Обычаи и социальная структура населения Древнехакасского государства.



Имеются летописные сведения и об обычаях енисейских кыргызов. Так, калым за невесту платили лошадьми и овцами. После замужества женщины наносили татуировку на лицо. Мужчины, которые считались храбрее других, наносили татуировку на лицо. Летописи отмечают строгость кыргызских законов: «... произведший замешательство в сражении, не выполнивший посольской должности, подавший неблагоразумный совет государю, так и за воровство приговаривается к отсечению головы». Наказание смертной казнью за воровство показывает, что частной собственности в кыргызском обществе придавалось очень большое значение.

О религии кыргызов известно, что они исповедовали шаманизм, то есть верили в существование различных духов, наполняющих мир и влияющих на судьбу человека, в загробную жизнь, представлявшуюся им по образу земной.

Посредниками между духами и людьми были шаманы. Они производили моления с устройством жертвоприношений, лечили больных, гадали о будущем. Своих шаманов кыргызы называли "кам". Этот термин сохранился до настоящего времени у алтайцев, тувинцев и хакасов. У этих же народов дожили до наших дней и имена некоторых божеств, имеющих древнетюркское происхождение - Умай, Тенгри.

Жертву духам енисейские кыргызы приносили в поле, а в X в., как свидетельствует арабский автор Абу Алеф, они имели дом для богослужения и отмечали три годовых праздника. Во время службы кыргызы употребляли поэтическую речь и обращались к югу. Из планет почитали Сатурн и Венеру, на Марс смотрели как на звезду, приносящую несчастье.

По праздникам и в торжественных случаях устраивались большие собрания народа. На них смотрели бега верблюдов и конские состязания. Последние, как и состязания в ловкости и силе, были непременной принадлежностью свадебного пира. Из музыкальных инструментов у енисейских кыргызов бытовали флейта, бубен, свирель, дудка, колокольцы.

Самым замечательным достижением кыргызской культуры ялялась их письменность. Ее памятники дошли до нас в надписях на могильных стелах, драгоценных сосудах, скалах. Видимо, для письма использовались и другие, менее стойкие материалы типа дерев; или пергамента.

Достаточно высокой была социальная дифференциация кыргызского общества. Верхний слой составляла аристократия. Она владела многочисленными стадами и имуществом, включая изделия из драгоценных металлов и деньги. Наличие данного слоя подтверждают летописи, надписи на погребальных стелах и драгоценных сосудах.

Во главе аристократии стоял каган. Он был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве. Члены семь кагана, его родственники назначались на высокие административные и военные должности. Одновременно они являлись удельными собственниками и распорядителями отведенных им пастбищ и кочевий.

Кагану принадлежала верховная власть в государстве. Она передавалась по наследству в рамках правящего рода. Эта власть была деспотической. Каган по своему усмотрению облагал повинностями и налогами подвластное ему население. Наряду с этим он раздавал отдельным лицам награды и пожалования, некоторых приближенных освобождал от всяких налогов, разрешая им беспрепятственный доступ в свою ставку. Каган решал вопросы войны и мира, определял взаимоотношения между Кыргызским государством и другими державами, отправлял и принимал послов, иногда решал их судьбу. У него имелись советники, которые за свои советы были ответственны перед своим властелином и за неудачный совет могли поплатиться головой.

Каган был верховным главнокомандующим. Его помощниками являлись наследник престола и командующие армиями. Эти должности обычно занимали сыновья или братья кагана. В военных дела все важные вопросы решал сам каган. Он назначал и отстранял командующих войсками, награждал или наказывал военачальников, распоряжался военной добычей.

Кагану подчинялись беги, тарханы, батуры и огланы. Все они были воинами, что типично для степных государств, сущностью которых является военная власть богатых скотовладельцев.

На другом полюсе кыргызского общества были рабы. Их захватывали в плен во время набегов на соседние таежные племена. Эти мелкие племена, обобщенно называемые киштымы, жили в соседних таежных районах и были подвластны кыргызам. Они платили дань мехами соболей и белок.

И все же основная масса енисейских кыргызов еще не находилась в полной зависимости от кагана и других аристократов. Народ упоминается в надписях как самостоятельная сила – вместе с каганом и аристократическим родом эль. Эль - объединение всех категорий степной аристократии. Бегам были подчинены их "лучшие спутники" - дружина.

Народ уже в раннем средневековье был затронут разложением родовых отношений и имущественной дифференциацией. Видимо, богатые кыргызы-беги имели не только рабов, но и использовали труд своих обедневших соплеменников, брали с них дань.

Противопоставление богатых и бедных отразилось в кыргызской одежде. Богатые мужчины носили одежду, отделанную дорогими мехами соболя и рыси. Богатые женщины носили платья из привозных узорных шелковых тканей и парчи. Бедняки же ходили в шубах из овчины.

Социальное расслоение отразилось в кыргызских погребениях. В этом плане выделяются большие курганы типа чаа-тас диаметром 30-40 м. Их устройство требовало коллективного труда многих людей. В таких курганах были захоронены вещи из драгоценных металлов. Вместе с тем имеются и небольшие массовые могилы. Их скромный инвентарь говорит о бедности погребенных. В насыпях  больших курганов встречаются погребения вообще без вещей. Они считаются погребениями рабов.

Оружие енисейских кыргызов состояло из сложного лука и стрел с железными наконечниками, а также копий, на которые прикреплялись знамена-значки. Оборонительное оружие – щиты и небольшие щитки из деревянных палочек, закрывавшие руки и ноги. Такими же щитками были защищены и лошади. Енисейские кыргызы могли выставлять от 30.000 до 80.000 воинов.

В VII в. государство енисейских кыргызов простиралось от Байкала на востоке до Алтая на западе, на севере от района современного г. Красноярска до Саянских гор на юге.

В начале VIII в. началась война енисейских кыргызов с Восточно-тюркским каганатом. Она шла с переменным успехом. Зимой 710/711 гг. енисейские кыргызы потерпели сильное поражение от восточных тюрков. После этого Восточно-тюркский каганат был разгромлен уйгурами. Енисейские кыргызы сразу же начали с ними войну. В 758 г. кыргызы становятся политически зависимыми от уйгуров, но, несмотря на это, начинают с ними длительную и упорную борьбу. В результате енисейские кыргызы одержали верх. В 840 г. они заняли столицу уйгуров на р. Орхон, разгромили ее и убили уйгурского кагана. В последующее время кыргызы господствовали на этой территории. Это – время наивысшего могущества Кыргызского каганата. В дальнейшем уйгуры вытеснили енисейских кыргызов обратно за Енисей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные занятия енисейских кыргызов.

2. Охарактеризуйте социальную структуру кыргызского общества.

4. Охарактеризуйте основные функции кыргызского кагана.

5. Что такое эль? Какие социальные категории его составляли?

6. Каковы основные достижения кыргызской культуры ?

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!