Глоссолалия в Православной Церкви



Однако истории христианства известны отдельные случаи говорения на иных языках и в последующие времена, когда этого действительно требовала необходимость и польза Церкви. В истории Православной Церкви мы находим удивительные факты, которые говорят нам о том, что в исключительных случаях этот дар по действию благодати Божией проявлялся и у наших миссионеров для целей обращения к Христу языческих народов и для назидания своих христианский собратий.

Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым; †1879), когда он, будучи проездом в Чебоксарах, в 1860 году, совершил Божественную Литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъем у местных жителей и привело многих к вере [8]. О другом совершенно удивительном и истинно Апостольском даре глоссолалии говорит нам житие грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Илариона (†1864), прославленного Православной Церковью в лике святых. Проживая на Святой Горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой иногда, в случае духовной необходимости мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд» [9].

В его житии рассказывается о случае с русским монахом о. Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за свое ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с о. Иларионом. На следующий день, когда о. Феона подошел к старцу и хотел заговорить с ним о случившимся, выяснилось, что о. Иларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю, как» [10].

Попробуем же теперь разобраться с тем, что понимается под даром говорения на иных языках в Новом Завете и то, как искажают смысл Священного текста представители пятидесятников.

Как уже говорилось выше, дар говорения на иных языках у Апостолов проявился в день Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) и выражался в говорении на иностранных языках, которым человек не обучался (Деян.2, 9-11). Более того, в богослужении праздника Пятидесятницы в Православной Церкви, проводится связь этого феномена с вавилонским столпотворением (Быт.11,1-9). В день образования Церкви восстанавливается способность людей понимать друг друга, падают языковые преграды, воздвигнутые грехом [11]. Само чудо говорения на иных языках в день Пятидесятницы, возможно, состояло не только в чуде говорения на незнакомых языках, но и в чуде слышания речи Апостолов трехтысячной толпой (См.: Деян.2, 41). Мы обычно не обращаем внимания на этот факт, но для Апостолов, не имевших современной звуковой аппаратуры, практически невозможно было говорить так, чтобы их проповедь услышала такая масса народа и не только услышала, но и поняла ее содержание. Сами Апостолы прекрасно понимали, о чем они говорили, осознавали произошедшее как чудо и не раз будут к нему возвращаться, особенно в вопросе приема язычников в христианскую Церковь (См.: Деян.11, 15; 15, 8).

Зачем нужны иные языки пятидесятникам?

Что же говорят по этому поводу харизматики? При рассмотрении аргументов в подтверждение своего мнения о якобы обязательности проявления дара языков при «крещении Духом Святым» мы видим явные подтасовки в цитатах из Нового Завета. В основах вероучения христиан веры евангельской (пятидесятников) утверждается, что говорение на языках, «как Дух дает провещевать», является первоначальным признаком крещения Духом Святым. В подтверждение своей мысли члены пятидесятнических организаций приводят следующие ссылки на Писание: Ин.15:26; Деян.2:4; 10:44-46; 19:1-7 [12]. Однако цитата из Евангелия от Иоанна: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15, 26) никоим образом не говорит о феномене глоссолалии, если однако не понимать под этим чисто языческое явление, которое мы встречаем у прорицателей, когда в состоянии экстаза языческий жрец или жрица становились орудием или марионеткой духа и в таком состоянии произносили бессмысленные слова или звуки от имени языческого божества [13]. Кстати, именно подобная практика говорения на языках была распространена в культе поклонения богине Диане в Коринфе, о чем упоминает Апостол Павел в 1Кор.12:2, говоря о «безгласных идолах» [14]. Поэтому для нас не удивительно, когда в текстах и проповедях харизматиков мы находим рекомендации о необходимости совершенно пассивного, эмоционального и экстатического состояния для того, чтобы принять и ощутить «крещение духом», для этого нужно: «Предоставить свое тело в качестве храма для Святого Духа и члены — в орудия праведности» [15].

В Интернете можно найти и другие примеры специальной подтасовки Библейских цитат пятидесятниками, например, в книге «Тематическая программа Библейской школы по учению ОЦ ХВЕ» (Винница: Слово христианина, 1998) в разделе «Крещение Духом Святым» даются ссылки, которые свидетельствуют об обязательности говорения на языках при «крещении духом» (Деян.2:3-4, Деян.10:44-46, Деян.11:15-17, Деян.9:17, 1Кор.14:18, Деян.19:1-6, Еф.1:13, Мк.16:17, Деян.8:15-18, Деян.8:39, Иоан.3:6-8) [16]. Однако при чтении этих мест из Писания становится очевидным, что почти половина из приведенных ссылок не имеет отношение к дару говорения на языках (См.: Деян.9:17, Еф.1:13, Деян.8:15-18, Деян.8:39, Иоан.3:6-8). Объяснение данному факту может быть немного — или это намеренная попытка ввести незнающего Священное Писание человека в заблуждение, или так называемые протестанты изменили своему фундаментальному принципу «sola Scriptura» (только Писание) и вводят свою, новую, неизвестную древней Церкви традицию толкования и понимания Библии (См., напр.: 2Фесс.2, 15). Тогда совершенно непонятно, почему самоназванные «протестанты» так ополчаются на Священное Предание Православной Церкви, когда речь заходит о православном вероучении?

На самом деле в Новом Завете встречается следующие места, в которых упоминается о говорении на языках: Мк.16, 17; Деян. 2, 4; 10, 46; 19, 6; 1 Кор. 12 – 14 гл. В книге Деяний Апостолов разъясняется каким образом этот дар проявлялся в Церкви. Во 2-й главе книги говориться о том, что речь учеников Христа понимали представители тех народов, которые пришли в Иерусалим на праздник иудейской Пятидесятницы и стали свидетелями апостольской глоссолалии: «мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян.2, 8). При этом следует отметить то, что потребности в толкующих языки (т.е. в переводчиках) у Апостолов в день Пятидесятницы не было — все было всем понятно. Да и сами ученики Христа, как следует из речи Апостола Петра, понимали то, о чем они проповедовали (Деян.2, 14-36). Об этом говорят такие авторитетные толкователи Священного Писания, как например, Святитель Иоанн Златоуст и Святитель Феофан Затворник [17].

О том, что другие случаи говорения на языках в Деяниях Апостолов носили такой же характер, свидетельствуют сами ученики Спасителя. Апостол Петр рассказывая в Иерусалиме о крещении сотника Корнилия, говорит следующее: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале» (Деян.11, 15). Другими словами говорение на иных языках в доме Корнилия, о котором говорится в Деян. 10, 46, было таким же как и у Апостолов в Пятидесятницу — говорением на иностранных языках (в данном случае можно предположить древнееврейский или арамейский язык) которым человек не обучался. Об этом же говорится и в Деян. 15, 8, где раскрывается причина глоссолалии у язычников — показать верующим из иудеев равенство всех во Христе и необходимость принятия в Церковь верующих из язычников: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам ; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян.15, 8-9).

О тождественности проявления говорения на иных языках с упомянутым выше случаями мы встречаемся и при крещением христиан в Ефесе Апостолом Павлом: «и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян.19, 6). Здесь уже говорится о том, что слушателями глоссолалии были люди-носители одного языка (кроме самого Апостола Павла), однако сомнения в том, что это был случай говорения на вполне определенных иностранных языках быть не должно, т.к. Апостол Павел, который, как свидетельствует Писание, знал много иностранных языков (См.: 1Кор.14, 18), это лично подтверждает [18].


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!