Музей под открытым небом «Усть-Сос»



Есть много уголков в Хакасии, где сконцентрированы многочисленные и разнотипные археологические памятники, но многие из них в настоящее время подвержены интенсивному хозяйственному и промышленному освоению, что значительно снижает восприятие древнего ландшафта. Но в Бейском районе есть место в окрестностях аала Усть-Сос, где еще сохранились нетронутые цивилизацией ландшафты, где в исконной среде тянутся целые курганные поля, где на горах Кирба и Хызыл хая сохранились руины древних крепостей, а на скальных выходах выбиты галереи древних незамысловатых изображений. И есть здесь особое, овеянное легендами озеро Алтын-коль, на берегах которого размещается средневековый могильник чаа-тас. Так вот, на одной из каменных стел некрополя ученые прочитали, что здесь покоится прах первого древнехакасского кагана – Барс-бека.

Возможно, все эти красоты и достопримечательности и оставались бы без внимания музейщиков, но помог случай. В конце 1990-х годов у берега реки Абакан в реке житель аала Усть-Сос нашел в воде каменное изваяние окуневской культуры (нач. II тыс. до н.э.). Местные жители, в основном носители традиционной хакасской культуры, почти сразу увидели в этом изваянии воплощение ребенка, которого потеряла при переправе через реку Абакан жена погибшего хана, которая в последствие из-за горя утраты превратилась в изваяние «Улуг Хуртуях тас». Нарекли найденное в воде изваяние «Хуртуях тас палазы». К 2005 году на примере музейного строительства в соседнем Аскизском районе у жителей Усть-Соса родилась идея создания музея этого изваяния.

Осуществлению идеи создания музея в Бейском районе во многом способствовала долгосрочная республиканская программа «Популяризация культурного наследия и развития культурного туризма в Республике Хакасия на 2009-2013 годы». В начале лета 2010 года состоялось официальное открытие муниципального учреждения культуры «Музей под открытым небом «Усть-Сос».

Развитие Муниципального учреждения культуры «Музей под открытым небом «Усть-Сос» видится как археолого-этнографического комплекс с последующим превращением в заповедник муниципального значения. Для раскрытия археологической тематики в окрестностях музея имеются практически все основные виды археологических памятников широкого хронологического диапазона, особый акцент должен производиться на средневековье – показе каганских могил. Для раскрытия этнографической составляющей здесь имеется огромный потенциал в виде компактного проживания хакасов сагайско-бельтырских родов. Также не менее важным в раскрытии этнографической картины является использование культурного потенциала села Бондарево, где остались аутентичные русские подворья конца XIX - нач. ХХ столетий. 

Территория музея разделена на две зоны – культовую и музейно-информационную. Культовая или сакральная зона включает в себя изваяние Хуртуях Тас Палазы. Эта зона также включает в себя юрту – хакасский этнографический музей с воссозданием традиционного интерьера.

Музейная площадка, расположенная на окраине аала Усть-Сос является центром для автомобильных, пеших или конных (по желанию туристической группы) археологических экскурсий. Экскурсии могут быть как тематическими (например, по горным крепостям-све Кирба и Хызыл-хая), так и обзорными (Усть-Сосинский Чаа-тас, Хан Обазы, Кирба, Хызыл Хая, озеро Алтын-коль). Для подготовки туристов к восприятию разновременных археологических памятников, в том числе объектов наскального искусства на территории музея функционирует музейно-информационная зона, включающая в себя археологический музей. Музей состоит из экспозиций в традиционной хакасской юрте и под открытым небом. Экспозиция освещает материальную и духовную культуру от эпохи каменного века до средневековья.

 

Таштыпский муниципальный краеведческий музей» «Малоарбатинская писаница».

Среди богатейшего наскального изобразительного наследия Хакасии особое место занимает Малоарбатская писаница. Ее уникальность состоит не только в том, что здесь представлен особый тип изображения личин - образцов искусства окуневской культуры (начало II тыс. до н.э.), но и, что все они нарисованы охрой. Отличительной чертой этих личин является отсутствие обозначенного контура. Таким образом, вероятно, передана невесомая и сверхъестественная сущность божеств и духов, которых они олицетворяли. Еще большую загадочность и фантастичность личинам придают замысловатые сложные композиции из черточек в центральной части. Считается, что такой полный отказ от реалистичности возобладал на поздних этапах развития окуневского искусства.

Кроме того, на этой скале, рядом с изображениями бронзового века выбиты тамги различных родов енисейских кыргызов, и их потомков хакасов. Такого наскального «геральдического парада» нет нигде в Хакасии. По одной из легенд, эти тамги были оставлены главами угоняемых монголами в неволю кыргызских родов. Тамгоподобные знаки также присутствуют на расположенной к югу Джебашской писанице. Кроме этого, здесь представлены рисунки этнографического времени, выполненные охрой. В основном изображены животные: марал, олень, лось, лошадь, медведь. Но также имеются антропоморфные фигуры (две из них рогатые), взявшиеся за руки.

Такие уникальные памятники изобразительного искусства непременно вызовут интерес не только у специалиста, но и при должной подаче у любого любознательного человека, тем более что они расположены на лоне живописной таежной природы. В 2009 году был создан музей под открытым небом «Малоарбатская писаница», как филиал Таштыпского муниципального краеведческого музея.

Основная тематика деятельности музея «Малоарбатская писаница» состоит в освещении сразу нескольких направлений. Во-первых, изобразительное искусство эпохи энеолита, во-вторых, средневековой «степная геральдика» тамги хакасов и в-третьих, этнография шорцев-хакасов и казаков.

Также в инфраструктуру музея входит расположенная к югу Джебашская писаница.

Вопросы для самопроверки

1. Чем было вызвано создание музеев под открытым небом.

2. Каковы перспективы деятельности музеев под открытым небом.

3. Какую роль должны сыграть музеи под открытым небом в развитии историко-культурного туризма в Хакасии.


Заключение

Значимость развития туризма для Республики Хакасия определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами и географическим положением. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки. Природные объекты, археологические памятники, лечебные озера, другие привлекательные для туризма объекты плотно и относительно равномерно покрывают практически всю территорию республики.

Одной из главных достопримечательностей Республики Хакасия является ее богатейшее историко-культурное наследие. Основа этого богатства – памятники археологии. На территории республики их расположено более 30 тысяч археологических памятников. Многие памятники уникальны и не имеют аналогов в мире.

Историко-культурное наследие Республики Хакасия имеет огромно научное значение. Одни из первых в России и первые в Сибири археологические раскопки были произведены именно в Хакасии. Некоторые памятники позволяют узнать много нового и неизвестного об истории человечества в целом. Многие памятники достигли известности международного масштаба.

Уникальность памятников и огромная их научная значимость определяют высокую ценность культурного наследия, располагающегося на территории Республики Хакасия. Памятники археологии расширяют горизонты исторического знания. Духовный опыт предков значительно обогащает современное видение окружающего мира. Приобщение общества к историко-культурному наследию приводит к росту уровня исторических знаний и повышает толерантность, что очень важно в нашем обществе. Популяризация культурного наследия – один из путей повышения общего уровня культурного развития современного общества.

Наиболее оптимальное средство популяризации памятников истории и культуры – развитие культурно-познавательного туризма, что также является важным стратегическим ресурсом экономики и социального развития региона.

Популяризация культурного наследия через активное развитие историко-культурного туризма связана с проблемой сохранения исторических объектов, представляющих научную и культурную ценность.


Библиографический список

Периодическая печать

1. Адрианов А.В. Оглахтинский могильник / А.В. Адрианов // XXIX иллюстрированное приложение к газете «Сибирская новь», 1903, 16 ноября № 249:23 ноября .N° 254.

2. Гладышевский А.Н. Чтобы памятники не уходили / А.Н. Гладышевский // Хакасия. 2001 г. – 29 августа

3. Глусская З.К. Работы экспедиции красноярского музея в Хакасии / З.К. Глусская // Красноярский комсомолец. 1940. – 25 августа.

4. Евтюхова Л.А. Сохранить для науки ценные находки / Л.А. Евтюхова // Советская Хакасия. 1954. – 4 августа.

5. Каралькин П.И. Изучайте свою область / П.И. Каралькин // Советская Хакасия. 1946. – 28 мая.

6. Каралькин П.И. Исследования китайского памятника / П.И. Каралькин // Советская Хакасия. 1941. – 6 июля.

7. Каралькин П.И. Уникальная сибирская коллекция: Сибирская коллекция Петра I / П.И. Каралькин // Сибирские огни. 1963. – № 10. – С. 186-188.

8. Киселев С.В. Окончание раскопок древнего дворца у колхоза «Сила» / С.В. Киселев // Советская Хакасия. 1946. – 8 сентября.

9. Ултургашев С.П. Лучший из инородцев / С.П. Ултургашев, А.Н. Гладышевский // Хакасия. 1994. – 18 января.

10. Таштандинов И.И. 30 лет в музее / И.И. Таштандинов // Музейные ведомости Газета Хакасского республиканского краеведческого музея. – № 1 от 09.05.1996.

11. Тугужекова В.Н. Выдающийся сын земли хакасской / Тугужекова В.Н. // Хакасия. 2004. – 24 марта.

Научные публикации

12. Алябьева Л.А. О работе института (экспедиции, научные конференции, издания ХакНИИЯЛИ и т.д.) / Л.А. Алябьева // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. 2. – Абакан: Хакгосиздат, 1951. – С.119-134.

13. Адрианов А. В. Очерки Минусинского края. – Томск: Тип. Ф.П. Романова, 1904. – 61с.

14. Азбелев П.П. Типогенез характерных таштыкских пряжек / П.П. Азбелев //Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. - Т. 2. Красноярск, 1992. – С. 48-52.

15. Архипов Н.Д. Выдающий сын земли Сибирской: К 75-летию профессора Л.Р. Кызласова / Н.Д. Архипов. – М.: Б.и., 1999. – 84с.

16. Артамонова Н.Я. К истории создания Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории / Н.Я. Артамонова // Ежегодник ИСАТ им. Н.Ф. Катанова. Вып. 3. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1999. – С. 111-121.

17. Артамонова Н.Я. Первые сотрудники Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории / Н.Я. Артамонова // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Вып. VІ. –Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2002 . – С. 224-229.

18. Артамонова Н.Я. Научные исследования в Хакасии и в Туве в конце 40-х-начале 50-х гг. ХХ в. / Н.Я. Артамонова // Культура и социум. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Котожековские чтения – 3» 6 февраля 2004. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. – С. 9-12.

19. Асочаков В.А. 40 лет Хакасскому НИИЯЛИ / В.А. Асочаков // Из истории советской Хакасии. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 1986. – С. 133-142.

20. Белокобыльский Ю.Г. Бронзовый и ранний железный век Южной Сибири. История идей и исследований XVIII – первая треть ХХ века / Ю.Г. Белокобыльский. – Новосибирск: Наука, 1986. – 168с.

21. Библиография изданий Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (1957-1964 гг.) // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. ХІ. – Абакан: Хак. обл. типография, 1965. – С.228-238.

22. Библиографический указатель трудов Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. – Абакан: Обл. типография «Советская Хакасия», 1976. – 55с.

23. Боковенко Н.А. Проблема реконструкции религиозных систем номадов Центральной Азии в скифскую эпоху / Н.А. Боковенко // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Материалы международной конференции. – СПб., 1996. – С. 39-42.

24. Боковенко Н.А. Новый тип погребальных комплексов карасукской культуры / Н.А. Боковенко //Новые исследования археологов России и СНГ. – СПб. 1997. – С. 29-31.

25. Боковенко Н.А. Основные проблемы изучения памятников древних скотоводов Западной и Южной Сибири и Забайкалья / Н.А. Боковенко, М.Г. Мошкова, В.А. Могильников // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. – М., 1992. – С. 151-161.

26. Брей У. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп: Пер. с англ. – М., Прогресс, 1990. – 368 с.

27.  Вадецкая Э.Б. Значение Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова для изучения древней истории Сибири / Э.Б. Вадецкая // Проблемы истории Хакасии. - Абакан, 1979. – С. 101-109.

28. Вадецкая Э.Б. Таштыкские накосники и прически. // КСИА № 184. – М., 1985. – С. 7-13.

29. Вадецкая Э.Б. Сибирские курильницы / Э.Б. Вадецкая // Краткие сообщения Института археологии. № 185, 1986. – С.50-59.

30.  Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в пенях Среднего Енисея / Э.Б. Вадецкая. – Л., Наука, 1986. – 108 с.

31. Вадецкая Э.Б. Современные представления о состоянии источников по неолиту Минусинской котловины / Э.Б. Вадецкая // КСИА, № 199. Л., 1990. - С. 68-74.

32. Вадецкая Э.Б. Таштыкская культура //Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Серия Археология СССР. – М., 1992.

33.  Вадецкая Э.Б. Атрибуты служителей культа по древним погребениям Енисея / Э.Б. Вадецкая // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Материалы международной конференции. – СПб., 1996. – С. 46-50.

34.  Вадецкая Э.Б. Маски из таштыкских склепов. Некоторые аспекты технологии и семантики / Э.Б. Вадецкая //Сибирь в панораме тысячелетий. Т. I. – Новосибирск, 1998. – С. 98-106.

35. Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири / Э.Б. Вадецкая. – СПб., 1999.

36. Вайнштейн С.И. Романтика и трагедия в судьбе Альберта Николаевича Липского / С.И. Вайнштейн // Репрессированные этнографы. Вып. 2 /сост. и отв. ред. Д.Д. Тумаркин. – М.: Восточная литература, 2003. – С.455-493.

37. Васильев С.А. Палеолитические памятники Западного Саяна (сравнительный анализ каменного и костяного инвентаря) / С.А. Васильев. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. – Л., 1984. – 21 с.

38. Васильев С.А. К вопросу о бескерамическом неолите Сибири / С.А. Васильев // Южная Сибирь в древности. СПб., 1995. – С. 10-16.

39. 20 лет Хакасской археологической экспедиции Московского университета. Хроника. Из отчета о работе Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории в 1969 году // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. ХVІ, серия историческая № 3. – Абакан: Хак. обл. типография, 1971. – С.220-226.

40.  Готлиб А.И. Горные архитектурно-фортификационные сооружения окуневской эпохи в Хакасии / А.И. Готлиб // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. – СПб., 1997. – С. 134-151.

41. Готлиб А.И. Сооружение-све эпохи ранней бронзы на горе Устанах (К вопросу о возникновении и интерпретации памятников-све Хакасии) / А.И. Готлиб // Проблемы изучения окуневской культуры. Тезисы докладов конференции. – СПб., 1995. – С. 29-32.

42. Готлиб А.И., Данькин Е.Н. Охранные раскопки могильника карасукской эпохи на территории угольного разреза «Изыхский» в Хакасской ССР / А.И. Готлиб, Е.Н. Данькин // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. – Томск, 1992. – С.

43. Готлиб А.И., Зубков В.С., Поселянин А.И., Худяков Ю.С. Археология Хакасско-Минусинского края. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2003. – 204 с.

44. Громов А.В. Происхождение и связи окуневского населения Минусинской котловины / А.В. Громов //Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. – СПб., 1997. – С. 301-320.

45. Грязнов М.П. Начальная фаза развития скифо-сибирских культур / М.П. Грязнов // Археология Южной Сибири. – Кемерово, 1983. – С. 3-18.

46. Грязное М.П. С.А.Теплоухов и его роль в истории сибирской археологии. // Источники и историография: Археология и история. - Омск, 1988. С. 69-75.

47. Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее / М.П. Грязнов. – СПб., 1999.

48. Гультов С.Б. Андроновские погребения могильника Ашпыл / С.Б. Гультов // Южная Сибирь в древности. – СПб., 1995. – С. 31-38.

49. Данькин Е.Н. Хакасское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: первые шаги по сохранению и изучению историко-культурного наследия Хакасии (1965-1970 гг.) / Е.Н. Данькин //Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий. Материалы международной научно-практической конференции 24-26 октября 2007 г., г. Абакан. Выпуск 3. Часть 2. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007. – С.203-212.

64. Дэвлет М.А. Иван Савенков / М.А. Дэвлет // Вопросы истории. – 1987, № 1. – С. 180-184.

65. Дэвлет М.А. Ареалы наскального искусства Северной Азии / М.А. Дэвлет // Некоторые проблемы сибирской археологии. – М., 1988. – С. 54-83.

50. Дэвлет М.А. Археологическое изучение Южной Сибири в годы Советской власти / М.А. Дэвлет // КСИИМК. Вып. 118. 1969.– С. 32-42.

51. Доброва Т.С. Некоторые итоги этнографических экспедиций Хакасского краеведческого музея (1984-1986 годы) / Т.С. Доброва, А.И. Поселянин // Материалы «Краеведческих чтений» Хакасского национального музея 2004-2005 годов. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. – С. 106-116.

52. Донидзе Г.И. Издания Хакасского НИИЯЛИ (1947-1956 гг.): Библиографическая справка / Г.И. Донидзе // Учёные записки ХакНИИЯЛИ. Вып. V. – Абакан: Хакгосиздат, 1957. – С. 186-190.

53. Евтюхова Л.А., Левашова В.П. Раскопки китайского дома близ Абакана // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 12. – М.-Л., 1946. – С. 72-84

54. Евтюхова Л.А. Кыргызское поселение у с. Малые Копёны // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 16. – М.-Л., 1946. – С. 158-164

55. Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов) / Л.А. Евтюхова / отв. ред. Н.Г. Доможеков. – Абакан: Типография издательства Советская Хакасия, 1948. – 110с.

56. Есин Ю.Н. Биография Я.И. Сунчугашева / Ю.Н. Есин, Н.П. Насмараева, В.В. Тараканов // Сунчугашев Яков Иванович: Библиографический справочник. – Абакан: Б.и., 2006. – 61с.

57. Зубков B.C. Таштыкский погребальный комплекс Белый Яр III B Хакасии / B.C. Зубков, А.И. Поселянин // Материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Тезисы докладов к XXXIII региональной археологической студенческой конференции 5-7 апреля 1993. С. 24-26.

58. Зубков В.С. Яков Иванович Сунчугашев (1926-1976) / В.С. Зубков // Хакасия: история и современность. – Новосибирск: Наука, 2000. – С. 170-175. (Учен. зап. Хакас. науч. – исслед. ин-та языка, литературы и истории; Вып.-ХХІ).

59. Зубков В.С. Варвара Павловна Левашова – исследователь древностей Хакасско-Минусинского края / В.С. Зубков // Ежегодник ИСАТ ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Вып. V. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2002. – С. 52-56.

60. Зяблин Л.П. Неолитическое поселение Унюк на верхнем Енисее. // Проблемы археологии Урала и Сибири. – М., 1973. – С. 65-73.

61. Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (1862-1922). Очерк жизни и деятельности / С.Н Иванов. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 107с.

62. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года /отв. ред. Л.Р. Кызласов. – М.: Наука, 1993. – 525с.

63. История Сибири. Т.1. Древняя Сибирь. – Л.: Изд-во «Наука», Ленинградское отд-е, 1968. – 454с.

64. Карцов В.Г. Некоторые особенности могильных сооружений и обряда погребения в тагарских курганах близ улуса Сагай / В.Г. Карцов //Учёные записки ХакНИИЯЛИ. Вып. VIII. – Абакан: Хак обл. типография, 1960. – С. 169-182.

65. Карцов В.Г. Хакасия в период разложения феодализма (18 – перв. половина 19 вв.) / В.Г. Карцов. – Абакан: Хаккнигоиздат, 1970. – 199с.

66. Катанов Н.Ф. Отчеты Кандидата Императорского Санкт-Петербургского Университета г. Катанова, отправленного для этнографического исследования Тюркских племен в Восточную Сибирь, Монголию и Северный Китай / Н.Ф. Катанов // Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / сост. С.А. Угдыжеков. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. – С. 5-20.

67. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и Восточной Азии / Н.Ф. Катанов // Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / сост. С.А. Угдыжеков. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. – С.132-155.

68. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии / Н.Ф. Катанов // Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / сост. С.А. Угдыжеков. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. – С. 158-193.

69. Катанов Н.Ф. Отчет о поездке в Минусинский уезд, совершенной по поручению Историко-Филологического факультета Императорского Казанского университета летом 1899 года / Н.Ф. Катанов // Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / сост. С.А. Угдыжеков. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. – С. 198-241.

70. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири / С.В. Киселев // Материалы и исследования по археологии СССР. № 9. – М-Л., Издательство Академии наук СССР. – 1949. – 364с.

71. Киселев С.В. Краткий очерк древней истории Хакасии / С.В. Киселев. – Абакан: Хакгиз, 1951. – 91с.

72. Ковалев А.А. Могильник Верхний Аскиз I, курган 2 / А.А. Ковалев // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. – СПб., 1997. – С. 80-112.

73. Комарова М.Н. Погребения Окунева улуса / М.Н. Комарова // Советская археология. 1947, № 1. – С. 47-60.

74. Кузьмин Н.Ю. Курган у деревни Новомихайловка / Н.Ю. Кузьмин // Проблемы изучения культуры степных племен Енисея V-III вв. до н.э. - СПб., 1994.

75. Кызласов Л.Р. Хакасская Археологическая экспедиция 1959 года (предварительное сообщение) / Л.Р. Кызласов // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. ІХ. – Абакан: Хак. обл. типография, 1953. – С. 156-164.

76. Кызласов Л.Р. Сырский чаа-тас / Л.Р. Кызласов // Советская археология. Т. ХХІV. – М., 1955. – С. 197-256.

77. Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины / Л.Р.Кызласов. – М.: Издательство Московского университета, 1960. – 198с.

78. Кызласов Л.Р. Хакасская археологическая экспедиция 1958 года (предварительное сообщение) / Л.Р. Кызласов // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып.VІІІ. – Абакан: Хак. обл. типография, 1960. – С. 163-168.

79. Кызласов Л.Р. Начало сибирской археологии / Л.Р. Кызласов. – Историко-археологический сборник. А.В. Арциховскому к 60-летию и 35-летию научной, педагогической и общественной деятельности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. – С.43 – 52.

80. Кызласов Л.Р. Хакасская археологическая экспедиция 1968 года / Л.Р. Кызласов // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ. Вып. ХV, серия историческая №2. – Абакан: Хак. обл. типография, 1970. – С. 84-91.

81. Кызласов Л.Р. Хакасская археологическая экспедиция 1969 года (предварительное сообщение) / Л.Р. Кызласов // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. ХVІ, серия историческая №3. – Абакан: Хак. обл. типография, 1971. – С.173-177.

82. Кызласов Л.Р. Гуннский дворец на Енисее / Л.Р. Кызласов. – М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 176с.

83. Кызласов И.Л. Пирамиды Салбыкской долины (Путеводитель) / И.Л Кызласов. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 1985. – 8с.

84. Кызласов И.Л. Семантика тагарского кургана / И.Л. Кызласов // Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. – Омск, 1987. – С. 94-97.

85. Лазаретов И.П. К вопросу о ямно-катакомбных связях окуневской культуры / И.П. Лазаретов //Проблемы изучения окуневской культуры. Тезисы докладов конференции. – СПб., 1995. – С. 14-16.

86. Липский А.Н. Раскопки древних погребений в Хакасии в 1946 г. / А.Н. Липский // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 25. М.-Л., 1949. – С. 75-86.

87. Липский А.Н. Афанасьевские погребения в низовьях рек Еси и Теи / А.Н. Липский // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 64. М., 1954. – С. 67-77.

88. Липский А.Н. Некоторые вопросы таштыкской культуры в свете сибирской этнографии (2 в. до н.э. – 1 в. н.э.) / А.Н. Липский // Краеведческий сборник. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1956. – № 1. – С. 9-90.

89. Липский А.Н. Карасукские погребения (1200-700 гг. до н.э.) / А.Н. Липский // Краеведческий сборник. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1956. – № 1. – С. 93-157.

90. Липский А.Н. Афанасьевское в карасукской эпохе и карасукское у хакасов / А.Н. Липский // Материалы и исследования по археологии, этнографии и культуре. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1963. – С. 57-89.

91. Липский А.Н. Ямочка-кладовочка костенковского типа на р. Абакан / А.Н. Липский // Материалы и исследования по археологии, этнографии и культуре. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1963. – С. 11-20.

92. Липский А.Н. К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея / А.Н. Липский // Сибирь и ее соседи в древности. – Новосибирск: Изд-во «Наука» Сиб. отд-е, 1970. – С. 163-174.

93. Липский А.Н. Енисейские изваяния (путеводитель) / А.Н. Липский. – Абакан: Б.и., 1970. – 20с.

94. Лисицын Н.Ф. Мезолит Минусинской котловины / Н.Ф. Лисицын // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Центральной Азии. // Тезисы докладов региональной конференции 25-27 марта 1980 г. – Иркутск, 1980. – С. 23-25.

95.  Лисицын Н. Ф. К вопросу о неолите Хакасии. // КСИА. № 193, 1988. С. 15-20.

96. Майнагашев С.Д. Загробная жизнь по представлениям турецких племен Минусинского края» /С.Д. Майнагашев // Этнографические экспедиции Н.Ф. Катанова (1896) и С.Д. Майнагашева (1913-1914) в Хакасии / сост.: В.Н. Тугужекова, А.С. Чочиева. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. – С. 39-51.

97. Максименков Г.А. Окуневская культура и её окружение / Г.А. Максименков // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. – Томск, 1970. – С. 72-74

98. Максименков Г.А. Современное состояние вопроса о периодизации эпохи бронзы Минусинской котловины / Г.А. Максименков // Первобытная археология Сибири. – Л., 1975. – С. 48-58.

99. Мартынов А.И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира / А.И. Мартынов // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987. – С. 13-25.

100. Мартынов А. И. Археология. – М., 1996.

101. Матюшин Г.Н. Археологический словарь / Г.Н. Матюшин. - М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 1996. - 304 с.:

102. Медведкина Е.И. Родной край – Хакасия. 5 класс: Учебно-методическое пособие для учителей / Е.И. Медведкина, Е.Н. Данькин. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. – 60с.

103. Мессершмидт Д.Г. Извлечение из путевого дневника Д.Г. Мессершмидта / Д.Г. Мессершмидт // Радлов В.В. Сибирские древности. – Т.1. – Вып. 1. – СПб., 1888. – С. 9-19.

104. Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд. 2-е. дополненное. Т.1. / Г.Ф. Миллер. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 630с.

105. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.2. / Г.Ф. Миллер. – М-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1941. – 638с.

106. Новгородова Э.А. Центральная Азия и карасукская проблема / Э.А. Новгородова. – М.: Наука, 1970. – 192с.

107. Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961 гг. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 1963. – 419с.

108. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-петербургской императорской академии наук / П.С. Паллас / Пер. с нем. Бунчуковый товарищ Фёдор Томанский. ч. 2, Спб., 1786. – 486с.

109. Паульс Е.Д. Переходные карасук-тагарские памятники в южной части Минусинской котловины / Е.Д. Паульс // Древние культуры Евразийских степей. По материалам археологических работ на новостройках. – Л., 1983. – С. 70-72.

110. Подольский М.Л. Овладение бесконечностью (опыт типологического подхода к оку-невскому искусству) / М.Л. Подольский //Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. – СПб., 1997. – С. 168-201.

111. Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов (исторические очерки, критические статьи и заметки) / М.Н. Покровский. – Вып. 2. – М.-Л.: соцкгиз, 1933. – 450 с.

112. Полякова А.М. Охрана культурного наследия России / А.М. Полякова. – М.: Дрофа, 2005. – 271с.

113. Половникова В.Н. Из истории Хакасского областного музея краеведения / В.Н. Половникова // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ. Вып. ХІІІ, серия историческая, № 1. – Абакан: Хак. отд-е Красноярского кн. изд-ва, 1969. – С. 178-188.

114. Пряхин А.Д. Историографические исследования в отечественной археологии (русской, советской, российской). Периоды развития археологии в стране / А.Д. Пряхин // Современные проблемы археологии России. Том I. Материалы Всероссийского археологического съезда (23-28 октября 2006 г., Новосибирск). Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН. 2006, с. 56-63

115. Пшеницына М.Н. Культура племен Среднего Енисея во II-I вв. до н. э. (тесинский этап). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Л., 1975. - 27 с.

116. Севастьянова Э.А. Охранные работы в Хакасии / Э.А. Севастьянова, П.И. Майнашев // Археологические открытия 1975 г. – М.: Наука, 1976. – С.279-280.

117. Рыгдылон Э.Р. Новые следы поселений каменного века в бассейне Верхнего Енисея / Э.Р. Рыгдылон //МИА. №39, 1953. – С. 280-281.

118. Савинов Д.Г. Соотношение социального уровня развития южносибирских археологических культур во второй половине 1 тыс. до н. э. / Д.Г. Савинов // Проблемы археологии скифо-сибирского мира. Тезисы докладов научной конференции. Часть I. -Кемерово, 1989. -С. 12-16.

119. Савинов Д.Г. Древние поселения Хакасии. Торгажак / Д.Г. Савинов. – СПб., 1996.

120. Савинов Д.Г. Жилища Торгожака - якутский балаган. Опыт историко-культурной корреляции. // Сибирь в панораме тысячелетий (Материалы международного сим­позиума) - Новосибирск, 1998. - Том. 1. - С. 520, 521.

121. Севастьянова Э.А. Работы у станции Аскиз / Э.А. Севастьянова // Археологические открытия. 1976. – М., 1977. – С.241-242.

122. Севастьянова Э.А. Петроглифы горы Тунчух / Э.А. Севастьянова // Вопросы археологии Хакасии. – Абакан: Укрупнённое полиграфпредприятие «Хакасия», 1980. – С.103-107.

123. Соколова Л.А. Проблема сложения окуневской культуры / Л.А. Соколова // Проблемы изучения окуневской культуры. Тезисы докладов конференции. - СПб., 1995. - С. 20-24

124. Сосновский Г.П. О находках Оглахтинского могильника / Г.П. Сосновский //ПИМК, 1933, №7-8. – С. 35-36.

125. Спасский Г.И. Географическое и статистическое описание Сибири и её островов / Г.И. Спасский. Ч.1. Общее описание Сибири, – СПб, 1824. – 320с.

126. Степанов А.П. Енисейская губерния / А.П. Степанов. – Красноярск: Из-во «Горница», 1997. – 224с.

127. Сунчугашев Я.И. Хакасская археологическая экспедиция 1966 г. / Я.И. Сунчугашев // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. ХІІІ, серия историческая, № 1. – Абакан, Хак. обл. типография, 1969. – С.146-160.

128. Сунчугашев Я.И. Археологические исследования Хакасского НИИЯЛИ летом 1968 года. / Я.И. Сунчугашев // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ. Вып. ХV, серия историческая, №2. – Абакан, Хак. обл. типография, 1970. – С.92-100.

129. Сунчугашев Я.И. О работе археологической экспедиции Хакасского НИИЯЛИ в 1969 году (предварительное сообщение) / Я.И. Сунчугашев // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. ХVІ, серия историческая, №3. – Абакан: Хак. обл. типография, 1971. – С.177-185.

130. Сунчугашев Я.И. Некоторые итоги археологических исследований в Хакасии (к 50-летию ленинского декрета о создании Российской академии истории материальной культуры) / Я.И. Сунчугашев // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Вып. ХVІІ. – Абакан: Хак. отд-е Красноярского кн. изд-ва, 1972. – С. 223-227.

131. Сунчугашев Я.И. Памятники истории и культуры Хакасии / Я.И. Сунчугашев, Г.А. Янгулова. – Абакан: Хаккнигоиздат. – 1974. – 93с.

132. Сунчугашев Я.И. Древнейшие рудники и памятники ранней металлургии в Хакасско-Минусинский котловине / Я.И. Сунчугашев. – М.: Наука, 1975. – 183с.

133. Сунчугашев Я.И. Древняя металлургия Хакасии: Эпоха железа / Я.И. Сунчугашев. – Новосибирск: Наука, 1979. – 192с.

134. Сунчугашев Я.И. Памятники орошаемого земледелия в древней Хакасии / Я.И. Сунчугашев. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1989. – 104с.

135. Сунчугашев Я.И. Памятники орошаемого земледелия средневековой Хакасии / Я.И. Сунчугашев. – Абакан: Краснояр. кн. изд-во. Хакас. отд-ние, 1990. – 96с.

136. Сунчугашев Я.И. Кузьме Михайловичу Патачакову – 70 лет. Хронологичексий указатель опубликованных работ и рукописей К.М. Патачакова / Я.И. Сунчугашев // Хакасия в ХХ веке хозяйственное и социальное развитие. – Абакан: УПП «Хакасия», 1995. – С. 189-191.

137. Таштандинов И.И. Формирование археологических фондов ХРКМ в 1970-1980 гг. / И.И. Таштандинов // Сборник материалов ІІІ краеведческих чтений им. В.А. Баландиной. – Черногорск: Б.и., 2004. – С. 72.

138. Таштыпский район. История и современность / отв. ред. В.Н. Тугужекова. – Абакан, Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. – 184с.

139. Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае / Теплоухов С.А. // Материалы по этнографии. Том III, вып. 2. / Издание Гос. Русского музея. - Л., 1927. - С. 57-111

140. Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края / С.А. Теплоухов // Анталогия советской археологии: [В 3 т.] / Ин-т археологии РАН, Гос. ист. музей; [сост. Гуляев В.И. и др.]; под ред. Н.Я. Мерперта (отв. ред.) и др. – М.: ИА: ГИМ, 1995. Т.1: 1917-1933. – 1995. – 167[2]с.

141. Тугужекова В.Н. К истории становления и развития Хакасского НИИЯЛИ (1944-1999) / В.Н. Тугужекова // Хакасия: история и современность. – Новосибирск: Наука, 2000. – С. 5-11. (Учен. зап. Хакас науч. – исслед. ин-та языка, литературы и истории; Вып. ХХІ).

142. Тугужекова В.Н. Леониду Романовичу Кызласову – 75 лет / В.Н Тугужекова // Хакасия: История и современность. – Новосибирск: Наука, 2000.(Учен. зап. Хакас. науч.-исслед. ин-та языка, литературы и истории; Вып. ХХI). – С. 145-148.

143. Тугужекова В.Н. К истории исследования Хакасско-Минусинского края (XVIII-XX вв.) / В.Н. Тугужекова / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Посвящ. 280-летию открытия древнетюркской письменности 20-23 сент. 2001 г. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2002. – С.127-130.

144. Тугужекова В.Н. Развитие исторической науки в Хакасии конец XIX – начало XXI вв. / В.Н. Тугужекова / Духовно-исторические чтения. 2004. – Вып.IX: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Красноярск: КрасГаса, 2004. – С.362-365.

145. Феоктистова Т.Н. К истории становления музеев в Хакасии / Т.Н. Феоктистова. – Абакан: Хак. кн. изд-во, 2006. – 132с.

146. Формозов А.А. Страницы истории русской археологии / Формозов А.А. – М.: Наука, 1986. – 340 с.

147. Формозов А.А. Русские археологи до и после революции. – М.: ИА РАН, 1995. -113 с

148. Хлобыстина М.Д. К семантике карасукских лапчатых подвесок / М.Д. Хлобыстина // СА. № 1, 1967. – С. 246-250.

149. Хлобыстина М.Д. К изучению минусинских культовых древностей / М.Д. Хлобыстина // СА, № 3, 1970. - С. 186-192.

150. Хлобыстина М.Д. Каменский могильник на Енисее и Усть-Ербинская группа карасукских памятников / М.Д. Хлобыстина //СА, № 1, 1970. С. 121-129.

151. Членова Н.Л. Хронология памятников карасукской эпохи / Н.Л Членова. – М.: Наука, 1972. – 248с.

152. Членова Н.Л. Тагарская культура / Н.Л. Членова //Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. - М., 1992. - С. 206-224.

153. Членова Н.Л. Минусинская котловина и Сибирь: контакты и изоляция/ Н.Л. Членова //Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998, Том 1.-С. 670-683.

154. Яворский О.В. О древнем орошении в Хакасии / О.В. Яворский // Ученые записки Хакасского НИИЯЛИ. Вып. XIII. – Абакан: Хак. обл. типография, 1969. – С. 138-145.


 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Для составления словаря терминов данного пособия были использованы: Матюшин Г.Н. Археологический словарь. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 304 с.: и У. Брей, Д. Трамп Археологический словарь: Пер. с англ. – М., Прогресс, 1990. – 368 с.

 

АБСОЛЮТНЫЙ ВОЗРАСТ – методы определения абсолютного (выраженного в годах) возраста отложений земли и расположенных в них археологических находок. Основаны на свойстве химических элементов и их соединений распадаться на изотопы и молекулы с течением времени.

АВСТРАЛОПИТЕК – древнейший и наиболее примитивный вид человека. Рост - ок. 1,5 м, вес - до 70 кг. Прямохождение, зубная система более близка к современному человеку, чем к обезьяне. Мозг относительно крупный (ок. 500-600 см3). Всеяден. Выделяют подвиды: А. бойсеи (зинджантроп), А. африканский. А. массивный (робустус - раньше называвшийся парантропом) и человек умелый, который, видимо, является предком человека прямоходящего. Основные места находок останков А. - В. и Ю. Африка. Появились ок. 5,5 млн. лет и исчезли ок. 1 млн. лет назад.

АВСТРАЛОПИТЕК АФАРЕНСИС - прямоходящий предок человека известен по находкам в В. и С.-В. Африке. Назван Д. Джохансоном по находке на с. Эфиопии в местности Афар. Считается самым древним представителем рода человека. Возраст ок. 4 млн. лет. Имели прямую походку и больший, чем у человекообразных обезьян, объем черепа. Орудий из камня не изготовляли.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от англ, acculturation) - заимствование одним обществом признаков другого.

АЛЛЮВИЙ - речные отложения. Равнинный А. состоит, как правило, из песков и более мелких пород, горный - из галечников с примесью валунов, глыб. А. бывает русловый, пойменный и т.п.

АЛЬТАМИРА - пещера в Испании. С. отроги Пиренеев, к ю. от г. Сантандер. В 1875 г. Марселино де Саутуола обнаружил в ней стоянку древнего человека, а в 1879 г. - пещерную живопись палеолита. На потолке различными красками изображено стадо бизонов и других животных.

АМИНОКИСЛОТНЫЙ МЕТОД - метод абсолютной хронологии, определение возраста отложений, основанное на постепенном уменьшении содержания аминокислот в ископаемых остатках (напр., древесине). Используется для определения возраста более 110 тыс. лет.

АМФОРА - сосуд для хранения запасов, обычно крупных размеров, с широким туловом и узким горлом. Всегда с двумя ручками.

АНГОБ - тонкий слой хорошо отмученной глины для украшения и уплотнения стенок сосуда (перед обжигом подсохший горшок опускали в раствор мелкой глины).

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛЮДЕЙ ПРОШЛОГО - считалось, что развитие человека прошло 3 стадии: архантропов (питекантроп, синантроп), палеоантропов (неандерталец) и неоантропов (человек современного типа).

АРЖАН - курган VIII-VII вв. до н.э. в долине р. Уюк (Тува). "Царя" и "царицу" сопровождали убитые 15 человек и более 150 коней.

АРИДНЫЙ КЛИМАТ - сухой климат с большими суточными и годовыми колебаниями температуры воздуха. Типичен для пустынь и полупустынь.

АРКАИМ - укрепленное поселение эпохи бронзового века (XVII-XV вв. до н.э.) в Челябинской области. Округлой формы диаметром ок. 170 м. Прямоугольные дома из глинобитных кирпичей. Расположены полукругами вокруг центральной площадки, без дверей, выход на крышу по лестнице. Наружная стена внешнего круга домов служила стеной города. Аналогично поселениям Ближнего Востока. Серия таких крепостей расположена на расстоянии 25-30 км друг от друга в Ю. Зауралье и свидетельствует о приходе сюда большой группы населения с ю. и смешении их, видимо, с родственным (индоевропейским?) населением суртандинской культуры. Идентичные дома и крепости найдены на Ближнем Востоке.

АРХЕОЛОГИЯ - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам. Термин "археология" (наука о древностях) впервые употребил др.-греч. философ Платон (427-347 г. до н.э. (архайос - древний, логос - наука, слово).

АФОНТОВСКАЯ КУЛЬТУРА - верхний палеолит Енисея. Стоянки Афонтова гора I-IV, Кокорево I, III, Таштык I, II. Галечниковые и пластинчатые орудия. 20-12 тыс. лет назад.

БАЛТИЙСКОЕ ЛЕДНИКОВОЕ ОЗЕРО - пресноводный водоем, существовавший между отступлением последнего ледника из Балтики и вторжением в нее морских вод (14-8,5 тыс. лет назад.

БЕРИНГИЙСКИЙ МОСТ - суша, периодически соединявшая Азию с Америкой в районе Берингова пролива. По нему шло распространение животных и человека из Азии в Америку.

БРОВКА - полоска нетронутой земли между квадратами или более крупными участками раскопа, оставленная для того, чтобы лучше проследить стратиграфию памятника.

ВАРВОХРОНОЛОГИЯ - метод определения хронологии по варве - годичной ленте глины, отложившейся на дне ледниковых озер и состоящей из двух слоев -тонкого, мелкозернистого зимнего и более толстого крупнозернистого, летнего. Подсчет варв (ленточные глины) дает возможность определить возраст находок, лежащих под слоем ленточных глин. Охватывает период в 17 тыс. лет. Применяется и к озерным отложениям внеледниковых областей, имеющим отчетливую годичную слоистость.

ВЕРХНИЙ (ИЛИ ПОЗДНИЙ) ПАЛЕОЛИТ - датируется временем 40-10 тыс. лет назад. Время существования человека современного типа Homo sapiens. Пластинчатая техника. Больше 1000 стоянок открыто на территории нашей страны. Загонная охота. К концу периода появляются лук и стрелы. Широко развивается скульптура, пещерная живопись.

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК - Homo erectus (человек прямоходящий). От него сохранилась челюсть, найденная у д. Мауэр (близ Гейдельберга в Германии) в отложениях гюнц-миндель.

ГИПОКАУСТ - древнеримский способ отопления горячим воздухом, пропускаемым под полом дома.

ГОМИНИДЫ - семейство, охватывающее ископаемые и современные виды человека (австралопитеки, Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens).

ГОМИНОИДЫ - высшие приматы, человекообразные обезьяны, как существующие, так и вымершие (шимпанзе, орангутанг, горилла, гиббон, рамапитек, удабнопитек и др.).

ГОМО ГАБИЛИС (Homo habilis) - человек умелый.

ГОМО САПИЕНС (Homo sapiens) - современный вид человека, мыслящий (или разумный) человек.

ГОМО ЭРЕКТУС (Homo erectus) - человек выпрямленный (прямоходящий), один из видов - питекантроп.

ГОРОДИЩЕ - укрепленное поселение. Часто располагались на естественных возвышениях, на мысах, ограниченных крутыми обрывами, вершинах холмов с обрывистыми склонами и т.п. С доступной стороны укреплялись одним или несколькими валами и рвами. Древнейшие Г. относятся к эпохе энеолита и бронзы. Наиболее типичны для железного века.

ГУМУСОВЫЙ ГОРИЗОНТ - верхний горизонт почвы, имеющий темную окраску. Сохраняется и в погребенных почвах, даже после обжига их лавовым потоком.

ДАТИРОВКА (ХРОНОЛОГИЯ) - определение возраста археологических находок. Различается относительная и абсолютная Д. Абсолютная Д. производится с помощью методов естественных наук (дендрохронология, радиоуглеродный, термолюминесцентный, археомагнитный, обсидиановый, спорово-пыльцевой и др.). Методов абсолютной Д. археологических находок много. Самый распространенный радиоуглеродный.

ДЕНДРОХРОНОЛОГИЯ - метод датировки, основанный на подсчете годичных колец древесных стволов. Им можно охватить периоды свыше 8 тыс. лет.

ДИФФУЗИЯ - распространение культурного признака за пределы центра его возникновения за счет миграций, воин или обмена.

ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ - период истории до появления письменности. Предшествует протоисторическому, по которому имеются письменные источники, но основные данные дают археологические раскопки.

ДОКЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ (мезолит поздний) - период каменного века до появления керамики, но с наличием бесспорных следов сельского хозяйства. Начало Иерихон - IX тыс. до н.э., конец Рас-Шамра - VI тыс. до н.э. Однако параллельно с ним существовали и памятники с керамикой и земледельческо-скотоводческим хозяйством (Гандж-Даре, Джармо и др.).

ДОЛЬМЕН - мегалитическое сооружение. Обычно состоят из вертикально поставленных каменных плит, перекрытых сверху плитой (Средиземноморье, Атлантическое побережье Европы, Кавказ, Крым). Д., обнаруженные на юге нашей страны, были построены ок. 5 тыс. лет назад. Это довольно сложные иногда сооружения из многотонных каменных плит. В простейшем виде это 4 крупные каменные плиты, поставленные на ребро и перекрытые сверху плитой. Плиты эти довольно тяжелые, иногда каждая из них весит десятки тонн. Они, как правило, закрыты со всех сторон, лишь небольшое отверстие ведет внутрь этого большого каменного ящика.

ДРЕВНЕЯМНАЯ КУЛЬТУРА - культура, которую чаще называют просто ямной. Бронзовый век. Занимает территорию от Урала до Днестра. Названа по обряду погребения в ямах под курганами. Покойники помещались в могилы на спине с подогнутыми ногами. Инвентарь беден - остродонные и круглодонные сосуды, топоры, медные ножи, изделия из камня редки. Встречаются повозки.

ДРИОПИТЕКИ - ископаемые человекообразные обезьяны. Предки современных гориллы и шимпанзе.

ДРОМОС - коридорный проход к погребальной камере коридорной гробницы или толоса.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК - период, следующий за бронзовым веком. В разных странах начинается в разное время. В некоторых регионах, например в Африке, железо стало первым металлом, и потому бронзовый век там практически отсутствовал. В Америке Ж. в. появляется лишь с прибытием европейцев. На большей части Азии Ж. в. совпадает с историческим периодом. В Европе Ж. в. начинается с конца II тыс. до н.э. Самые древние железоделательные печи относятся к началу II тыс. до н.э. Они принадлежали хеттам. Культуры эпохи железа в Италии - вилланов, в Центральной и 3. Европе - гальштат и латен, в В. Европе - ананьинская, савроматская, скифская и др.

ЖИВОПИСЬ НАСКАЛЬНАЯ - рисунки первобытного человека на природных каменных поверхностях пещер, навесов, скал, крупных камней, сделанные минеральной краской. Первые рисунки Ж. н. датируются началом позднего палеолита - 40-35 тыс. лет назад (см. доисторическое искусство).

ЖИЛИЩНЫЕ ПЛОЩАДКИ - обитаемые горизонты, следы кратковременного обитания человека. Следы жилища могут быть представлены углублениями в земле, остатками стен, кольцом камней, находящихся в основании жилища, и т.п. Самые древние относятся к олдувайской культуре (ок. 2 млн. лет назад).

ЗАХОРОНЕНИЕ - помещение трупа или остатков от его сжигания в землю. Более поздние захоронения в насыпи кургана называют вторичными, как и погребение костей скелета в особых сосудах (оссуариях). При расчлененном 3. земле предается лишь часть костей человека.

ЗАЧИСТКА - срезание острыми лопатами или ножами тонких слоев земли для выяснения изменения окраски слоя и выявления остатков жилищ, ям, могил, очагов и т.п.

ЗЕРНОТЕРКА - камень для растирания зерна. 3. в древности обычно твердые и грубые породы камня блюдовидной формы. Только в римское время зернотерки сменились ручной мельницей.

ЗИККУРАТ - прямоугольный ступенчатый храм шумеров и других жителей Междуречья. Они символизировали горы севера, откуда пришли в Ю. Месопотамию шумеры. Строились из сырцового кирпича с облицовкой из обожженного. Впервые исследовал 3. в Уре Вулли. Легендарная Вавилонская башня - 3. в Вавилоне. Лучше сохранился 3. в Чога Занбиле (Элам).

ИЕРОГЛИФЫ ("священные письмена") - знаки древнеегипетского письма, появившиеся ок. 3000 г. до н.э. и использовавшиеся до IV в. н.э. для религиозных, погребальных и монументальных надписей на камне, металле и папирусе. Некоторые ученые видят связь иероглифов с клинописью. В обоих использовалось 3 класса символов. В широком смысле термин И. применяется и для других систем письма, основанных на пиктограммах (минойского, хеттского, майя, китайского).

ИНГУМАЦИЯ - захоронение покойника, в противоположность кремации и оставлению тела на поверхности земли. Погребение бывает вытянутое и скорченное. При первом покойника помещали в естественном положении на спине, при скорченном - ему подгибали ноги.

ИНТАЛИЯ - рисунок, вырезанный на камне или металле (выпуклый рисунок называется камеей).

ИНЬ - культура Китая. Бронзовый век. XVI-XI вв. до н.э.

ИРМЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - культура 3. Сибири. IX-VII вв. до н.э.

КАЛИЙ-АРГОНОВЫЙ МЕТОД - метод изотопного датирования (см. датировка) по соотношению изотопов калия и аргона. Период полураспада 1,3 млн. лет. Применялся успешно для датировки стоянок Олдувая, Кооби Фора и Хадара.

КАМЕННЫЙ ВЕК - пер вый период истории человечества, занимающий 2,6 млн. лет. Металл не был известен, и орудия изготовлялись из камня, дерева и кости. Подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Продолжительность К.В. в различных областях была неодинаковой. Некоторые племена до наших дней остаются на стадии К.В.

КАННЕЛЮРЫ - широкие желобки на поверхности сосудов.

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - нанесение на карту определенных археологических памятников или признаков их (типов орудий, керамики и т.п.). Помогает установить диффузии (взаимопроникновения), районы торговли различными предметами, связи культур.

КАТАКОМБА - подземное кладбище времен Римской империи, вырубленное в скале. Термин К. применяется также к погребениям катакомбной культуры.

КЕЛЬТ - разновидность топоров со втулкой, перпендикулярной к лезвию. Бронзовый век.

КЕРАМИКА - обожженная глиняная посуда. При обжиге при 400°C вода из молекул глины улетучивается, глина превращается в камень. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам. Хрупкость К. приводила к накоплению большого количества черепков на месте поселения. К. - самый массовый вид находок на памятниках археологии начиная с неолита.

КЛИВЕР - тяжелое палеолитическое орудие, изготовленное на нуклеусе с поперечным лезвием. Близок к ручным рубилам, часто встречается в ашельских памятниках.

КЛИНОПИСЬ - система письма Месопотамии III-I тыс. до н.э. Древнейшая урукская система представляла собой выдавленные на сырой глине расщепленной тростинкой клиновидные значки, которые изображали в условном виде различные предметы (пиктограммы) и смысловые понятия. К. использовалась в различных языках - шумерском, аккадском, эламском, хеттском, древнеперсидском и т.д.

КОКОРЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - поздний палеолит Енисея. XV-X тыс. до н.э. Пластинчатые орудия, ножи, скребки, резцы, вкладыши. Костяные наконечники и ножи с пазами для кремневых вкладышей.

КОЛЕСО - важнейшее изобретение древности. Самый древний рисунок К. найден в Уре (3400 г. до н.э.). В то же время появляется гончарный круг. Колеса были вначале сплошными. Повозки колесные найдены в курганах южнорусских степей и Урала III-II тыс. до н.э. Двухколесные военные повозки-колесницы впервые появились в Сирии в III тыс. до н.э. В доколумбовой Америке К. почти не использовалось.

КОПЬЕМЕТАЛКА - приспособление для метания копья, состоящее из палочки или дощечки с крюком на конце, что позволяет удлинить рычаг при метании копья.

КРЕМАЦИЯ - трупосожжение. Часто останки после сожжения помещались в погребальную урну.

КРЕМЕНЬ - твердый камень, хорошо раскалывающий на куски пластины и отщепы, основной материал для изготовления орудия в каменном веке. Кварц с особой микроструктурой.

КРИЦА - шлакообразный продукт плавки железной руды после ковки становился полноценным железом.

КРО-МАНЬОН - скальный навес во Франции, где в 1868 г. впервые были найдены останки человека современного типа вместе с палеолитическими орудиями.

КУЛЬТУРА - в археологии любая деятельность человека, оставившая материальные следы. Под археологической К. понимают группу относительно одновременных памятников со сходным инвентарем и занимающих одну территорию.

КУЛЬТУРНЫИ СЛОИ - слой со следами деятельности человека.

КУРГАН - округлая или продолговатая насыпь над захоронениями.

ЛЕВАЛЛУА - стадия развития палеолита, характеризующаяся техникой изготовления черепаховидных нуклеусов и скалывания с них продольных (перпендикулярно черепаховидным сколам) пластин. Техника пластин Л. зародилась в ашеле и существовала до конца мустье, вместе с иными приемами раскалывания камня.

ЛЕТОПИСИ СИБИРСКИЕ - летописи, составленные в Сибири. Всего их насчитывают ок. 40. Большая часть Л.с. восходит к походам Ермака. Предполагается, что первую из них составили в 20-х г. XVII в. по воспоминаниям дружины Ермака. В 1622-1623 г. в Сольвычегодске была составлена "Строгановская летопись". В 1636 г. тобольский дьяк Савва Есипов составил летопись "О Сибири и Сибирском взятии" (Есиповская летопись). Позднее появились "Записки к истории Сибири служащие" и "Новая Сибирская история" И. Черепанова; "Летопись г. Иркутска с 1652 г." П. Пожемского, "Краткая летопись Енисейского и Туруханского краев Енисейской губернии (1594-1893)" А. И. Кытманова и др.

ЛИХОНОМЕТРИЯ - измерение возраста путем наблюдения над величиной пятен лишайников на каменных глыбах, скалах и пр.

ЛЯСКО - пещера в Дордони (Ю. Франция). Памятник пещерного искусства. Открыта в 1940 г. На стенах пещеры сохранились многочисленные рисунки палеолита (см. палеолитическая живопись, доисторическое искусство).

МАЛАЯ СЫЯ - стоянка позднего палеолита на отрогах Кузнецкого Алатау (Ширинский район Республики Хакасия), пластины, резцы на пластинах. По C-14 получены даты 34500±450, 33060±300. Одна из самых древних стоянок Сибири.

МАРКИРУЮЩИЙ ГОРИЗОНТ - слой, пласт или горизонтальные отложения, выделяющиеся по цвету, составу или археологическим находкам.

МАСТАБА - надстройка над могилой из сырцового кирпича в Египте, позднейший вид М. - пирамиды.

МАТЕРИК - в археологии означает слой земли и других пород, лежащих под культурным слоем, который не содержит остатков деятельности человека. Верхний горизонт М. археологи обязательно прокапывают для контроля.

МЕАНДРЫ - извилины речного русла. Характерны для рек со спокойным течением. По речным извилинам названы похожие на них элементы орнамента на древних сосудах в виде плавных петель, следующих друг за другом, или непрерывный узор из ленты с равномерными изгибами.

МЕГАЛИТЫ - сооружения из больших камней: менгиры, каменные кольца, дольмены и др.

МЕЗОЛИТ (ЭПИПАЛЕОЛИТ) - переходная эпоха между палеолитом и неолитом (между XII и VI тыс. до н.э.).

МЕНГИРЫ - первобытные сооружения из крупных камней, обычно из одного продолговато-каменного блока, вертикально вкопанного в землю. Высота - от 2 до 5-9 м. Имели культовое значение в бронзовом веке.

МИКРОЛИТЫ (отдр.-греч. "микрос" - маленький и "лит" - камень) - мелкие (до 2-3 см в ширину и не более 0,1 см в толщину) изделия из каменных ножевидных пластин, появившиеся в мезолите. М. часто имеют удивительно правильную геометрическую форму. Одни из них - правильные трапеции, другие - треугольники, третьи - ромбы и т.д. Стороны этих крошечных треугольников и трапеций всегда скошены под одним и тем же углом. Эти изделия называют геометрическими М.

МНОГОСЛОЙНЫЕ СТОЯНКИ - остатки разновременных поселений, образовавшиеся на одном и том же месте, - напластовавшиеся друг на друга слои. Иногда разделяются немыми (стерильными) прослойками.

МОТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - древнейший вид земледелия, появившийся в неолите и применяемый до сих пор отсталыми племенами.

МУМИФИКАЦИЯ - пре вращение растений или животных в безгнилостное состояние в результате перехода углеводов в углеводороды без окаменения. Мумифицированные остатки растений называются фитолеймами. Искусственную М. применяли в Древнем Египте для сохранения трупов фараонов или священных животных.

МЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК (Homo sapiens) - человек современного типа. Ряд ученых выделяют два вида: гомо сапиенс неандерталес - неандертальцы и гомо сапиенс сапиенс - человек разумного типа, современный.

НЕАНДЕРТАЛЕЦ - ископаемый предок современного человека. Впервые его останки найдены были в 1856 г. в Германии в долине Неандерталь, вблизи Дюссельдорфа. Черепная крышка, кусок плечевой кости и некоторые кости конечностей отличались от костей современного человека. По месту первой находки (как это и принято в археологии) человека, чьи кости были здесь найдены, назвали Н.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства.

НИВЕЛИРОВАНИЕ (от фр. "нивелир" - выравнивание) - фиксация глубины залегания находок на раскопках от условного 0 с помощью приборов нивелира, теодолита и т.п. Поверхность площадки памятника перед раскопками также нивелируется.

НУКЛЕУС (ЯДРИЩЕ) - кусок камня (кремния, обсидиана, яшмы или другой породы), с которого скалывались, отжимались отщепы или пластинки для изготовления орудия или вкладышей для них. В мезолите Н. часто имели вид карандаша, на котором грани образовывались негативами от скалывания пластин, в неолите более типичны призматические Н. (см. мезолит, техника обработки камня).

ОГОНЬ - самые древние следы использования огня человеком найдены в В. Африке на стоянке Чесованджа. Их возраст 1,3-1,6 млн. лет. Более широко следы О. появляются на стоянках ашеля (Чжоукоудянь, Вертеешселлеш, Терра Амата). В конце ашеля и мустье следы О. встречаются повсеместно. Видимо, в это время человек научился добывать его искусственно.

ОЙКУМЕНА - пространство Земли, населенное человечеством.

ПАЛЕОЛИТ - древнекаменный век. Самый длительный период истории человечества. Начался 2,6 млн. лет назад и закончился ок. 11-12 тыс. лет назад. Подразделяется на ранний (нижний) (олдувай, ашель, мустье) и поздний (верхний) (ориньяк, солютре, мадлен, селет, костенково-борщевская культура, перигор, аннетовская и другие культуры). Иногда выделяют средний палеолит (премустье, мустье).

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ - все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках; главные из них - поселения, погребения и святилища.

В поселениях выделяют неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин "стоянка" очень условен. Сейчас он вытесняется понятием "поселение". Особым видом поселений являются римские террамары (от ит. "терра" - земля, "марне" - мергель). Это укрепленные поселения из мергеля на сваях. Римляне строили террамары на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заливали водой для защиты от врагов. Получался поселок на искусственном болоте.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ - сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. По закону все П.и. и к. охраняются государством. Различаются следующие виды П.и. и к.:

памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов и т.п.;

памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производства, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;

памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. К П.и. и к. могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную ценность.

ПЕТРА I УКАЗЫ ОБ АРХЕОЛОГИИ - 13 февраля 1718 г. Петр I публикует указ, который предписывал: "Также если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно - також бы приносили, за что будет довольная дача".

Особое внимание было уделено древностям Сибири. 15 февраля 1721 г. был издан указ, в котором говорилось: "Куриозные вещи, которые находятся в Сибири, покупать сибирскому губернатору, или кому где подлежит, настоящее ценою и, не переплавливая, присылать в Берг и Мануфактур-Коллегию, а в оной, потому же не переплавливая, об оных докладывать Его Величеству". В целях поощрения археологических поисков Петр I отдает особое распоряжение о вознаграждении за археологические находки. Обращалось уже в то время внимание на фиксацию находок в земле. "Один гроб с костьми принесть не трогая. Где найдутца такие, всему делать чертежи", - наказывал Петр I. В начале XVIII в. прослеживаются и первые попытки государственной реставрации памятников истории. Так, при посещении развалин древнего города Булгара в Поволжье Петр I, "приметивши притом, что оные памятники столь славных некогда Булгар весьма уже много повреждены были временем и впоследствии совсем могут истребиться... прислал... повеление отправить немедленно к останкам разоренного города Булгар несколько каменьщиков с довольным количеством извести для починки поврежденных и грозящих упадком строений и монументов, пещись о сохранении оных, и на сей конец всякий год посылать туда кого-нибудь осматривать для предупреждения дальнейшего вреда".

ПИТЕКАНТРОП - обезьяночеловек. Термин введен Э. Дюбуа в XIX в.

ПОГРЕБЕНИЯ - один из основных видов памятников археологии. Специальные обряды погребений появились в раннем палеолите (мустье). В пещере Шанидар (Ирак) в 1960 г. Р. Солецки обнаружил могилы 9 неандертальцев 60-ти тысячелетней давности. В одной из них похоронен охотник с проломленным черепом. Труп был положен на подстилку из сосновых веток и цветов и сверху засыпан цветами (василек, алтей розовый, крестовник и лук кистистый).

ПРАРОДИНА ЧЕЛОВЕКА - в настоящее время определена на в. Африки. Именно здесь в последние 35-40 лет найдены останки прямоходящего предка человека -австралопитека.

ПРЯСЛИЦЕ - круглый маховичок из глины, кости или камня для прядения, надевался на веретено.

ПСАЛИЙ - костяной или металлический стержень на конце удил для прикрепления поводий. Свидетельствует об освоении верховой или тягловой езды на лошади.

РАМАПИТЕК - ископаемая человекообразная обезьяна, много лет считавшаяся предком человека. Останки его найдены в разных местах. Впервые в Индии, где он получил название в честь божества Рамы. Потом в Африке и в Европе. Но от Р. до нас дошли только фрагментарные кости: единичные зубы, кусочки челюстей. Сейчас многие ученые считают, что Р. - предок не человека, а обезьян - шимпанзе, гориллы или орангутанга. Недавно наконец найдены скелетные кости. Оказалось, что он ничего общего не имеет с предком человека. Он вместе с симапитеком является предком орангутанга.

РЕТУШЬ - подправка рабочих краев или всей поверхности каменных орудий путем отделения мелких чешуек от поверхности камня с помощью нажатия или легких ударов по заготовке орудия.

РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ - кусок базальта, найденный во время Египетского похода Наполеона в Розетте. На Р. к. - трехъязычная надпись 196 г. до н.э. на др.-греч., иероглифическом и демотическом письме. Сопоставление др.-греч. и египетского текстов дало Ж. Ф. Шамполиону ключ к расшифровке иероглифов.

РУБИЛО - грубо обработанный с двух сторон кусок камня с заостренным концом и закругленным основанием. Одно из главных орудий раннего палеолита. Называют иногда бифасом.

РУНЫ - вырезанные на дереве или камне письмена. Древнейшие относятся к III в. (Дания, Шлезвиг), затем распространяются по всей С. Европе. В России и Исландии сохраняются в средневековое время.

СВАСТИКА - крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении. На Урале появляется в начале II тыс. до н.э. в орнаменте сосудов андроповской культуры как упрощенный рисунок перекрещивающихся "уточек". Наносился на дне сосуда и символизировал солнце как обиталище духа покровителей водоплавающих птиц у первобытных рыболовов. Позднее использовался как символ солнца у многих племен.

СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Верхнего Поволжья и Прикамья. Поздняя бронза. II тыс. до н.э. Предполагают, что принадлежит выходцам из Сибири. Превосходные бронзовые копья, кинжалы, топоры, долота, кремневые и костяные наконечники стрел и др. Основные могильники: Сейма (Н. Новгород), Турбине (Пермь), Ростовка (Омск).

СИНАНТРОП - один из видов архантропа (Homo erectus), останки которого найдены впервые в пещере Чжоукоудянь около Пекина. Называют также "пекинским человеком".

СКИФСКАЯ КУЛЬТУРА - культура степей к с. от Черного моря и Каспия. VII-III вв. до н.э. Курганы с богатым набором золотых, серебряных и электровых сосудов, изготовленных в античных городах С. Причерноморья и других местах. Бронзовые котлы, железные кинжалы и мечи, дисковидные зеркала из полированного металла. Знаменит "звериный стиль" в искусстве, изображающий животное в движении, иногда в прыжке. В III в. до н.э. исчезают под давлением сарматских племен. О скифах много сведений сообщили античные авторы, особенно Геродот (V в. до н.э.). Это были ираноязычные кочевники. Во II в. до н.э. возрождается скифское государство в Крыму со столицей Неаполь (у Симферополя, городище Кременчик).

СКРЕБЛО - крупное орудие с выпуклым рабочим краем. Мустье.

СКРЕБОК - орудие из камня, изготовленное на конце пластины (концевой скребок) или на отщепе (боковой скребок). Орудие широко распространяется с позднего палеолита, в мезолите и неолите.

СТОУНХЕНДЖ (в переводе - каменная ограда) - огромная неолитическая обсерватория в Англии, построенная из многотонных каменных блоков. Она состоит из 3 сооружений, возведенных в разное время на одном месте. Самое древнее (2280-2075 г. до н.э.) состоит из круглого земляного вала и рва диаметром ок. 100 м, внутри которого находятся ямки с остатками трупосожжения. Ок. 1700-1600 г. до н.э. внутри древнего вала было поставлено 38 пар камней двумя концентрическими кругами. К ним проложена земляная дорога длиной ок. 0,5 км. В 1500-1400 г. до н.э. было добавлено сооружение из вертикально врытых в землю каменных плит высотой до 8,5 м и весом до 22 т. Каждый камень был тщательно отесан со всех сторон. В целом они образовывали замкнутый круг диаметром 30 м. Внутри круга 5 трилитов (своеобразных каменных ворот), окружающих лежащий на земле алтарный камень. Вокруг С. расположены древнейшие погребения и могильники. В 3 км от С. расположен Вудхендж (деревянная ограда), сооруженный из дерева и земли и окруженный также оградой из рвов, ям и валов, образующих 6 концентрических кругов с одним входом.

ТИПОЛОГИЯ - один из основных методов классификации и сравнения археологических находок.

ЧАТАЛ-ГУЮК - древнейший город в Анатолии. Анатолия в переводе с др.-греч. буквально означает Восток. Так древние греки называли Малую Азию. С 20-х г. нашего века так называют азиатскую часть Турции. Анатолия раньше не привлекала исследователей древних цивилизаций, но вдруг в 1961-1963 г. англ. археолог Д. Мелларт раскопал здесь удивительное и уникальное древнее поселение Ч.-Г. Большинство сразу признало этот первый настоящий город. Другие ученые утверждали, что это самая первая в мире настоящая цивилизация...Та часть, которая раскопана, существовала как городок примерно с сер. VII тыс. до н.э. до сер. VI тыс. до н.э. Большинство ученых полагают, что Ч.-Г. существовал в 6500-5400 г. до н.э.

ЧЕЛОВЕК ВЫПРЯМЛЕННЫЙ (ПРЯМОХОДЯЩИЙ) (Homo erectus) - впервые найден в 1893 г. на Яве Е. Дюбуа, который назвал его питекантропом. В 1920 г. Ч. в. найден в Китае - синантроп (китайский человек). Самый древний скелет Ч. в. найден в 1985 г. в Нарикотоме в В. Африке. Он датирован 1 млн. 650 тыс. лет. Ч. в. умел пользоваться огнем и изготовлял каменные орудия ашельского типа. Некоторые ученые называют его архантропом.

ЧОППЕР (от англ. chopper - удар, рубящий; нож, колун) - одно из первых орудий человека. Австралопитеки и питекантропы раскалывали и раздавливали желваки камня. Получившиеся при этом острые осколки и отщепы случайной формы и служили им орудиями. Оставшиеся после обкалывания грубые кусочки камня с острыми краями тоже использовались как рубящие орудия.

ЭНЕОЛИТ (МЕДНО-КАМЕННЫЙ ВЕК) - переходная эпоха от неолита к эпохе бронзы. На Ближнем и Среднем Востоке V - III тыс. до н.э., в Европе - с III тыс. до н.э.


 

Список сокращений:

англ. английский

в. восток, восточный

в. век (после римских цифр) вв. века

д. деревня

др.-греч. древнегреческий

з. запад, западный

ит. итальянский

лат. латинский

млн. миллион

млрд. миллиард

н.э. наша (новая) эра

напр. например

нем. немецкий

о. озеро

ок. около (перед числами и числительныными)

р. река

с. север, северный

с. село (перед названием населенного пункта)

с.-в. северо-восток, северо-восточный

с.-з. северо-запад, северо-западный

сер. середина

совр. современный

тыс. тысяча, тысячелетие

фр. французский

ю. юг, южный

ю.-в. юго-восток, юго-восточный

ю.-з. юго-запад, юго-западный


 

 

Вопросы к зачёту:

1. Предмет и объект археологии.

2. Методы археологических исследований.

3. Методика полевых археологических исследований.

4. Эпоха палеолита (хронология, периодизация, технология обработки камня).

5. Эпоха мезолита (хронология, территории).

6. Эпоха неолита Сибири.

7. «Неолитическая революция».

8. Афанасьевская культура на Енисее.

9.  Памятники окуневской культуры.

10. Изваяния окуневской культуры.

11. Андроновская культура на территории Хакасско-Минусинской котловины.

12. Эпоха поздней бронзы Хакасии. Карасукская культура.

13. Каменноложский этап карасукской культуры на территории Хакасии.

14. Погребальные памятники тагарской культуры (конструкции, погребальный обряд, погребальный инвентарь).

15. Бронзолитейное производство в тагарское время.

16. Социальная структура населения в тагарское время.

17. Таштыкская культура на Енисее (погребальные сооружения).

18. Материальная и духовная культура населения таштыкского времени.

19. Культура чаа-тас (хронология, погребальные памятники, материальная культура).

20.  Образование Древнехакасского государства (хронология , культура).

21. Сохранение объектов историко-культурного наследия Хакасии.

22. . Муниципальный музей «Древние курганы Салбыкской степи»

23. Муниципальный музей «Музей под открытым небом «Бояры. Древняя земля»

24. Муниципальный Анхаковский музей под открытым небом «Хуртуях-тас»

25. Муниципальный музей «Музей-заповедник под открытым небом «Первый и Четвертый Сундуки»

26. Муниципальный музей «Музей под открытым небом «Ширинский археологический парк»

27. Муниципальный музей «Музей под открытым небом «Усть-Сос»

28. «Таштыпский муниципальный краеведческий музей» «Малоарбатинская писаница».


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!