Лекция 4. Энеолит, бронзовый и раннежелезный век в Хакасии



План

7. Афанасьевская археологическая культура.

8. Окуневская археологическая культура.

9. Андроновская археологическая культура

10. Карасукская археологическая культура.

11. Тагарская археологическая культура.

12. Таштыкская археологическая культура.

 

Афанасьевская археологическая культура.

Начиная с афанасьевской культуры, мы можем проследить становление и развитие основных линий архитектурного, изобразительного и декоративного искусства. Во-первых, это традиция создания ландшафтно-архитектурных комплексов на основе курганов и мегалитов (от греческого «мегас» – «большой» и «литос» – «камень»; каменные ограды, кромлехи, отдельно стоящие стелы и изваяния).

Погребения в курганах членов семьи, рода, племени, делали эти места священными для древних людей. Распространившиеся на огромной территории от берегов Атлантики до Монголии и Китая, в степном мире эти сооружения приобретают особое значение.

Наиболее крупные и значительные курганные могильники и мегалитические комплексы со временем приобретают сложную планировку и становятся настоящими ландшафтно-архитектурными ансамблями. Вторая линия, зародившаяся в древней Хакасии еще, видимо, в эпоху камня – это традиция наскальных рисунков. Разнообразие сюжетов, стилей, способов нанесения и художественных достоинств этих рисунков свидетельствует о том, что они создавались в разные времена, разными людьми и с совершенно разными целями. Среди них явно присутствуют рисунки, сделанные на скалах простыми пастухами, так и сложнейшие композиции, носящие отчетливо культовый характер или повествующие об имевших место исторических событиях.

По сравнению с курганной традицией, искусство наскальных изображений не столь ритуализовано и перенасыщено смыслами, но именно оно предоставляет нам уникальную возможность взглянуть на древний мир глазами его обитателей. Искусство орнаментации керамики – зарождается также еще в неолите и дает уникальные образцы древнего искусства.

Уже в энеолите начинают сооружаться крупные мегалитические и курганные памятники, например Большое Кольцо – круглая каменная ограда диаметром около 40 метров и высотой около 1 метра, сложенная горизонтальной кладкой. Внутри ее – несколько погребений, принадлежащих афанасьевской и последующей – окуневской культуре. Встречаются довольно крупные могильники, включающие до нескольких десятков курганов.

Керамические изделия афанасьевцев представляют собой горшки разной величины, целиком или большей частью покрытые орнаментом, оттиснутым гребенкой или гладкой плочкой. Обычно это просто имитация фактуры плетеных или вязаных изделий, но встречаются и более сложные композиции –древовидные, арочные и т.д.

Особую группу представляют курильницы – богато орнаментированные небольшие чаши на круглом или крестовидном поддоне, окрашенные охрой.

Жили афанасьевцы в легких переносных жилищах и в постоянных поселках из полуземлянок. Занимались скотоводством, охотой, рыболовством.

Окуневская археологическая культура.

Где-то в конце III тысячелетия до нашей эры в Хакаско-Минусинскую котловину проникают новые люди. Они приносят новые религиозные и мировоззренческие идеи. Изменяется вид и форма погребальных сооружений.

Окуневцы, в полной мере используя наследие своих предшественников, переработали его в новые яркие формы. Погребальные ограды становятся четырехугольными. Впервые в них включаются небольшие стелы, как бы предвосхищая те изменения, которые произойдут через тысячу лет.

Умение использовать ландшафтные формы для сооружения культовых, церемониальных и других памятников высокого статуса, в полной мере проявило себя в строительстве, может быть, самых загадочных объектов, известных на сей день в Хакасии. Это горные крепости – «све». Стены этих крепостей опоясывают выразительные точки ландшафта на окаймляющих долины горах. Это утесы, вершины причудливой формы, мощные скальные выходы – от 0,5 до 2 метров. Иногда рубежи крепости только обозначены рядом вертикально вкопанных небольших плит. Понятно, что большая часть этих сооружений фактически непригодна к обороне.

О том же, что окуневцы обладали развитой космогонией, наглядно свидетельствуют самые яркие памятники культуры – окуневские каменные изваяния. Странные, иногда даже чудовищные персонажи смотрят на нас с них тремя глазами. У многих от трехчастной личины отходят рога или отростки. Носа нет, есть только ноздри и, как правило, подчеркнут рот. Сверху главных личин – две вертикальных линии, между ними – маленькие личины. Все это увенчано то бараньей головой, то еще одной личиной. Ниже центральных, основных личин часто изображены грудь и живот, превращающиеся при взгляде сбоку в морду хищника. Как правило, на груди или сбоку личины, иногда чуть выше изображены круги с четырьмя отростками – солярные знаки.

Помимо изваяний и стел, окуневской культурой датируется большое количество рисунков на скалах и плитах погребальных сооружений. Здесь тоже много фантастических существ, но есть и вполне реальные звери, люди, повозки. Реалистичны, хотя и, несомненно, стилизованы и изображения женщин на окуневской мелкой пластике.

Окуневская керамика, отличаясь от афанасьевской, не столь выразительна, как другие изделия и памятники окуневцев. Металлопластика в то время еще не развита. Значение этой эпохи трудно переоценить. Положение региона на стыке культурных миров привело к тому, что жрецы, шаманы, художники этих мест создали основу для развития целого ряда духовных течений.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!