Погружение» в сравнение (межпредметное «погружение»)



Данный опыт осуществлен в московской школе № 734, входящей в состав НПО «Школа самоопределения» (генеральный директор А.Н. Тубельский). Сравнение рассматривается «не как особый предмет в ряду изучае­мых в школе, а как универсальное средство познания. Важно не только дать знания о сравнении, но и научить применять сравнение как инстру­мент для открытия нового». Поскольку способ сравнения достаточно уни­версален (всепредметен), то эту работу эффективнее проводить не одному учителю–предметнику, а всем работающим в классе. Поэтому, кроме поня­тия «погружение в сравнение», которое чаще употребляется в публикациях учителей школы, руководитель эксперимента А.Н. Тубельский такой опыт называет «межпредметным погружением». Анализ публикаций показыва­ет, что между этими понятиями есть некий иерархический нюанс. Его суть состоит в том, что, с одной стороны, «учителя, работающие в одном классе, проводят так называемые межпредметные погружения, когда в те­чение нескольких дней вместе работают над одними понятиями или универсальными умениями», а с другой стороны, одним из таких универсальных умений является сравнение, поэтому «погружение» в сравнение является, на наш взгляд, частным случаем межпредметных «погружений», ибо сравне­ние не является единственным методом познания, который в определенной степени можно назвать универсальным.

В двух различных публикациях, подготовленных одной и той же груп­пой учителей, описан опыт работы с учениками 6–х классов. Характерны цели «погружения», поставленные педагогами:

1. Перевести сравнение и у учащихся, и у нас самих с интуитивного уровня на уровень осмысления (сравнение как культурная операция).

2. Создать универсальный алгоритм сравнения.

3. Вывести каждого учащегося на обдумывание своего собственного пути сравнения.

4. Используя сравнение, приблизиться к пониманию сущности объектов, то есть выйти на формирование понятийного мышления.

5. Показать ребятам возможность успешной работы при кооперировании, взаимодействии».

В такой модели образовательной технологии были выделены следующие этапы «погружения» с соответствующими им формами работы:

В течение такого «погружения» у учеников был выработан алгоритм сравнения, включающий четыре ступени:

1) наблюдение;

2) нахождение основания для сравнения;

3) нахождение сходства и различия;

4) вывод.

Выводы, сделанные учителями–экспериментаторами, состоят в том, что «погружение» в сравнение целесообразно проводить в 5–6–х классах основной школы, когда развитие способности сравнивать наиболее своевременно. Кроме того, обосновывается необходимость разработать инструментарий других типов межпредметных «погружений», в основу которых бы­ли бы положены другие универсальные способы познания (причинно–следс­твенные связи, анализ, синтез и др.), но этот пласт экспериментальной работы еще впереди.

 

Погружение» в культуру

Под данным понятием разные авторы подразумевают содержательно различные виды учебной деятельности. А.В. Хуторской под «погружением» в культуру понимает уже описанное эвристическое или метапредметное «погружение», предметом которого является изучение той или иной культурной эпохи (например. Древней Греции). Это постепенное «вживание» в эпоху и ее культуру.

Схема организации такого «погружения» может выглядеть следующим образом:

1. Выбор культуры, представляющей несомненный интерес для учащихся и учителей отдельного класса, параллели классов или для всей школы.

2. Определение ключевых, центральных моментов «погружения» – праздников, фестивалей, турниров и т.п., которые станут итоговыми в конце года, полугодия или четверти в зависимости от выработанной стра­тегии.

3. Конкретизация деятельности классных руководителей (воспитате­лей), которые должны будут выстроить систему классных часов в соот­ветствии с культурологическим содержанием «погружения», особенностями своего класса, конкретными воспитательными задачами.

4. Направленность деятельности школьных творческих объединений – клубов, кружков, секций, способных внести свою лепту в подготовку ито­говых праздников. Тематика занятий школьных объединений также должна быть скорректирована с учетом «погружения».

5. Ориентация на привлечение к работе преподавателей всех школь­ных дисциплин.

6. Конкретизация внешкольной деятельности, где на первый план выходит знакомство с такими выставками, спектаклями, фильмами, которые согласуются с содержанием «погружения».

7. Ориентация деятельности школьной библиотеки на подбор литературы по определенной тематике.

8. Создание координационного совета.

9. Формирование творческих групп учащихся, объединяющих по интересам школьников, увлеченных какой–либо одной идеей, проблемой и т.д.

Принципиальным является то, что в «погружение» в культуру вовлекается большое количество участников: и учителей, и школьников. Созда­ется своеобразная ситуация «погружения» в образовательную среду. Такая форма концентрированного обучения требует тщательной подготовки и сла­женного ансамбля педагогов, умеющих преодолеть свой «педагогический эгоизм». Следует добавить, что «погружение» в культуру должно быть хо­рошо обеспечено методически.

Данный вариант технологии концентрированного обучения уже выходит за пределы просто урочной деятельности и охватывает все сферы школьной жизни, включая сферу дополнительного образования.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!