Тагарская археологическая культура.



Черты предыдущей культуры трансформируются. Угловые камни позднекарасукских погребальных оград растут вверх, достигая высоты в два-три и более метров. Небольшая, заметная только вблизи погребальная площадка превращается в видный издалека со всех сторон мемориал покойному. Могильники из таких погребальных оград образуют уже настоящие ландшафтно-архитектурные комплексы, великолепно учитывающие все возможности их природного окружения. Ограды в основном ориентированы на северо-восток, в сторону летнего восхода солнца. Часто дополнительными стелами обозначен вход. В больших оградах по сторонам ставятся промежуточные стелы.

Ранний железный век в Южной Сибири ознаменовался сложением в VIII - VII вв. до н.э. культур, входивших в круг скифо-сибирской культурно-исторической общности. В Горном Алтае и Туве возникли племенные союзы полукочевников (с весенним отгоном скота на летние пастбища от мест постоянных зимовок): пазырыкской и уюкской, в Хакасско-Минусинской котловине и лесостепной полосе по линии Мариинск-Красноярск развивалась оседлая земледельческая тагарская культура (VII – IIIвв. до н.э.). Это была эпоха становления классовых отношений, эпоха сложения первых прообразов степных государств.

Тагарские мегалитические могильники встречают путников на больших и малых перевалах Хакасии, стоя на страже границ между долинами, котловинами, логами. Часто они занимают какую-либо часть мелкой или крупной долины, превращая ее в целостный мемориальный комплекс. При этом соблюдается пропорциональность – для крупных курганов подбираются участки больших долин, для небольших – соразмерные им маленькие лощинки и ложки.

На подходах к таким могильникам часто устанавливают одну или две отдельно стоящие каменные стелы. К концу тагарской эпохи начинают ставить и своеобразные «обзорные» крупные курганы на бровках водораздельных плато над большими долинами. Вообще же разнообразие ландшафтно-архитектурных решений в эту эпоху довольно значительно и прежде всего этими могильниками и сформирован неповторимый исторический ландшафт Хакасии.

В широких долинах начинают возводиться могильники, состоящие из крупных – более пяти метров в высоту – курганов. Наиболее известны курганы Салбыкской долины – своеобразная «Долина царей».

Здесь несколько десятков крупных насыпей, восемь из них высотой около 10 метров. В оградах крупнейших курганов более 20 каменных стел высотой более 3,5 метров. Весь комплекс занимает площадь в несколько десятков квадратных километров.

Керамическая традиция в тагарскую культуру изменяется. Роскошно орнаментированные парадные сосуды выходят из моды и их место занимают стандартные по форме плоскодонные банки. Некоторые скупо орнаментированы желобками вдоль венчика. К концу эпохи появляются сосуды со сливом, на поддонах. В целом можно сказать, что интерес к художественному оформлению посуды в раннем железном веке падает и на первое место выходит ее утилитарное назначение. Подобные явления в это время характерны для всего скифского мира. Зато новый расцвет переживает искусство художественной обработки металла. Здесь развивается местный, весьма своеобразный вариант господствовавшего тогда во всех евразийских степях скифо-сибирского звериного стиля. Самые разные виды изделий – навершия, штандарты, чеканы, кинжалы, зеркала, бляхи, пряжки – украшаются бронзовыми фигурками животных, исполненными в довольно реалистичной. Среди этих животных – горный козел (самый распространенный образ), кабан, олень, кошачий хищник, лось, баран, волк. Часть их изображается лишь на определенных предметах. Так, например, кошачье и олени характерны для блях. Видимо, они символизировали статус их владельцев в обществе. Горный козел же, вероятно, благодаря своей близости к небесам, в эту эпоху являлся если не тотемом, то уж точно почитаемым древними жителями Хакасии животным.

В целом звериный стиль выделяется своей простотой, лаконичностью, образностью и отсутствием нарочитой декоративности, вычурности. В полной мере это можно отнести и к писаницам этого времени. На них, помимо зооморфных образов, присутствуют и другие изображения.

На Боярских писаницах изображены целые поселки с домами, жителями, стадами. Встречаются на наскальных рисунках фигурки лыжников и лучников, всадники, лодки с гребцами и, конечно, множество изображений животных. Поражает мастерство рисовальщиков, умевших несколькими лаконичными линиями передать характерный и весьма экспрессивный образ животного, подчеркнув его пол, возраст, статику позы или динамику движения. Многофигурные писаницы тагарской культуры – одни из лучших по своим художественным достоинствам не только в Хакасии, но и во всем степном мире.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!