ФОЛЬКЛОР КАК ЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
При анализе и характеристике традиционного народно™ творчества, связанного с деревенским, крестьянским трудом I бытом, пользуются различными терминами. Для обозначени! устного народного творчества (поэзии и прозы) использую! понятие «фольклор», что значит «народная мудрость». При! менительно к жанрам искусства употребляют термины «му| зыкальный фольклор», когда речь идет о народной песне Ч инструментальной музыке; «фольклорный танец» — о народ] ном танце, «фольклорный театр»—о драматических действйях в народном искусстве. Изобразительные формы творчества принято называть декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами, т. к. это не относится к устному народному творчеству. Но независимо от условного обозначения ясно одно, что речь идет о традиционном народном творчестве, зародившемся в глубокой древности и дошедшем до нас к'ак уникальное свидетельство жизни и быта, мировосприятия и мироощущения народа.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2887; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!