Андроновская археологическая культура.



Новая волна племен приходит в Минусинскую котловину около XV-XIV века до нашей эры из урало-казахстанских степей. Их культура носит название андроновской. Здешних мест эта волна достигает уже на излете. Памятники андроновской культуры известны в основном на севере Хакасии, да и там их немного. Поэтому мы, например, не можем однозначно связать с андроновцами какие-либо писаницы, хотя среди множества изображений возможно есть те, что оставлены ими.

Погребальные сооружения этой культуры довольно разнообразны. Есть круглые и прямоугольные ограды, сложенные горизонтальной или вертикальной кладкой, с насыпью или без.

Встречаются крупные курганы с насыпью в форме усеченной пирамиды высотой около 2 метров и поперечными размерами в несколько десятков метров.

Особенностью андроновской культуры по праву считается ее керамическая посуда. В красоте и изяществе сложных орнаментальных композиций на парадных сосудах им действительно нет равных. Среди таких сосудов не встретишь двух одинаковых.

Нанесенные, в основном, зубчатым штампом, солярные знаки, вертикальные и горизонтальные елочки, группы свисающих треугольников – все эти разнообразные мотивы объединяются в несколько орнаментальных поясов на андроновских горшках.

Общая композиция обычно трехзональна, орнаментальные пояса на венчике, шейке и тулове сосуда разделяются каннелюрами. Соотношение между декорированной и свободной от орнамента частями сосуда всегда оптимально для восприятия. В силу этого, невзирая на весьма изощренный и декоративный орнамент, андроновский сосуд всегда выглядит очень цельно. Вполне вероятно, что некоторые мотивы, прежде всего – солярный знак, имели символическое значение. Поэтому, по крайней мере в отдельных случаях, мы можем рассматривать орнаментальную композицию, как некий текст.

К декоративному искусству андроновцев восходят орнаментальные стили практически всех народов, позднее заселявших евразийские пространства – от монголов и тибетцев до финнов и славян.

Основное занятие – разведение крупного рогатого скота. У мужчин украшений не было. Женщины украшали себя серебряными и золдотыми серьгами с раструбом, бусами. Погребальный обряд был двух типов: мертвых или сжигали или в основном хоронили в цистах на боку в согнутом положении, снабжая их при этом пищей.

Карасукская археологическая культура.

Почти одновременно с андроновцами или чуть позже их (в конце XIV-XIII веке до н.э.) в Хакаско-Минусинскую котловину через перевалы Саян приходят носители карасукской культуры. Своим происхождением эта культура также связана с андроновскими или близкими им племенами. Вскоре карасукские племена занимают уже всю территорию древней Хакасии.

Культура получила свое название по имени р. Карасук, левого притока Енисея у села Батени. На позднем этапе развития карасукцы жили в постоянных поселениях, в больших домах каркасного типа, слегка углубленных в землю. Разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец. Карасукские погребальные сооружения весьма разнообразны. Сложенные горизонтальной кладкой или вертикальными плитами круглые, квадратные или прямоугольные ограды часто имеют много пристроек. Насыпи в основном небольшие, редко свыше одного метра. К концу существования культуры, в начале I тыс. до н.э., у углов прямоугольных оград появляются более крупные по размерам камни – прообраз будущих угловых стел. Могильники этой эпохи впервые начинают сооружаться в отдалении от воды. Здесь они часто занимают степные лощины и небольшие лога, заполняя их практически целиком. Встречаются карасукские могильники и на перевалах. Сооружения еще не настолько велики, чтобы создать значительные архитектурные образы, но подходы к этому уже нащупываются. Хоронили карасукцы в каменных ящиках. Клали умершего в могилу на бок в пол оборота или на спину в вытянутом положении, головой на северо-восток или юго-запад.

Карасукская керамика лишь немногим уступает андроновской по выразительности и сложности орнаментальных композиций, а по технологии и изяществу формы даже превосходит ее. Ведущие мотивы в орнаменте – треугольники, ромбы, сложные фестоны, зигзаги.

Если говорить об эпохе в целом, к ней относится немалая часть наскальных изображений. Сравнивая их с рисунками предыдущих эпох, видны весьма показательные изменения в сюжетах. В центре внимания – охота и война. Лошади, повозки, стреляющие из луков воины, мчащиеся колесницы, сражения. Тема поединка становится центральной темой культуры.

Начиная с карасукского времени можно в полной мере говорить о сложении здесь еще одной традиции искусства, проходящей через различные эпохи и культуры. Речь идет о художественной обработке металла. В то время особенно высокого уровня достигли горное дело и металлургия. Карасукский металлургический центр славился массовым производством высокопроизводительных орудий и оружия особого типа (например, ножи украшались головой зверя, кольцом и т.д.) Из Южной Сибири бронзовые изделия распространялись вплоть до Северного Кавказа, а на востоке – до Китая. В карасукской культуре появляется настоящий художественный металл. Характерно, что наиболее выразительными и многодетальными из металлических изделий карасукской культуры являются отнюдь не ритуальные принадлежности или женские украшения, хотя среди последних тоже много относительно сложных и со вкусом сделанных предметов – орнаментированных или фигурных подвесок, браслетов с завитушками или конусами по обоим сторонам, серег, а мужские воинские принадлежности. Это ножи, кинжалы, «пряжки колесничего». Отличных гармоничных форм, часто весьма изысканных, орнаментированные, иногда с великолепно исполненными навершиями в виде стилизованных головок животных – они бесспорно представляют собой одни из лучших изделий подобного рода в истории искусства не только Хакасии, но и всей Евразии. Такое внимание именно к атрибутам войны, странствия, поединка со стороны творческой элиты той эпохи наглядно свидетельствует о формировании нового мировоззрения, новой идеологии. Подобные перемены в это время происходят во всей Центральной Азии. Рождается новый, героический мир. Начинается совершенно другая, скифская эпоха, ранний железный век (I тыс. до н.э. – первая половина I тыс. н.э.). Наступает время мощных племенных объединений. В Минусинской котловине карасукскую культуру сменяет выросшая на ее основе тагарская.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!