Таштыкская археологическая культура.



В конце III века до нашей эры на территорию котловины из Монголии переселяются племена гяньгуней. В результате смешения традиций пришельцев и аборигенов, после непродолжительного переходного периода, на рубеже нашей эры возникает новая культура – таштыкская. Продолжается строительство крупных погребальных сооружений. Еще на поздних стадиях тагарской культуры возникает обряд устройства родовых склепов для большого – до нескольких сотен – количества погребенных.

В таштыкское время эти склепы становятся одним из основных элементов ландшафтно-архитектурных комплексов нового типа. Такие комплексы состоят из одного или нескольких крупных склепов в форме низкой усеченной пирамиды, рядом с которыми нередко присутствуют склепы поменьше. Ниже по склону, как правило, расположены поминальные ряды вертикальных каменных стел, числом до нескольких десятков.

В таштыкское время переживает свой расцвет и еще одна культурная традиция, зарождающаяся еще в поздней тагарской культуре – изготовление погребальных масок. Эти маски весьма реалистично воспроизводят облик покойного, вплоть до раскраски или татуировки на его лице. Спокойствие, умиротворение и отрешенность характерны для выражения лиц усопших на масках, придавая им сходство с буддийскими скульптурами Средней и Центральной Азии той эпохи. Другие, китайские влияния отражены в обычае помещать в погребения деревянные фигурки воинов и коней, а, возможно, и модели погребальных колесниц. Рисунки, тонкой линией прорезанные острием ножа на деревянных дощечках, найденных в склепах, изображают охоту и батальные сцены. Подобные сюжеты характерны и для писаниц этой эпохи. И те, и другие рисунки выполнены в более реалистической манере, чем тагарские, но столь же экспрессивны и стилистически безупречны. Тщательное изображение оружия, одежды, деталей причесок наглядно показывает нам внешний вид жителей Хакасии того времени.

Интерес к художественной обработке металла в таштыкскую эпоху падает. Искусство звериного стиля фактически прекращает свое существование. Слабым напоминанием о нем служат лишь довольно многочисленные амулеты-нашивки.

Наиболее распространенный сюжет на них – схематичные профильные изображения двух конских головок, повернутых в разные стороны. Довольно часто попадающиеся среди археологических находок поясные пряжки и бляхи в виде колец имеют отношение скорее, просто к хорошему профессиональному ремеслу, нежели чем к искусству.

То же можно сказать и о ювелирных украшениях – каменных и стеклянных, иногда позолоченных бусах, бронзовых, золотых или серебряных гривнах, браслетах, серьгах.

Вновь возрождается традиция декорирования керамической посуды. Она довольно разнообразных форм, часто весьма изящных. Парадные сосуды украшены налепными валиками и прочерченным орнаментом. Среди орнаментальных мотивов – арки, спирали, паркетный узор. Уступая сосудам эпохи бронзы по сложности орнаментальных композиций, таштыкские кубки и амфоровидные горшки не менее эстетичны. Мастера добиваются того же эффекта меньшими художественными средствами. Возможно, это свидетельствует о развивающейся в обществе того времени специализации мастеров – художников.

Вопросы для самопроверки

1. Когда, в какой культуре возникают каменные изваяния?

2. Что такое менгиры?

3. С каким периодом совпадает афанасьевская культура?

4. Назовите важнейшие достижения афанасьевцев.

5. Какую роль, по вашему мнению, в жизни людей сыграло появление бронзы?

6. Какие изменения в жизни человека произошли в эпоху бронзы?

7. Определите различие в погребальных обрядах различных культур эпохи бронзы и раннего железа?

8. Какие факты говорят об изменении антропологии и традиционной культуры местного населения в таштыкское время?

9. Выделите старые и новые явления в погребальном обряде таштыкцев. О чем свидетельствует их сочетание в погребальных комплексах?


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!