Киевская княгиня Ольга и ее истинная роль в истории гибели ее мужа князя Игоря 12 страница



 

 

Любопытно, что в трех летописях, которыми пользовался Ф. А. Гиляров, содержится следующее сообщение: «В то же время приидоша печенеги на Киев, Ольга же со внучатами своими и с Ярополком, Ольгом и Владимиром затворися в Киеве, печенеги же едва не взяша град, аще бы некий князь из-за Днепра поспешил и защитил его, ко Святославу же отписа сице: ты, княже, чужие земли доступаеши, а твою печенеги воюют, а аще вскоре не придеши, не имаша видети ни матери твоея, ни детей»{312}. Получается, что наряду с Ольгой и Святославом на Руси действовал в это время неизвестный нам князь.

А. А. Шахматов, однако, высказал предположение, что в момент осады печенегами Киева Святослав находился не в Болгарии, а воевал на востоке с хазарами, ясами и касогами и, следовательно, слова Претича означают, что он все-таки воевода Святослава{313}. В связи с предположением, высказанным А. А. Шахматовым, необходимо более подробно остановиться на проблеме хронологии разгрома русами Хазарии.

Дело в том, что арабский путешественник и географ Ибн Хаукаль, современник событий, сообщает в труде «Книга путей и государств» относительно 358 года хиджры (это по мусульманскому летоисчислению, а от Рождества Христова — это период с ноября 968 до ноября 969 года), что русы разграбили столицу Волжской Болгарии Булгар, напали на буртасов, разорили хазарские города на Волге: «В настоящее же время не осталось ни следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара, ибо Русы напали (или истребили) всех их, отняли у них все эти области и присвоили их себе. Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам, из желания остаться вблизи своих стран, и надеясь заключить с ними мир и подчиниться им»{314}. Чуть ниже Ибн Хаукаль добавляет, что «Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений; известен же он потому, что был гаванью этих государств, но Русы ограбили его, Хазран, Итиль и Семендер в 358 году и отправились тотчас в Рум и Андалус»{315}. Далее, он еще раз отмечает, что поход русов имел место в 358 году хиджры{316}, и сообщает, что «Хазаре имеют также город, называемый Семендером… В этом городе было много садов, говорят, что он содержал около 40 000 виноградников. Я разведал о нем в Джурджане по свежей памяти о нем. Его населяли мусульмане и другие; они (мусульмане) имели в нем мечети, христиане — церкви и евреи — синагоги. Но Русы напали на все это, разрушили все, что было по реке Итиль (Волга. — А.К. ), принадлежавшее Хазарам, Булгарам и Буртасам, и овладели им. Жители Итиля же убежали на остров Баб-аль-Абваба, а часть их живет на острове Сиа-Ку в страхе»{317}.

Ибн Хаукаль писал свою книгу около 976–977 годов. Однако Повесть временных лет относит поход Святослава на хазар к 6473 (965) году и излагает ход событий несколько отлично от Ибн Хаукаля. Согласно нашей летописи, за год до этого Святослав отправился походом на вятичей «на Оку реку и на Волгу», но подчинить вятичей не удалось, поскольку они уже были зависимы от хазар. И вот тогда, в 6473 (965) году: «Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли навстречу со своим князем Каганом, и сошлись биться, и одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов. В следующем 6474 (966) году Святослав вновь отправился в поход на вятичей и все-таки победил их, и возложил на это племя дань». Об одном ли походе говорят источники? И если да, то какая датировка более правильная?

 

А. Я. Гаркави пришел к выводу, что имели место все же два отдельных похода Святослава на хазар в 965 и 969 годы{318}. Однако Н. Знойко поставил под сомнение авторитет известия Ибн Хаукаля, предположив, что «и Нестор, и Ибн Хаукаль одинаково слабы в хронологии, и к показаниям их в этом отношении мы должны относиться с одинаковой осторожностью»{319}. А раз оба автора говорят об одном и том же событии, то нужно выбрать только одну, более правильную дату. Таковой Н. Знойко признал 965 год, так как в конце 60-х годов X века Святослав был занят войной на Балканах и в Хазарии находиться не мог, а кроме него на Руси князей, «конечно же», не было{320}. К подобному же выводу пришел и В. В. Бартольд, который подкрепил его новыми соображениями. По его мнению, Ибн Хаукаль вовсе не относил поход русов на хазар к 358 году хиджры, а указание на этот год — результат плохого перевода, выполненного А. Я. Гаркави: «В действительности более тщательное рассмотрение текста Ибн Хаукаля показывает, что его дата (358 г.х.) относится не ко времени разгрома, а к тому времени, когда Ибн Хаукаль, находившийся в Джурджане (Гиркане), узнал о разгроме, и только по небрежности в других местах отнесено им к самому событию»{321}. Своеобразным подтверждением летописной датировки выглядят и сообщения арабских авторов Ибн Мискавейха (начало XI века) и Ибн аль-Асира (начало XIII века) о том, что в 354 году хиджры (965 год) какие-то «турки» (тюрки) напали на Хазарию, что побудило хазар обратиться в Хорезм и в обмен за помощь принять ислам{322}. Специалисты считают, что под этими «турками» арабские авторы подразумевали или самих русов, или их союзников в этом походе (огузов или печенегов). Получается, что Ибн Хаукаль как бы дополняет русскую летопись, которая приводит более верную дату разгрома — 965 год.

Однако нашлись у вывода В. В. Бартольда и противники. Так, например, В. А. Мошин доказывал, что из текста Ибн Хаукаля следует, что 358 год хиджры был именно годом нашествия русов, а не временем, когда арабский путешественник узнал об этом происшествии{323}. Но аргументы В. А. Мошина можно было легко опровергнуть тем соображением, что он, как, впрочем, и В. В. Бартольд, обращался за подтверждением своих идей к устаревшему переводу А. Я. Гаркави или, в лучшем случае, к тому же списку труда Ибн Хаукаля, которым пользовался издатель «Сказаний мусульманских писателей». Для окончательного решения вопроса необходимо было произвести новый перевод интересующих нас отрывков с привлечением всех известных списков «Книги путей и государств». Этот труд был проделан Т. М. Калининой, которая сделала перевод со списков, изданных де Гуе (в 1870 году) и И. Крамерсом (в 1939 году) и более совершенных, нежели список, которым пользовался А. Я. Гаркави. В ходе работы Т. М. Калинина решительно опровергла выводы В. В. Бартольда и пришла к выводу о том, что 358 год хиджры был датой именно нападения русов, а не получения Ибн Хаукалем информации о нем{324}.

Следует отметить, что в самом тексте Ибн Хаукаля содержатся дополнительные детали, подтверждающие выводы Т. М. Калининой. Так, Ибн Хаукаль сообщает, что русы шли по Волге к Каспийскому морю и до разгрома хазар разгромили булгар. В. В. Бартольд усомнился в этом известии арабского географа, поскольку Хазария после разгрома ее русами уже не смогла оправиться, в то время как Волжская Болгария воспользовалась этим разгромом и начала играть ведущую роль на волжском торговом пути. По мнению В. В. Бартольда, Булгар вовсе не был разгромлен русами, а Ибн Хаукаль просто слышал «о разгроме русами дунайских болгар, смешал этих болгар с волжскими и свою догадку о том, как русы могли дойти по Волге до хазар, выдал за действительный факт»{325}. Действительно, восточные авторы постоянно путали обе Болгарии. Предположение В. В. Бартольда встретило поддержку среди ученых. Наиболее аргументировано эту версию В. В. Бартольда поддержала Т. М. Калинина. Сравнив списки труда Ибн Хаукаля с трудом Истахри, который был положен в основу «Книги путей и государств», Т. М. Калинина доказала, что Ибн Хаукаль перенес известия о дунайских болгарах, имеющиеся в труде Истахри, на волжских булгар. Он, видимо, слышал о войне русов на Дунае, «но, поскольку, он знал лишь Волжскую Булгарию, как соседку русов и хазар, то приписал Балканскую войну Святослава тому разгрому хазарских городов, с которым он непосредственно столкнулся»{326}. Таким образом, Ибн Хаукаль считал, что разгром Хазарии русами произошел уже после похода Святослава в Болгарию в 968 году.

Любопытно и сообщение Ибн Хаукаля о том, что после разгрома Хазарии русы отправились в «Рум и Андалус». С «Румом» все относительно ясно, еще А. Я. Гаркави писал, что Ибн Хаукаль имел в виду войну русов с Византией около 970–971 годов. Что же касается сообщения о походе русов в «Андалус», то исследователи установили, что в данном случае речь идет о набеге норманнов на берега Испании в 970 году, которые весной этого года взяли и разграбили город Сан-Яго-де-Компостелла. Летом 971 года в столице арабской мусульманской Испании Кордове было получено известие о появлении поблизости норманнов, и флоту, стоявшему в Альмерии, было приказано отправиться в Севилью. Слухи об этих событиях дошли до Ибн Хаукаля, так как события в арабской Испании быстро становились известны всему мусульманскому миру, и он связал их с рассказом о разгроме русами Хазарии, перепутав норманнов с русами, подобно тому, как аль-Йа'куби назвал «русью» норманнов, напавших на Севилью в 844 году. Б. А. Рыбаков предлагает понимать под «Андалусом» Анатолию{327}, но в данном случае для нас это не имеет значения, так как поход русов в загадочный «Андалус» произошел все равно одновременно с началом русско-византийского конфликта и появлением норманнов в Андалузии.

Итак, по версии Ибн Хаукаля, разгром Хазарии русами произошел между походом Святослава в Дунайскую Болгарию (968 год) и войной русов с Византией (970–971 годы), то есть в 358 году хиджры (ноябрь 968 — ноябрь 969 года). Исходя из убеждения историков в том, что и Повесть временных лет, и Ибн Хаукаль говорят об одном и том же походе, а также из уверенности в том, что кроме Святослава на Руси князей в это время не было, и, более доверяя Ибн Хаукалю, как современнику событий, можно, кажется, усомниться в летописной хронологии и принять дату Ибн Хаукаля. Однако тогда необходимо или целиком сдвинуть всю летописную хронологию событий, отнеся первое появление Святослава на Дунае к 971 году, что неприемлемо, так как противоречит византийским источникам, согласно которым русы впервые появились в Болгарии к 968 году. Это неприемлемо еще и потому, что сам Ибн Хаукаль относил появление русов в Хазарии ко времени после нападения русов на Дунайскую Болгарию. Или можно попробовать отнести поход Святослава на хазар ко времени его появления в Киеве в 968–969 годах, как это и делает А. А. Шахматов. В этом случае в распоряжении Святослава было не более одного года. Если же соединить в один поход и завоевание вятичей, и разгром Хазарии, и поход на ясов и касогов, то получится колоссальная территория. Могли ли русы ее пройти в столь сжатые сроки? Историки, приписывающие все завоевания на востоке Святославу, неоднократно пытались составить возможный маршрут этого грандиозного предприятия. Наиболее тщательно эту работу проделал А. В. Гадло{328}. Однако составленное им описание похода показывает, что совершить подобный переход за тот промежуток времени, который ему отвели историки, невозможно. Русы или погибли бы или задержались на Востоке на несколько лет. И это при условии, что они пробегали бы в день десятки километров, между тем как, согласно описанию Ибн Хаукаля, русы никуда не спешили, так что даже местные жители стали искать с ними примирения, думая, что они останутся у них навсегда. Да русы и не могли двигаться быстро, ведь во время похода они грабили и разоряли поволжские города, а это уменьшает скорость передвижения армии. Например, в 332 году хиджры (943/944 годы) русы, овладевшие городом Бердаа и прилегающей к нему местностью, провели в городе, совершенно его разорив, 6 месяцев или даже год. Для того чтобы разорить такой крупный центр, как Семендер, также требовалось немало времени.

Таким образом, одного года явно недостаточно для проведения столь масштабной операции, зато его вполне хватит для того, чтобы или повоевать на Волге, или сходить в поход на ясов и касогов. В связи с этим нам кажется возможным вернуться к первоначальному предположению, высказанному еще А. Я. Гаркави, о том, что имели место два похода русов на Восток — в 965 и 968/969 годах. Подтверждением тому служат уже упоминавшиеся выше сообщения Ибн Мискавейха и Ибн аль-Асира о походе русов и неких тюрок на хазар именно в 965 году.

Любопытно, что Повесть временных лет ничего не говорит о разгроме Итиля и Семендера, зато описывает овладение небольшой Белой Вежей (Саркелом). Попытки историков объяснить эту странность тем, что летописец или не любил описывать дальние походы русов, или считал необходимым сообщать о завоевании лишь тех земель, которые вошли в состав Руси, или просто не знал о разгроме Хазарии, но помнил об овладении Саркелом, вряд ли можно признать удовлетворительными. Летописец, например, большое внимание уделяет войне русов на Балканах, хотя никаких практических последствий она не имела.

При переписывании текста Лаврентьевской летописи, в которую была полностью внесена Повесть временных лет, была допущена описка: «город их и Белую Вежу взял»{329}. Некоторые авторы ухватились за это обстоятельство, решив, что речь идет о двух разных городах, а загадочный «город их» — это Итиль, столица Хазарского каганата{330}. А Д. С. Лихачев, издавая текст Повести временных лет по Лаврентьевской летописи, даже перевел это место, как «столицу их и Белую Вежу взял»{331}. Однако во всех других летописях, содержащих текст Повести временных лет, союз «и», соединяющий слова «город их» и «Белая Вежа», отсутствует. Речь идет, еще раз подчеркну, об ошибке переписчика.

 

Походы русов в 965 и 968/969 годах преследовали различные цели, имели место в разных регионах, различными были и способы передвижения русов. Согласно рассказу Ибн Хаукаля, русы опустошили Нижнее Поволжье и вышли к Каспийскому морю, где они разрушили Семендер. Это, следовательно, был морской поход. Во время похода русы во внутренние области Хазарии не заходили и от воды не удалялись, так как Ибн Хаукаль прямо указывает, что жители скрылись в соседних краях, где русы не могли их преследовать. Согласно же летописи, местом действия русов в 965 году было Подонье и Приазовье. Сначала Святослав отправился на вятичей, живших в это время не только на Оке, но и на Дону{332}. Для того чтобы подчинить вятичей, плативших дань хазарам, Святослав захватил Саркел (Белую Вежу) — главную стратегическую базу хазар на Дону, построенную еще византийцами. Кроме контроля за вятичами, Саркел выполнял также роль своеобразной преграды на пути из Руси в Тмутаракань. Позднее, став Белой Вежей, этот город, напротив, будет важным звеном, соединяющим Русь с Тмутараканью. Вполне закономерно, что, овладев Саркелом, Святослав двинулся в земли ясов и касогов. Местные аланские племена, согласно сохранившимся здесь устным преданиям, встречали Святослава как освободителя от власти хазар{333}. Возможно, что Святослав в ходе этого движения достиг Тмутаракани, которая с 40-х годов X века, согласно «Кембриджскому документу», признавала над собой власть хазар. После этого русский князь вернулся в землю вятичей, которых и заставил платить дань.

Итак, поход Святослава представляется весьма масштабным предприятием, но при всем своем размахе он не имел никакого отношения к Поволжью и Прикаспийскому региону, где русы действовали в 968/969 годы. Явно отличается поход русов 965 года от разгрома центров Хазарии — Итиля и Семендера — и по своим задачам. Кроме того, действуя в Подонье и Приазовье, русы продвигались по суше, в то время как поход 968/969 годов, как уже сказано, был совершен на судах. Полученные выводы позволяют нам присоединиться к мнению ученых, считающих, что русы совершили в 60-е годы X века два похода на Восток — в 965 и 968/969 годах.

Но кто же совершил второй поход на Хазарию? Святослав не мог этого сделать. В августе 968 года он отправился в Болгарию и через некоторое время прибыл на Русь с небольшим конным отрядом, оставив все свое воинство в Болгарии. Судя по всему, он не только не планировал никаких далеких походов, но и стремился поскорее вернуться в Болгарию. В Киеве он занимался распределением земель между своими сыновьями. Летописец был убежден, что Святослав не покидал Руси, оставаясь при умирающей Ольге. Ольга, как известно, умерла в июле 969 года. Отправиться в Хазарию Святослав не мог еще и потому, что это вызвало бы недовольство киевлян тем, что князь опять «чужой земли» ищет.

Одни исследователи видят в русах, громивших Поволжье, норманнскую вольницу, нанятую Киевом или действующую по своему почину. Другие видят в них представителей Тмутараканской Руси. Однако следует согласиться с М. И. Артамоновым в том, что только Киевская Русь располагала к этому времени «силами для столь сокрушительного удара, по городам среднего и нижнего Поволжья, какой рисуют сообщения Ибн Хаукаля»{334}. Следовательно, поход 968/969 годов совершила сила, независимая от Святослава и Ольги, но явившаяся с территории Киевской Руси. Это могли быть только князья, входившие в союз с центром в Киеве.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в 969 году Киевская Русь по-прежнему представляла собой союз князей, во главе с Ольгой, сидевшей в Киеве. Воевода одного из этих князей Претич спас Киев и Ольгу от печенегов. Этот князь был, вероятно, неизвестным нам правителем Чернигова. Здесь вновь следует вспомнить черниговские предания о князе Черном, погибшем в борьбе с хазарами. Не послужил ли прототипом для него тот самый князь, появления которого с Востока ожидал Претич и которым он пугал печенегов?

 

Глава 11

Братья

 

Выше мы определили 969 год, как год переломный в отношениях Руси, Византии и Болгарии. С другой стороны, конец 60-х — начало 70-х годов X века — один из самых загадочных периодов в русской истории. И это несмотря на то, что летописи дают об этом времени связный и достаточно полный рассказ (не сравнить с первой половиной X века). Имеется информация об этом времени и у иностранных авторов — современников событий, прежде всего у многократно уже упоминаемого Льва Диакона.

Сама история появления Святослава в Киеве в 6476 (968) году достаточно темная. Согласно Повести временных лет, в «мать городов русских» Святослава пригласили киевляне, то есть городская община Киева, а не союзные князья. Получив приглашение, легкий на подъем, «аки пардус», князь собрал небольшую дружину и быстро, на конях, прискакал в Киев из Болгарии. Как уже было сказано, появление Святослава в городе не было связано с его обороной от печенегов. Киев был спасен еще до прихода Святослава левобережным воеводой Претичем. Зачем же тогда киевляне отправили посольство к Святославу? Почему, явившись на Русь, Святослав вскоре понимает, что ему «не любо» жить в Киеве, и хочет вернуться в Болгарию, положение в которой очень неустойчиво, так как ее покорение далеко до завершения? Ольга тяжело больна, однако Святослав так торопится на Балканы, что не хочет дожидаться ее выздоровления, хочет бросить тяжело больную мать, не выполнив священного и в язычестве, и в христианстве долга перед родителями. Ольга чувствует приближение смерти и просит сына хотя бы похоронить ее. Княгиня умирает, если верить летописи, всего через три дня. Однако, похоронив мать, Святослав сразу же перестает торопиться в Болгарию и, согласно летописи, весь 6478 (970) год проводит в Киеве, распределяя земли между сыновьями. На Балканах он появляется только в 6479 (971) году. Впрочем, последнее противоречие легко разрешимо. Дело в том, что сообщение о пребывании Святослава в Киеве первоначально не знало разбивки на годы, князь, возможно, покинул Киев сразу же после смерти матери, и лишь позднейший составитель летописи растянул время его пребывания в Киеве на три года{335}. Однако, разрешив одно противоречие, мы только усилили другие. Срок пребывания Святослава в Киеве еще более сокращается, и еще более непонятной становится цель его появления в Киеве и причина быстрого отъезда.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!