Заключение: испытывайте духов



Кроме всего прочего, здесь необходимо сказать несколько слов о противоречиях среди самих харизматиков в вопросе понимания и контролирования этого своеобразного дара глоссолалии. До сих пор среди харизматиков окончательно не решен следующий вопрос: чей же дух говорит «иными языками» — дух человека, или Дух Святой? Из рассмотрения самого явления пятидесятнического языкоговорения можно однозначно утверждать, что как в первом, так и во втором случае «дар языков» носит явно нехристианский характер, как это было рассмотрено нами несколько ранее.

Довольно часто у пятидесятников можно встретить такую точку зрения на эту проблему: молитва и говорение на языках вполне управляемое явление, «говорение» можно начать и прекратить в любой момент и все эти внесловесные и бессмысленные псевдоречевые конструкции контролируются волей говорящего [54]. Что касается инициирования и отчасти прекращения глоссолалии, то этот процесс возможно и носит контролируемый характер, однако само «говорение» контролироваться н может, о чем неоднократно утверждал К. Хейгин (См. рассмотренные выше Причины №2, 4 и 5).

В подтверждении управляемости своей глоссолалии пасторa пятидесятников иногда даже ссылаются на слова Апостола Павла: «И духи пророческие послушны пророкам» (1Кор.14:32), правда, они почему-то скромно умалчивают о том, что эти слова относятся у Апостола не к дару глоссолалии, а к дару пророчества (См.: 1Кор. 14:29-33).

Однако следует сказать, что и здесь не все пятидесятническое лидеры согласны между собой. Например, авторитетнейший учитель харизматического направления Берт Кленденен в своих книгах пишет, что невозможно заставить Духа Святого в любое время провещевать через человека. Для этого необходимо особое состояние — «духовный подъем», потому что «Духа не можно "включать и выключать как воду в кране"» [55]. О «духовном подъеме» у пятидесятников мы уже упоминали выше; как считают исследователи духовных практик пятидесятников, здесь очевидно использование психотехник и введение аудитории в состояние измененного сознания (состояние транса) [56].

Сами пятидесятники предлагают еще одно объяснение практики глоссолалии во время молитвенных собраний: по мнению многих авторов и тех, кто прошел через пятидесятнические практики, очень часто глоссолалия является не даром, «ниспосланным свыше», а простым подражанием «говорению» своих учителей или авторитетных пасторов [57], более того, феномену харизматической глоссолалии можно научиться и даже вызывать его у себя при помощи своего рода тренировок [58].

Общим выводом по глоссолалии в исполнении пятидесятников и всей апологетики этого явления может быть следующий: «говорение на языках» у пятидесятников носит нехристианский характер и ничего общего с даром, описываемом в Новом Завете, не имеет. С точки зрения Православной Церкви, этот феномен является ярким проявлением ложной духовности — прелести духовной, если употреблять аскетический термин, или даже прямой одержимости падшими духами. В некоторых случаях глоссолалия может проявляться как своего рода симуляция, для того, чтобы не отставать от других членов общины в проявлении «даров духа».

Примечания

1. Хейгин К. Е. О Дарах Духовных. Издание библиотеки веры. 1991. С. 13. ^

2. Цит. по: Ефимов И., свящ. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995. С. 154 – 155. ^

3. См.: Саракаева Э.А. Глоссолалия как психолингвистический феномен. ^

4. См.: Иные языки. ^

5. Там же. ^

6. Там же. ^

7. См.: Трубицына Галина. Глоссолалия. См. тж.: Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С. 1619 – 1620. ^

8. Спасайте детей. Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки. СПб., 1998. С. 32 (См. иллюстрации). ^

9. Старец Илларион. Житие: Подвиги и чудеса. М., 1994. С. 149. ^

10. Там же. С. 150 – 151. ^

11. Трубицына Галина. Указ. соч. ^

12. Основы вероучения христиан веры евангельской (пятидесятников) (Приняты Генеральной Конференцией Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятников) 15 октября 1997 года). ^

13. См.: Страхов П., проф. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. Киев, 2002. С. 77 – 78. ^

14. См.: Иные языки. Новозаветный образец и практика наших дней // Сборник статей в помощь служителю. ^

15. Цит. по: Шастин Михаил. Анализ учения пятидесятников о «Крещении Святым Духом». О том, что из этого получается, мы узнаем из описаний молитвенных собраний пятидесятников: «Подобные феномены потери самоконтроля происходили и на собраниях Джона Вимбера. На одной из кассет записан рассказ из истории его церкви в Йорба Линда, Калифорния, где он дословно повествует якобы о пришествии Духа Святого: "Дух Святой ниспал на нас… Я пошёл навстречу женщине, чтобы помолиться о ней, её же отбросило прочь… бам! Она стукнулась о стенку, перелетела через диван, стол и лампу и приземлилась в углу… Кто-то другой налетел на меня, ударил в грудь, говоря в это время языками как автомат… Я подумал, что здесь произошло?! Ведь это жутко! В тот момент, когда меня кто-то касался, мы вместе падали на пол, и появлялось такое ощущение, что там кто-то незримо присутствовал. Бог!.. Я шёл домой с ощущением опьянения…"» (Цит. по: Зайбель А. Сладостное обольщение церкви). Здесь мы явно видим воспроизведение типичной для язычества практики «одержимости духами». ^

16. См.: Форум диакона Андрея Кураева «Человек и его вера». Тема: «Еще раз о пятидесятниках». Тема: #9854. Сообщение: #248699. ^

17. См.: Жизнь и труды святого Апостола Павла. Толкование посланий святителем Феофаном Затворником / Сост. Свящ. Н. Рудский. — М., 2002. С. 239, 248. ^

18. О наличии у Апостола дара говорения на иных языках можно судить по случаю, связанному с исцелением хромого в Листре (Деян. 14:8-18). Из текста видно, что Апостолы Павел и Варнава хорошо поняли ликаонский язык, который относился к хетто-лувийской (анатолийской) языковой группе (вымершая группа индоевропейских языков), да и сами ликаонцы поняли Апостолов. ^

19. Кеннет Е. Хейгин. Почему языки. — Минск: Ассоциация церквей веры и служений, 1991. ^

20. Там же. ^

21. См. Вейсман А.Д. Греко-русский словарь. Репр. — М., 1991. С. 868. ^

22. Неплохо было бы пятидесятникам при таком подходе попробовать перевести и слова Спасителя о Церкви, которую Он создаст (Мф. 16, 18), где употребляется аналогичное слово «икодомисо» oikodomhsw (в переводе: 1) строить, созидать здание и 2) назидать). Кто же тогда «заряжает» Церковь? ^

23. См.: Саракаева Э.А. Указ. соч. ^

24. См.: Григорьев А., Алексеев В. Харизматическое пробуждение. // Глава из книги «Религия Антихриста». ^

25. См.: Шастин Михаил. Анализ учения пятидесятников о «Крещении Святым Духом». ^

26. См.: Скерцо Игорь. Совершенно непонятные языки ^

27. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет. Том VI: Послание к Римлянам. Тверь, 2003. С. 347. ^

28. В тексте стиха стоит слово «помышляем» — nooumen (verb. praes. act. ind. 1 pl. noew — замечать, понимать, думать, обдумывать. См. Вейсман А.Д. Греко-русский словарь. С. 848). В таком случае, вполне очевидно, что слова молитвы не только понятны молящемуся, но обдуманы им! Этого как раз мы не видим у харизматиков во время моления на «языках». ^

29. Следует сказать, что в Православии это очень точно определяется как благодатный дар молитвы. Он подразумевает еще и один аспект: благодатная молитва включает в себя и педагогический момент — научение тому, о чем необходимо молиться как результат рефлексии духовного опыта принятия нашей молитвы Богом. ^

30. См.: Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина в 3-х т. Т. 3. С. 1040. ^

31. Жизнь и труды святого Апостола Павла. Толкование посланий святителем Феофаном Затворником. С. 515, 525. ^

32. См.: Григорьев А., Алексеев В. Указ. соч. ^

33. От слова rhtoV — не тайный; то, что можно выговорить; рациональный (См.: Вейсман А.Д. Греко-русский словарь. Репр. — М., 1991. С. 1114.). ^

34. EpignwsiV , по мнению протоиерея Илии Гумилевского, есть более высокая и интенсивная степень знания (доступная разуму), в результате чего человек, находящийся в такой связи с объектом познания — Богом, извлекает мудрость в интересах жизни (Гумилевский Илья, прот. Учение Апостола Павла о Душевном и духовном человеке. Киев, 2004. С. 141 – 142). Т.е. это та самая мудрость — дар Божий, о которой так много говорится в Библии (см., напр.: Исх.31:3; 3Цар.2:35; Прит.2:6; Лук.21:15; 1Кор.2:5-6 и др.). ^

35. Ефимов И., свящ. Современное харизматическое движение сектантства. С. 145. См. тж.: Винокуров А. Глоссолалия под микроскопом. ^

36. См.: Вейсман А.Д. Греко-русский словарь. Репр. — М., 1991. С. 359. ^

37. Цит. по: Ефимов И., свящ. Указ. соч. С. 162. ^

38. См.: Дунаев Дионисий, свящ. «Говорение языками» и исцеления. См. тж.: Саракаева Э.А. Указ. соч. ^

39. Пол. Р. Мартин. Оборотная сторона Движения Веры. ^

40. Ханеграф Х. Что плохого в Движении Веры? Ч. 1. См. тж.: Зайбель А. Сладостное обольщение церкви. ^

41. См. эти и подобные факты из жизни лидеров пятидесятничества здесь: Сэнди Симпсон. Врач? Исцели себя! ^

42. Ефимов И., свящ. Современное харизматическое движение сектантства. С. 145. См. тж.: Винокуров А. Глоссолалия под микроскопом. ^

43. См.: Вейсман А.Д. Греко-русский словарь. Репр. — М., 1991. С. 359. ^

44. Цит. по: Ефимов И., свящ. Указ. соч. С. 162. ^

45. См.: Дунаев Дионисий, свящ. «Говорение языками» и исцеления. См. тж.: Саракаева Э.А. Указ. соч. ^

46. Пол. Р. Мартин. Оборотная сторона Движения Веры. ^

47. Ханеграф Х. Что плохого в Движении Веры? Ч. 1. См. тж.: Зайбель А. Сладостное обольщение церкви. ^

48. См. эти и подобные факты из жизни лидеров пятидесятничества здесь: Сэнди Симпсон. Врач? Исцели себя! ^

49. Полохов Д., прот. Религиозная наркомания. ^

50. См.: Краткий толкователь к Ветхому Завету. // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / В рус. переводе с прил. — 4-е изд. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1989. С. 1962. См. там же: Библейская хронология. С. 2101. ^

51. См.: Толковая Библия Лопухина в 3-х т. Т. 2. С. 1089. ^

52. Об этом см., напр.: «К сожалению, не так много церквей, где существует достаточное количество истолкователей (более одного) и где эти истолкователи готовы пройти данный анализ. Однако в церквях, в которых на это пошли, результаты были более чем неутешительные. Смысл истолкования одного и того же места разнился от истолкователя к истолкователю. Так, например, то, что один мог истолковать как благодарение за богатый сбор в церкви, другой толкует как молитву об исцелении своих детей, а третий — близко с текстом первой главы Евангелия от Иоанна» (Винокуров А. Глоссолалия под микроскопом). ^

53. См.: Скерцо Игорь. Истолкование языков. ^

54. См.: Вейсман А.Д. Греко-русский словарь. Репр. — М.,1991. С. 530. ^

55. Там же. С. 327. ^

56. См.: Древнегреческо-русский словарь / Сост. И. Х. Дворецкий. Под ред. проф. С. И. Соболевского. — М., 1958. С. 1524. ^

57. См.: Вейсман А.Д. Греко-русский словарь. Репр. — М., 1991. С. 317. ^

58. Древнегреческо-русский словарь / Сост. И. Х. Дворецкий. Под ред. проф. С. И. Соболевского. — М., 1958. С. 983 – 984. ^

59. См.: Скерцо Игорь. Истолкование языков. ^

60. См. возражения выше, при рассмотрении Причины №2; 4 и 5. ^

61. См.: Саракаева Э.А. Глоссолалия как психолингвистический феномен. ^

62. См.: Форум диакона Андрея Кураева «Человек и его вера». Тема: «Еще раз о пятидесятниках». Тема: #9854. Сообщение: #248668. ^

63. См.: Саракаева Э.А. Указ. соч.; Иные языки; Дунаев Дионисий, свящ. «Говорение языками» и исцеления. ^

64. См.: Форум диакона Андрея Кураева «Человек и его вера». Тема: «Еще раз о пятидесятниках». Тема: #9854. Сообщение: #248231. ^

65. См.: Винокуров А. Глоссолалия под микроскопом. «Если, по Евангелию, людям дар дается Духом Святым "как Ему угодно" (1 Кор. 12:11; Евр.2:4), то у харизматов "говорение на языках" вызывается с помощью специальных приемов вроде совместного декламирования молитвы, возложения рук с непрестанным повторением какой-либо фразы» (Григорьев А., Алексеев В. Указ. соч.). ^

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!