Народное танцевальное искусство городского «примитива»
Городская культура «примитива» представлена также народным танцевальным искусством,которое берет свое начало из древнейших форм творчества. Процесс дифференциации первобытного фольклорного танца на крестьянский, бытовой и сценический шел одновременно с развитием общества и его социальным расслоением.
Городской примитив в танце, как и в других жанрах, соединяет в себе элементы фольклорных традиций и формы профессионального исполнительства. Ярким образцом является искусство скоморохов, среди которых были и мастера в танце. В своем ремесле исполнения танца они превосходили всех, не зря говорили о них: «Всяк спляшет, да не как скоморох». Это были профессионалы из народа и развлекали своим танцем на всех празднествах и увеселеньях.
Скоморохи-плясуны были большими мастерами своего дела. Мастерство плясунов и плясиц включало в себя и развивало мотивы старинной русской народной пляски. Основу выразительных средств составляли разновидности присядки, дроби и другие движения", требующие ловкости и сноровки. Об этом свидетельствуют миниатюрные изображения, фрески, лубочная картина и другие материалы.
Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании' и популяризации русского народного танца. Они не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.. Танцевальное искусство скоморохов во многом подготовило появление и развитие сценических форм народного танца.
|
|
Сценический танец как явление народного творчества города широко использовался в театральных представлениях—в народной драме и кукольном театре. В отличие от собственно народного, фольклорного танца, он уже был подчинен условиям его исполнения на сценических подмостках. При этом народный танец как бы остался тем же, но и становился уже другим, что было связано с понятием «сценический». Вместе с музыкой, песней, словом танец жил в творчестве актеров народной драмы ив искусстве кукольников.
В качестве материала для сценического танца в театральных представлениях использовались мотивы сюжетных 92
и бессюжетных народных плясок и танцев, которые в отличие от обрядовых (ритуальных) можно назвать бытовыми (праздничными), т. к. исполнялись в быту и играли развлекательную роль. На их подлинно народной основе рождались новые танцы, подчиненные особенностям сценического воплощения. Одни из них на сцене служили для показа жизни и быта парода и почти исключительно в сфере развлечений, а другие являлись средством образной характеристики сценических персонажей, выражения их отношений и чувств.
|
|
В народной драме «Царь Максемилиа'н» лихая пляска с песней сопровождает действия комического персонажа старика-гробокопателя. Многообразно представлена пляска в вертепе, где пляшущие персонажи появлялись в комедийной части спектакля «Царь Ирод». Плясали «дид» и «баба» на радостях, что не стало царя, солдате красавицей, затем попарно танцевали представители разных национальностей. Много плясали и куклы русской народной кукольной комедии «Петрушка». Нередко пускался в пляс задира и забияка Петрушка, то один,- то с женой пли невестой, плясали и другие куклы.
Таким образом, сценический танец в театральных формах народного творчества—это не только измененные виды фольклорных плясок, но и польские, венгерские, цыганские танцы и танпы других национальностей, появление которых на сцене народного театра было связано с проникновением в городской быт бальных (бытовых) танцев разных народов мира.
Городской бытовой или бальный танец как жанр народной хореографии . появился в среде низших и средних слоев городского населения на-основе бальных танцев высших аристократических кругов общества и, видоизменяясь в народной среде, вносил элементы традиционных фольклорных танцев. Он наглядно демонстрировал связь,истинно парод-пых истоков и салонного искусства.
|
|
Появление в России салонных бальных танцев было связано с именем Петра I, который издал указ в 1718 г. об ассамблеях-собраниях, обязательных для дворянства. Ассамблеи проходили в вечерние часы, собравшиеся обеспечивались просторной горницей для танцев, музыкой,, сиденьями, шахматами и шашками, табаком, пивом и квасом. Все обязаны были танцевать бальные танцы, пришедшие из-за рубежа, в основном из Парижа. В связи'с этим вскоре было введено преподавание танцев и танцмейстер стал одной из необходимейших фигур в новом русском дворянстве.
Постепенно бальные танцы стали достоянием более низ-ших слоев городкого населения. Но народ танцевал их по. своему, заменяя галантность и салонную чопорность шутками, весельем, смехом. Многие танцы (лансье, кадриль, бранль) претерпели настолько сильные изменения на рус. ской народной почве, что дали совершенно новую жизнь бальному танцу. Часто они были связаны с ремеслом определенных цеховых объединений, например, французский бранль имел разные виды: бранль ткачей, прачек, булочников, башмачников и других.
|
|
Бытовой танец городского населения объединил самые разные образцы хореографии—это не только бальные, но и переработанные под влиянием профессионалов подлинно народные танцы, и шаблонные сочинения местных танцмейстеров, и танцы, на мелодии известных песен, представляющие хореографию многих народов мира. Они, как правило, включали небольшое количество стандартных наборов движений, в которые добавлялась какая-нибудь деталь.
В этих танцах проявилось влияние стандартизации, особенно с XIX века. Национальные народные танцы унифицировались, теряли свою самобытность и превращались в заранее созданный стереотип городского бытового танца. В России огромную роль в этом сыграла деятельность профессионалов, которые трансформировали национальные танцы других народов, упрощали и приспосабливали их для самых широких масс, создавая доступные схемы их исполнения.
Показателен в этом отношении пример трансформации английского матросского танца «Матлота» в русский танец «Яблочко». Сначала «Матлот» был приспособлен танцмейстерами для публичных балов, затем он ассимилировался с русскими матросскими переплясами, пляской «Камаринская», народной песней «Яблочко», даже попал на балетную сцену и вошел в издания по бытовой хореографии. Ь результате такой трансформации «Матлот» и «Яблочко» приобрели шаблонную форму городского бытового танца.
Для многих городских бытовых танцев (полек, кадрилей и других) характерны ирония, юмор, гротеск, которые как бы компенсируют стандартность и шаблонность их структуры. Это связано и с тем, что они пришли в городской быт в более позднее время и функционировали в сфере развлечений. Претерпела изменения и хореография, в которую проникли элементы народного танца. Салонная манера исполнения заменялась простой, более демократичной и доступной, нередко с иронией, показывающей некоторое снисходи-94
Вёльнее отношение самих танцоров к пустой и забавной танцевальной моде. Таким образом бытовой танец городского населения испытывал влияние подлинно народного и салон* н0го бального, но и сам активно влиял на них.
В последующие годы на основе городского бытового {танца, который в силу различных причин не носил массового характера, развивались два направления танцевальной {культуры. К первым относятся массовые танцы или так называемые массовые «шлягеры», которые обладают неограниченными импровизационными возможностями, чем и привле-I кают молодежь, стремящуюся к проявлению фантазии /и ■тяготеющую к острым современным ритмам. Эти танцы оттеснили на танцплощадках все другие группы бытового танца и распространились в сельской местности. Второе направление составляют собственно бальные танцы, которые вышли за пределы балов и стали исполняться в различных бытовых ситуациях, соло и парами на конкурсах, а также 1 групповых ансамблях современного бального танца.
Таким образом, народное танцевальное искусство в городе как пласт третьего типа культуры богато и разнообразно. Оно уходит своими корнями в глубокую древность, вби-'рает в себя элементы подлинно народного фольклорного 1танца и обращает своп взоры в сторону аристократического нганца. На стыке двух культур возникает третья, носителями которой являются скоморохи, актеры народной драмы, кукольники и люди разных профессий, искусство которых было представлено в народных празднествах, театральных представлениях и в городском быту. Все это явилось благодатной почвой для развития сценического и бытового танца с ;.их богатыми разновидностями, отражающими постоянно изменяющуюся и развивающуюся жизнь народа.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 510; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!