Анализ аргументов пятидесятников:



Часть 2

Следующий опус суперхаризматичного «пророка» довольно часто можно услышать в полемике с пятидесятниками. Речь идет о так называемой молитве на иных языках. Более того, молитва на ином языке и дар глоссолалии пятидесятниками различается. Логика понятна — если уж у нас нет дара языков и их никто не может понять и истолковать, то вот молитвы на языках к Богу понятны только Ему одному, а человек здесь бессилен. Что касается последнего утверждения, то рассмотренное выше выражение из 1Кор.14:9 однозначно говорит нам о бессмысленности не только такого рода глоссолалии, но и молитвы.

Но посмотрим, на чем же основывает Хейгин свое учение о молитве на иных языках и согласии ее с волей Божией (См.: Причина №4). По мысли этого авторитетного для пятидесятников автора, «говорение на языках убирает из наших молитв эгоизм». Это более чем странное утверждение, т.к. зная «трепетное» отношение к глоссолалии харизматиков и их постоянную похвальбу ей, что как раз, по их мнению, подчеркивает особую «благодатность» их движения, трудно не соотнести это с духовной гордыней и эгоизмом [25].

В обосновании своего мнения пятидесятники обычно приводят целый набор искусственно выдернутых из общего контекста библейских цитат, наиболее главной из которых они полагают из Послания к Римлянам: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим.8:26-27). По логике пятидесятников, т.к. человек, по большому счету, не знает, о чем молиться, то такая молитва непременно должна выражаться в экстатической форме «моления на языках» (без участия ума), при этом Хейгином приводится ссылка на некого знатока греческого языка П. К. Нельсона, который утверждает, что дословно приведенный выше отрывок следует понимать так, словно Святой Дух ходатайствует за верующих «нечленораздельными воздыханиями», под которыми следует понимать не только стоны во время молитвы, но и саму глоссолалию.

Вне всякого сомнения, здесь мы имеем пример неправильного перевода и толкования Священного Писания. Во-первых, словосочетание «воздыхания неизреченные» относятся в тексте не к человеческому духу, как предполагает К. Хейгин («Когда ты молишься на языках, то это молится твой дух, силою Святого духа внутри тебя») а к Духу Божьему. Об этом свидетельствует греческий оригинал текста. Там стоит выражение alla auto to pneuma uperentugxanei — «но Cам Дух ходатайствует». Вариант «наш дух» требовал бы другого написания: alla hmwn to pneuma (Ср.: Рим. 8:26) [26]. Во-вторых, словосочетание «воздыхания неизреченные» ( stenagmoiV alalhtoiV ) дословно переводится «как стенания (стоны, воздыхания), не выразимые словесно», другими словами ни о каком подобии речи или языка здесь не говориться.

Но что же тогда хочет сказать Апостол в этом стихе? По мысли святых отцов-толкователей Священного Писания, здесь речь идет о ходатайстве Святого Духа, изливающегося в наших молитвах, «дабы действием Своим укрепить немощь нашу и непредусмотрительность и ходатайствовать перед Богом о том, что полезно для нас» (Св. Амвросий Медиоланский) [27]. Это вполне подтверждается следующим местом из Послания Апостола Павла к Ефесянам: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем » [28] (Еф.3:20). В Апостольских Посланиях под силою Божиею вполне определенно понимается благодать Божия, т.е. действие Святого Духа (См., напр. 2Кор.12: 9). Поэтому «ходатайство неизреченное» — это помощь благодати Святого Духа при совершении молитвы (См.: 1Кор.12:3), она выражается в укрепление духовных и телесных сил молящегося, в принятие нашей молитвы по ходатайству Духа Отцом Небесным и исполнение того, что нам действительно необходимо для спасения [29]. В этом заключается промыслительное и освящающее для верующих действие Третьего Лица Святой Троицы в Церкви, после её возникновения в День Пятидесятницы.

Весьма странно звучит утверждение «пророка обновленного христианства» о том, что молитва на иных языках «стимулирует веру» (См.: Причина №5). При этом, как обычно, совершенно не по теме, приводится новозаветная цитата: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым» (Иуд.1:20). Почему именно это место из Послания из Апостола Иуды стимулирует веру, становится ясно из его толкования К. Хейгиным: «Если Святой Дух сверхъестественно направляет слова, которые я говорю, то для того, чтобы говорить на языках, нужно проявить веру. Потому что я не знаю, какое слово будет следующим — я доверяю в этом Богу». То есть мы опять сталкиваемся с ложной духовностью пятидесятников — опять видим утверждение о том, что молитва должна совершаться помимо ума и воли молящегося, что совершенно не соответствует Библейскому пониманию текста, как это было показано ранее.

Во-первых, в этом месте Апостол Иуда ни коим образом не говорит ни о молитве на языках, ни о глоссолалии. Если пятидесятникам хочется видеть здесь обратное, то тогда вновь возникает проблема введения нового предания «не по Христу» (См.: Кол.2:8; 2Фесс.3:6), о которой уже упоминалось выше. Во-вторых, как и в случае с местом из Послания Апостола Павла к Ефесянам: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф.6:18), не подтверждают экстатический характер молитв харизматиков, а, наоборот, осуждают. Это вполне очевидно было показано при рассмотрении текста из Послания Апостола Павла к Римлянам (Рим. 8: 26-27) (См.: выше), который имеет явную параллель с (Иуд. 1: 20) [30]. Такой же смысл имеет и текст из (Еф.6: 18), особенно если мы сравним его со словами из (Еф.5: 18-19), в которых христиане призываются исполняться Духом и назидать себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». То есть молиться не непонятными бормотаниями и воплями, как у пятидесятников, а вполне определенными молитвословиями, как это происходит на богослужении в Православной Церкви.

По мнению Святителя Феофана Затворника, в этих местах из Апостольских Посланий речь идет о приобретении благодатного дара молитвы, о чем мы говорили выше. Молитва духом и исполнение Духом Святым означает, что молитва должна совершаться не только внешним образом, но и внутренним — совершаться умом в сердце [31]. Молитва должна изливаться из сердец, исполненных Духа Святого и молящийся должен понимать то, что он говорит Богу, иначе как тогда можно воспевать псалмы без разума или назидаться ими, если пророк Давид восклицает: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно » (Пс.46:7,8, ср.: 1Кор.14:19).

В подтверждении этого вполне библейского мнения можно привести еще несколько цитат из Апостола Павла. О том, что Апостол вполне определенно осуждает практику «сверхъестественного направления слов» в молитве без воли молящегося, говорится в 1Кор.12:2: «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас». В своем рассуждении о дарах духовных «Апостол язычников» предупреждает христиан о том, что без участия воли человека нельзя говорить ни о каких дарах духовных. На это указывают слова «так, как бы вели вас», потому что в пассивном, безвольном состоянии человек не может контролировать, проклинает ли он Христа этим даром или прославляет (Ср.: 1 Кор.12:3) [32].

В другом своем послании — в 1-м Послании к Тимофею Апостол однозначно опровергает не только все доводы пятидесятников в пользу какого-то неведомого и непонятного языка, на котором они говорят либо молится Богу, но и говорит об истинном источнике, от которого вдохновляются еретики в своих практиках: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1). Во-первых, Дух Святой говорит ЯСНО (по др. гречески — rhtwV — ясно, явно [33]), т.е. вполне определенно, а не как-то по-другому. Наконец, во-вторых, мы можем справедливо утверждать, что не только запрет на вступление в брак или на употребление той или иной пищи, о чем говорит Апостол в следующих стихах Послания, есть обольщение бесами, но и всякое непонятное, неясное бормотание есть дар не Бога, а веельзевула.

Следствием такого еретического подхода к пониманию даров духовных, когда разум не участвует в познании Бога, является та «духовная» атмосфера на собраниях пятидесятников, которая характеризуется Апостолом как непотребство. Действительно, многое во время молитвенных собраний харизматиков напоминает языческие шаманские камлания: «И как они не заботились иметь Бога в разуме (от epignwsiV — познание [34]), то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!